Расширенный поиск
17 Октября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
Страницы: 1 2 3 4 След.
Балкария и Карачай в цифрах и документах (новая тема о старом), Только документы, никакого спора...
 
???!!!
Изменено: Башиланы Азамат - 28.02.2014 20:21:23
 
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ О ЛИЧНЫХ ПРАВАХ ГОРЦЕВ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Записка о горцах Баталпашинского уезда[1]

…Нынешнее горское население Баталпашинского уезда составилось из остатков разных горских племен, населявших до 1862 года все пространство между реками Кубанью и Лабою. После выселения почти всей массы горцев из Кубанской области в Турцию остатки разных племен соединены в общие аулы, вследствие чего большая часть аулов представляет не однородное население, а смесь, и так как в последние годы военных действий но замирению западного Кавказа горцы переселялись из одного места на другое, причем, само собою разумеется племена мешались одно с другим, то теперь весьма многие заявляют претензию на такие права, которыми бы они не могли пользоваться, если бы не целый ряд передряг и не выселение большинства горского населения, которые лишили возможности оставшихся строго соблюдать старые обычаи.
Поэтому теперь определение, к какому сословию принадлежит тот или другой из претендателей, потребует самой строгой разборчивости, тем более, что из некоторых племен осталось самое незначительное число семейств. За всем тем горцы Баталпашинского уезда могут быть разделены на четыре главные категории, расы, именно:
1. Адыгейскую (черкесскую), к которой должны быть отнесены Кабардинцы, Бесленеевцы, Абадзехи, Егерухаевцы, Бжедухи, Шапсуги, Натухайцы.
2. Абхазскую, к которой должны быть отнесены Абазинцы, Шегиреевцы, Кизильбекцы и Кувинцы.
3. Ногайскую, заключающую в себе остатки Тахтамышевских, Мажуровских, Мансуровских и Джамбулувоских ногайцев, переселившихся почти поголовно в Турцию.
4. Карачаевскую, которая состоит исключительно из одних карачаевцев, сохранившихся от всех прочих племен отдельно, без всякого с ними смещения и не давших ни одного переселенца в Турцию.

…Четвертая отдельная народность между горским населением Баталпашинского уезда есть Карачаевская, Карачаевцы ведут свое происхождение прямо на Турции, рассказывая, что некто да имени Карча – родственник Аксак Султана – приехал сначала в Крым, а потом со своими приближенными удалился оттуда в местечко Джеметей, существующее еще и до ныне на берегу Черного моря, близ Анапы. Оттуда, вследствие появления змея, пожиравшего людей, Карча переселился на верховья р. Большой Лабы и Большого Зеленчука, в так называемые долины Загзана и Иркыза, где все общество переселенцев бывшее, повиднмому, весьма небольшим, попало вод власть Кизильбекцев, живших как рад напротив них южном склоне Кавказского хребта.
Ежегодные побори, которыми Кизильбекцы облагали переселенцев, делаясь все тяжелее, вынудили последних перебить всех посланных Кивильбеками за собранием дани и перекочевать на Баксан. Здесь Карча и его товарищи по переселению сделались соседями Кабардинцев, с которыми так же завели неприязнь, кончившуюся тем, что Карча вынужден был бежать в Сванетию, откуда стал действовать набегами и настолько удачно, что вынудил Кабардинцев ин мировую, которая и была заключена на Баксане, где до сих пор еще показывают камень, расколовшийся под Карча во время заключения этой мировой, и здесь било положено, что за всех убитых товарищей Карча и взятых в плен Кабардинцы дадут плату своими людьми. Последствием «того явились в Карачае фамилии, пришедшие в виде выкупа и одной ив таких фамилий считается фамилия Таммиевых, хотя по другим сказаниям родопроисхождение их иное. Вообще все это сказание легендарное, хотя несомненно, что карачаевцы жили прежде в долине Иркиза и Загзана, а потом на Баксане и зятем уже на настоящем месте жительства, которое было разыскано одним ив внуков Будияна, Боташем, во время охотничьих похождений. С Карча были везде как товарищи, признавшие его, только за его доблести, главою, но не владыкою, три личности:

Будиян, Науруз, Адурхай от которых и пошли настоящие роды карачаевцев, но так как Карачай по своему малодоступному положению весьма представлял удобное место для укрытия равным лицам от преследований за убийство или другие преступления, то кроме потомков Будияна, Адурхая и Науруза, товарищество которых с Карча никем не оспаривается, явились фамилии, ведущие свое родопроисхождение от двух неизвестных личностей: Хустоса и Шадибека, из которых последний считается также если не современником и сподвижником самого Карча, то кого-либо из сыновей или внуков.

[1] Уезд образован в январе 1871 г. (Ред.)

БАТАЛПАШИНСКИЙ УЕЗДНЫЙ НАЧАЛЬНИК Н.ПЕТРУСЕВИЧ Основание: ЦГА СО АССР, фонд 262, опись I, дело 71 д.л.102-121
 
!!!???
Изменено: Башиланы Азамат - 28.02.2014 20:22:23
 
!!!???
Изменено: Башиланы Азамат - 28.02.2014 20:23:48
 
???!!!!
Изменено: Башиланы Азамат - 28.02.2014 20:24:52
 
Цитата
Башиланы Азамат пишет:
Имена: 1. Асланмирза Давид оглы, 2. Темиршок Кербаш оглы, 3. Басьяд Кербаш огли, 4. Мамед Гермушзал оглы, 5. Алымирза Озан(Озал) оглы, 6. Аслан Агбабы оглы, 7. Жане Биалмег оглы, 8. Браг Оздан оглы, 9. Элкуча Оздан оглы, 10. АлбекБутиш (Буташ?) оглы, 11. Муса Хуби оглы, 12. Кучик Биялмег огли, 13. Сулейман Бутиш огли, 14. Гермикри Али огли и 15. Али Бек Эфенди.
Аслан-Мырза Дудов ???
Темирчок Карабашев ???
Басият Карабашев ??
Мамем Гермушзал (Не Къарачайлы)
Алимырза Узденов ??
Аслайн Агбабы (может Айбаз улу ) ??
Жане Биалмег ???? (не знаю что будет )
Браг Узденов ?? ( Имя кау будет)
Эльчука Узденов ??
Алибек Боташев
Мусса Хубиев
Кючюк Биялмыг ( не знаю что похоже даже ?)
Сулейман Боташев
Герий Алиев
Алибек Эфенди ??? (как фамилия) ??
 
Цитата
Barsil пишет:
Мамем Гермушзал (Не Къарачайлы)
Аслайн Агбабы (может Айбаз улу ) ??
Жане Биалмег ???? (не знаю что будет )
Кючюк Биялмыг ( не знаю что похоже даже ?)
14. Гермикри Али огли
Кърымшаухал
а может и Акбаев
Джан и Кючюк (Дебо улу ) Байрамуковы
Цитата
Добавим, что, помимо него, у Кючюк-хаджи были сыновья Таусолтан, Джан, Исхак, Сюлемен и дочь Хаджибар.
Кърымгерий Алиев
 
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Изменено: Башиланы Азамат - 28.02.2014 20:25:30
 
РАПОРТ ЗАВЕДУЮЩЕГО БАТАЛПАШИНСКИМ ОКРУГОМ Н.Г. ПЕТРУСЕВИЧА, ИСПРАВЛЯЮЩЕГО ДОЛЖНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЯ ГОРСКИХ НАРОДОВ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ ЭФЕНДИ АЛИ АБУКОВА С КРЕПОСТНЫМИ КРЕСТЬЯНАМИ
(27 сентября 1865 г., пост Николаевский)


В прошлом году, в октябре месяце крестьяне, принадлежащие эфендию Али Абукову, братья Ибрагимовы и другие в числе 8 человек, будучи подвергаемы различным притеснениям, Абуковым угрожаемым за неисполнение ими приказания убить Ожая Байчорова, с которым он имел поземельный спор, подвергнуты им жесточайшему истязанию. Крестьяне эти, зная свирепость Али Абукова, привязавшего одного из своих крестьян, по имени Берикета, за шею железною цепью зимою в сакле, от чего тот умер, подали прошение на своего владельца Али Абукова, надеясь на справедливую защиту и покровительство.

В то же время житель Абуковского поселка Али Бесленеев подал прошение на Али Абукова, что он 2 раза на его покосное место, где уже было накошено, оба раза по несколько копен сена, выпускал свой конный табун, которым все его сено, сложенное в копны, было распадено (разбросано), и покосное место выбито и вытравлено. Самого же [Бесленеева] Абуков, встретив, избил палкой, причем прошиб ему голову, в каком виде он приносил жалобу на Абукова полковнику Ильинскому, председателю комиссии, бывшей в прошлом году для осмотра земель Карачая и соседних с ним.

Немного раньше того между Абуковым и карачаевским узденем Ожаем Байчоровым возник спор по поводу земли, нанимаемой ими рядом на Хумаринском участке. Спор этот едва не кончился убийством Байчорова, если бы Абукова не удержали присутствующие. Для решения спора был послан бывший при Верхнее-Кубанском округе словесным переводчиком прапорщик Алабердов, указавший им границы, которыми Абуков не удовольствовался, вследствие чего возникла опять ссора, для разбора которой вторично был послан Алабердов, нашедший, что Абуков пас свой табун на земле, оставшейся за Байчоровым, и на его же земле поставил свой кош, почему Алабердов, распорядившись согнать табун с земли Байчорова, обо всех неправильных поступках Абукова донес начальнику бывшего Верхнее-Кубанского округа, представляя поданные ему два прошения и рапорт Алабердова, просил для усмирения Абукова назначить следствие, которое начальник штаба войск Кубанской области предписал командиру 4-й бригады Кубанского войска поручить одному из подведомственных ему офицеров, вследствие чего назначен был войсковой старшина Соколов.

Доводя об этом до сведения Вашего высокоблагородия и принимая во внимание, что на основании положения в военно-народных округах Кубанской области все дела туземцев между собою должны решаться в окружных словесных судах, прошу ходатайства Вашего об истребовании этого дела от войскового старшины Соколова и передаче его в управление Эльбрусского округа для решения в окружном словесном суде.

Заведующий округом артиллерии штабс-капитан Петрусевич.

ГАКК. Ф. 774. Оn. I. Д. 239. Л. 1-2.
 
Рапорт о переговорах с карачаевцами о возобновлении подданства России


РАПОРТ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА Г. В. РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ПЕРЕГОВОРАХ КНЯЗЯ И. В. ШАХОВСКОГО С КАРАЧАЕВЦАМИ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРИСЯГИ НА ВЕРНОПОДДАНСТВО РОССИИ
(24 сентября 1834 г., г. Тифлис)


Отношением от 5 июля за № 849 я имел честь сообщить вашему сиятельству о переходе генерального штаба штабс-капитана князя Шаховского из Сванетии через снеговой хребет на северную покатость Кавказа, по направлению горы Ламария, земель Уруспиевцев и Баксанского ущелья и о данном мною ему приказании возвратиться в Сванетию через Карачай, дабы получить верное сведение, который из двух путей через снеговой хребет удобнее в сем направлении. Офицер сей, вполне оправдавший мое доверие отличным исполнением возложенного на него трудного поручения, показал ныне новый опыт благоразумия и распорядительности: на обратном пути он успел, сходно с данным ему многонаставлением, склонить карачаевцев к возобновлению присяги на верноподданство государю императору. Народ карачаевский обитает в вершинах реки Кубань, народонаселение оного можно положить до 5 000 душ, кои разделяются на два сословия: старшин и вольный народ. Карачаевцы неоднократно производили набеги сами или вместе с др. горцами на наши границы. В 1828 г. генерал от кавалерии Емануель проник в земли и в залог верности взял от них аманатов, но как они продолжали пропускать хищников через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничествах, то аманаты их отправлены в начале 1833 г. в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов. По положению своему карачаевцы весьма много могут содействовать к обеспечению спокойствия окрестностей Минеральных Вод и Кабарды, дабы успеть убедить их к сему, я разрешил штабс-капитану князю Шаховскому обещать им, что прежние аманаты их будут возвращены, если они изъявят вновь покорность на выгодных для нас условиях. На что они обещались:

1. Давать по одному аманату от старшин и вольного народа.
2. Принять к себе приставом одного из преданных нам Кабардинских князей, дабы при проходе хищнических партий с Закубанскими князьями народ карачаевский мог поднимать оружие на княжеские роды, ибо по существующему у некоторых горцев древнему обычаю простой народ не может сражаться с князьями, не имея на то приказание от равных им родом.
3. Прекратить всякое дружелюбное отношение с неприязными нам горцами, содержать караулы от вершин Кавказских гор до реки Моржисина, что близ каменного моста на Кубани, и удерживать хищнические партии, не превышающие тысячи человек, если же их будет более, то давать знать урусбиевцам и ближайшему воинскому посту.
4. Если хищнические партии прорвутся ниже речки Маржисина, то ближайшее воинское начальство обязано уведомить о том карачаевского пристава, дабы он успел принять надлежащие меры к содействию в случае преследования хищников русскими войсками. Если правительство признает нужным ввести в Карачаевские земли войска, то они должны по возможности оказывать помощь оным.

Во время продолжавшихся переговоров между князем Шаховским и старшинами карачаевский народ сей доказал на опыте свое усердие и пользу, которую можно ожидать от искренней их преданности. Партия хищников, переправясь через Кубань, угнала из Кабарды 6 баранов и 60 штук рогатого скота и увлекла в плен трех мальчиков; почетнейших из старшин карачаевских семидесятилетний старик Крым Шамхалов с 30 своих людей бросился в погоню, нагнал хищников и невзирая на то, что их было 140 человек, остановил и удерживал до того времени, пока не получил подкрепление от народа, потом, отбив у них всю добычу, возвратил кабардинцам по принадлежности.
О чем имею честь сообщить вашему сиятельству, покорнейше прошу исходатайствовать высочайшее соизволение на возвращение из Дмитриевского полубаталиона военных кантонистов, сосланных в оный в 1833 г., карачаевских аманатов, означенных в прилагаемом при сем списке.

Генерал-адъютант барон Розен.

Пометка: Карачаевских аманатов, отправленных 6 мая 1833 г. в Дмитриевский полубаталион, возвратить на родину.
Подписал военный министр генерал-адъютант граф Чернышев.
 
 
ПРОШЕНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ КОМАНДУЮЩЕМУ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ Г.А. ЕМАНУЕЛЮ
О ПРИНЯТИИ ИХ В РУССКОЕ ПОДДАНСТВО И ОКАЗАНИИ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

(Не ранее 22 октября 1828 г.)



1. Повинуясь воле вашего высокопревосходительства, обязуемся отныне впредь ни в чем не провиняться против России и виновных людей, как-то кабардинцев и пр., к себе отнюдь не принимать, к ним не приобщаться, быть всегда российскому престолу верноподданными, подтвердить присягою, нами напредь сего похищенное людьми, скотом и пр. имуществом без изъятия под присягою возвратить.
2. Во удостоверение вышеописанного даем из назначенных вами четырех фамилий аманатов.
3. Буде через наши земли проедут многочисленное черкесское войско для вторжения в Россию, мы не в состоянии будем удержать, в том нас не обвинять, но только зараз обязаны о том дать знать. А коих мы в состоянии будем удержать, за тех отвечаем.
4. Если кто имеет из подданных российскому императору подобных нам мусульман на нас какую ни есть претензию, или мы на них, предоставить нам разобраться по нашим обычаям шариатом.
5. Для мены и торговли учредить нам на речке Куме у крепости Хахандуковской меновой двор, дабы мы могли тамо получать соль, железо, товар и хлеб и были бы пропускаемы в пределы России по своим надобностям.

Обо всем вышеописанном мы все, карачаевские старшины и весь народ, прибегая к милосердию вашего высокопревосходительства, всенижайше просим о принятии нас под свою великодушную пощаду и об оказании нам неограниченной милости.

На подлинном за неумением никакой грамоты приложивши перстнями чернильные знаки сего карачаевского народа
вали Ислам Крым Шамхалов,
Мудар Кажаков,
Темирчок Карабашев,
Аслан Мурза Дудов,
Бек Мурза Кожаков,
Жанхот Карабашев,
Аджи Ибрагим Боташев,
Наны Дудов,
Валат Карабашев
и Таулу Мурза Кожаков.

Подлинное переводил капитан Соколов.

Верно: генерал от кавалерии Емануель.
 
Согласно "Именному списку" подарки и деньги получили:

1) Народный эфенди Магомет Хубиев – бриллиантовый перстень.

2) Поручик Магомет Крымшамхалов – золотые часы и 23 рубля 60 копеек.

3) Подпоручики: Абдырзак и Бадра Крымшамхаловы – по 15 рублей 45 копеек,
Каншау-Бий Крымшамхалов – золотые часы и 25 рублей 75 копеек,
Шмауха Дудов – серебряные часы и 15 рублей 45 копеек,
Магомет Дудов – 13 рублей 50 копеек,
Керти Салпагаров, Эль-Мырза Узденов, Алий Джараштыев – по 10 рублей 30 копеек,
юнкер Аслан-Бек Крымшамхалов – 20 рублей 30 копеек.
Прапорщик Тау-Солтан Карамурзин – 10 рублей и абхазский князь Кадыр-Бей Маршания – 10 рублей 30 копеек.

4) Князья: Тау-Солтан Крымшамхалов – 15 рублей 45 копеек,
Исмаил Крымшамхалов – 10 рублей 30 копеек,
Наныу Дудов – 11 рублей 30 копеек,
Алий и Темирчок Карабашевы – по 5 рублей 15 копеек.

5) Уздени: Ахмат Азаматов – 20 рублей 60 копеек;
Кулчора Кочкаров, Азамат Коркмазов и Науруз Семенов – по 10 рублей 30 копеек,
Барак Узденов, Даулет-Гери Хасанов, Хусин Хубиев и Джамболат Ахматов – по 5 рублей 15 копеек,
Аппа Эркенов, Сулемен Боташев – по 5 рублей.[i]



[i]. Там же, д. 1612, лл. 11, 2-3, 5, 10, 8-8об., 12-12об.
 
№… Письмо крымского хана Крым-Гирея к донскому войсковому атаману Степану Ефремову об урегулировании крымско-кабардинских конфликтов.

17 октября 1760 г.

Перевод с копии письма крымского хана Крым-Гирея, писанного к донскому войсковому атаману Степану Ефремову, присланного при рапорте наказного атамана Ивана Илавайского из Черкаска от 15 ноября. А здесь в Коллегии полученного в 10-й день декабря 1760 года.

Между командирами избраннейший, почтеннейший, ныне на Дону командующий верный наш приятель Стефан Ефремов по многократном вам дружеском поздравлении приятельское объявление состоит в сем:

По произшедшей издавно с отцом вашим Данилою между нами дружбе я весьма обрадовался, что по смерти отца Вашего от Российской Государыни на его место Вы пожалованы.

При сем Вам объявляю. Ныне отправленной Ваш человек, Иван Селиванов, с имеющимися при нем четырмя человеки казаками и калмыками, к нам приехал, чрез которого как письмо Ваше, так и присланной от Вас в презент один сокол, нами получены. А в письме пишете об отправленном в прошлом году от отца Вашего к кубанскому сераскеру посланце Тарасове и находящихся при нем двух казаках и двух калмыках, якобы они ныне находятся в полону у Абазинцов, в горах живущих.

А понеже как оныя люди ваши и посланной с ними от Саадет-Гирей солтана человек, нападением Халим-Гирей хановым сыном Крым-Гирей солтаном, в урочище, называемом Чалбаш, пойманы и Карачайским народам1 проданы, о сыску которых к кубанскому сераскеру и к реченному Крым-Гирей солтану и к дятьке его Аклав-Мурзе, с нашей стороны подтверждено, – и о всем том тогда же и к отцу Вашему от нас писано было. И после того точно известились мы, что означенной солтан Халим-Гирей ханов сын с теми взятыми им людьми у Карачайцов1 был. А потом еще уведомились, что помянутой Крым-Гирей солтан, продолжая нам свою противность к Темергуйцам приехал, токмо те пропалые люди имеются ль в Абазе или нет, того нам неизвестно. И ежели они находятся в живых и у Абазинцов, то в сыску их всякими мерами стараться будем и с нарочными к вам отправим. И тако впредь по сему делу с вашей стороны людей своих присылать сюда не для чего, – понеже и к кубанскому сераскеру Багадыр-Гирей солтану о сыску оных и об отправлении к вам подтвердительное повеление учинено. И когда они сысканы и к вам с нарочными отправлены будут, то по приезде к вам сами они розказать могут, где и у кого находились.

При сем же Вам еще объявляю, что Кабардинской народ приемом к себе беглецов наших в противность заключенного между обеими империями вечного мира трактата поступают, и також в кубанской стороне находящаяся, солтаны, беки и мурзы, когда на присланных от вас к нам посланцов и казаков ваших нападают и до смерти убивают, а живых в полон берут, и по учиненным нам о таких их противных поступках известиям, когда возжелаем их наказывать, но они в самое то время для спасения своего от наказания в Кабарду бегают, за которыми беглецами чрез посыланных посланцов наших им, кабардинцам, хотя и писано от нас бывает, что такой их, беглецов наших, прием учиненному между обеими империями вечного мира трактату противно, ибо в заключенном трактате имянно изображено, как наших беглецов в Российской империи, так и российских беглецов в нашей империи, не принимать; но они, кабардинцы, от того не воздерживаются, чего ради и с вашей стороны о сем обстоятельстве к ним, Кабардинцам, подтверждено было, дабы они беглецов наших не принимали и назад отдавали.

А вышеписанные ваши пропалые люди, как и выше сего значит, естьли доподлинно у Абазинцов и в живых находятся, сысканы и с нарочными к вам отправлены будут, и для вашего известия с сим нашим письмом присланные ваши люди к вам возвращаются, чрез которое известным быть можете.

17 октября 1760 года, месяца рабиаль эввела 20-го дня 1174 года.

В печати изображено: Крым-Гирей хан, Девлет-Гирей ханов сын.

Переводил секретарь Александр Турченинов.


АВПРИ. Ф. Кабардинские дела. 1760 г. Д. 6. Л. 24-26 (Перевод с копии).

1Выделено ред. Под карачайскими народами скорее всего подразумевались карачаевцы и балкарцы, а также часть адыгских и абазинских народов, проживавших в Карачае. Данное письмо еще раз подтверждает об относительной зависимости Карачая от Османской империи. Данное положение, с одной стороны, позволяла карачаевским владельцам вести самостоятельную политику в отношении обществ, находившихся в составе Российской империи, с другой – стесняла их земли границей между Османской и Российской империями по р. Кубани, установленной ими по Белградскому мирному договору 1739 г. – М.Д..

 
№… Из докладной записки

«О переходе из Абхазии капитана Лисовского через становой хребет на Кавказскую линию. Карачай»

(выдержки)

1841 г .



Пользуясь средствами, данными мне Командующим войсками на Кавказской линии и в Черномории Его Превосходительством Г. Генерал-Лейтенантом Гурко, я приехал 4 декабря 1842 г. в Карачай от Боргустанской станицы…

Карачаевцы обитают в верховьях Кубани и нижней части реки Доут, втекающей в Кубань с левой стороны…1

От соединения Шукулана2 с Хурзуком по левому берегу Кубани верст на семь вдоль ея течения тянется разбросанный аул Кюнным…1

Большой и хорошо устроенный аул Карт-Джюрт…1

В одной версте ниже Джаланкульского3 моста Кубань принимает с левой стороны реку Доут4, по которой в полтора версты от устья живут также Карачаевцы... 1

Хребет гор между рекой Доут и Тебердою составляет границею между Карачаем и Тапантою, то есть пространством земли, заключающейся между Доуто-Тебердинским хребтом и рекою Уруп…1



РГВИА. Ф. 13 454. Оп. 6. Д. 444 1842. Л. 6 об. – 9 (Подлинник).



1Опущены несущественные детали. – ред.

2Верное – Учкулан. – ред.

3Верное – Джаланкольского. – ред.

4Верное – Дуут. – ред.

 
"Конец! Дурно составлен. Нужно было предоставить подробные соображения, а не общее указание…1 Петрусевич [Подпись]

1477 дворов+579 +(294+551 [дворов крестьян или 845] ;) = 2901+ до 150 дворов унаут=3051 – более чем на точных списках… крестьяне вошли (?) – править и доложить… крестьяне [вольноотпускаемые]… 2455+466=2911 [?]".

Это резолюция 21 апреля 1867 на составленные списки Н.Г. Петрусевича, в котором число безфамильных крестьянских семей в Карачае оказалось более 40% из общего числа крестьян + древних и поздних вольноотпущеников еще 20%, при этом, например, уже к 1867 году, т.е. до отмены крепостного права в Карачае в 1868 году, было до 27 семей крестьян, которые носили фамилию своих господ дворян Хубиевых, так же как 22 крестьянские фамилии носили фамильное имя своих господ, в то же время в списках 1868-1872 годов вольноотпущеннники вошли в состав узденей и даже биев и чанков, что возмутило карачаевских владельцев, а через них российскую имперскую администрацию.
Прикрепил эти данные и две предыдущие д.и.н. М.Д. Каракетов

 
Цитата
Barsil пишет:
Браг Узденов ?? ( Имя кау будет)
Баракъ. Очень часто встречавшееся у нас в прошлом имя.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Murat пишет:
"Конец! Дурно составлен. Нужно было предоставить подробные соображения, а не общее указание… 1 Петрусевич [Подпись]

1477 дворов+579 +(294+551 [дворов крестьян или 845] = 2901+ до 150 дворов унаут=3051 – более чем на точных списках… крестьяне вошли (?)– править и доложить… крестьяне [вольноотпускаемые]…2455+466=2911 [?]".

Это резолюция 21 апреля 1867 на составленные списки Н.Г. Петрусевича, в котором число безфамильных крестьянских семей в Карачае оказалось более 40% из общего числа крестьян + древних и поздних вольноотпущеников еще 20%, при этом, например, уже к 1867 году, т.е. до отмены крепостного права в Карачае в 1868 году, было до 27 семей крестьян, которые носили фамилию своих господ дворян Хубиевых, так же как 22 крестьянскиефамилии носили фамильное имя своих господ, в то же время в списках 1868-1872 годов вольноотпущеннники вошли в состав узденей и даже биев и чанков, что возмутило карачаевских владельцев, а через них российскую имперскую администрацию.
Прикрепил эти данные и две предыдущие д.и.н. М.Д. Каракетов
А есть какие-либо исходные архивные данные этой Резолюции?
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Murat пишет:
Хребет гор между рекой Доут и Тебердою составляет границею между Карачаем и Тапантою, то есть пространством земли, заключающейся между Доуто-Тебердинским хребтом и рекою Уруп…1
Ма блайчыгъын англаялмайма, граница къалайы бла болады, бир ачыкълагъыз ?


Цитата
z2123 пишет:
Баракъ . Очень часто встречавшееся у нас в прошлом имя.
Хоу тюз айтаса, артдан, ол кесим салгъан сообщенияда тюбюнде "Уздени" деб полчили подарки деб Баракъны да джазыб турадыла )
 
Почтальон Печкин айтханлай, "а где печать"? Откуда это известно, что то, что здесь написано, есть документы, а не выдумки авторов?
Начиная с первого поста "Прошение карачайЦОВ"? Не надо спорить, раз тема не для споров, просто указывайте что за документ, где он хранится, откуда вли информацию до того, как выложить ее здесь. Что за прошения грузинскому высокопревосходительству? А оглы? Понапишут, потом другие будут ссылаться: "Вот, карачаевцы сами в своем Эльбрусоиде пишут," - и попробуй потом откреститься.
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Murat, а разве в Карачае крепостное право было?
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Цитата
Barsil пишет:
Ма блайчыгъын англаялмайма, граница къалайы бла болады, бир ачыкълагъыз ?
Тейри, бек аман сейир чек болады... :)

Цитата
Сэстренка пишет:
разве в Карачае крепостное право было?
Было. Но это дела давно минувших дней...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Цитата
Сэстренка пишет:
разве в Карачае крепостное право было?
Было. Но это дела давно минувших дней...
Поняла свое заблуждение: где-то читала, что феодализм не было на Кавказе, что кавказцы из родового социального строя перескочили в капитализм, минуя феодализм, поэтому-де они такие гордые и независимые.
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Цитата
Сэстренка пишет:
Поняла свое заблуждение: где-то читала, что феодализм не было на Кавказе, что кавказцы из родового социального строя перескочилив капитализм, минуя феодализм
еще как был, везде и повсеместно.
Цитата
Сэстренка пишет:
поэтому-де они такие гордые и независимые.
а это могут быть комплексы. я знаю, многие меня осудят, многие посмеются), но если посмотреть со стороны психологии, вполне возможный вариант.
 
Цитата
шагди пишет:
еще как был, везде и повсеместно.
разве? а по чему то думал, что в карачае феодализма, как такового и не было, в чечне он вообще отсутствовал. или ты про кабарду хотел написать?
бла бла бла, бла бла !
 
Цитата
Зукку Пристоп пишет:
разве? а по чему то думал, что в карачае феодализма, как такового и не было, в чечне он вообще отсутствовал. или ты про кабарду хотел написать?Ф
Феодализм был везде на кавказе, где то он был системой, где то только зарождался, а где то отчасти, например Уруспиевское общество. Кабарда полностью была феодальной. Про карачай не слышал, но ведь были же уздени со своими селениями и со своей землей, поэтому я решил, что в карачае феодализм не был так сильно распространен. На чеченской равнине были феодальные владения.
 
 
Я вообще считаю, что феодализм мог успешно существовать только на равнине и предгорьях. В горах земли мало, а феодализм без земли не может существовать.
 
Цитата
шагди пишет:
Я вообще считаю, что феодализм мог успешно существовать только на равнине и предгорьях. В горах земли мало, а феодализм без земли не может существовать.
Что самое интересное, земли то в горах было предостаточно, для зарождения феодализма.
 
Ув. коллеги, эта ветка, как я понял, не для дискуссий. Давайте лучше дождемся архивного номера предоставленной Справки! Долгое молчание в этой связи, если честно, вызывает у меня не очень хорошее чувство... Этот документ есть хоть в каком-нибудь архиве?
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
№… Отписка терских воевод князя В.П. Ромодановского и других в Посольский приказ о собранных ими сведениях о намерении Крымского царевича совместно с Ногайцами Большого и Малого Ногая по призыву Султан-Мута идти под Терский городок

Не ранее 15 января – не позднее 22 февраля 1636 г.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии Васька Ромодановской, Ивашко Безстужев, Калистратко Жехов челом бьют.В нынешнем, государь, в 144-м году октября в 24 день приеха­ли, государь, на Терек из Ондреевы деревни терские жильцы но­вокрещен Трофимко Тохоснов да Муцал мурзы княж Сунчалеева сына Черкасково уздень Тагапсовуа. А с распросе нам холопем твоим сказали: ездили де они в Ондрееву деревню для своего дела. И сказывали де им в Ондрееве деревне Куденек мурза барагунской де кабардинского Алегуки мурзы Казыева уздени Тлепшочка с товарыши, что крымской царевич с крымскими людьми из Крыму вышел. А ныне де крымского царевича воинские люди в Казыеве Кабарде у Алегуки мурзы человек со 100. Да от крымского де царевича приехали к Салтан Магмуту к ондреевскому крымских людей з грамотами 2 человека звать ево Салтан Магмута х крым­скому царевичу. А Большой де Нагай и Казыев улус учинились с крымским царевичем в соединенье. А хочет де крымской царевич и с крымскими и с нагайскими людьми итти под Терской город, чтоб им Терек взять. А обо всем де у крымского царевича ссылка под Терской город про приход с Салтан Магмутом.Да октября1, государь, в 26 день пришол к нам холопем твоим в съезжую избу терской окоченин Андея Алабердеев. А в распро­се нам холопем твоим сказал: был он в Кумыках и сказывали де ему у Кумыках в розных кабаках кумыцкие люди, что крымской царевич с крымскими людьми ис Крыму вышел, а стоит в Кабар­де и в Карачаех (2). А Большово де и Малово Нагаю мурзы были у крымского царевича и ему шертовали и жалованье де у него взя­ли и учинились с ним в соединенье. И велел де им крымской ца­ревич нагайским мурзам быть готовым со всеми нагайскими людьми вскоре, а итти де им под Терской город, и хотят де Тер­ской город взять. А прислал де крымской царевич к Салтан Маг­муту, а велел ему Салтан Магмуту ехати к себе тотчас. И Салтан Магмут де по крымского царевича присылке поехал в Казыеву Кабарду тому 4-й день.Да октября же, государь, в 31 день пришол к нам холопем тво­им в съезжую избу терской окоченин Турушка Аслабеков. А в роспросе государь нам холопем твоим сказал: был де он в Кумыках и в Барагунех для своего дела. И сказывали де ему Турушку в Барагунех кабардинсково Шолоха казаков уздени Усеинько с товарыщи, что крымской царевич с крымскими людьми стоит в Кабарде в обозах, а зжидаетца Большово и Малова Нагаю с людьми. А идет де крымской царевич с крымскими людьми и з Большим и с Ма­лым Нагаем под Терской город. А Салтан Магмут де по присылке крымского царевича поехал с крымскими людьми х крымскому царевичю в Кабарду в Обазы звать крымского царевича под Тер­ской город, чтоб Терской город взять валом и приметом. И по тем, государь, вестя посылали мы холопи твои в Кабарду новокрещенов Савку Клычева да окочен Маметка с товарыщи. А велели им проведывать про крымские и про нагайские вести и про Салтан Магмута.И ноября в 9 день к нам холопем твоим ис Кабарды новокре­щен Савка Клычев и окоченя Маматко с товарыщи. А в роспросе нам холопем твоим вести сказали, что крымской царевич с крым­скими и с Нагайскими людьми стоит в Кабарде в Бесленеех, а Салтамамут из Мундаровы Кабарды поехал х крымскому царе­вичу звать ево под Терской город, чтоб им Терской город взять ныне в осень или зимою. А Терскому де городу зимою помочи ниоткуды учинить будет нельзе.Да ноября, государь в 12 день прислали ис Кабарды к нам холопем своим князь Нарчов Елбуздукович Черкаской да Келмамет мурза Куденетович Черкаской да Будачей мурза княж Сунчелеев сын Черкаской узденей своих Блишуку да Хавжуку да Енажу. А с теми уздени приказывали к нам холопем твоим, что крымской ца­ревич с крымскими и Большова и Малова Нагая с улусными людь­ми стоят в Кабарде в Бесленеех, а Салтан Магмут де поехал из Олегукина Кабарды в Беслене звать крымского царевича с крымски­ми и с нагайскими людьми под Терек, чтоб ему Терек взять, А он де Салтан Магмут ево крымского царевича и нагайских мурз и улусных людей своих и в иных кабаках прокормит.Да генваря, государь, в 3 день пришол к нам холопем твоим в съезжую избу Муцала мурзы княж Сунчалеева сына Черкаского татарин Чагирко. А в роспросе, государь, нам холопем твоим ска­зал: как де в прошлом году приходили под Терской город Болыново и Малово Нагаю татаровя, и в те де поры взял у него у Чагирга жену и дети ево. А он де для сыску и окуцу жены своей и детей ез­дил в Большой и Малой Нагаи. И слышал де он Чагирко Болыпово и Малово Нагаю от мурз и от улусных людей, что крымский царевич с крымскими людьми стоит в Кабарде, в Бесленеех, а Сал­тан Магмут в той же Кабарде. А завет де он Салтан Магмут крым­ского царевича под Терский город, чтоб им Терской город взять ныне зимой. И Крымской де царевич и крымские и нагайские Большова и Малова Нагаю мурзы ему Салтан Магмуту сказали, что им итти под Терской город в зимнее время нельзя, потому что на степи конского корму нет, а итти б им под Терской город на весну, и в том де крымскому царевичю Салтан Магмуту шертовали, что на весну Салтан Магмуту с крымским царевичем итти под Терской город, и Терской и город весною взять земляным валом. Да генваря ж, государь, в 15 день прислал к нам холопем тво­им Келмамет мурза Куденетович Черкаской узденя своего Бештоку, а с ним приказывал, что де Салтан Магмут крымскому цареви­чю шертовал на том, что хочет на весну с крымским царевичем итти под Терской город, и ни в чем де от нево от Салтан Магмута к тебе государю правды и службы, опричь дурна, не будет и впредь не чаять. И только, государь, будет под Терской город крымского царевича с крымскими и с нагайскими людьми и с Салтан Магмутом приход, и Терскому, государь, городу от крымсково царевича и от нагайских людей и от Салтан Магмута чаять порухи боль­шие, потому что на Терке твоих государевых ратных людей мало. А городовых, государь, и острожных крепостей учинить не мочно рву болыыи полусажени копать нельзя, потому что вода отнима­ет. А частику, государь, около города и около острогу нет, делать не в чем, лесу нет. А большого, государь наряду на Терке нет -одна полуторная пищаль на роскате, и та, государь, от частые стрельбы по вестям и для приходу крымских и нагайских татар и казачьих на море приходов от стрельбы в усть раздуло. И без прибовашново, государь, наряду впредь быти нельзя.

РГАДА. Ф. Кабардинские дела, 1636. Д. 1. Л.1-5 (Подлинник)

1.Если исходить из того, что новый год в XVII в. отмечали начиная с сентября месяца, то 144 год падает на 1636 год по новому летоисчислению. – ред.
2.В точности невозможно определить был ли факт пребывания в Карачае крымского царевича и крымских людей в 1636 г. результатом договоренностей между ними и правителями Карачая или это случилось по иным причинам. Тем не менее данный факт примечателен тем, что между Карачаем и Крымским ханством к 1636 году сложились достаточно тесные связи и скорее всего карачаевская знать совместно с кабардинской и бесленеевской была готова оказать Крыму помощь в противостоянии с другими государствами и обществами.
В то же время упоминание среди владельцев Северного Кавказа, которым были направлены в 1582 году фирманы (грамоты) султана Османской империи, Карачай бея (карачаевского князя) Кази-оглу Мырзабека, дает основание говорить о том, что часть карачаевцев могла находится под покровительством Османской империи и с более раннего периода, чем с начала XVII в., о чем карачаевцы твердили в приводимом в сборнике, подготовленном для издания, письме трапезундскому паше и коменданту Анапы Гасан-паше в 1826 году и рассказывали в 1912 г. предание, согласно которому начало такого покровительства падает на начало XVII в. – ред.
№… Сообщение российского резидента о политике Турции на Кавказе

7 февраля 1752 года

Получены от Хана Крымского известия об отогнании Донскими Казаками нескольких лошадей у Кубанских Татар (1). Так же, что некоторые российские офицеры, несмотря на то, что ханские дети из Кабарды вызваны, но день от дни в невыезде своем извиняясь, бытность тамо под видом партикулярных людей продолжают.
Выдан от Порты указ к упомянутому Хану Крымскому о наказе Сераскеру кубанскому, дабы бденно на российские с персиянами поступки смотрели.
И сколько можно старались бы разведать, дают ли деньги, как слышно, россияне Грузинцам, и известился, к чему клонятся частые посылки россиян под имянем купцов к ним же Грузинцам.
В 24 февраля 1752 года указ о Татарском войске при секретном письме к хану отправлен, дабы он, Хан, разгласил, что имеет отправить несколько человек к Черкесам (2) для вынуждения обыкновенной по свякородной с них дани, и под каким бы претекстом набрал до 10 тысяч для переведения оных по малому числу на Кубань. А буде обстоятельства потребуются, то велят им и к Кара-Черкасам (3) следовать. О чем Порта в свое время указы пришлет.

АВПРИ. Ф. Сношения России с Турцией. Оп. 89 / 1. Д. 3. Л. 132-135 (Подлинник)
1.Кубанскими татарами называли ногайцев. – ред.
2.Под черкесами в этом тексте следует понимать часть адыгов, живущих на территории правобережной Кубани. – ред.
3.Кара-черкесами или карачаевскими черкасами именовали карачаевцев и часть вольных адыгов, проживавших на побережье Черного моря близ Анапы. При этом в документе 1502 г. местность также близ Анапы именовалась Караче-Крак или Кара-Черкасская земля, что может быть основанием для исслдеования зафиксированного членами Комиссии по разбору прав сословий горцев Кубанской и Терской областей предания о проживании части карачаевцев в этой местности под названием Джеметей с целью придания ему (преданию) исторического облика. Скорее всего турки и крымские татары заимствовали имя Кара-Черкесы от адыгов, именовавших карачаевцев Карагъуэй – народ принадлежащий или управляемый князем или владельцем Кара. Другое адыгское название карачаевцев Къаршагъуэй синонимично первому и обозначает Народ, принадлежащий Карче. Согласно документу карачаевцы были самостоятельны в этот период и для их включения в состав Османской империи необходим был Указ Султана. – ред.


С уважением, д.и.н. М.Каракетов
 
Цитата
Murat пишет:
При этом в документе 1502 г. местность также близ Анапы именовалась Караче-Крак или Кара-Черкасская земля, что может быть основанием
Не может
Цитата
карачекрак. левый приток Конки (на Нижнем Днепре); см. Маштаков, Днепр 84. Из крымск.-тат. kara "черный" и cоkrаk "источник" ( Радлов 3, 2008)
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный