Омар Будаев в Карачаевск приехал в марте прошлого года. Родился и вырос в Сирии. Война заставила перебраться на родину предков. О жизни в довоенном Дамаске рассказывает с удовольствием.
Омар Будаев (перевод)
Если я расскажу о жизни там - вы не поверите. Те, кто ездил из Сирии в Америку жили так же хорошо, как и в штатах. Настолько было спокойно у нас… Хорошая жизнь... Всего много и дешево. Никогда никого не делили по нациям. Жили как братья. Как приехали на Кавказ, тогда стали отделять карачаевцев от черкесов. А там такое я не знал… Разница уровня жизни в республике и в Сирии очень велика. Она сравнима с пешим и всадником. . Настолько там хорошо. Хотя везде есть свои плюсы и минусы. Если к нам приезжал кто-то из карачаевцев, балкарцев, черкесов или русских, то их хорошо встречали, приглашали в общину и всячески оказывали почести. Независимо от рода, фамилии, а бывало и просто незнакомцев встречали и устраивали торжества. И вот мы приехали сюда, и не знаем никого из соседей. Они с нами не общаются, и не особенно хотят познакомиться. Мы жили там, где были разные национальности – курды, арабы, черкесы. Все мы были как братья. Здесь этого нет. Снизу доверху во всем многоэтажном доме мы ни с кем не общаемся. И даже, сидящие во дворе старики, не сильно поддерживают со мной разговор. Играют в карты и один за другим уходят к себе домой. И вот так я остаюсь один. А у нас не так. В 1989 году Омара Будаева приглашают в Балкарию. Там жил его дядя. Ему предложили купить дом и остаться. Но Омар уехал обратно. Начинать жизнь с нуля в другой стране казалось сложно.
Омар говорит, что в Сирии даже те жители, которые уехали из деревень в города, регулярно собираются в карачаевской общине, и все вместе держат совет. Решают вопросы о помощи нуждающимся.
Проживающие в Сирии карачаевцы придерживаются всех старых национальных обычаев. Это и свадьбы, похороны, рождения детей. Сегодня общая численность карачаево-балкарцев в общине на сирийской земле около полутора тысяч человек.
Сын Омара Мухаммад Будаев родился и вырос в Сирии. Прожил там чуть больше 30ти лет и в 1990 году переехал в Карачаево-Черкессию. Автор 16 книг и статей на арабском языке, которые были изданы в Сирии.
Хотя большую часть жизни прожил в Дамаске , Карачаево-Черкессию считает своей родиной.
Мухаммад Будаев:
Родина - это не то место где тело рождается , это дух карачаевского народа , предки - это здесь. Постоянно говорят Родина предков. Не родина детей, не родина моя, а предков, а они здесь были.
Первое знакомство с карачаевцами и балкарцами у Мухаммада состоялось на концерте, в далеком 78-ом году.
Мухаммад Будаев:
Началось все с ансамбля Кабардино-Балкария , в 78-ом году они выступали на международной ярмарке в Сирии, и там знакомились, и видели как мы танцуем. Потом начали чувствовать в себе, что мы другие люди , у нас другое место, другая родина.
Омар Будаев вспоминает последние два года перед отъездом сюда.
перевод: Воюют там все. Создаются разные отряды, состоящие из пакистанцев, египтян, иорданцев и многих другие. Мы старые люди и нам тяжело было продолжать там жить. Не знаешь где купить хлеб, как выйти на улицу, и как ты умрешь. В таком режиме мы находились в течение двух лет… Мы убежали от войны…
Омар с супругой живут здесь уже больше года. Но до сих пор им не дали даже временную прописку. Омар сетует, что к родственникам в Нальчик не может выехать. Боится, что без нужных документов вышлют обратно. Человеку, всю жизнь прожившему за пределами России трудно понять, почему простую справку, на которую он имеет право, так сложно здесь получить. На вопрос хочет ли вернуться обратно в Сирию, отвечает «конечно да…была бы возможность – хоть завтра. Скорей бы закончилась война…
Сюжет формучанки Moby-Di Оператор: Расул Камилов Озвучка: телевизионщики Ставрополя.
Makiavelli пишет:
Но до сих пор им не дали даже временную прописку. Омар сетует, что к родственникам в Нальчик не может выехать. Боится, что без нужных документов вышлют обратно. Человеку, всю жизнь прожившему за пределами России трудно понять, почему простую справку, на которую он имеет право, так сложно здесь получить.
Вот это показатель уровня... людей, что за страна, что за люди пошли и хуже всех в этом "приуспевают" на Кавказе... (и это своему земляку, АкъСакъалу, позор!!!).
Makiavelli пишет:
Снизу доверху во всем многоэтажном доме мы ни с кем не общаемся. И даже, сидящие во дворе старики, не сильно поддерживают со мной разговор. Играют в карты и один за другим уходят к себе домой. И вот так я остаюсь один.
Вот это меня больше ужаснуло. Ачыуум ичимде сыйынмай къалады
Makiavelli пишет:
Снизу доверху во всем многоэтажном доме мы ни с кем не общаемся. И даже, сидящие во дворе старики, не сильно поддерживают со мной разговор. Играют в карты и один за другим уходят к себе домой. И вот так я остаюсь один.
Это как раз таки нормальное психологическое явление везде, когда люди "иностранцы" пусть и "земляки" нужно время для обеих сторон, чтобы привыкнуть друг другу, преодолеть стену и лучше-больше общаться, но отчужденность, на контакт меньше идут, холодность, наплевательское отношение такое больше у наших, чем за рубежом, по моим наблюдениям. В связи с этим, возникает вопрос, где это славное "Кавказское гостеприимство", где родовые тукъумные, родственные взаимоотношения... слишком быстро все уходит в прошлое..
Как раз таки второе это вопиющее отношение это показатель отношения к старикам и землякам - просто позор (и для всех!) за который раньше бы аксакъалы тукъумов бы спросили, как надо, первое всего лишь отголосок второго, и там кто сидят и справку не дают - те же жители свои же кто-то кому-то сосед, кто-то с кем-то учился, вертится одно слово назвать такое отношение у людей, но будет слишком грубо, но верно. Жаль, что это уже везде и укоренилось..
Sabr, властла эс бёлмей эселе да, джамагъат организацияла нек тынгылаб турадыла? Къуру Къарачай-Алан халкъ тюл, Барс Эл да, къайдам джюз бла джыйырма къарачай организация барды, ала джыйылыб дауласала, властла да бир джукъ этерик эдиле, джыламагъан сабийге эмчек да салынмайды.
Я могу немного денег дать.Вообще было бы не плохо всем здешним скинуться, кто сколько может,и отдать им.
Про власть можно и не ратовать,эти никчёмные ушлёпки,нас (кавказцев)вообще за людей считают?( у меня большие сомнения в этом)
Филиалу "Эльбрусоида" в Карачаевске можно было организовать встречу молодёжи с этим аксакалом и его сыном. Это ж нетрудно. "Тематические вечера" деб бар шойду программалырында.
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3).
Карачаевск шахаргъа Америкадан мы,Англиядан мы бир эр бла къатын кечкен ушайдыла.Аланы видеогъа да алыб ,бери салгъан эдиле дейме,джукъну аджаштырмай эсем.Бек джаратыб турадыла шахарны,тилге да юрете эдиле.Быллай къыйын тийген болмаз эди ол американецлеге,былагъа тийген ча.
9 числа (через два дня) , около в 12 часов (максимум ждем один час) , кто заинтересован навестить Омара, просьба собраться вот по этому адресу: Ленина 56 , корпус 5. Сын Омара нас встретит, как только мы будем готовы.
не знаю с каких слов начать и что писать вообще)))
Вчера, с группой молодых людей, которые не зная друг друга собрались вконтакте организовали поход в гости к Омару Будаеву.
Семья очень гостеприимная, веселая и оптимистично настроенная, хоть и пришлось пережить страшные времена, да и сейчас им живется как "у чужих".
К сожалению из-за состояния здоровья Омара мы не смогли подольше пообщаться, но как мне показалось им было приятно, что Къарачай къарнашла проявили такое уважение, хоть прошел практически год с тех пор как они у нас.
Не знаю как остальные, но для меня это было ощущение как будто я пошла к дедушке с бабушкой в гости, къол тутаргъа, ораза ай бла алгъышларгъа, настолько они открытые люди
Очень много интересного нам рассказали... А так же рассказали о том как им обидно, что здесь их не хотят принимать(((( Такая грусть и надежда в их глазах, смешаны со слезами... Я вспомнила о том, как выселяли наших бабушек и дедушек и как им тяжело приходилось во времена депортации(((
Не знаю, чего хочет и добивается государство, но хочу попросить наших жителей, наших горцев, карачаево-балкарцев, пожалуйста проявите уважение к старикам, к людям которые приехали к нам не от хорошей жизни, просто поддержите их приятным словом, улыбкой...элементарными вещами... Это не так сложно и Аллах вас за это вознаградит!
Надеюсь мы еще соберемся и не раз сходим к ним в гости, Аллах саулукъ берсин, как только нашему гостю станет лучше
Вы просто молодцы!!!Особенно Макиавелли! И никогда не надо слушать людей которые не верят, что один человек может изменить ситуацию.
Первый раз прочитав пост, от горечи не могла найти слов. А те слова, что приходили на ум позитивом не отличались. и я решила промолчать, чтоб не прослыть вновь "очернителем" народа.
Но как же я рада что вы его навестили!!! Бу сыийлы Рамазан айда дин тутхан къартны джюрегине алай джылу бердигисегиз, Аллах игиликъни эм тазасын, эм татлысынг берсинг барыгъызгъада!!!
Только грустно от того, что черствость поражает наше общество настолько, что за проявление элементарного человеколюбия и чуткости нам приходиться уже благодарить друг друга. Тогда как, это должно быть устойчивым, непреходящим признаком нашего национального характера.
Это всем известный Будай улу, автор многих книг про историю Карачая и и других монограмм. Джашы, Сухель Багдади, белгили джырчы, аламат джаш. Гитче джашы уа биргесине Сириядан келген, инетде танышхан эдим, дизайнерме деген эди. Черкесскде джашасала, ох деб барыб арабча селешиб турлукъ эдим