Возвращение карачаево-балкарцев из Сирии.

Возвращение карачаево-балкарцев из Сирии.

Боец 27.01.2012 00:03:06
Сообщений: 38

1 0

Что там слышно?
устремленный гость 27.01.2012 01:09:03
Сообщений: 62
а это что за напасть такая - карачайбалкарцы? :сумасшествие:

Пользователь забанен.
касог 27.01.2012 02:35:07
Сообщений: 364
Знаю только то, что они там точно есть, если хотят вернуться на историческую родину разумно было бы примкнуть к группе черкесов, наши бьют во все колокола, думаю вам стоит связаться со своими, это хороший шанс для них.
APSATI 28.01.2012 19:30:43
Сообщений: 59

0 1

Мы везде есть.А счего надо примыкать к группе черкесов, пусть бьют в свои колокала черкесы. Удачи им в колокольном звоне.
касог 29.01.2012 01:25:19
Сообщений: 364
APSATI,
Цитата
APSATI пишет:
А счего надо примыкать к группе черкесов
ты не поймешь!
Таукъан 29.01.2012 06:50:14
Сообщений: 109
Не Къыргъызстандагъыла, не Сириядагъыла... "джангы джуртларында" къуру бир къаугъа башланса эслерине тюшеди ата джурт. Анга дери уа ох деб турадыла. Халкъым-джуртум деб къыйналгъан эртде келлик эди.
Sabr 20.04.2012 07:39:20
Сообщений: 7254
ИСТОРИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ
Репортаж Ольги Алленовой


Имат Ихсан приехал в Нальчик из разрушенного пригорода Дамаска. Он убежден: все наладится, главное теперь — найти работу

Из Сирии в Россию прибыли первые беженцы — этнические черкесы, чьи предки 150 лет назад, спасаясь от войны, покинули Северный Кавказ. Что ждет их на исторической родине?


Ольга Алленова, Нальчик—Москва

В Нальчик мы приехали в тот день, когда в городе шла спецоперация по ликвидации "эмира Кабардино-Балкарии" Алима Занкишиева. Наши знакомые в Москве присылали нам сообщения следующего содержания: "В Нальчике война, там на улице бронетехника, сейчас по радио передавали!"

В Нальчике в это время было тихо, спокойно, и никакой бронетехники мы не увидели. Администратор в гостинице "Россия" сокрушалась, что раньше в это время город был забит туристами, возвращающимися с горнолыжных курортов (сезон заканчивается в середине апреля), а сейчас — ни туристов, ни денег, ни настроения. Примерно то же самое говорили в кафе, в такси, в магазинах. Уже год прошел с того дня как в КБР расстреляли российских туристов-горнолыжников. Нападавшие, напомню, хотели забрать с собой туристку по фамилии Патрушева, ее спутники вступились за женщину и были расстреляны. Дело взял под контроль Владимир Путин. Полгода в Приэльбрусье действовал режим контртеррористической операции (КТО): одного предполагаемого убийцу "ликвидировали", второго объявили в международный розыск, а заказчиков так и не нашли. Режим КТО под нажимом местных властей перед началом нового горнолыжного сезона отменили. А туристы так и не приехали.

Ахмед Сташ, заместитель директора одного из пансионатов Приэльбрусья, в снижении туристической активности винит СМИ: "Это ваши коллеги виноваты, из каждого криминального случая делают тенденцию. В Москве тоже людей убивают, но там из-за этого не вводят режим КТО. А у нас получается, из-за того, что какой-то бандит убил человека, вся жизнь в республике останавливается. Значит, эти бандиты своего добиваются. Во всем мире борются с терроризмом, и мы боремся, и ничего тут нет особенного".

Но цель нашей встречи с Ахмедом — вовсе не причины ввода или отмены КТО. Ахмед — сирийский черкес-репатриант. 20 лет назад он приехал из Дамаска в Нальчик, на родину своих предков. "Мои родители мечтали о возвращении, и деды мечтали,— говорит Ахмед.— Для меня самым легким путем для возвращения была учеба, я и решил учиться". Он поступил в институт и стал дизайнером-архитектором. А потом остался в России.

За 20 последних лет в Кабардино-Балкарии таким образом осело около 2 тысяч черкесов-репатриантов из Сирии. Одна из таких репатрианток, Лейла Шениба, открыла в Нальчике кафе "Лейла", которое черкесы очень любят — хотя в меню черкесских блюд гораздо меньше, чем турецких.

Теперь эти люди помогают своим соотечественникам, которые решили покинуть Сирию из-за войны.

С начала военного конфликта в Сирии несколько сотен черкесов изъявили желание вернуться в Россию. Они написали письмо властям РФ, а также субъектов — КБР, Адыгеи и КЧР. Официального ответа со стороны РФ не было — и это понятно: если Россия заявит о готовности принять сирийских беженцев, она ударит по режиму Асада, которого поддерживает. Поэтому проблема репатриантов если и решается, то негласно, главным образом не через официальную власть, а через общественные черкесские организации. Так, Международная черкесская ассоциация (МЧА) и движение "Пэрыт" помогают первым приехавшим в Россию беженцам из Сирии (или, как здесь говорят, репатриантам) всеми силами: оказывают юридические услуги, содействуют в оформлении документов, открыли курсы русского языка, и все это бесплатно.

Мурат Табыщ, активист черкесской общественной организации "Пэрыт" (с адыгского — "Впереди идущий"), говорит, что деньги на эти цели собираются всем миром, помогают влиятельные российские черкесы — бизнесмены, депутаты, сенаторы, олигархи.

Активисты отмечают, что власти Кабардино-Балкарии активно идут навстречу: выделили две гостиницы под временное размещение репатриантов (все равно из-за срыва туристического сезона они пустые), да и ФМС здесь работает активнее, чем в других республиках, у нее больше опыта, потому что последние 20 лет репатрианты возвращались именно в Кабардино-Балкарию. И в советское время, и после Нальчик был едва ли не самым крупным промышленным, туристическим и культурным центром российского Кавказа, здесь всегда было больше возможностей.

После второй чеченской войны ситуация изменилась: из-за экономических проблем, роста религиозного экстремизма и зачастую неадекватных действий силовых структур Нальчик потерял прежний имидж.

Однако сирийских черкесов это не пугает. Они реализуют мечту своих предков, которые в XIX веке уходили по Черному морю от царских войск сначала в Турцию, потом в Сирию и Иорданию, а потом передавали из поколения в поколение, что когда-нибудь вернутся назад.

Беженцев из Сирии в Нальчике встретили гостеприимно — им выделили гостиницу с бесплатным проживанием и питанием, в которой они могут жить несколько месяцев, до тех пор пока Федеральная миграционная служба не решит их участь
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Первые репатрианты, около 20 человек, расселились в гостинице "Нарт". Туда мы и направляемся.

"Здесь есть жизнь, а там смерть"

У высотного здания в лесопарковой зоне нас встречают несколько мужчин — с Ахмедом они говорят по-арабски и по-черкесски. Русский язык знают лишь те, кто в советское время учился в Нальчике, а потом вернулся в Сирию. По-арабски говорят молодые. Ахмед объясняет, что с пятого поколения в диаспоре арабский стал вытеснять адыгский язык: все-таки дети в школе и на улице слышат государственный язык, а дома с ними на адыгском говорят мало, потому что женщины теперь не дома сидят, а работают.

После этих пояснений Мурат Табыщ вздыхает: жить надо там, где живет твой народ, только так можно сохранить себя.

Мы поднимаемся на седьмой этаж, в вестибюле нас ждут человек десять, в основном молодые люди. Но есть среди них почтенный аксакал, при виде которого все встают, и если говорит старик, все остальные почтительно слушают. 75-летний Фарук Тлеуж уехал из Дамаска из-за своих сыновей и внуков. Много лет назад он потерял жену, война его не пугала, но он очень хотел, чтобы дети уехали из страны. А дети без него уезжать не хотели. Поэтому старику пришлось собрать вещи и покинуть город, в котором провел всю свою жизнь. Они приехали в Россию во второй половине марта, подали документы в ФМС и теперь ждут ответа.

— А если в Сирии все успокоится, вернетесь назад? — спрашиваю я.

Старик качает головой: "Это наша родина, мы всегда хотели сюда вернуться. Если власти России разрешат нам остаться, мы будем счастливы".

— Но ведь придется начинать все с нуля. Не страшно?

— Здесь есть жизнь,— отвечает Фарук,— а там смерть. И чего нам бояться, если мы вернулись на свою родину?

Свое будущее с Сирией эти люди больше не связывают. Несколько черкесских семей уехали в Европу, но большинство хочет в Россию. Правда, возможность выехать из Сирии сейчас есть у единиц.

40-летний Али Хаджмаф еще в феврале приехал из города Хомс, он говорит, что в Хомсе настоящая война, город разрушен, связи с его жителями практически нет, есть погибшие, многие ушли в соседнюю Иорданию.

— В Хомсе не работают госучреждения,— добавляет Имат Ихсан.— Поэтому люди, которые там остались, не могут даже паспорт сделать или документы в консульство собрать. На прошлой неделе там напали на одного моего знакомого, ударили, забрали машину. Это так называемая свободная армия. Сейчас все, кому не лень, называют себя свободной армией. Закона нет, полная анархия.

В его словах слышится нескрываемое раздражение.

Чтобы получить визу в Россию, пришлось собрать множество документов — что не судимы, не больны СПИДом, не имеют обязательств перед государством, в том числе воинских и налоговых. Еще — справки о составе семьи, о доходах, о профессии.

Теперь они обязаны предоставить те же справки из Сирии — уже в соответствующие инстанции в России. После этого в течение полугода их дела будет рассматривать ФМС и при положительном исходе им дадут разрешение на проживание в России в течение трех лет.

Главное, что их сейчас беспокоит,— работа. "Сидеть без дела тяжело,— говорит Имат.— Если бы рассмотрели наши дела быстрее, мы бы уже устроились работать. Полгода, пока будут рассматривать наши дела, это очень долго. Мы не привыкли чувствовать себя нахлебниками".

Среди этих мужчин — представители самых разных профессий: инженер-строитель, программист, дизайнер, учитель математики, фотограф, автомеханик, высококвалифицированный сварщик, водитель большегрузного транспорта. Они уверены, что найдут работу, а если не найдут в городе, то точно найдут в селе — работать на земле все умеют.

— Городскую диаспору мы получили только в 70-е годы,— говорит Ахмед Сташ.— До того времени все черкесы и в Турции, и в Сирии жили на земле. И чтобы закрепиться в России, все они готовы жить в селе.

"Речь идет о спасении людей"

Мы отправляемся в пансионат "Дружба", где сейчас живет еще несколько черкесских семей. Едем на машине Ахмеда, Фарук — впереди, как почетный пассажир.

— Кабардино-Балкария не самое стабильное место в мире,— говорю я ему.— Не боитесь, что и здесь может начаться война?

Фарук качает головой: "В России не будет войны".

Нас обгоняет машина с развевающимся балкарским флагом — в этот день балкарцы отмечают день возвращения из сталинской депортации, это республиканский праздник и официальный выходной день. Ахмед машет им рукой, ему сигналят в ответ.

Вопрос напрашивается сам собой, и я его задаю:

— Как относится к возвращению черкесских репатриантов балкарский народ? В Кабардино-Балкарии ведь не совсем простые межнациональные отношения...

— Они вообще не вмешиваются в этот вопрос,— говорит Ахмед.— Все понимают, что сейчас речь идет о спасении людей, а вопрос, что будет дальше, можно обсудить и потом. К тому же у балкарцев в Сирии тоже есть диаспора, она не так многочисленна, но, как и все, страдает от войны.

Мы едем по широкому проспекту, хорошая дорога, много автомобилей, солнце и холодный воздух бьют в открытые окна машины. Фарук смотрит в окно и улыбается.

Ахмед спрашивает, как ему нравится в России.

— Очень нравится,— искренне говорит Фарук.— Даже сказать боюсь. Мне кажется, мир сильно расширился.

"Религиозного конфликта не будет"

Пансионат "Дружба". Дети и жены репатриантов выходят на улицу — женщины в платках, но с открытыми лицами. Мать 30-летнего Висама Халида Аль-Джарах вообще в брюках и без платка. Висам еще не женат, и Халида мечтает, что в России у нее появится невестка и внуки. У этого парня есть все шансы быстро интегрироваться: когда-то он учился в России и знает русский язык.

Внешний вид женщин — хороший повод для того, чтобы задать вопрос про "религиозный контекст".

— Сирия — светское государство,— говорит Ахмед.— Так что религиозного конфликта тут не будет.

— Но есть опасение, что беженцы с Ближнего Востока могут принести в Россию радикальный ислам,— возражаю я.

— Надо знать черкесов, чтобы понять, что радикальный ислам и черкесы несовместимы,— улыбается Ахмед.

К беседе подключается один из черкесских активистов КБР Аслан Бешто. "У религиозных радикалов, к примеру, нет культа старших,— говорит он.— В традиции же у черкесов молодой человек в присутствии старшего слова не скажет. И если отец скажет сыну сидеть дома, сын никогда не уйдет в лес. Вот такое послушание мы видим в семьях репатриантов. Рецепт стабильности на Кавказе — усиление национальных традиций. Это единственный способ борьбы с исламизацией. И черкесы тут только помогут".

По мнению активиста, черкесские репатрианты помогут России еще в одном вопросе. В проведении сочинской Олимпиады — как бы странно это ни звучало.

— Сейчас западные страны через Грузию пытаются поднять вопрос черкесского геноцида в Российской империи и настраивают многочисленную черкесскую диаспору по всему миру против России,— говорит Аслан.— Это влияет и на какую-то часть российских черкесов. Поднимается вопрос уместности проведения Олимпиады в местах, где шли самые ожесточенные бои Кавказской войны. Это вопрос, который может еще не один год накалять обстановку, особенно перед Олимпиадой. И единственное, что нивелировало все попытки раскачать "черкесскую лодку" на Кавказе,— это репатриация. Тем, что Россия хотя бы не закрыла дорогу сирийским черкесам, она на самом деле сделала огромный шаг навстречу всему черкесскому миру, и это хороший ответ всем ее недоброжелателям в регионе.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1912689?isSearch=True
Гвидо Фокс 17.08.2012 15:06:03
Сообщений: 421
Долго думал стоит ли вновь открыть подобную тему. Подумал - стоит.
На сайтах черкесов (адыгов), в первую очередь, осетин, чеченцев активное обсуждается эта тема. В КБР уже вернулось на родину более сотни черкесов. У нас, позорное молчание. Хотя наша диаспора мала, всего 2000-3000 человек. Переселить подобное количество людей - это не сложно даже для уровня КЧР.
...РКНК готовит пикет в Москве, чтобы привлечь внимание к этой теме.
http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=2993&Itemid=1

Быть может и нам пора уже предпринимать конкретные меры?
Sabr 17.08.2012 16:04:53
Сообщений: 7254
Если карачаево-балкарцы хотят вернуться - почему молчат?
Есть ярчайший представитель диаспоры, который давно живет в Карачаевске, Будаев - почему он молчит?
Он не захотел даже встретиться с Азреом Кечеруковым - пред. "Дем.Джамагъат", чтобы предпринять какие-то шаги.
Байрамукова по поводу сирийских карачаево-балкарцев обращалась Главе КЧР.
Митинговать можно, если точно узнать, хотят наши сирийские братья этого или нет.
А митинговать вместе с черкесами, если они не думают о карачаево-балкарской диаспоре, смысла не вижу.

Вообще, руководство КЧР не думает о карачаевцах. Карачаевцы Кыргызстана (450 чел.) решили вернутьмя в Карачай. И что? Ответ: КЧР не может их обеспечит ни работой, ни жильем. Россия велика - пусть идут туда, где требуется рабочие руки.

Если бы кто-то мог связаться с Сирийской диаспорой или с тем же Будаевым. Если бы, желающие вернулись оттуда, было бы хорошо - нам дорог каждый соплеменник.
Гвидо Фокс 17.08.2012 17:17:35
Сообщений: 421

1 0

Цитата
Sabr пишет:
Если карачаево-балкарцы хотят вернуться - почему молчат?
Есть ярчайший представитель диаспоры, который давно живет в Карачаевске, Будаев - почему он молчит?
Он не захотел даже встретиться с Азреом Кечеруковым - пред. "Дем.Джамагъат", чтобы предпринять какие-то шаги.
Байрамукова по поводу сирийских карачаево-балкарцев обращалась Главе КЧР.
Митинговать можно, если точно узнать, хотят наши сирийские братья этого или нет.
А митинговать вместе с черкесами, если они не думают о карачаево-балкарской диаспоре, смысла не вижу.

Вообще, руководство КЧР не думает о карачаевцах. Карачаевцы Кыргызстана (450 чел.) решили вернутьмя в Карачай. И что? Ответ: КЧР не может их обеспечит ни работой, ни жильем. Россия велика - пусть идут туда, где требуется рабочие руки.

Если бы кто-то мог связаться с Сирийской диаспорой или с тем же Будаевым. Если бы, желающие вернулись оттуда, было бы хорошо - нам дорог каждый соплеменник.
я разговаривал с сирийским балкарцам, они хотят вернуться и даже сами самостоятельно это делают. Что касается Будая, то то что он молчит это явно не показатель. Я постараюсь сегодня с ними еще раз пообщаться на фейсбуке
LuayGemu 17.08.2012 20:58:40
Сообщений: 1

1 0

Selamun aleykum karnaşla,

Benim adım Gemulanı Luay ,Syriadaki karaçay malkar diasporadan ,4 yıldan beri Turkiyede yaşıyorum .Bu konuyla ilgili bi hareket etmek gerekiyor diye düşünüyorum .
Şimdi benim ailem bir ay önce KBR döndü . (babam ve annem ) nalçikte senatoryda yaşıyorlar .başka dönen karaçay malkardan duymadım daha .
Turk 18.08.2012 01:09:40
Сообщений: 1414
Цитата
LuayGemu пишет:
Selamun aleykum karnaşla,

Benim adım Gemulanı Luay ,Syriadaki karaçay malkar diasporadan ,4 yıldan beri Turkiyede yaşıyorum .Bu konuyla ilgili bi hareket etmek gerekiyor diye düşünüyorum .
Şimdi benim ailem bir ay önce KBR döndü . (babam ve annem ) nalçikte senatoryda yaşıyorlar .başka dönen karaçay malkardan duymadım daha .
перевод:
Салам алейкум братья,

Меня зовут Гемуев Луай (тукъум Гемуланы), из Сирийской диаспоры карачаево-балкарцев. 4 года живу в Турции. Я думаю, что необходимо предпринять действия по этой теме.
Моя семья месяц назад вернулась в КБР (отец и мама). В санатории в Нальчике живут. Про других вернувшихся карачаево-балкарцев еще не слышал.

п. с. по теме тоже успел пообщатся, проблема в том, что больше не дают никаких виз (или разрещений - я точно не знаю, но это не важно) на возвращение кавказцев (черкесов) на Кавказ.
Получилось, что его семья половина в КБР, половина в Сирии, та что в КБР тоже в подвешенном состоянии, так как процесс остановлен и уверен сейчас все черкесы столкнулись с этим, не понятно можно им будет остаться или как быть. Судя по всему именно эта семья очень хочет остаться на Родине в КБР.

Как на счет этого в КЧР? Вроде бы на имя президента КЧР писалось обращение и вроде бы говорились о содействии со стороны властей в КЧР...
Изменено: Turk - 18.08.2012 01:11:58
адыгеец 18.08.2012 04:10:16
Сообщений: 128
там уже не только в визах дело. оттуда людей эвакуировать уже нужно. многие из тех кто хочет вернутся не могут этого сделать по причине того, что не могут собрать документы. это в первую очередь касается тех кто живет не в Дамаске, а в других городах, т.к. госучреждения не работают. Второй момент- почему молчат. Да потому что боятся. Все телефоны прослушиваются, спецслужбы щемят всех подряд.
Intizar 18.08.2012 07:47:33
Сообщений: 144
Вчера разговаривала с девочкой, она правда в Египте жила, но многих из Сирии знала. Говорит, что многие из числа наших студентов остались в Сирии навечно((

Сокращайте речь до смысла.
ALANULAN 19.08.2012 19:09:24
Сообщений: 856
Intizar, ОНИ ПОГИБЛИ ? КАК?


-БИЗ КЪЫТАЙЛЫЛА ТЮЛБЮЗ..БИЗГЕ ХАР АДАМДА,КЪАЛЛАЙ БОЛСАДА , БАГЪАЛЫ КЁРЮНЮРГЕ КЕРЕГЕДИ!!
ДЖЕРИБИЗНИ УЛЛУЛУГЪУНА КЁРЕ АДАМЫБЫЗ АЗДЫ! БУСАГЪАТ ЭЛЛЕДЕН АДМЛАНЫ ШАХАРЛАГЪА ТАРТАЛСАЛА, ОЛ БОШ ЭЛЛЕНИ ИЕСИЗ ДЖЕРЛЕРИН БИР ФОНДДАН БИРИНЕ КЁЧЮРЕ , ЭМ АРТЫНДА САТЫБ АЛЫБ ,АЛАЙДА АЛАН КЪАБЫРЛАДА СОЛУУ МЕКЯМЛА ЭТЕРГЕ ИЗЛЕРГЕ БОЛЛУКЪДУЛА ОЛ ДЖАМАН МАРСИАНЛА! СЁЗЮЧЮН ТЕГЕЙ, ЮНГИШ МИЛЛЕТЛЕ БИЛЕБИЗДА КЪАЛЛАЙ ДЖЕР КЕСЕКЧИКЛЕДЕ ТУРАДЫЛА,КЕСЛЕРИ БИЗДЕН 2-3 КЪАТХА КЁБ БОЛА ТУРГЪАНЛАЙ! БИЗА 333 333 АДАМ БАРБЫЗ , КАВКАЗНЫ УА ДЖЕРИНИ ДЖАРТЫСЫ БИЗНИКИДИ БЮГЮЛЮКДЕ! КЕСИДА ЭМ АРИУ ,ЭМ БЕРЕКЕТЛИ ДЖЕРЛЕРИ! ОНГЛУРАКЪЛАРЫБЫЗ КЪАЧАН ОНОУЛАШЫРЫКЪДЫЛА ЭКЕН БУ ЗАТНЫ ЮСЮБЛА-?!-КЪОРКЪМАЙЫН КЕСЛЕРИНЕ "МИЛЛЕТЧИ" ДЕБ АЙТДЫРЫРГЪА,ДЖУКЪ АНГЫЛАМАГЪАН КИБИК ЭТИБ ТУРМАЙЫН! ОНГЛУЛА КЪЫМЫЛДАГЪАСА МИЛЛЕТНИДА УЯТЫРЫГЪЕДИ,ЮЛГЮ БОЛУБ. МИЛЛЕТ БТРИНЧИ УЯНЫБ ОНГЛУЛАБЛА КЮРЕШЕ ТЕБИРЕСЕ УА - ОЛ КЪАРА КЪЫЙЫНЛЫКЪДЫ!!!
МА БУ ЗАМАНДА -КЕЧ БОЛГЪУНЧУ, БИЗНИ МИЛЛЕТГЕ ,УЛЛУ ДАУР ЭТМЕГЕНЛЕЙ , АЯКЪ ТИРЕБ ,БАШЫН КЁЛТЮРЮБ, КЕСИ ЗАТЫНА ИЕЛИК ЭТИБ КЪОЯРГЪА БОЛЛУКЪДУ!
-
Изменено: ALANULAN - 19.08.2012 19:38:19

с УВАЖЕНИЕм !
Turk 20.08.2012 17:29:50
Сообщений: 1414
адыгеец, да я тоже такое слышал, какой-то замкнутный круг получается..
Intizar 20.08.2012 22:53:11
Сообщений: 144
Цитата
ALANULAN пишет:
ОНИ ПОГИБЛИ ?
ну да.

Сокращайте речь до смысла.
Abdullah 21.08.2012 16:06:09
Сообщений: 1615
Intizar, о каких наших студентах речь? О тех кто поехал учиться или гражданах Сирии?
касог 21.08.2012 16:44:39
Сообщений: 364
Салам Алейкум, и что интересно, переселять собираются в адыгею и кбр, раньше и про кчр тоже говорили. теперь тишина. мне кажется вот причина того,что власти кчр бездействуют по поводу карачаевцев и балкарцев в диаспоре, не хотят конфликта, типа вы вернули карачаевцев, пускай и черкесы едут, и т.д. а тем временем люди гибнут,у них почти никакой надежды не осталось. как то я предложил выход из ситуации, меня мягко говоря попросили не лезть не в свое дело.
Гвидо Фокс 23.08.2012 17:02:45
Сообщений: 421

1 0

Если я не ошибаюсь скоро День первокурсника в Эльбе? Предлагаю написать открытое письмо на имя руководства страны и КЧР, КБР, с просьбой помочь вернуться карачаево-балкарской диаспоре из Сирии. Я первый подпишу и составлю текст письма, если это нужно. Напомню, что КЧР наименее плотнозаселенный субъект СКФО. В КЧР сейчас проживают тысяч 10000 узбеков, думаю 2000-3000 тысячам человек, представителей коренного народа республики - место найдется.
Напомню, вновь, что процесс репатриации уже идет в КБР, РСО-А, ЧР...
Напомню, еще раз, что в Ставропольский край, также возвращаются представители, теперь уже, казацкой диаспоры.
(Это все к вопросы, а будет ли место в КЧР для них)
Не могу не сказать о том, что это люди с хорошим образованием, люди из страны традиционно хорошо относящиеся к России, а сама диаспора не испытывает чувство ненависти... вообще к кому либо)))(Это все к любителям создавать ненужные и фантастические геополитические псевдотеории)
Изменено: Гвидо Фокс - 23.08.2012 17:03:33
Chigevara 06.09.2012 13:28:33
Сообщений: 9
Тема хорошая , разговаривал с таджиком как то который прожил в черкесске порядка 4 - х лет теперь живет в Подмосковье говорит там хорошо было и денег хватало которые зарабатывали на все, так и получается что таджикам и узбекам там выгоднее чем , коренным народам.
Казацкая диаспора в ставропольском крае это аналог краснодарского края , политическая воля её туда возвращает.
Я не думаю что кто то будет против все за вопрос кто этим займется на гос уровне ?
что бы была программа по которой можно было бы вернуться, целиком семьям ?
Sabr 06.09.2012 17:37:40
Сообщений: 7254

1 0

Все упирается в руководство КЧР.
Карачаевцы из Киргизии в количестве 100 семей 20 лет пытаются вернуться из Киргизии. Ответ был один:"Россия где принимает туда и ехзжайте. В КЧР не требуются рабочие руки". А Ставропольский край спокойно принимает сотни казацких семей из той же Киргизии.

КБР принял около 2 000 своих соотечественников из Ближнего Востока. Адыгея приняла около 200, готова принять столько же. Потому что в этих республиках руководители и общественные организации совместно работают в этом направлении.

А КЧР не может, вернее не хочет принять своих соотечественников даже из стран СНГ. Хотя закон о Реабилитации репрессированных народов предусматривает это.

Когда Глава не думает о своем народе - не могут возвращаться соотечественники, не издаются учебники на роднгом языке. В КЧР нет политических партий, общественных организаций, которые могли бы поднять этот вопрос. Никому ничего не надо.

Хар ким башы къалгъан джерде. Башчыла-оноучула-къуллукъчула мал къайгъы, джарлы халкъ да - джан къайгъы.
Chigevara 07.09.2012 14:34:43
Сообщений: 9
Именно об это воле и речь , русские тоже возвращаются в став край и краснодарский не просто так , им помогают что бы как то сдерживать естественную миграцию населения из соседних республик.
"Русское" население очень переживает как им та будет ("жить страшно же вокруг эти черные в барабаны бьют танцуют - мракобесие , дословно от своих сотрудников взрослых образованных людей )

ТАК понимаю Этим вопросом никто не занимается и не займется !!!
Sabr 07.09.2012 16:44:57
Сообщений: 7254
Цитата
Chigevara пишет:
ТАК понимаю Этим вопросом никто не занимается и не займется !!!
Тогда другой вопрос: почему Этим в других республиках занимались, занимаются и будут заниматься, а в КЧР нет?
Почему руководители других республик стараются сохранить свой народ - сохранить его язык, землю, генофонд, этнофонд...
А в КЧР... Много вопросов. Кто знает ответ - пусть разъяснит.
Изменено: Sabr - 07.09.2012 16:45:28
под тенью сабель 09.10.2012 22:46:59
Сообщений: 1121
Вопрос: что мы конкретно можем сделать, чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки?

В настоящее время в состав немногочисленной карачаево-балкарской диаспоры в Сирии входят представители 40 фамилий, ушедших с Кавказа. В Турции их во много раз больше. Местом сбора отъезжающих были Новороссийск и Симферополь. Сюда добирались со скарбом на арбах. От русских портовых городов их доставляли до Стамбула. Из Стамбула всех, кто прибывал с Северного Кавказа, рассеивали по другим городам и районам. Часть переселенцев османские власти переправляли в Сирию. После трудного и длительного пути карачаевцы и балкарцы обосновались в пределах современной Турции и Сирии. Все они стали впоследствии гражданами этих стран. По свидетельству самих переселенцев, память об исторической родине у них не угасла. Первые же поколения так и остались приверженцами кавказского этикета, традиций, одежды, пищи и т. д. Они давали вновь родившимся детям имена, подобные кавказским. Позже в ономастике стали преобладать турецкие и арабские имена. Начинавшиеся с момента переселения культурные процессы в жизни диаспоры особенно активизировались в период 40 - 50-х годов ХХ столетия. В эти годы начался интенсивный отток диаспоры из сельских районов в города (23). Отток диаспоры в города внес коренные изменения в ее быт и культуру. С уходом из жизни старшего поколения переселенцев традиции и кавказская культура стали сдавать свои позиции и на селе, за исключением отдельных обрядов и форм внутрисемейных отношений. Например, в сел. Блей (Сирия) мы общались с женщинами отдельно от мужчин в изолированных комнатах (в жилом комплексе Энеевых имелось помещение типа кунацкой), а в сел. Доглат (Турция) женщины избегали вообще встречи с гостями. Безусловно, эти эпизоды характеризуют архаику законсервированных кавказских традиций, отягощенных спудом исламских предписаний относительно замкнутости образа жизни женщин. Карачаево-балкарская диаспора, проживающая в Турции и Сирии осознает себя частью единого карачаево-балкарского этноса, хотя за рубежом ее знают больше как карачаевцев. Речевое, бытовое, этикетное поведение карачаево-балкарской диаспоры в настоящее время - это симбиоз традиционно-кавказского, турецкого, арабского и современного городского имиджмента и отражает взаимодействие разных культур." (Кучмезова М.Ч.тот же автор: " В Сирии карачаевцы и балкарцы живут на окраине Дамаска. Они переселились сюда из сел. Блей, расположенного от столицы в сорока километрах и основанного первыми мухаджирами исключительно карачаевского и балкарского происхождения. Две улицы селения носили названия Холам и Безенги. Когда-то село, куда доступ арабам был запрещен, считалось многолюдным и в нем кипела жизнь: игрались свадьбы, звучала кавказская музыка и карачаево-балкарская речь (25). Сейчас осталось здесь всего пять-шесть семей. Столько же в сел. МарджСултан. Около 20 семей насчитывается в сел.";)
под тенью сабель 09.10.2012 22:49:37
Сообщений: 1121
Алий Хасанович, известно что в КБР уже строят дома для 20 адыгских семей из сирии, наш президент тоже с радостью готов их принять, в Сирии больше 100 тыс адыгов, ну а про наших речи и не было, хотя там около 3 тыс карачаево-балкарцев, можете ли вы что то сделать что бы их из под огня выташить?
под тенью сабель 09.10.2012 22:55:45
Сообщений: 1121
Карачаево-балкарская диаспора в Сирии

До 1918 года Сирия входила в состав Турецкой империи. Так как главным идеологическим мотивом переселения мухаджиров с Северного Кавказа было стремление попасть на мусульманские земли, совершить "хадж", т.е. паломничество в Мекку, то многие горцы отказались поселиться в предложенных им местах и настояли на продолжении пути в Шам (Сирию). Там они осели и после получения Сирией независимости оказались разделёнными с основной массой кавказской диаспоры.

Карачаевцы и балкарцы, переселенцы 1884-1885 годов, основали в Сирии два села: Блей и Бойдан. Блей (Матых кёу) находится в 40 км от столицы Сирии Дамаска, посреди пустыни. В селе две улицы: Холамская и Чегемская, по названиям ущелий в Балкарии, откуда прибыло большинство переселенцев. Старейшины диаспоры рассказывают, что основателями села были "600 семей из Холама, Чегема и Баксана". Занимались разведением скота, но условия были тяжелейшие. Оказавшись в безводной пустыне, горцы вынуждены были приспосабливаться к совершенно новой для них природе. Кроме того, аборигены этого края - бедуины постоянно нападали на них. Многие успели вернуться в Турцию до развала Османской империи и поселиться в г. Измир, на берегу Эгейского моря.

В 1950-х годах село было заброшено, осталось несколько семей. Основная часть сельчан переселилась в столицу, расположенную в горной местности. В настоящее время они живут компактно в одном из кварталов Дамаска. Численность карачаевцев и балкарцев в настоящее время не превышает 1 000 человек. Разница в культуре и языке привела к тому, что неизбежные для малочисленной диаспоры межнациональные браки ускорили процесс деэтнизации кавказцев в Сирии.

Стремясь противостоять неумолимой ассимиляции, потомки северокавказских "мухаджиров": адыгейцы, черкесы, абазины, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, осетины, чеченцы и ингуши - объединились в общественно-культурную организацию "Хаса". Надо отметить, что всех их в Сирии, как и в Турции, называют "черкесами". Кабардинцы, адыгейцы и черкесы называют себя "адыге". Карачаевцы и балкарцы - "къарачайлы", а друг к другу обращаются "алан". Целью объединения "Хаса" является сохранение национальных обычаев, родных языков, взаимопомощь, а также создание условий для встреч и знакомства членов кавказской диаспоры. По словам одного из руководителей "Хасы" карачаевца Гогуйланы Зияда, в Дамаске проживают представители 40 карачаево-балкарских фамилий. Среди них: Акбайлары, Будуйлары, Будайлары, Газалары, Гебохлары, Гергоклары, Гогуйлары, Огьурлулары и др.
под тенью сабель 09.10.2012 22:56:20
Сообщений: 1121
Бесспорно, городские жители диаспоры сильнее подвержены процессам деэтнизации. В условиях большого города разрозненные семьи потомков мухаджиров объединяют только национально-культурные центры. Они играют роль социальных институтов по сохранению родного языка, культуры и самобытности. Говоря о численности карачаево-балкарской диаспоры в Турции, надо отметить, что за последние 10 лет из-за неуклонной ассимиляции её численность не увеличилась. Хотя естественный прирост остается довольно высоким, в среднем каждая семья состоит из 5-6 человек. Другой причиной уменьшения численности диаспоры является увеличение потока турецких рабочих в страны Европы и Америки. Ежегодно в их числе покидают Турцию сотни этнических карачаевцев и балкарцев. В настоящее время в Америке насчитывают около 5 000 карачаевцев. Их объединяет национально-культурный центр в г. Патерсон. В Германии и Голландии выходцев из карачаево-балкарских селений Турции примерно 2 000 человек.

Таким образом, мы можем определить минимальную численность карачаево-балкарской диаспоры в Турции. Не прерывающих родственных связей со своей этнической средой, называющих себя карачаевцами или таулу (балкарцами) насчитывается около 5 330 семей, что составляет примерно 26 650 человек. В настоящее время в Турции карачаевцы и балкарцы проживают в 14 мононациональных селениях: Чифтлик-кёу, Яллыпы-нар, Якапынар (Эртугрул), Белпинар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Болвадин (Черкес махале), Эрейли, Башхюйюк, Эйрисоют, Эмирлер, Арпаджи-карачай, Чилехане. Уменьшение численности населения карачаево-балкарских селений привело к тому, что некоторые из них в ближайшее время, вероятно, перестанут существовать. В настоящее время такие сёла, как Язылыкая, Эрейли, Килиса, Чифтлик обитаемы в основном только летом, в период каникул и сбора урожая. Постепенно родственные и хозяйственные связи ослабевают, так как земельные наделы, делясь между наследниками, уменьшаются. Многие их продают, теряя собственность в селе. В настоящее время единственное селение в диаспоре, насчитывающее более 2 000 человек, это Башхюйкж в Конийском вилайете.

Рост благосостояния и образования приводит к тому, что большинство семей предпочитает жительство в городе. Если в начале XX века карачаевцы и балкарцы населяли только внутренние сельские районы Анатолии, то сегодня потомки мухаджиров обитают почти во всех крупных городах Турции. Наиболее многочисленные общины карачаево-балкарской диаспоры на сегодняшний день в Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Копье.

(Из книги З.Б.Кипкеевой "Карачаево-балкарская диаспора в Турции", Ставрополь, 2000 г.)
под тенью сабель 09.10.2012 22:56:53
Сообщений: 1121
Поселения в Сирии, где в 30е гг. 20 в. жили карачаевцы (карачаево-балкарцы): с. Блей - 150 семей, с. Бойдан - 50 семей (Ф. Бадерхан. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XIX — первая половина XX века) М.: Институт востоковедения РАН, 2001 г.)
Папин Южак 15.10.2012 05:21:27
Сообщений: 521
под тенью сабель.

Ассалам алейкум!
Айыб этме, джолоучу болуб, тынгылы джуаб берирге заман табмай тургъанма.
Миллетге джан аурутханынг ючюн Аллах сеннге разы болсун!
Сирияда джашагъан адамларыбызгъа бизда этебиз бушуу, башха джукъ эталмай.
Ситуация усугубляется тем, что официальная политика России по Сирии не способствует принятию из Сирии беженцев, даже русских, не говоря о кавказцах. Кавказцев же Россия не хочет принимать по определению. В другой теме, месяцами раньше, я говорил о том, что кавказцам лучше выезжать в Турцию, которая гораздо ближе и которой политически даже выгодно показать большое количество беженцев из Сирии.
К сожалению, вся Сирия и наши земляки оказались в руках большой политики. Поэтому, дело ещё сложней.
Адыги заняты этим делом давно и на всех уровнях, но успеха, к сожалению, не достигли. Несколько десятков семей, при заявленной стотысячной диаспоре, не решение проблемы, если не говорить о том, что спасение даже одной семьи или одного человека уже хорошо. Желаю адыгам всяческих успехов, но при нынешнем политическом раскладе, надежды большие не испытываю. Путь на Кавказ лежит через Турцию. Ещё проблема в том, что у сирийских земляков нет загран документов и получить их сейчас нереально, что ещё больше затрудняет саму возможность выехать легально из страны. Выезд по внутренним документам в сопредельные страны, симпатизирующие не сирийской власти наиболее вероятен.
Ещё один нюанс состоит в том, что адыги говорят об агрессивности повстанцев в отношении к ним, из-за того, что адыгская диаспора занимает в основном про правительственную позицию. Наша диаспора, в первую очередь в силу малочисленности, не объявлена сторонниками тех или других, к тому же не удивлюсь, если среди наших больше повстанцев, чем служащих власти.
В любом случае, было бы хорошо, если бы все вернулись на историческую родину. Принимать их в КЧР никто не отказывается, разрешили бы Россия и Сирия.
Скоро планируем поехать в Турцию, попробуем помочь оттуда.

По поводу ассимиляции:
Ассимиляция малочисленных диаспор, живущих не компактно и не замкнуто - дело необратимое, не зависимо от национальности. Выхода два: возвращение на родину и/или тесная связь диаспор в разных странах между собой и с родиной. Для этого мы растим Барс Эль до международного уровня, запускаем национальное радио и телевидение. Аллах айтса, в скором будущем, мы чаще будем ездить друг к другу, видеть друг друга по телевизору, слушать по радио, читать в журналах и газетах, общаться на сайтах. Построим устойчивые бизнес- связи, будем чаще обмениваться невестами) и проблему народа превратим в преимущество.
Аллах айтса, ол заманда келир!
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный