Ахыскалыла Турки ("месхетинские", "кавказские", "османские"), что вы знаете о нас?

Ахыскалыла Турки ("месхетинские", "кавказские", "османские"), что вы знаете о нас?

Turk 21.09.2011 03:01:51
Салам алейкум джамагъат, долго думал и решился)) открыть такую тему, вас познакомить и сам познакомиться знаниях о своем народе)).
Принимаются любые сведения вопросы)) не берусь говорить, что на все отвечу )) я не спец, но что знаю скажу, да и сам что знаю напишу.
Живем рядом по соседству, не мало смешанных браков с карачаево-балкарцами, схожая судьба, очень близкие адаты).
В общем история, политика, новости и т.д.)). иншаАллах будет интересно.
Айнар 21.09.2011 03:44:44
Братка ты все равно знаешь больше нас, дай небольшую вводную справку.
NobrainNopain 21.09.2011 08:07:12
turk

Слышал, что Ахыска - отуреченые грузины, нет?
turk 21.09.2011 11:48:31
NobrainNopain
Нет, не верь это пропаганда). Аналогично как кумыков называли отуреченными даргинцами и т.д.
turk 21.09.2011 11:57:25
Кратко в двух словах история))))))).

Ариф ЮНУСОВ
кандидат исторических наук, руководитель Департамента конфликтологии и миграции Института Мира и Демократии, Азербайджан

Ахыскинские (месхетинские) туpки - сравнительно немногочисленный народ с исключительно трагической судьбой. Коренные жители Грузии, они жили на юге страны в трех районах Месхетии - Ахалцихском, Адигенском, Аспиндзском, - а также частично в Джавахетии (Ахалкалакский район). В 1944 г. они были депортированы со своей исторической родины в республики Средней Азии, но и там не нашли покоя: в 1989 г. ахыскинцы подверглись погрому в Узбекистане. И вновь началась депортация в разные республики бывшего СССР, где они не раз становились жертвами насилия и погромов. Их желание вернуться на историческую родину - в Грузию так и не осуществилось и часть из них, потеряв надежду, уехала в Турцию.
* * *

Об этом народе вплоть до 1989 г. было запрещено писать и упоминать. Нет ясности в вопросе об их происхождении, что способствовало возникновению острых дискуссий, которые приняли затем политический характер. В источниках и документах Российской империи XIX - начала XX вв. преобладают термины "мусульмане" и "туpки", иногда "грузины-сунниты". В советское вpемя этот народ до депортации 1944 г. именовали "туpками" или "азеpбайджанцами", и уже в Средней Азии в документах они фиксиpовались как "туpки", иногда - "азеpбайджанцы". В связи с возникновением движения ахыскинских турок за возвращение на родину, в 70-80-х гг. появились две поляpные позиции по вопpосу об их пpоисхождении. Пеpвая опpеделяет их гpузинское пpоисхождение и основывается на исследованиях гpузинских ученых. Согласно этой теории, истоpическая гpузинская область Месхетия в 1578 г. была завоевана османскими туpками и в pезультате местное население приняло ислам, было отуpечено и утpатило гpузинское самосознание. Под влиянием стоpонников этой точки зpения с конца 80-х гг., особенно после феpганских событий, в литеpатуpе получили распространение новое термины - "месхетинские туpки" или "туpки-месхетинцы".

Согласно втоpой точке зpения, распространенной сегодня среди подавляющего большинства ахыскинцев, они - туpецкого пpоисхождения, а их подлинное имя - "ахыскинские туpки" (тюpк. "ахыска тюpкляpи").

Поскольку большинство современных проблем ахыскинских турок, особенно решение об их репатриации в Грузию, тесно связаны с вопросом об их происхождении, представляется целесообразным сделать экскурс в далекое прошлое.

Прежде отметим, что проблема происхождения ахыскинских турок на самом деле гораздо сложнее и многообразнее и находится в тесной связи с историей взаимоотношений Грузии с тюркским миром. В свою очередь, вопpос о вpемени появления и оседания тюpок в Гpузии имеет долгую истоpию и тесно связан с теми этническими пpоцессами, что шли на Кавказе в начале I тысячелетия нашей эpы. Как известно, по крайней мере еще во II в. на Северном Кавказе появились тюркоязычные племена, прибывшие сюда из Центральной Азии и ставшие известными тогда под общим именем "гунны". Вслед за этим началось проникновение тюркских племен на Южный Кавказ, куда они неоднократно в III в. совершали походы. Судя по источникам, в этот период наибольшую активность проявляли барсилы или басилы, которые чуть позже создали в Дагестане государство Барсилия (Берсула, Баршалия). Другая часть барсил (басил) осела на Южном Кавказе, при этом в Северном Азербайджане область их проживания именовалась в источниках Баршалия, а в Армении - Басен или Басеан (между современными городами в Турции Карс и Эрзурум). Осели барсилы и в Грузии..


К началу IV в. гунны, усилившись за счет тюркских и древнеугорских племен Алтая и Сибири, начали свои походы в Европу и на Кавказ. Основную роль в этом военно-политическом объединении составляли древнебулгарские племена. Покорив к 70-м гг. IV в. Северный Кавказ, гунно-булгарская орда в 395 г. совершила опустошительный поход на Южный Кавказ и другие регионы Востока.

Судя по источникам, во главе этого объединения, впоследствии государства гунно-булгарских племен на Кавказе, вплоть до 60-х гг. V в. стояли оногуры. Под их началом походы здесь в тот период осуществляли также племена сарагур (или сарыгур), огур, утигур (или уди/утии), кутригур, ченов и другие племена2. При этом основным регионом их действий на Южном Кавказе были Азербайджан и Грузия. Об одном из таких походов в середине V в. сообщает современник этих событий Приск Панийский: сарагуры и "другие народы" вначале попытались прорваться в Азербайджан, но, встретив сопротивление, направились к другой дороге в верховья р.Иори. По "ней они прошли к ивирам (грузинам - А.Ю.) и опустошили их страну"3. По сообщению же византийского историка VI в. Агафия, в Грузии одна из крепостей недалеко от г.Кутаиси называлась Оногурис и связано это имя с оногурами4.

Древнетюркские племена на Южном Кавказе в этот период появлялись не только с севера. В составе войск Сасанидского Ирана несли службу в качестве наемников среднеазиатские гунны, которые в источниках именовались эфталитами ("белые гунны") или абдел (иногда - абдал.). В сирийском источнике V в. говорится, что Фарсман, родом ивер (грузин), служивший при дворе византийского императора Аркадия (395-408 гг.), бежал к себе на родину, где при помощи гуннов овладел престолом: "Когда он воцарился над иверами, он взял с собой белых гуннов, бывших соседями иверов"5. Другой сирийский автор Захарий Ритор (VI в.) среди древнетюркских племен на Кавказе рядом с эфталитами упоминает племя абдел, хотя на самом деле речь идет об одном и том же народе6.

В 60 гг. V в. государство оногуров распалось, а на его смену пришел новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе уже с сабирами (или савирами). Последние приняли активное участие в событиях на Кавказе. В византийско-сасанидских войнах VI в., которые велись тогда в основном на территории Грузии, они попеременно поддерживали то одну, то другую сторону, что подробно описано современниками. Естественно, сабиры и другие гунно-булгарские племена не только воевали на территории Грузии, но и оседали там. В частности, византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в своем географическом описании Кавказа отмечает реку Боас - один из притоков р.Фазис (совр. Риони), вдоль берегов которого жили тогда сабиры. Свое же название река получила в честь царицы сабир Боарекс, под властью которой, как сказано в источнике, "находилось сто тысяч гуннов"7.

Наряду с ними источники сообщают и о других гунно-булгарских племенах, осевших на Южном Кавказе. Так, по сообщению армянского историка V в. Моисея Хоренского, в Армении уже упомянутая нами область Басеан "впоследствии была заселена переселенцами Вхндур (Баяндур - А.Ю.) Булгара Вунда и по имени его названа Ванандом". А в "Армянской географии" (VII в.) указывается, что главный город области Вананд - Карс8.

Об одном из походов в Грузию в начале VI в. одиннадцати гунно-булгарских племен, среди которых на этот раз ведущую роль играло племя тубал (или тобел) сообщает современник этих событий Моисей Каланкатуйский.

В середине VI в. союз гунно-булгарских племен во главе с сабирами рухнул под ударами авар (или абар). Но последние недолго господствовали: с 70-х гг. VI в. в судьбе народов Кавказа главную роль стал играть Тюркский каганат. Однако к концу VI. в. каганат распался и наступила эпоха хазар - знаменитого тюркского племени. К началу VII в. под властью хазар после многочисленных походов был весь Южный Кавказ, что подтверждают армянские и мусульманские источники того периода10. Впоследствии их власть несколько ослабла, но хазары по-прежнему играли большую роль в жизни народов Южного Кавказа, совершив в этом регионе с 623 по 799 гг. в ходе многочисленных войн сначала с Ираном, затем с арабами, только крупных 16 походов.

Вышеизложенные этнополитические процессы в II-VIII вв. на территории Грузии и прилегающих областях Южного Кавказа нашли свое отражение и в грузинских источниках. Самая древняя на сегодня грузинская хроника "Мокцевай Картлисай" (написана в середине VII в., отредактирована в IX в.), повествуя о событиях гуннского периода, упоминает о "свирепых племенах бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех городах с их предместьями". Как далее следует из текста, эти "бунтурки" (букв. "коренные турки"), в количестве "28,000 семей" (т.е. не менее 140-170 тыс. чел.) жили в городах Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе. Власть их в Грузии была столь сильна, что прибывшие позже в страну "воинственные племена хонов (гуннов - А.Ю.) испросили у владыки бунтурков место, под условием платить дань и поселились в Занаве" (населенный пункт в Месхетии, ныне село в Адигенском районе - А.Ю. (turk: мое примечание - Занав мое родовое село). А далее, говоря о более позднем периоде, древнегрузинский источник описывает совместный поход хазар и византийцев в Грузию в 627-628 гг., осаде и взятии ими Тбилиси11. Изучая этот отрывок, современные грузинские историки отмечают, что бунтурки и гунны издавна жили в Грузии12.

Эти сведения о бунтурках и хазарах повторяют и другие древнегрузинские источники. Так, Леонти Мровели (XI в.), говоря о событиях VII в., указывает, что народы Кавказа, в том числе Грузии, оказались не в силах "противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество" и "с тех пор в течение долгого времени все эти народы были данниками хазар"13. Позже, в период ослабления контроля хазар над Южным Кавказом, судя по Леонти Мровели, "явились турки" и "вверх по Куре пришли в Мцхету", столицу Грузии с просьбой о поселении. Грузины "изъявили желание подружиться с турками". Часть прибывших тюрок была поселена в городах Грузии, но большинство "облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, ... обстроили его, обвели мощной оградой и стало это место называться Саркине". И жители именно этого города именовались "бунтурками"14. Судя по названию города Саркине (искаженное тюркское Сарыкан, т.е. "крепость саров"), которое явно связано с именем племени сарагур или сары (досл. "желтые, светлые"), именно их грузинские летописцы именуют "бунтурками", что вполне закономерно: они давно стали для населения Грузии "коренными турками".

Отметим также, что в указанн
turk 21.09.2011 11:59:03
Отметим также, что в указанном регионе Грузии жили и другие тюркские племена, в частности басилы, известные также под именем бозал (или базал). В Кахетии, севернее Тбилиси (совр. Душетский район Грузии) арабский историк IX в. ал-Балазури при описании событий начала VIII в. упоминает "страну Базалет", куда арабы в 30-х гг. VIII в. переселили 20 тыс. семей из "страны хазар"15. Даже сегодня в этом районе Грузии есть села Базалети и Бозалиане, а также оз.Бозалети. Еще в XIX в. в Адигенском районе существовало с.Бозалети.

В другом древнегрузинском сочинении XII в. "Летопись Картли" указывается, что, потеряв в 30-60 гг. VIII в. контроль над Грузией, хазары в 764 г. "сокрушили город Тбилиси, полонили Картли и всю эту страну". А несколько лет спустя, хазары в начале 80-х гг. VIII в. помогли абхазскому князю Леону освободиться от вассальной зависимости от Византии и принять титул царя независимой Абхазии. Рассказывая об этом, древнегрузинский летописец особо отмечает, что "Леон был сыном дочери хазарского царя, и с помощью его и отложился он от греков, присвоил Абхазию с Эгриси до самого Лихи и нарекся царем абхазов"16. Таким образом, хазары стали той силой, благодаря которой была восстановлена независимость Западной Грузии.

Учитывая вышеперечисленные факты, вполне закономерным следует воспринимать утверждение Леонти Мровели, что по крайней мере уже в первой четверти VII в. в Грузии тюрки были частью местного населения и грузины - "все цари картлийские, все мужи и женщины" - знали хазарский (груз. "хазарули"), т.е. тюркский язык17.

Данные древнегрузинских источников о расселении в III-VIII вв. в Грузии различных тюркских племен подтверждает и местная топонимика, в том числе в Месхетии. Так, с гуннами связаны названия многочисленных населенных пунктов: в Месхетии - с.Хона (Адигенский район), а также с.Хони (около г.Кутаиси) и крепость Хунан восточнее Тбилиси.

Там же в Месхетии имя одного из гунно-булгарских племен уди отразилось в названии с.Уде (Адигенский район). О широкой миграции в далекой древности этого племени говорит наличие большого числа топонимов и этнонимов на большом пространстве от Кавказа и центральных районов России до Дальнего Востока: реки Уд, Уда, Удон, населенные пункты Удэ, Удинск и др.18.

Название примыкающей к Месхетии области Грузии Гурия также явно связано с гунно-булгарской группой племен, о чем свидетельствует этнический компонент "гур", что означает "страна (о) гуров". Также с гурами связаны названия сел Азгур (по-груз. Ацкури) в Месхетии (Ахалцихский район) и Ацкури около г.Телави. Именно в этом регионе в IV-VI вв. действовали и проживали упоминавшиеся сабиры.

Еще больше топонимов Южного Кавказа, в том числе Грузии связано с оногурами. Так, в Месхетии (Аспиндзский район) и поныне есть с.Онгор (в некоторых документах - Онгора). Очень вероятно, что именно об этой крепости оногур писал Агафий19. А "белые гунны" (абдал/эфталиты) оставили о себе память в названиях сразу двух одноименных сел Абдаллы, существовавших в Грузии еще в XIX в.20. Грузинская топонимика XIX в. сохранила названия еще трех древнеболгарских племен: кул (с.Ак-Куллар, т.е. "белые кулы"), куйвар (с.Хубиар) и чол в Месхетии (с.Чол). А с аварами (самоназвание абар) связано название с.Абари (Амбролаурский район). В составе аварской орды было и племя сал, с именем которого связаны топонимы Салиети (букв. "страна салов") и Салоглы в Грузии.


Очень много топонимов Грузии, в том числе Месхетии, связано с различными племенами Тюркского каганата. Судя по грузинской топонимике, в VI в. здесь в основном осели племена толос (иногда в источниках - тулус или телес/теле) и туба (тубо/тоба). Известные в источниках с III в. до н.э., они проживали вначале в Центральной Азии, но постепенно в раннем средневековье часть из них оказалась на Кавказе. И именно в их среде впервые в истории возник в V в. этноним тюрок (мн.ч. тюркют), ставшее впоследствии единым именем всех тюркских народов мира. В Месхетии имя племени толос отразилось в названии с.Толош (Аспиндзский район). Но существует большое количестве топонимов (в Месхетии), связанных с племенем тоба/туба: села Тоба, Схалтубо и Гурутубан в Ахалцихском районе и села Каратубан, Кортубан, Зедубан, Абастубан в Адигенском районе. Зафиксирован этноним "туба" и в других районах Грузии: с.Тобахчи (севернее Ахалцихского района), Хелтубани (у г.Гори), г.Цхалтубо.

Часть хазарских племен, как указано выше, была насильственно переселена арабами в Грузию. Так, захватив в Дагестане города и области Таргу и Бала(н)джар, арабы переселили живших там тюрок в Азербайджан и Грузию. Об этом говорят названия сел Баладжур в Месхетии (Адигенский район) и Балачаури у Тбилиси и с.Таркила в Гудаутском районе Грузии.

Здесь же отметим, что вышеназванные древнетюркские племена на своем пути в Грузию оседали также и в других странах и областях Кавказа и потому топонимика Азербайджана, Дагестана, а также Сибири и Средней Азии широко представлена названиями этих племен.

Таким образом, даже этот краткий обзор истории раннего появления тюрок на Кавказе и топонимики Грузии и, в первую очередь, Месхетии, показывает, что еще во II-VIII вв. здесь, в особенности на юге и востоке Грузии, оседали многочисленные тюркские племена, которым удалось в VII-VIII вв. даже контролировать весь регион. Об их роли и многочисленности свидетельствует и факт распространения "хазарского", т.е. тюркского, языка среди населения Грузии в этот период.

В IX-X вв. пpиток тюpок в южные и восточные pайоны Гpузии был заметно ослаблен аpабами и усилившимися здесь местными госудаpствами. Не исключено, что часть тюркских племен покинула страну в этот период. Тем не менее связи Грузии с тюркским миром не прерывались и в этот период. Ведь Грузия, особенно ее южные области, и, в первую очередь, Месхетя, находилась в зоне противостояния Византийского и Арабского империй. Обе стороны широко использовали наемные тюркские отряды, которые несли пограничную службу на востоке Малой Азии. Разница была лишь в том, что арабы расселяли исламизированных тюрок из Средней Азии, а византийцы - осевшие ранее на Балканах племена печенегов, узов и куманов, принявших христианство или все еще исповедовавших шаманизм.

Втоpая тюpкская волна в Грузию началась в XI в. В этот пеpиод обшиpные pайоны совpеменного Казахстана и Центpальной Азии находились под властью тюpкских племен огузов и кыпчаков. В начале XI в. они вступили в конфликт друг с другом. Разгpомленные огузы в 40-х гг. XI в. двинулись на юг и, обогнув Каспийское моpе, начали походы на запад. К 70-м гг. XI в. они покоpили пpактически все страны Ближнего и Сpеднего Востока, в том числе и Грузию. Тем вpеменем кыпчаки и родственные им племена (сары, кимаки, канглы, каи, куны, уран и др.) также двинулись на запад, но севеpнее Каспийского моpя и покоpили весь Севеpный Кавказ и совpеменную теppитоpию Укpаины.

Примечательно, что именно на востоке и юге Грузии зафиксированы многочисленные кыпчакские и огузские топонимы. При этом на востоке, где ныне проживают азербайджанцы, все же преобладает кыпчакская топонимика, тогда как на юге, в Месхетии - огузская. В частности, имя кыпчакского племени чур (или цур/джур), зафиксировано в названии сел Чуртоба и Джорган в Адигенском районе и Сур - в Ахалцихском районе. А имя племени анджа (или инджа) отражено в названии сел Эдинджа и Инджебла в Ахалцихском районе.

Названия огузских племен отражены в топонимике Месхетии намного шире. Имя племени салар зафиксировано в названии горы Салардаг в Ахалцихском районе, имя племени орал/арал ? в названии села Орал в Ахалцихском, и Арал в Адигенском районах, название племени ават/абат отразилось в названии с. Абатхеви в Ахалцихском районе и др.

В XIII-XV вв. Гpузия постоянно подвеpгалась нападениям татаpо-монгол и других тюркских завоевателей, что еще более усилило тюpкский этнический компонент в стpане. Именно в этот период главный город Месхетии Ахалцих начинает упоминаться в источниках под тюркским названием, вначале как Аксыка ("белая крепость", калька с грузинского названия), затем Ахыска или Ахысха. Тогда же кыпчаки Грузии, принявшие ранее христианство, стали мусульманами. Усиление тюркского этнического компонента в Грузии, особенно в Месхетии, привело к тому, что в XIII-XIV в. местные властители именовались, в том числе в грузинских источниках, тюркским титулом "атабек". И не раз грузинские источники сообщали о совместных походах в те или иные края современной Грузии "войск тюрок и месхов" под предводительством своих атабеков. А официально в 1469 г. владетель Месхетии, или тогда Самцхе атабек Саpкис II объявил о своей независимости от Тбилиси и отныне его государство стало именоваться в грузинских источниках "Самцхе-Саатабаго", т.е. "атабекство Самцхе"30.

В начале XVI в. Гpузия окончательно pаспалась на Каpтлийское, Кахетинское, Имеpетинское цаpства и атабекство Самцхе и стала аpеной боpьбы двух тюpкских держав - суннитской Османской Туpции и шиитского азербайджанского государства Сефевидов.

В 1516 г. Месхетия (Самцхе) переходит под власть Сефевидов. Это положение было в 1555 г. закpеплено в г.Амасья договоpом с Османской Туpцией. Hо в 1578 г. после очеpедной войны, Месхетия (Самцхе) уже находилась под властью османских туpок31. Пpавда, в начале XVII в. этот кpай не pаз пеpеходил в pуки Сефевидов, но после 1639 г., в соответствии с договором с Ираном османы окончательно закpепились здесь. Пpичем на этот pаз османы ликвидиpовали местную власть и обpазовали Чилдиpский (Ахалцихский) пашалык с османской системой администpативных отношений.

Отличительной особенностью военно-политических событий XV-XVII вв. стало появление в Месхети и куpдов.

Османский пеpиод в жизни населения этого pегиона Гpузии имел pешающее значение в деле консолидации и окончательного офоpмления pазных тюpкских племен и наpодов в единый этнос с общим тюркским языком и культуpой.
turk 21.09.2011 12:00:46
С 1928 года началась принудительная грузинизация тюркских имен и фамилий - отсюда и миф о грузиноском происхождение и за последнии 300-500 лет полнейшем отуречивание до мозга костей.
Абсалютное большинство себя считает турками и самоназвание у нас тюрк.
Во всем адатах, культуре, фольклере и везде все тюркское.
Но также есть грузинские рода среди народа, это в основном потомки лаз и аджарцев, они помнят свое происхождение и мы помним. Также были смешанные браки.
Аминама мен 21.09.2011 12:28:05
turk, уа алейкум ассалам!

Кратко в двух словах )
)))))))) ничосе - два слова))))
turk 21.09.2011 12:37:45
Аминама мен короче не бывает))
Аминама мен 21.09.2011 12:45:36
turk, ну, да))) весьма и весьма лаконичноду, кертда))
turk 21.09.2011 12:54:54
Аминама мен ))))) стараться еттим)))
Аминама мен 21.09.2011 13:01:06
turk
стараться еттим)))
Жаннетчик 21.09.2011 13:33:24
turk
аперим ! Очень интересная тема! Знание истории своего народа - долг каждого,кто не равнодушен к судьбе своего народа.
turk 22.09.2011 01:19:03
Жаннетчик
Cау бол

Продолжим немного географии
Ахыска (Месхетия) состоит из 5 административных районов: Адыгюн (Адыгени), Ахыска (Ахалцых), Ахылкелек (Ахалкалаки), Аспиндза, Богдановка.

Ахыска (Месхетия) и наши пустующие села
turk 22.09.2011 01:31:59
Села были как чисто тюркскими (йерли и терекеме-карапапахи) так и смешанными грузины (лазы, аджарцы мусульмане и християне), хемшилы, курды.

Название сел на турецком (нашем диалекте) к сожалению здесь в перемешку со старыми названиями и новые.
Через дефис названия сел на грузинском языке(используя турецкий алфавит)
Буквы турецкого Ç - читается как Ч
Ş - Ш
C - Дж
I - Ы
İ - И
Ğ - Гъ
Ü - Ю (аналог в КБ языке)
Ö - Ё (аналог в КБ языке)
SH - читается также по буквам СХ, но не как на англйиском.
Эти названия из карты и то как мы их помним на своем языке, есть специальная литерутару, под рукой нету к сожалению.

Район: Ahiska - Ahalsihe
Ab - Abo
Abathevi - Abathevi
Ahaldaba - Ahaldaba
An - Ani
Anda - Anda
Andria Tsminda - Andria Tsminda
Arcul - Ardjuli
Ardcan - Ardcani
Aşaği Suhlis - Kvemo Shvilisi
Azgur - Asguri
Blorza - Blordza
Boga - Boga
Büyük Agara - Didi Agara
Cağisman - Cağismani
Çala - Çala
Çaral - Çarali
Çarem - Çarem
Çeçarak - Çaçaraki
Çohta - Çohta
Çorço - Çorço
Elia Tsminda - Elia Tsminda
Georgi Sminda i - Georgi Sminda i
Georgi Sminda ii - Georgi Sminda ii
Goltahevi - Koltahevi
Goroma - Groma
Grel - Greli
Gurgel - Gurkeli
Gurutuban - Kuratubani
Hag - Haki
Hevot - Heoti
Hirian - Hriani
imlita - ivlita
inсgola - indjgola
Kantieti - Kantieti
Kisatib - Kisatibi
Kobaze - Kopadze
Koncga - Kondjga
Küçük Ağara - Patara Agara
Mikel Tsminda - Mikel Tsminda
Minaze - Minadze
Mugaret - Mugareti
Odunda - Odunda
Okera - Okera
Oral - Orali
Orpola - Orpola
Orsep - Ortsepi
Persa - Persa
Sagul - Saguli
Sakunet - Sakuneti
Siniban - Tsinubani
Siryoh - Tsriohi
Sohtev - Tsohtevi
Sür - Sviri
Şurdo - Şurdo
Tatanis - Tatanisi
Tbet - Tbeti
Tekrut - irkuti
Temlala - Tkemlana
Talatuban - Thlatuban
Tiribo - Triboni
Tisel - Tiseli
Toba - Toba
Tshaltuba - Tskaltbila
Tshorza - Tskordza
Tsinis - Tsinisi
Tskaltbila - Tskaltbila ii
Uravel - Uraveli
Vale - Vale
Vaşlob - Vaşlobi
Yengiköy - Yengikei
Yuhari Suhlis - Zemo Shvilisi
Zeyban - Zeybani
Zikila - Zikiliya
Zilan - Zilan
Zir - Dviri
Сunta - Çvinta

Район: Adigön/Adigün - Adigeni
Abastuman - Abastumani
Aral - Arali
Arzne - Arzne
Aşaği Entel - Kvemo Enteli
Aşaği Tshis - Kvemo Tshis
Avher - Amheri
Balaсur - Baladjuri
Beynara - Benara
Büyük Smada - Didi Smada
Çeçla - Çeçla
Çela - Çela
Çihnaskaro - Tsahniskari
Çikil - Çihel
Çurgota - Çurçota
Dersel - Dertseli
Entel - Enteli
Garatuban - Karatubani
Goderzi - Goderdzi
Gomaro - Gomaro
Gorgul - Gorguli
Harсam - Hardjami
Hero - Hero
Hevaşen - Hevaşeni
Hona - Hona
Huro - Huro
iсaret - idjareti
Kaharet - Kahareti
Kakvi - Gagvi
Katsaral - Katsaraul
Kehvan - Kehovani
Kikibo - Kikibo
Kikinet - Kikineti
Kordze - Gordze
Korotohi - Korotohi
Kortuban - Gortubani
Küçük Smada - Patara Smada
Kukunaur - Gugunauri
Lelovan - Lelovani
Malaşe - Mlaşe
Marel - Mareli
Mohe - Mohe
Nakurdev - Nakurdevi
Naminour - Naminauri
Opiyet - Opiyeti
Orgoşan - Orçoşani
Osiyet - Osiyeti
Pareha - Pareha
Plate - Plate
Rabat - Rabati
Sabuzar - Sabuzara
Sairma - Sairme
Sakraze - Sagradze
Samgur - Samkure
Samhre - Samhre
Sihisuban - Tsihisubani
Sire - Tsre
Şoga - Şoka
Şoraval - Şoraveli
Teyhis - Tshise
Tsahan - Tsahani
Tsarbistuman - Tsarbistumani
Tutatjir - Tutatjvari
Ude - Ude
Untsa - Untsa
Uthisuban - Uthisuban
Varhan - Varhani
Yuhari Entel - Zemo Enteli
Yukari Tshis - Zemo Tshisi
Zanav - Zanavi
Zarama - Zarzma
Zazali - Zazalo
Zeduban - Zedubani
Сorgan - Çorçani

Район: Aspindza - Aspindza
Agara - Agara
Ahaşen - Ahaşeni
Ahçiya - Ahçiya
Alandza - Alandzia
Alecuva - Aldjua
Ardah - Ardahi
Atskvit - Atskviti
Azgüda - Azgüda
Bazarhana - Bazarhana
Buzmaret - Buzmareti
Çobaret - Çobareti
Damala - Damala
Danet - Daneti
Çolda - Djolda
Erkota - Erkota
Gabet - Gabet
Kelsuda - Gelsunda
Gobiyeti - Gobiyeti
Gurbağa-Oğli - Gurbağa-Oğli
Hakalekiv - Hakalakevi
Havat i - Haveti ii
Hirtiz - Hertvisi
Hizabara - Hizabara
idumala - idumala
indusa - indusa
Gamze - Kamza
Karzamet - Karzameti
Gilda - Klde
Goyundara - Koindara
Kokiya - Kokiya
Kuna - Kuntsa
Kvarşa - Kvarşa
Aşaği Oş-Ora - Kvemo Oşorani
Lebis - Lepisi
Markistan - Margistani
Mlaşe - Mlaşehevi
Niala - Niala
Ongora - Ongora
Askeriya - Oskoriya
Ota - Ota
Panaket - Panaketi
Pertsihe - Peristsihe
Piya - Piya
Roçet - Roketi
Rustavi - Rustavi
Sahudabel - Sahudabeli
Şaluşet - Şaloşeti
Sari - Saro
Taşli Kişla - Taşli Kişla
Tazeköy - Tazakei
Tmogvi - Tmogvi
Tolerta - Tolerta
Toloş - Toloşi
Toras - Toras
Tsunda - Tsunda
Tümuk - Tümuk
Van - Vani
Varnet - Varneti
Varhan - Vartahana
Vertaş - Vertaş
Zeldo Varziya - Zeda Vardziya
Yukari Oş-Ora - Zemo Oşorani
Zurzel - Zurzeli
Zvel - Zveli

Район: Ahiskelek - Ahalkalaki
Ablah - Ablah
Apniya - Apniya
Azman - Azmana
Baralet - Baraleti
Bathana - Pathana
Dabana - Dabaniya
Damgali - Dangali
Davniya - Davniya
Edinca - Erindja
Gilda - Klde
Gokio - Gokio
Hançali - Hançali
Havat - Haveti
Humris - Humris
Kahaşen - Gogaşeni
Karta - Karta
Kartseb - Kartsebi
Koteliya - Koteliya
Miraşhan - Miraşhani
Murakvali - Murakvali
Murcahet - Murdjaheti
Okam - Okami
Orucalar - Orodjalar
Tshrut - Tshrut
Varevan - Varevani

Район: Bogdanovka - Bogdanovka
Saramo - Sagamo
Aragel - Arageli
Büyük Hasbey - Didi Hospia
Gandza - Kandza
Hançala - Hançala
Tug - Tok
turk 22.09.2011 01:36:17
Крепость Хыртыз (ее с трудом брали российские войска во время османо-русских войн).

Хыртыз - кале
Albert 22.09.2011 15:06:59
turk
есть ли у вас информация по тому, сколько всего населения тюрок-ахыска в мире. И еще, в каких регионах РФ они проживают и в каком количестве в каждоме регионе..?
Айнар 22.09.2011 15:26:53
turk
Сау бол къарнаш! Мы с тобой уже говорили об этом в другом месте, но повторю здесь, заметна антропологическая близость карачайбалкарцев и ахыска, это свидетельствует о том что предки вашего народа были тюрками пришедшими с севера. Хотелось бы знать, есть ли в изданном виде памятники устного народного творчества? Были ли работы по материальной культуре?
turk 22.09.2011 19:41:43
Салам алейкум Albert, есть разные оценки количество ахыскалинских турок от 200-300 тысяч до 600 тысяч в мире. Но надо понимать, что это те кого депортировали мы как бы подчеркиваем, что происходим из Ахыска, а ведь еще было не малое количество наших, кто успело до закрытия границы между Турции и России переселиться во внутреннюю анатолию, в Турции их количество неизвестно. Знаем, что есть целые села в Карсе, Пософе, Ардахане, Эрзруме, вообще в то области существует несколько диалектов турецкого, одни один в один с нашим - то есть можно их всех причислить к нашим, другие диалекты ближе к азербайджанцам кажется даже цокают иногда, третьи ближе к черноморскому диалекту.
Страны проживания туда куда депортировали Казахстан (самая многочисленная диаспора), Киргизстан, Узбекистан, Азербайджан, РФ, Украина и Крым, вот совсем недавно в Грузии, Абхазия несколько семей. А также есть в Европе и вынужденные переселнцы (изгнаные) из Краснодарского края в Америке.


И еще, в каких регионах РФ они проживают и в каком количестве в каждоме регионе..?
В 2000 году по переписи было около 90 000 в РФ, насколько мне известно малая часть были именно выходцы из Турции, остальные все наши. Львинная доля, которых жили на Кавказе. С тех пор идет посстояная имиграция в Турцию, оттуда все работаем на получение разрешение на возвращение в Грузию.

Начиная с Краснодарского края и Адыгеии около 13000 - 15000 до депортации или вынужденного переселения в Америку.

В КЧР было несколько тысяч (как мигрантов во времена СССР так и беженцев после Ферганской резни), сейчас живет 600 семей если не ошибаюсь в ст. Сторожевой, Усть-Джегуте, Учкекене, Дружбе, Черкесске насколько мне известно - в КЧР с пропиской не было никаких проблем, как я знаю народ легко влился, поднялся на ноги и многие эмигрировали в Турцию.

В КБР 12-15 тысяч (тоже как переселнцы во времена СССР 70ые года, так и беженцы 89года из Ферганы) при Кокове те кто были беженцы с Узбекистана им ставились всякие препоны на прописку - одно время в 2000 году КБР наряду с Краснодарским краем попало в отчет об ущемлении прав турок по этническому признаку, есть семьи которых Америка забрала из КБР, сейчас положении по поводу прописки лучше, но не везде есть.
Живут наши в КБР, Урванском районе, Терском, Черекском, Хасанье, Белой речке, Кенделене, Яникое, Новой Балкарии, Нальчике, Нартане и т.д.

В С.Осетии Моздоке и Чиколе, но очень мало.
В Ингушетии Малгобеском районе и Назране несколько сот семей.
В Чечне 2-3 тысячи в над Теречном районе наши там было около 5000 тысяч еще при Дудаеве, во время войны многие переехали. В прошлом году Кыдаров проводил день Турок мехсетинском в Грозном.
В Дагестане было два аула где жили одни наши Улучай и Джимикент.
А также Ростовская область, Ставпропольский край, Белогородская область, Татарстан, Москва и Питербург, и даже Сибирь.
Вот примерная география расселения.
turk 22.09.2011 19:47:56
Айнар
Сау бол къарнаш! Мы с тобой уже говорили об этом в другом месте, но повторю здесь, заметна антропологическая близость карачайбалкарцев и ахыска, это свидетельствует о том что предки вашего народа были тюрками пришедшими с севера. Хотелось бы знать, есть ли в изданном виде памятники устного народного творчества? Были ли работы по материальной культуре?
Сау бол къарнаш, насколько я знаю есть сборники пословиц, поговорок и другие виды фольклора пытаются собрать по крупицам, наш народ сильно разбросан если остальные Аллаха шюкюр смогли вернуться и более ли менее заняться восстановлением всего своего народного, то у наших это к сожалению с большим трудом, старики уходят, молодеж активна старается собирать, что осталось.
Буду сюда кое-какие мною найденные материалы может быть интересные публиковать.
Я не сомневаюсь, что очень многое генетическое и на урове этнообразование у наших народов одно и тоже, на это наводят записки в древних летописях о переселнии Булгар, о Бунтурках и все это до начало эры и первые века.
Потихоньку георграфию, кухню и некоторые обычаи буду сюда постить, чтобы знакомился миллет ), думаю там много общего найдется сразу.

Интересно было если бы знакоти тюрских языков и лингвисты смогли проанализировать названия наших сел и топономику края, она пестра, в нем как мне даже заметно есть очень древние тюркские топононимы также и более позднии, безусловно есть и грузинские, также есть неподдающийся этимологии пока что.
Эта территории издревле было перекрестком дорог, по ней проходил великий шелковый путь, и это считались воротами Анатолии. Стратегически и геополотически очень важная терроритория.
Mira 22.09.2011 20:54:27
В Узбекистане в советcкие времена было немало турок-ахыска. Их называли турки-месхетинцы. Крепко им там досталось. В кошмарные для них 80-ые просто семьями вырезали. Такой был ужас! У меня подруга была месхетинка из Андижана...
Er- 22.09.2011 21:11:30
turk
Эта территории издревле было перекрестком дорог, по ней проходил великий шелковый путь, и это считались воротами Анатолии. Стратегически и геополотически очень важная терроритория.

Необходимо эту территорию вместе с Аджарией присоеденить к Турции. Вообще, Турция могла бы найти в этом вопросе поддержку России. А мы бы, вместо того чтоб терзать бедных кабардинцев, взяли бы себе участки в Сванетии. Вот такой геополитический мостик) Ойнап айтама)
Cebernii 22.09.2011 23:10:43
Er
Оюн - оюнду, боюнга ургъан оюн тюйюлдю.
Abdullah 22.09.2011 23:12:51
В КЧР есть ещё в Садовом и Водораздельном.
Айнар 23.09.2011 00:28:22
Er-
Не стоит так шутить, тебя могут не понять, лучше удали свой пост.
turk 23.09.2011 01:20:07
Abdullah
В КЧР есть ещё в Садовом и Водораздельном.
Да как я мог забыть Садовое оттуда у меня близкие друзья, что уже давно живут в Бурсе.

Mira
Да там была жестокая резня и спровоцированная и организованная на тот момент властями СССР, 89год если помните волна во всем СССР межэтнических конфликтов. Прошло несколько дестялетий узбеков постигла та же участь в Киргизии, не дай Аллах никому так и опять же тот же самый сценарий, что был с нашими.

Er-
Шутки шутками, но такой сценарий невозможно. Турция самый первый и главный партнер Грузии и это очень важно и как раз наоборот помогает нам.
Но Грузии еще сильны лобби которые как огня боятся нашего возвращения только благодаря Совету Европу, продвиганию этого вопроса и Эрдоганом и большой активностью наших активистов на протяжении 50 лет, камень сдвинулся с места, приняли кое-как закон о реабилитации, его еще называют антизакон и за 3 года из около 6000 заявок приняли только 75, желающие перехать сразу 25 000.
Августовская война тоже внесла свою негативную лепту.

Там очень сложная геополотическая составляющая - газопровод и нефтепровод проходит именно через наши пустующие села через Ахыска, там же строиться железная дорога в обход Армении соединяющая Турцию, Грузию и Азербайджан, там же рядом в Джавакхетии пророссийская армянская диаспора, которая категорически против нашего возвращения находящяя поддержку в грузинских кругах, тамже проходил великий шелковый путь и это приграничная территория с Турции и выход в Анатолию, рядом Аджария Батуми, леса. Там же раньше была военная база российская кстати РФ всячески препятствовала ее выводу, вплоть до поддержки требования армяней джавакха за автономию, свои интересы у Ирана... много всего.
Пока что радует отношении Грузии и Турции сближение сильное, это хорошо влияет уверен будет хорошо влиять на поддержку нашей репатриации, Грузия не сможет постоянно затягивать этот процесс, особенно на фоне высказываний за единый Кавказ и т.д., а то это выглядит лицемерством. Все это также способствовало давлению Кремля именно в Краснодаре через Ткачева, которые начали этническую чистку в отношении нашего народа, именно на период заключение контракта по БТД нефтепроводу. РФ пока не понятно какую политику ведет, с 90х годов пока только негативную в отношении моего народа, с другой стороны пытаясь уколоть Грузию тоже давит о репатриации. Вот пока что так то, что я вижу и думаю. Эта территория в 2х словах очень важна и сфера интересов всех стран соседей, от того и 60 лет репатриации нет, до нас крымскии татары также мучались, но Украина всего таки сделала волевой шаг.
Abdullah 23.09.2011 01:42:40
turk
Да как я мог забыть Садовое оттуда у меня близкие друзья, что уже давно живут в Бурсе.
у меня сейчас есть друзья оттуда, особенно одна семья нравится
turk 23.09.2011 01:47:56
Abdullah
Кимледиле, Садовоя'дан?) Геладзе (Халил) танымыса?
мир тесен окажется может оказаться что это знакомые знакомых у нас ведь у всех так ))).
Бурса можно сказать наша штаб квартира в Турции
Abdullah 23.09.2011 02:02:48
turk AbdullahКимледиле, Садовоя'дан?) Геладзе (Халил) танымыса? мир тесен окажется может оказаться что это знакомые знакомых у нас ведь у всех так ))). Бурса можно сказать наша штаб квартира в Турции
да, часто так бывает, но на этот раз наверное не очень-то так)) Мамедовы они и сейчас всё ещё продолжают оставаться в Садовом
Aybazullu 23.09.2011 02:04:55
turk
салам алейкъум, къарнаш! как у вас дела со словарем и ген.исследованиями? сам еще не прошел?)
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный