Этот документ интересен тем, что в нем указываются населенные пункты, которые не были обозначены рядом исследователей, при этом следует отметить, что археологам, и прежде всего У.Ю. Кочкарову следовало бы провести раскопки на кладбищах и остатках жилищ по р. Кубани, Лахрани и Хасауту, а также Урду для того, чтобы не только подтвердить данные авторов XIX в., но и прекратить спекуляции о времени появления данных населенных пунктов. При этом ряд авторов так или иначе затрагивающих историю, например, Хасаута или же Огъары и Тебен Лахранов, именуемых ранее аул Чипчикова..., с яростью с толикой неисторического подхода к объекту исследования, стараются показать, что карачаевцы ранее здесь не жили, а были водворены в этих местах во времена крестьянских реформ. Можно привести выдержку из одного из документов, в котором отмечалось "Из двух означенных участков участок (В) извесный под названием Кордонной земли, находился до 1859 года в нераздельном пользовании Кабардинцев и всего Карачаевского общества, по разграничении же Терской и Кубанской областной, определенном приказами Главнокомандующего Кавказской Армиею от 28 ноября 1859 года за № 488 и от 20 апреля 1861 года за № 171 оставлен в исключительном пользовании Кабардинцев и тех только Карачаевцев, которые, имея аулы по Мушту, Лахрану, Хасауту, Малке и в других местах, были оставлены в районе Терской области".
Получается уже в 1859 году карачаевцы имели аулы по Мушту, Лахрани, Хасауту, Малке и других местах, которых включили в состав Терской области. Ряд авторов так и хотят показать, что мол это были коши. Но коши в область вряд ли включили бы. Или межующие, кстати известные люди, наверное различали временную стоянку от постоянной. Тем более вопрос об их оставлении решался в течение поздней осени и зимы, когда, как известно люди в кошах не живут. Без учета таких вещей вопрос об образовании населенных пунктов лучше не затрагивать.
О совместном проживании карачаевцев и балкарцев недвусмысленно говорят документы, в том числе по населению Баксанского ущелья, в котором, например, карачаевцы Узденовы имели не предоставленные Урусбиевыми земли, а родовые, т.е. издревле им принадлежащие.
Обо всем этом необходимо не столько писать, сколько прекратить заинтересовано отбирать источники с целью решения каких-то непонятных задач, уж точно не научного характера. Подобного рода "исследования" кроме как этноэгоистическим пассажем не назовешь. К сожалению, в них даже не применяются принятые в науке формулировки - "скорее всего", "по всей видимости" или "вопрос об образовании населенных пунктов по имеющимся на сегодня данным позволяет указать такую-то дату, что вовсе не означает то-то и то-то". По крайней мере это вызывает обратную реакцию, могущую дать отрицательнный результат.
При этом, в названных аулах имелись даже кладбища, что уже говорит о другом статусе населенного пункта. Но и это вовсе не означает, что здесь не было селений, так например, хутор Гаузалары-къабакъ находился достаточно далеко от родового селения Хубиевых в Карт-Джурте, но он был постоянным н.п., при этом умерших везли на кладбище в Карт-Джурт и т.д.
Около Каменомоста такая работа была проведена известными учеными Биджиевым и Кобычевым, в работах которых определена не только дата (15-18 вв.) существоввания здесь населенных пунктов Карачая, но и достаточно развитые навыки строительства каменных и срубных жилищ. С уважением, М. Д. Каракетов
Впрочем, есть над чем задуматься историкам.
№… Из сведений о карачаевцах и балкарцах в труде П.Г. Буткова «Описание административного деления и управления Кавказом, быта, нравов и обычаев народов Кавказа за период 1722-1803 гг.» (выдержки)
1796-1803 гг.
В 1770 г. кабардинцы полагали их (1) с 300 семей, проф. Гильденштедт в 1779 г. считал их 200 семей (2), проф. Рейникс находил в них 280 семей.
По новейшим известиям население их не менее Малой Кабарды.
Только в одном ущелье лежат до 17 (3) селений, из коих некоторые содержат до 500 дворов. Веру исповедуют магометанскую. Богаче и добронравнее прочих горских народов…(4)
Они управляются старшинами фамилии Крым Шовхал, Билитли…(5). Прежде имели достоинство бегов…(6)
Карачаевцы населяют оба берега реки Дут (7) (так называется Кубань в вершинах) у подошвы Эльбруса, имеют хутора… на реках Хоцоко (8), Хорзоко (9), Эльбусдуко (10), в вершинах Эшкакона и Хасаута (11), и на равнине Кицерган. …Пасут свои стада баранов по берегам рек Мушта и Лахрана. Происхождения кумыкского (12) (татарский народ с Андреева и Тарков, заселяющий Дагестан). Народ свободный, храбрый, трудолюбивый… Балкарцы, или малкарцы, племя татарское, употребляющее татарский (13)…Балкарцы имеют древних собственных владельцев по имени Басиат, которых и кабардинцы в сем достоинстве почитают там, что владельцы вступают с ними в родственные связи…Кабардинцы утверждают, что балкарцы жили в теперешних местах и тогда, как черкесы в кабардинской земле еще не поселились (14)…Чегем племя татарское, употребляющее татарский язык… Кабардинцы утверждают, что чегемы были народ сильный…Чегемы поселились на настоящем месте в древности…, а черкесы занимали (15) землю хазар – кабардинскую в 15 веке, долго вели с ними войну, и в помощь кабардинцам пришел со своими войсками Шамхал Тарковский, властитель дагестанский. Тогда чегемы лишились своих природных владельцев (16).
РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 135-143 (Подлинник)
1.Карачаевцев. – ред.
2.Данные о числе карачаевских дворов или семейств русские или иностранные авторы, находившиеся на службе или по иным делам в России получали, как правило, от кабардинцев. Правда, они же утверждали, что часть карачаевцев платят дань князьям Большой Кабарды в размере одного барана со двора в год или 1500 голов. В данном случае данные о 300, 200 или 280, а в конце XVIII – начале XIX в. о 400, 600 или 800 дворах и о количестве баранов разнятся достаточно существенно, чтобы считать «кабардинскую информацию» уязвимой в исторических исследованиях. Турецкие, грузинские, а также основная часть русских источников дают иные данные о числе усадеб, дворов (3025 дымов в грузинских источниках конца XVIII в.), политическом положении карачаевского общеста и о территории Карачая. Но даже, если принять данные кабардинцев, то карачаевских дворов или семейств должно было быть не менее 1500, не считая князей. Речь в данном случае идет о тех карачаевцах, которые, согласно документам, арендовали земли на территории контролируемой Кабардой. В то же время, судя даже по их численности можно постулировать о небольшой части карачаевских чанкийских и узденских владельцев, вступавших в арендные отношения с кабардинцами. В такие же отношения карачаевцы вступали с абазинскими, ногайскими и сванетскими владельцами. – ред.
3.Говоря о 17 селениях, автор скорее всего имел ввиду следующие населенные пункты, которые приведены в документах до отмены крепостного права в Карачае в 1868 году по реке Кубани, в каждом из которых было от 15 до 30 дворов в каждом (по Джалан-колу, Аман-колу, Марджа-сын и др.), которые относились к обществам Большого Карачая – Картджуртскому, Учкуланскому и Хурзукскому. По Дуутскому ущелью упоминаются 3 аула Дуут, Джазлыкъ и Артмак-джурт. – ред.
4.Опущены не существенные и противоречащие другим частям приводимого текста детали взаимоотношений карачаево-балкарцев с соседними народами. – ред.
5.Такой влиятельной фамилии в Карачае не было. В то же время, по этнографическим материалам, должность, на которую избирались представители из узденей именовалась билитли или билтимли. – ред.
6.В документе говорится, что карачаевские владельцы находились под покровительством Османской империи в лице Келеш-Ахмет-бея Шервашидзе, Сухумского начальника. В ходе операции, скорее всего связанной с походом в 1780-е годы российских войск, собранных из казаков и кабардинцев, под начальством происходившего из балкарского княжеского рода Басиатовичей Ивана Петровича Горича Старшого в Закубанье многие народы изъявили желание быть под покровительством России. Часть карачаевских «беков» в ходе этой операции могла быть лишена титулов и приравнена российскими властями к кабардинским узденям, что и отмечается в данном документе. В то же время, судя по турецким документам начала ХIХ в., карачаевские князья и даже знатные уздени и чанка продолжали именоваться беками, а из числа князей турецкое правительство назначала Валия Карачая, так же как из части адыгских, в том числе кабардинских, ногайских и др. князей назначались Вали соответвующих владений или обществ. – ред.
7.Дут, верное Дуут или Даут. Селения Дуут и Джазлык, включая Артмак-Джурт располагаются по обоим берегам реки Дуут, которые считаются одними из древних населенных пунктов. – ред.
8.Верное – Хасаука. – ред.
9.Верное – Хурзук. – ред.
10.Верное – Эльбуздук (скорее всего – Баксан). – ред.
11.Согасно преданиям карачаевцев, их предки жили в Хасауте с древних времен. Упоминание о карачаевском селении Хасаут может говорить о непрерывности существования данного карачаевского поселения, которое после укрупнения в 1865 г. получило от Российской администрации статус населенного пункта. – ред.
12.Имеется ввиду тюркского происхождения. – ред.
13.В прошлом в России все тюркские языки, как правило, передавали через понятие татарские языки. – ред.
14.В преданиях не только кабардинцев, но также абазин и самих карачаево-балкарцев утверждается о том, что когда они начали занимать земли Центрального Предкавказья, то в этих местах проживали карачаево-балкарцы. Данное утверждение согласуется с данными археологии и исторических источников. – ред.
15.Следует понимать как «начали заселять». – ред.
16. Речь идет об избиении в конце XVII – начале XVIII в. местных князей Рачыкауовых или Казиевых (как утверждали их потомки в XIX в.) и части их узденей.– ред.