ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ
Автор:
Шейх Хамд бин Ибрахим аль-‘Усман
Перевод с арабского:
Абу Идар аш-Шаркаси
Введение
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха.
А затем:
Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, создал творения с определёнными врождёнными свойствами, как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «… врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30:30).
Из таких врожденных качеств – это любовь к истине и стремление к ней.
Шейх аль-Ислам бин Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Сердце любит истину, желает и ищет ее” См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 10/88.
Он также сказал: “Истина любима естеству, предпочтительна для него, почетна и приятна, нежели неправильное и ложное, не имеющее подлинности, поистине, естеству не любо это”. См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 16/338.
Помимо того, что человеческой душе изначально привита любовь к истине, она еще и наделена способностью познания истины, как сказал об этом Всевышний Аллах, передавая слова Мусы (мир ему)
смысловой перевод: «Он ответил: “Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь”» (20:50).
И как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Греховное - это то, что шевелится в твоей душе, и ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» Муслим №2553.
Шейх аль-Ислам бин Теймия сказал: “В душе есть то, что отдает предпочтение истине над неправильным и ложным в убеждениях и желаниях, и этого достаточно как доказательство, что душа сотворена с естественной предрасположенностью [к истине]”. См. «Дар та‘аруд ан-Накльуа аль-‘Акль» 8/463.
Он также сказал: “Аллах сотворил Своих рабов с определенными врожденными свойствами, и из них: любовь к истине, убежденность в ее правдивости, умение познать ложное и убежден-ность в ее ложности, умение познать одобрительное приносящее пользу, и любовь к этому, умение познать противное наносящее вред и отвращение к этому. Все что бы ни было истиной, врожденное свойство будет считать истинной, и все что бы ни было истинной и полезным, врожденное свойство распознает это, полюбит и почувствует уверенность в этом, что и есть одобряемое. А всякое ложное врожденное свойство посчитает ложным и предосудительным, и будет оно для нее ненавистным. Всевышний сказал (смысловой перевод): «Он велит им совершать одобряемое и запрещает им совершать предосудительное» (7: 157)”. См. «Дар та‘аруд ан-Накль уа аль-‘Акль» 8/463.
Присущее душе естественная предрасположенность к истине, желание ее и любовь к ней, подкрепляется шариатским свидетельством, как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «Разве тот, кто опирается на ясное доказательство от своего Господа, за которым следует свидетель от Него…» (11:17). Ясное доказательство – это откровение ниспосланное Аллахом, а свидетель - это еще одно доказательство – непорочное врожденное свойство и здравый рассудок, подтверждающее правдивость всего, что ниспослал и узаконил Всевышний Аллах. См. «Тайсираль-Карим ар-Рахман» стр. 379.
Выдающийся ученый ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Частью религии является мудрость, а это правильные познания и воплощение их в делах, а также познание истины и руководство ею во всем” См. «Тайсир аль-Латыф аль-Маннан» стр. 50.
Если душа сохранит врождённые свойства в неприкосновенности, то она будет искать только истину, а истина ясна, не запутана и не окружена неясностями. Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: “Истина освещается светом”. Приводит это сообщение аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 4/460, который сказал: “Соответствует условиям степени достоверности двух шейхов [аль-Бухари и Муслима]”. С ним в этом согласился аз-Захаби.
Яркий тому пример, история принятия Ислама иудеем ‘Абдуллахом бин Салямой (да будет доволен им Аллах). Увидев пророка (мир ему и благословение Аллаха) переселившегося в Медину, он понял, что это лицо правдивого человека. ‘Абдуллах бин Саляма рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, люди устремились к нему, и я был в числе тех, кто устремился к нему, и когда я увидел его лицо, то понял, что это не лицо лжеца. Первым же что я от него слышал, это были слова: «О люди, распространяйте приветствия, кормите других1, поддерживайте родственные связи, молитесь [по ночам], когда остальные люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром»” Ахмад 5/451, ат-Тирмизи №485. Имам альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» №2019, «Сахих аль Джами’» №7865, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 569.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, руководствуясь Своей мудростью вводит в заблуждение кого пожелает, и наставляет на правильный путь кого пожелает2, ибо Всевышний отправляя посланников и делая истину явной, всем предоставляет знамения и доводит до них доводы, после которых они лишаются возможности оправдаться перед Аллахом собственной неосведомленностью. Посему, обязательным для раба Аллаха является следование этим врожденным свойствам, и остерегаться причин, которые могут отклонить его от истины и сбить с нее. А если все же его что-то отклонит от истины, то он должен возвратиться к ней и придерживаться ее, а это свойство является одной из великих милостей Аллаха, оказанных Своему рабу, когда раб любит истину отдает ей предпочтение перед всем, стремится к ней и придерживается ее.
Абу Мухаммад бин Хазм (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Одно из наилучших милостей Аллаха оказанных рабу – быть по своей природе склонным к справедливости и склонным любить ее, а также склонность к истине и ее предпочтение”. См. «Мудауа ан-Нуфус» стр. 31.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Поистине, человеческое совершенство зиждется на двух основах: умение отличать истинное от ложного и предпочтение первого. И поистине, положение творений перед Всевышним Аллахом в мирской жизни и в последней разнятся в соответствии их различия в воплощении этих двух основ. Именно за эти два качества, воздавая хвалу Своим пророкам, Аллах Всевышний, пречист Он и возвышен, сказал (смысловой перевод): «Вспомни рабов Наших, Ибрахима, и Исхака, и Йа‘куба, обладателей могущества и проницательности» (38:45)
«аль-Айди» /могущество/ - сильный в воплощении истины.
«аль-Абсар» /проницательность/ - то есть проницательность [благодаря которой они прекрасно разбирались] в религии [своего Господа]. Всевышний охарактеризовал их превосходным умением постичь истину и совершенным воплощением ее в жизнь”. См. «аль-Джауаб аль-Кафи» стр. 139.
Из факторов, способствующих следованию истине – это знание того, что сбивает с истины, и в этой работе приведены ряд причин отклонения от истины, которые достойны ознакомления для того чтобы в дальнейшем избегать их.
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать нас из числа сторонников истины, и её проповедников, отдалить нас от причин и путей заблуждения!
А Аллах знает обо всем лучше!
Автор:
Шейх Хамд бин Ибрахим аль-‘Усман
Перевод с арабского:
Абу Идар аш-Шаркаси
Введение
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха.
А затем:
Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, создал творения с определёнными врождёнными свойствами, как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «… врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30:30).
Из таких врожденных качеств – это любовь к истине и стремление к ней.
Шейх аль-Ислам бин Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Сердце любит истину, желает и ищет ее” См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 10/88.
Он также сказал: “Истина любима естеству, предпочтительна для него, почетна и приятна, нежели неправильное и ложное, не имеющее подлинности, поистине, естеству не любо это”. См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 16/338.
Помимо того, что человеческой душе изначально привита любовь к истине, она еще и наделена способностью познания истины, как сказал об этом Всевышний Аллах, передавая слова Мусы (мир ему)
смысловой перевод: «Он ответил: “Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь”» (20:50).
И как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Греховное - это то, что шевелится в твоей душе, и ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» Муслим №2553.
Шейх аль-Ислам бин Теймия сказал: “В душе есть то, что отдает предпочтение истине над неправильным и ложным в убеждениях и желаниях, и этого достаточно как доказательство, что душа сотворена с естественной предрасположенностью [к истине]”. См. «Дар та‘аруд ан-Накльуа аль-‘Акль» 8/463.
Он также сказал: “Аллах сотворил Своих рабов с определенными врожденными свойствами, и из них: любовь к истине, убежденность в ее правдивости, умение познать ложное и убежден-ность в ее ложности, умение познать одобрительное приносящее пользу, и любовь к этому, умение познать противное наносящее вред и отвращение к этому. Все что бы ни было истиной, врожденное свойство будет считать истинной, и все что бы ни было истинной и полезным, врожденное свойство распознает это, полюбит и почувствует уверенность в этом, что и есть одобряемое. А всякое ложное врожденное свойство посчитает ложным и предосудительным, и будет оно для нее ненавистным. Всевышний сказал (смысловой перевод): «Он велит им совершать одобряемое и запрещает им совершать предосудительное» (7: 157)”. См. «Дар та‘аруд ан-Накль уа аль-‘Акль» 8/463.
Присущее душе естественная предрасположенность к истине, желание ее и любовь к ней, подкрепляется шариатским свидетельством, как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «Разве тот, кто опирается на ясное доказательство от своего Господа, за которым следует свидетель от Него…» (11:17). Ясное доказательство – это откровение ниспосланное Аллахом, а свидетель - это еще одно доказательство – непорочное врожденное свойство и здравый рассудок, подтверждающее правдивость всего, что ниспослал и узаконил Всевышний Аллах. См. «Тайсираль-Карим ар-Рахман» стр. 379.
Выдающийся ученый ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Частью религии является мудрость, а это правильные познания и воплощение их в делах, а также познание истины и руководство ею во всем” См. «Тайсир аль-Латыф аль-Маннан» стр. 50.
Если душа сохранит врождённые свойства в неприкосновенности, то она будет искать только истину, а истина ясна, не запутана и не окружена неясностями. Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: “Истина освещается светом”. Приводит это сообщение аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 4/460, который сказал: “Соответствует условиям степени достоверности двух шейхов [аль-Бухари и Муслима]”. С ним в этом согласился аз-Захаби.
Яркий тому пример, история принятия Ислама иудеем ‘Абдуллахом бин Салямой (да будет доволен им Аллах). Увидев пророка (мир ему и благословение Аллаха) переселившегося в Медину, он понял, что это лицо правдивого человека. ‘Абдуллах бин Саляма рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, люди устремились к нему, и я был в числе тех, кто устремился к нему, и когда я увидел его лицо, то понял, что это не лицо лжеца. Первым же что я от него слышал, это были слова: «О люди, распространяйте приветствия, кормите других1, поддерживайте родственные связи, молитесь [по ночам], когда остальные люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром»” Ахмад 5/451, ат-Тирмизи №485. Имам альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» №2019, «Сахих аль Джами’» №7865, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 569.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, руководствуясь Своей мудростью вводит в заблуждение кого пожелает, и наставляет на правильный путь кого пожелает2, ибо Всевышний отправляя посланников и делая истину явной, всем предоставляет знамения и доводит до них доводы, после которых они лишаются возможности оправдаться перед Аллахом собственной неосведомленностью. Посему, обязательным для раба Аллаха является следование этим врожденным свойствам, и остерегаться причин, которые могут отклонить его от истины и сбить с нее. А если все же его что-то отклонит от истины, то он должен возвратиться к ней и придерживаться ее, а это свойство является одной из великих милостей Аллаха, оказанных Своему рабу, когда раб любит истину отдает ей предпочтение перед всем, стремится к ней и придерживается ее.
Абу Мухаммад бин Хазм (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Одно из наилучших милостей Аллаха оказанных рабу – быть по своей природе склонным к справедливости и склонным любить ее, а также склонность к истине и ее предпочтение”. См. «Мудауа ан-Нуфус» стр. 31.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Поистине, человеческое совершенство зиждется на двух основах: умение отличать истинное от ложного и предпочтение первого. И поистине, положение творений перед Всевышним Аллахом в мирской жизни и в последней разнятся в соответствии их различия в воплощении этих двух основ. Именно за эти два качества, воздавая хвалу Своим пророкам, Аллах Всевышний, пречист Он и возвышен, сказал (смысловой перевод): «Вспомни рабов Наших, Ибрахима, и Исхака, и Йа‘куба, обладателей могущества и проницательности» (38:45)
«аль-Айди» /могущество/ - сильный в воплощении истины.
«аль-Абсар» /проницательность/ - то есть проницательность [благодаря которой они прекрасно разбирались] в религии [своего Господа]. Всевышний охарактеризовал их превосходным умением постичь истину и совершенным воплощением ее в жизнь”. См. «аль-Джауаб аль-Кафи» стр. 139.
Из факторов, способствующих следованию истине – это знание того, что сбивает с истины, и в этой работе приведены ряд причин отклонения от истины, которые достойны ознакомления для того чтобы в дальнейшем избегать их.
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать нас из числа сторонников истины, и её проповедников, отдалить нас от причин и путей заблуждения!
А Аллах знает обо всем лучше!
"Тому, кто укажет на нечто благое, [достанется] такая же награда, как и тому, кто совершит благое [дело]". [Муслим]