Тарих эс: ташла эмда эскертмеле/Историческая память: камни и памятники

Sabr 16.10.2010 05:20:32
Ташла, Эскертмеле, Кешенеле дегенча тарих ызыбызны кёргюзтген белгилени юсюнден джазыла барса деб ачама бу теманы.

Павел Полян
Увековечение памяти о депортированных - дело рук самих депортированных
Заметки о мемориализации тотальных насильственных миграций


http://magazines.russ.ru/nz/2010/3/pp4.html

Карачаевцы

"В 2005 году в Карачаевске был открыт мемориал жертвам политических репрессий и депортации карачаевцев в Среднюю Азию в 1943-1957 годах (авторы проекта - архитектор Солтан Айбазов и художник Казбек Французов из Карачаево-Черкессии[23]). Он состоит из нескольких элементов: курган; стела, символизирующая "очаг возрождения"; у подножия кургана - черная стена, а перед ней - надгробные камни из гранита, знак скорби по погибшим; у входа в комплекс - два монумента: один посвящен страданиям карачаевского народа при депортации и в ссылке, а второй - его счастливому возвращению.

26-го и 28 апреля 2007 года на железнодорожных станциях Усть-Джегута и Ураковская были установлены мемориальные доски в честь первых эшелонов с возвращающимися из депортации карачаевцами. Каждое 2 мая в Карачаевске у мемориала проходят митинги с участием делегаций городов и районов Карачаево-Черкесской республики.

Кроме того, памятники жертвам депортации установлены в некоторых селах республики, например в Учкекене и Красном Кургане Малокарачаевского района. Многие из них совмещают в себе память о погибших в годы депортации и на фронтах Великой Отечественной войны; таковы, например, памятники в Верхней Теберде и в Усть-Джегутинском районе.

За пределами республики нам известен только один памятник: в Кисловодске, на проспекте Мира, установлен закладной камень с надписью "Здесь будет сооружен памятник жертвам геноцида против карачаевского народа в 1943-1956 гг.".

Необходимо подчеркнуть, что акцент в национальной политике исторической памяти карачаевцев делается не на депортации, а на избавлении от нее, символом чего является даже не реабилитация, а именно возвращение. Начиная с 2001 года 3 мая - то есть дня прибытия в 1957-м на станцию "Черкесск" первого эшелона с возвращающимся народом - отмечается День возрождения карачаевского народа, объявленный в республике праздничным и нерабочим днем. Ежегодно 2-го и 3 мая на главном депортационном мемориале в Черкесске проходят торжественные церемонии с участием правительства республики".

Нарсанычылагъа соруу: Полян айтхан эскертме ишленнгенмиди Нарсанада?
Sabr 17.10.2010 18:03:50
Балкарцы

"Мемориал жертвам репрессий балкарского народа установлен в столице Кабардино-Балкарской Республики, Нальчике, на улице Канукоева. Решение об этом было принято всенародно 8 марта 1989 года, в 45-ю годовщину депортации балкарцев: тогда был заложен символический камень с надписью "Жертвам геноцида балкарского народа", возле которого в годовщины депортации ежегодно проводились траурные митинги. 11 ноября 1999 года в сквере возле будущего здания мемориала состоялось перезахоронение праха поэта-изгнанника и основоположника балкарской поэзии и балкарского литературного языка Кязима Мечиева (1859-1945), умершего в селе Кум-Тёбе Каракольского района Талды-Курганской области Казахстана.

Сам мемориал (архитектор Малик Гузиев) был открыт 8 марта 2002 года. Его архитектурный образ построен на сочетании среднеазиатской культовой архитектуры (мавзолея) и сугубо балкарских приемов зодчества. На стене начертаны даты начала и окончания ссылки балкарского народа - 8 марта 1944 года и 28 марта 1957 года. За время строительства были собраны сотни документов, личных вещей и предметов быта, впоследствии попавших в постоянную экспозицию мемориала. Эта экспозиция в сочетании с фактом создания государственного учреждения "Мемориал жертв политических репрессий" являет собой, по сути, первый и важнейший шаг на пути создания первого на постсоветском пространстве специализированного музейного учреждения, посвященного депортации.

Первоначально комплекс должен был называться "Мемориал жертв политических репрессий и геноцида балкарского народа 1944-1957", но впоследствии слово "геноцид" изъяли, ограничившись одними "репрессиями". Эта коррекция была оспорена в суде: иск к правительству республики подал член Кабардино-Балкарской коллегии адвокатов Исхак Кучуков, но суд отказал ему за необоснованностью требований.

Одновременно серьезная работа по документации и увековечению памяти о депортации балкарцев ведется в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии, где школьники и их учителя разыскивают следы 74 балкарских сел, разрушенных и опустевших после депортации. По инициативе Центра детского туризма и краеведения города Тырныауза и при поддержке Эльбрусского поселкового совета, на местах этих селений устанавливаются памятные знаки. Так, памятные камни уже установлены на месте сел Актопрак, Хушто-Сырт и Думала, а мемориальные доски на месте сел Чилмаз и Губасанты (ныне поселок Нейтрино; здесь также установлен и памятник)".

Таулулагъа соруу: мемориалны аты къалайды бусагъатда? Малкъар халкъ сагъыныламыды джазыуунда?
Azamat_SPb 17.10.2010 21:35:06

Таулулагъа соруу: мемориалны аты къалайды бусагъатда? Малкъар халкъ сагъыныламыды джазыуунда?

Мемориал жертвам репрессий балкарского народа
Sabr 17.10.2010 23:49:58
Вайнахи: чеченцы и ингуши

В Чечне, помимо 23 февраля - траурного дня депортации, - с недавних пор отмечается также День возрождения - 9 января: этим днем помечен указ о реабилитации чеченцев и ингушей.

Первый на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР памятник чеченцам и ингушам, депортированным 23 февраля 1944 года, был установлен в 1991-м в городе Урус-Мартане. В 1992 году, при Дудаеве, в Грозном был установлен мемориал жертв сталинских репрессий (недалеко от Бароновского моста через реку Сунжу) - это комплекс площадью около 3000 квадратных метров (автор проекта художник Дарчи Хасаханов). На фоне краснокирпичной стены с мраморными досками с именами погибших[26] - могучая металлическая рука, сжимающая поднятый к небу кинжал; перед нею - мраморный с позолотой Коран и целое кладбище из старинных вайнахских надгробий-чуртов, которые жители Чечни спустя годы находили в основаниях домов, мостов и дорог. На заднем плане - три стилизованные вайнахские башни. На одной из стен, окружавших мемориал с трех сторон, была сделана надпись на чеченском языке, которую можно перевести как: "Не сломимся! Не взрыдаем! Не забудем!" Во время чеченских войн мемориал пусть и не очень сильно, но пострадал (на руке с кинжалом были заметны отверстия от пуль), но в середине 2000-х он был отреставрирован.

Однако в конце мая 2008 года мемориал был экстренно демонтирован - по распоряжению президента Чеченской республики Рамзана Кадырова вследствие его "несоответствия генеральному плану по восстановлению Грозного". Комплекс будет перенесен в более подходящее, по мнению властей, место - на окраину города, в район базы федеральных сил в Чечне[27].

Что касается ингушей и Ингушетии, то одним из первых зданий в ее новой столице, Магасе, стал музей-мемориал "Жертвам политических репрессий" (автор проекта - Мурад Полонкоев), открывшийся 23 февраля 1997 года, в день 53-й годовщины депортации вайнахов. Здание комплекса построено в форме девяти совмещенных горских оборонительных башен, опутанных колючей проволокой.

Экспозиция музея не ограничивается материалами, связанными с депортацией 1944 года и одним только ингушским народом. Она распространяется и на последствия депортаций, в частности на осетино-ингушский конфликт октября-ноября 1992 года, а также на судьбы других репрессированных народов.
Sabr 25.10.2010 03:38:43
Крымские татары

Начиная с 1993 года 18 мая отмечается в Крыму как день памяти жертв депортации, или День скорби. Уже в 1994-м - 50-летнюю годовщину депортаций - их мемориализация приобрела в Крыму систематический характер.

18 мая 2005 года, в день 60-летия депортации крымских татар и других народов Крыма, на всех крымских государственных учреждениях были приспущены государственные флаги Республики Украина и Автономной Республики Крым. Траурное шествие в Симферополе, в котором приняли участие около 30 тысяч человек, проследовало от мест сборных пунктов для депортируемых в районе железнодорожного вокзала и в парке "Салгирка" к центральной площади города, где состоялся общекрымский митинг-реквием. Во многих школах занятия начались с уроков памяти, а студенты Таврического национального университета встретили учебный день минутой молчания.

В местах упомянутых сборных пунктов были установлены памятные знаки, а на территории Крымского государственного инженерно-педагогического университета, в котором учатся преимущественно дети из семей, подвергшихся депортации, открыт монумент "Возрождение крымско-татарского народа". Тогдашний премьер-министр (и нынешний президент) Украины Виктор Янукович предложил рассматривать этот памятник как символ отказа от старых обид и как символ примирения и единения. В монумент была заложена капсула-обращение к поколению ХХII века, которую предполагается открыть 17 мая 2104 года.

В художественном музее Симферополя к 60-й годовщине депортации была создана новая художественно-документальная выставка, два раздела которой были посвящены депортации. После завершения экспозиции ее стенды были сохранены и переданы в запасники музея.

Памятные знаки жертвам депортации имеются во многих селениях, где в настоящее время вновь проживают крымские татары. В селе Ароматное Белогорского района в 2005 году был открыт памятник депортированным немцам и крымским татарам, представляющий собой небольшой курган, насыпанный руками жителей села. На вершине кургана установлен камень с берега реки Бурульча, на котором высечена надпись на немецком и крымскотатарском языках. По словам автора идеи Акима Челахаева, это первое подобное сооружение в Крыму, где упоминаются депортированные немцы. На месте села Ароматное немецкими переселенцами 200 лет назад было основано село Розенталь. По соседству находилось село Шабан-оба, в котором проживали крымские татары. В 1941 году из села Розенталь были депортированы немцы, а в 1944-м та же участь постигла и крымских татар.

18 мая 2005 года памятник депортированным народам Крыма (крымским татарам, болгарам, грекам, немцам и армянам) - представляющий собой камень-стелу на фоне гигантской колесной пары - был открыт в Керчи, а 18 мая 2008 года - в Севастополе, в сквере напротив автовокзала.
Sabr 25.10.2010 03:46:28
Калмыки

Самый первый в Калмыкии памятник депортированным был установлен 28 декабря 1992 года в Элисте, возле кинотеатра "Родина", откуда начинался путь в ссылку. Это камень-известняк, доставленный из Пермской области, с места захоронения репрессированных фронтовиков Калмыкии, умерших в Широклаге при сооружении Широковской ГЭС в 1944-1945 годах.

29 декабря 1996 года в Элисте, на кургане в восточной части города, был открыт мемориал "Исход и возвращение", посвященный памяти депортированных калмыков (авторы проекта - архитектор Сергей Курнеев и скульптор Эрнст Неизвестный). Памятник высотой 2,74 метра, длиной 5,33 метра и шириной 2,21 метра был отлит из бронзы в Нью-Йорке.

Главная идея мемориала - синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, сумевшего победить в борьбе с бесчеловечной системой советского государства и вернувшегося на родную землю. Памятник переполнен образами, символами и метафорами, в том числе и буддийскими. Плачущая овечка - символ терпеливости народа, она плачет над поверженным ребенком; мечи, штыки - символы насилия, уничтожения; табун лошадей - символ бега времени, бесконечного движения в будущее, в вечность. Человек, как бы втянутый машиной; птица, обернувшаяся в металл; лошадиный череп; три следа - мужской, женский, детский - символы уходящей семьи, встречаемой предками; лотос, срезанный мечом, в лотосе зародыш - спящий ребенок; вокруг Будды - пантеон злых духов, мистических животных. Голова Будды - символ вечности. Далее - возвращение - прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю. Над Буддой - кентавр как единство человека и природы. Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика); очищающий огонь. Над ним лев и змея - победители. Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности и вечного движения (колесо). В своем движении оно захватывает всех птиц, рыб, слона и летящую корову - символ калмыцкого воинства. Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения. Череп под копытами - это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего. В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса. Под памятником заложена капсула с землей из сибирских городов.

Еще пять памятных знаков депортированным калмыкам были поставлены за пределами Калмыкии. В 1990-х памятник был установлен в поселке Широковском, близ города Губаха, Пермской области. На нем надпись на русском и калмыцком языках: "Вечная память фронтовикам - калмыкам, погибшим на строительстве Широковской ГЭС в 1944-1945" (архитектор Сергей Шалаев)[24]. В 2000-2002-м, в ходе акции, организованной республиканским правительством[25], были установлены одинаковые памятные знаки в Тюмени, Томске (Сквер памяти), Омске (Северное кладбище) и Барнауле (площадь Свободы) с надписью на русском языке:

"Жертвам сталинских репрессий 1943-1957 от калмыцкого народа. Я знал, что мой народ в лесах Сибири / Нашел друзей и вновь душой окреп / Средь лучших русских, средь щедрейших в мире, / Деливших с нами и судьбу, и хлеб... / Д. Кугультинов".

Уникальной особенностью мемориализации депортации калмыков является ее официальная организационная поддержка и финансирование республиканскими властями.
Sabr 20.05.2013 02:22:08
Сообщений: 7254
Башха халкъланы уа сюргюн, геноцид къыйынлыкълагъа аталгъан къаллай эскертмелери барды? Билген былайгъа бир салыгъыз.
Башиланы Азамат 20.05.2013 14:54:02
Сообщений: 105
http://mkkbr.ru/?page_id=11
Перечень подведомственных учреждений Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики
смотри 13 позицию в таблице.

На фасадной части чтобы "сильно не беспокоились балкарцы", написано "Мемориал жертвам репрессий балкарского народа".
Хотя у входа-же в само здание на входных дверях вывешена слева табличка "ГКУК «Мемориал жертв политических репрессий 1944-1957 годов»

Прикрепленные файлы

Изменено: Башиланы Азамат - 20.05.2013 14:54:47
Sabr 20.05.2013 15:55:19
Сообщений: 7254
Сюрюлген, кёчюрюлген, миллет ышан бла этноцид, геноцид этилген малкъар халкъны атын сагъынылырын да излемейдиле сора КБР-де. Ансы, официал къагъытлада былай джазылыб турмаз эди: ГКУК «Мемориал жертв политических репрессий 1944-1957 годов».

Мемориал малкъар халкъны сойкъырымына, геноцидине атала эсе, халкъны атын сагъынмазгъа, джашырыргъа кимни да не иши барды? Хакълыкъгъа, адамлыкъгъа келишген иш тюлдю бу.

Кязим МЕЧИЕВ

Сын мой, скоро я в могилу лягу.
Сколько зла судьба мне принесла!
Ты же, может быть, придешь ко благу,
Жизнь увидишь без людского зла.


Если ты увидишь, что взрастили
Люди мир и счастье на земле,
Сын мой, подойди к моей могиле,
Крикни мне о побежденном зле.


Может быть, сквозь черный прах могильный,
Чтоб я смог спокойно отдохнуть,
Голос твой услышу звонкий, сильный…
Только, сын мой, крикнуть не забудь!
Tinsirme 21.05.2013 04:30:09
Сообщений: 226
Цитата
Sabr пишет:
18 мая 2005 года памятник депортированным народам Крыма (крымским татарам, болгарам, грекам, немцам и армянам)
"Интересно", а в чём обвиняли греков и армян?
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный