Решил эту тему посвятить тому какие фамилии откуда пошли... У кого есть какая информация не стесняйтесь.. Дополняйте)))
Раз тему создал я то начинать и мне...
Начнем с седой старины...
Урусбиевы .. Род Урусбиевых пошел от рода Абаевых. Непокорный сын оставил отчий дом и перебрался в Баксанское ущелье... Там он занял земли одного из Курдановых. Вместе с собой он потянул своих вассалов (Кажется Жабоевых).. Те из Вассалов кто отказался перебраться в Баксанское ущелье стали именовать Кучмезовы(Кечменчиле)...
Три балкарские фамилии Чочаевы, Мизиевы и Цораевы пошли от трех братьев Чоча, Мызы и Цора соответственно. Братья пришли из Дигории. По какой причине история умалчивает. Мизиевы (Мызылары) из Чегемского ущелья, Цораевы (Цоралары) из Балкарского, Чочаевы (Чочайлары) по моему Холам или Бызынгы (могу ошибаться). От Мизиевых пошла фамилия Бегиевых. Некто Беги Мизиев перебрался в Кенделен и от него пошла фамилия новая фамилия. Браки между этими фамилиями как правило запрещены, поскольку и сейчас считаются родственными.
В генеалогическом древе Мизиевых на сегодня 9-10 поколений.
NAKA пишет:
пожалуйста, расскажите кто знает о происхождении рода Эркеновых и как они оказались среди кабардинцев (или наоборот среди карачаевцев)
Скорее всего первое, ибо среди Кабардинцеы ассимилировались много наших братьев, а что касается Эркеновых то бытует мнение что Эркеновы носят фамилию по имени матери Эрикген
liar, посмотрим, почему нет) если не трудно, поищите и закиньте ссыль, можно в лс.
Также ищу представителей этого рода, чтобы познакомить с представителем их рода, который недавно вернулся из Сирии! Прошу также обращаться в лс
Мертвая голова. Тебе сообщаю, еще раз оскорбишь Жабоевых (что они были вассалами) Башынгы тещерме!!!
А теперь правда о Жабоевых.
«- Отец моего отца Габола, - произнес он - возраст которого в 1913 году перевалил за 120 лет, часто рассказывал историю начала нашего рода. Она начинается от потомка Ак-Пулад Хана – Чолура»
«Акъ-Болат деген Кърым хан болгъанды». Ак-Пулад жил в Крыму и был Ханом. Чолур рос статным, удалым джигитом. Когда он возмужал, ему начали подбирать невесту, и остановились на одной девушке, которую как оказалось, уже просила замуж семья другого хана. Чолур вступил в конфликт со своим соперником, и убил его. Уходя от преследователей, он дошел до села Быллым. Тут он переждал некоторое время, затем вернулся в Крым, где получил ярлык, подтверждающий его принадлежность к Ханской фамилии. Вернувшись в Быллым, он построил крепость на скале "Шылтыран", что у моста "Айланмала". Обосновавшись тут, Чолур обложил ясаком (налог) всех путников, проходивших по Баксанскому ущелью… В последствии Чолур поселился в Холаме, где по настоящее время стоит разрушенная крепость. А зовут эту крепость «Жабо-къала». Чолурну жашы Батырмырза болгъанды, Батыр-мырзаны жашы Жабо болгъанды, (пер. У Чолура был сын Батыр-мырза, у Батыр-мырзы был сын Жабо).
/ Эту историю рассказал Жабоев Тебо (действие происходило в 1975г.)
Теперь, Ак-Пулад является внуком Урус Хана (Чингизида)
У Урус-хана следующее потомство: У него было 15 детей: 8 сыновей и 7 дочерей. Пятый сын Урус Хана, Туглук-Пулад, а у Туглук-Пулада было два сына: Ак-Пулад и Тарагай-Пулад.
Ак-Пулад сын Туглук-Пулада, Туглук-Пулад сын Урус Хана, Урус Хан сын Бадыка, Бадык сын Тимур-ходжы, Тимур-ходжа сын Тактака, Тактак сын Ачика, Ачик сын Урук-Тимура, Урук-Тимур сын Тука-Тимура, Тука-Тимур сын Джочи Хана, Джочи сын Чингиз Хана.
/Муизз ал-ансаб/.
«Акъ-пулад улу бий Мышыкъ
Тогъуз жесир бер Мышыкъ»,-
Деп Къабартылы бий Чолурну атасына Быллымда жашагъан заманында жасакъ жыя келгенди.
«Къонакъча керюп, он беш кюн сыйлагъанма.
Он беш къозу сойгъанма.
Мен да ханны жашыма,
Тогъуз жесир бералмам.
Саулай жолугъузгъа барсагъыз, андан эсе олду хайыр кесигизге».
Чолур ёлюп, ала даулаш болалла,
Болсада, батыр Жабо алайда тамыр иеди,
Малла жайып, арпа урлукъ себеди.
Кёп болгъанед туудукълары, туугъаны,
Тёгерекни алгъан элле къошлары.
"Джабо улу кишиден жалла!" - деп айтдыргъанед атына!
/Малкондуев Х. Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 2001г./
Начальнику Георгиевского Округа
Жители Холамского Общества
Жабоевы.
.
Прошение.
Издревле живя вместе с Шакмановыми, мы всегда пользовались всеми правами Узденей, как между Таубиями Шакмановыми, так и в простонародии мы имели собственных холопов, посему просим Ваше Высокоблагородие препроводить сие прошение в Комиссию по разбору сословных прав.
Доверенный от Жабоевых, Келемет Жабоев.
29 Февраля 1872 года
Нальчик
/ГАКК, ф.348, оп.1,ед.хр.7 , л.550. /
"В Холамском обществе все жители платят Шакмановым установленную повинность, (кроме фамилии Жабоевых")
/ЦГИА Грузия, ф.545,оп.7,д.4565,с.56/
ПТЮЧ пишет:
Байчоров.
Жил был парень по имени Чора. Относился он к беднему слою населения. Но как то повстречался он с богатой женщиной... Женился. А люди стали называть его Бай Чора))))))))))))))
Тышындан кириб окъугъан адам кертда дерикди)))))
P.S.! Птючха да тансыкъ болгъан эдик, не джашырыу))
аааа пишет:
Боташевы...хех...один из самых многочисленных родов в Карачае...
согласно преданиям... род происходит от имени соратника легендарного предводителя карачаевцев Къарчи...и был тем, человеком который нашел путь на родину карачаевцев... и привел их туда...
Умар Алиев в книге Карачай ... писал следующее.......
Переселение в долину Кубани произошло, согласно предания, следующим образом: карачаевский охотник, по имени Боташ, хотился с товарищами на высотах Садырла (к северо-западу от Эльбруса) и попал случайно в долину Уллу - Кама. Местность эта совершенно необитаема, покрыта девственными хвойными лесами и богатая дичью, очень понравилась Боташу. Он пробыл здесь несколько дней и подробно - осмотрел окрестности. Перед возвращением домой охотники посеяли на месте своей стоянки при слиянии Уллу - Кама и Хурзука несколько зерен ячменя из имевшихся у них в ?хазыре;, а когда в следующем году они вновь посетили это место, то увидели, что ячмень дал богатый урожай.
После этого народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани.
Здесь было основано первое селение, на месте современного Карт-Джюрта и названо ?Эль-Тюбе?. Впоследствии Боташ вздумал завладеть заселенной открытой им землею, И был убит по приговору общины, а оставшиеся после его смерти двенадцать сыновей переселились в Кабарду и Балкарию (где поныне имеются Боташевы).
Спустя некоторое время, двое из сыновей Боташа возвратились в свою общину, были приняты, наделены земельными участками наравне с прочими членами общины и сверх того каждому из этих сыновей было отведено по одному лишнему участку ?канилипин;) как кровная плата.......
можно привести также отрывок песни о Къарче... в которой упоминается о Боташе...
Къарчаны джыры
]Халкъ джыйылды, батыр Къарча сёлешди:
Келигиз, биз къанлы журтланы атайыкъ,
Боташ табхан Къарт джуртубузгъа барайыкъ,
Мындан кетиб, анда тынчлыкъ табайыкъ.
Боташ айтды: Мен элтейим нарт джолну -
Ол джол таба узатхан эд онг къолну.
Халкъ тебреди джолну алыб, тизилиб,
Туугъан элден айырылыб, юзюлюб.....
........
.....Къыйын болады бу тауладан ауаргъа,
Ийнек алмадыкъ джолубузда сауаргъа.
Батыр Боташ марал тутуп сауады,
Къанлы бийледен а къыйынлыкъла жауады.
Здесь написано, что Боташ случайно , во время охоты с товарищами, набрел на земли будущего Карачая, сразу рассказал об этом Къарче и уже Къарча руководил переселением, а Боташ просто показал дорогу.
Я недавно слышала немного другую историю, где Боташу отводится главная роль в переселении карачаевцев. Так, Боташ не случайно во время охоты набрел на земли будущего Карачая. То есть впервые, может быть, он и случайно нашел эти пустынные, никем еще не занятые места, но к тому времени, когда состоялось переселение карачаевцев, Боташ уже успел освоиться на этих землях с многочисленными своими сыновьями, у него там уже свои кошары (къошла) были к тому времени, и когда Боташ рассказал Къарче про эти земли и предложил туда переселиться, он практически своими землями делился с карачаевцами. Более того, когда Къарча согласился переселиться, он уже практически на готовое пришел. Впоследствии Боташ защищал карачаевцев. Боташевы поставлены (кем я не поняла, если не путаю, старшими Боташевыми) защищать карачаевцев. Старшие Боташевы решили, что теперь Боташевы будут зщищать карачаевцев, и с тех пор Боташевы не нарушают принятого на себя обязательства перед своими старшими и защищают карачаевцев. А вообще карачаевцы - Боташевы зачительно древнее карачаевцев (имеется в виду, что именно как Боташевы, с фамилией Боташевы).