Кости :D

Кости :D

Ангелок 25.11.2012 02:49:38
Сообщений: 1826

2 0

Тема уходит своими корнями в.. девичник)))

Меня, как агента ФБР отправили распутать одно очень важное дело)))))

есть свидетели, которые в своих показаниях, говорили о таких вещах, как ногъана, ашыкъ илик, базук, джабхакъ и т.д.?
но по программе защиты, я не могу выдать их имен))))

Расскажите подробнее, что это? и с чем это едят ? ( понимать не буквально) )))))))



а если серьезно...
То вопрос того, как правильно делить юлюшле, кому что подавать, очень нужный и всегда актуальный..

Кому и что полагается?

Какие азы должен знать каждый(ая) карачаево-балкарец(ка)?


Научите..поделитесь..расскажите..:превед:

Потому что жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!(с)
Ария 25.11.2012 02:56:50
Сообщений: 1654
а я призываю здесь вложить максимальное количество фоток мяса, и сохта, там тоже не все так просто) а потом можно будет указать стрелочкой на кусок и написать о нем подробнее) вроде так нагляднее будет)

Сэстренка - самая классная на этом форуме!)))))))
Ангелок 25.11.2012 02:58:48
Сообщений: 1826
Ария,:гоккачыкъ:
фотографии, картинки, рассказы, подкрепленные забавными историями - все приветствуется:превед:

Потому что жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!(с)
Мелиан 25.11.2012 03:02:44
Сообщений: 4843
Можно еще попросить наглядно на схеме пометить ?)))

Сэр, мы окружены!
— Отлично!!! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!
****
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
Ария 25.11.2012 03:06:03
Сообщений: 1654
Мелиан, не совсем удачный пример) къарачайлыла санлагъан этедиле къойну, а тут порублено, конечно можно попробовать, но нагляднее было бы знаете иногда я вижу фотки кусков мяса на тарелке, надо такие поискать, вот там реально видно что за кусок.

Сэстренка - самая классная на этом форуме!)))))))
Мелиан 25.11.2012 03:11:56
Сообщений: 4843
Ария, ну это я для примера)))
можно взять схему целой туши там все разбить)))

Сэр, мы окружены!
— Отлично!!! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!
****
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
МЭН 25.11.2012 04:16:01
Сообщений: 468
плюс к теме ) потому что не знаю. а следовало бы ))
бир амал бар эсе с живыми примерами.. мёртвыми точнее = )))

My homepage
Айшуля 25.11.2012 04:38:13
Сообщений: 4585
Мне кажется Девушка Гор ответит на этот вопрос, ведь она этот экзамен сдала на 5+ на наших курсах) дома даже практику делала с фотоотчетом))) надеюсь меня не убьют за информацию)))

мама Рамазана!
Ангелок 25.11.2012 04:53:39
Сообщений: 1826
Айшуля,

Цитата
Айшуля пишет:
надеюсь меня не убьют за информацию)))
)))) надеюсь, Фотичка поделится своими знаниями:превед:

Потому что жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!(с)
Айшуля 25.11.2012 04:59:39
Сообщений: 4585
Ангелок, думаю да))) но может кто ещё знает подробности этого важнейшего момента для КБ парней и девушек))) подождём знающих)

мама Рамазана!
Totur_Ram 25.11.2012 21:25:16
Сообщений: 5904
Видео не полностью раскрывает поставленные здесь вопросы, но кое-чего по теме есть)))



http://vk.com/elbrusoid_video
Ария 25.11.2012 21:47:37
Сообщений: 1654
И так) хотя с сохта разберемся) нашла обалденную фотку)

Сэстренка - самая классная на этом форуме!)))))))
Ария 25.11.2012 21:57:51
Сообщений: 1654
Итак) самый большой это- ашхын сохта, делают его из желудка. Затем идет къарын сохта, его еще называют джыпчыкъ кез. Ну и на последок идут ичеги сохта. Он состоит из бютеу сохта и тюз сохта. Старшему ужчине принято подавать конечно же самый большой ашхын сохта) все остальное всем остальным)

Сэстренка - самая классная на этом форуме!)))))))
Мелиан 29.11.2012 20:34:27
Сообщений: 4843
:финкинг:
Цитата
Ангелок пишет:
То вопрос того, как правильно делить юлюшле, кому что подавать, очень нужный и всегда актуальный..

Кому и что полагается?

Какие азы должен знать каждый(ая) карачаево-балкарец(ка)?
неужели никто не знает?

Сэр, мы окружены!
— Отлично!!! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!
****
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
NN_NN 29.11.2012 20:49:22
Сообщений: 784
Кстати, на сайте был материал про это, со схемой и подробным описанием, автор, если за давностью лет не забыла, Башлаев Руслан.

Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
NN_NN 29.11.2012 21:00:39
Сообщений: 784
Ма, табдым :) в ссылке весь материал.
Изменено: NN_NN - 29.11.2012 21:10:28

Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
Ангелок 03.12.2012 15:04:14
Сообщений: 1826
NN_NN, оо, спасибо большое))) замечательная статья)) будем изучать )))

Потому что жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!(с)
Мелиан 03.12.2012 15:10:10
Сообщений: 4843
Ангелок, нашла в недрах форума))))
Къойну юлюш этиу тёре.

Сэр, мы окружены!
— Отлично!!! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!
****
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
Mingi-Tau 20.07.2013 13:34:49
Сообщений: 117
Контактда табханым :)

"Карачаевская кухня" (часть 3)


Разделка тушки овечки
Разделка туши любого животного карачаевцы проводят по одной схеме, за единственным исключением - крупный рогатый скот разделывали на собственной шкуре, на земле, а тушки овечек, коз и телят подвешивали, потому что шкуру с них снимали «мешком». Свежевание и разделку туш выполняли мужчины. Свежевание - это, прежде всего, полное удаление крови из тела животного. Кровь считалась ядовитой, была запретной, в пишу не употреблялась. Несъедобными являлись копыта, желчь, сердечные клапаны и кровь. Они выбрасывались. С тушки овечки отделяли голову и ноги. Затем тушку подвешивали за одну из задних конечностей и очень быстро, пока ещё она хранила тепло, буквально сдирали «мешком» шкуру. Впоследствии из неё выделывали къабчык - кожаный мешок. Из козьих шкурок, снятых «мешком», получали гыбыт - бурдюки для жидких продуктов. Большой мешок, изготовленный из шкурки телёнка, снятой «мешком»,
назывался тулукъ. Очень аккуратно, завязывая узлом пищевод, чтобы не испачкать мясо выделениями кишечника, вынимали внутренности. Разделкой внутренностей занимались женщины.Тушку на некоторое время оставляли для просушки и охлаждения. Затем приступали к её расчленению на обязательные ритуальные «почётные» «доли-юлюши» строго по суставам, не нарушая целостности кости.
Наименования суставов
Позвоночный столб - аркъа джик (сырт узун)
Рёбра - иегиле (къабыргъа)
Забитое животное расчленяли на три составные части:
баш сюйек - череп,
мыллыкъ - тушка,
ич - внутренности.
И каждая часть расчленялась на так называемые «юлюши - доли» по суставам:
★ баш - голова (на первой схеме за № 1).
Голова рассекалась на 3 части:
башджарты - две половины черепа,
джаякъ - челюсти вместе с языком.
Части головы не являлись самостоятельными «юлюшами». Они являлись смысловыми добавками к главным «юлюшам».
Например:
• Правая башджарты ставилась перед самым старшим, отмечая его главенство.
• Джаяк, с отрезанным кончиком языка, преподносился самой старшей женщине, возглавляющей гостей. Смысл - намёк на мудрое молчание, запрет на досужьи домыслы.
Чтобы опалить на костре голову и ноги, не прожигая кожу, выскоблить добела и чисто вымыть, нужна сноровка. Эта работа требовала терпения и настойчивости, поэтому она поручалась подросткам, как учебный урок, под наблюдением старшего.

Над головой созвездия мигают.
И руки сами тянутся к огню...
Как страшно мне, что люди привыкают,
открыв глаза, не удивляться дню!
bubbleman 20.07.2013 16:15:06
Сообщений: 419
Цитата

★ мыллыкъ - тушка,
"мыллык" в карачаевском языке вообще то означает "падаль". :онет!:

ПСАПЭ КУЭД ХЪУРКЪЫМ ДОБРА МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Sabr 20.07.2013 16:35:44
Сообщений: 7254
Бек иги тема, керекли тема...
Теманы ачхан да , бардыргъанла да - къой юлюшледен эм сыйлылары тепсиде сизни аллыгъызгъа тюшер турурча сыйлылыкъгъа джетигиз!
Изменено: Sabr - 20.07.2013 16:36:26
Mingi-Tau 21.07.2013 16:26:47
Сообщений: 117
Цитата
bubbleman пишет:
"мыллык" в карачаевском языке вообще то означает "падаль".
Почему? Не только "падаль". Андан сора да башха магъанасы барды ол сёзню. Сёз ючюн: "Ашха мыллыгынгы атма" - деп айтыучудула. "Падаль" деген сез келишмейди ахырсы бла анда, а как раз "туша" имеет место. :)
Не поленимся заглянуть в словарь.
Цитата
Мыллык - (-гы) 1) туша; къой ~ баранья туша 2) падаль ж, труп; харам ~ падаль, мертвечина; ~ атаргъа наброситься на кого-что, ринуться, устремиться (куда-л.); ашарыкъгъа ~ атаргъа наброситься на еду; ишге ~ атаргъа налечь на работу; ат суу таба ~ын атды конь устремился к реке; урушха ~ атаргъа ринуться в бой; ~ атыб а) напористо; б) жадно, с жадностью; ~ атыб ашаргъа есть жадно, с жадностью; ~ атыб барыргъа нестись, идти быстро; ауругъан ~ болгъанлай турады больной лежмя лежит; ~ салыргъа взяться за что, налечь на что; окъуугъа ~ салды он взялся за учёбу
Изменено: Mingi-Tau - 21.07.2013 16:27:39

Над головой созвездия мигают.
И руки сами тянутся к огню...
Как страшно мне, что люди привыкают,
открыв глаза, не удивляться дню!
bubbleman 21.07.2013 23:43:02
Сообщений: 419
Mingi-Tau,

Къарнашым, халал кесилген малгъа "мыллык" десенг, адамланы кюлдюрлюксе. :гыы:

Ол словарь менде да барды )) Андан эсе къартлагъа бир сор "мыллык" деген сёзню магъанасын. :)
Изменено: bubbleman - 22.07.2013 02:53:47

ПСАПЭ КУЭД ХЪУРКЪЫМ ДОБРА МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Сахадин 22.04.2014 14:25:32
Сообщений: 5401

0 0

Разделывание жертвенного животного и обычаи, традиции, связанные с ним

В народе бытует поговорка: «Хар элни къой союуу башхады».- «В каждом селе по - своему режут барана». Какие бы особенности разделывания барана ни были, но основа остается одна. И. Шаманов дает подробное описание разделывания жертвенного животного. «Различные части туши мелкого рогатого скота и диких животных считались более почетными, другие - менее почетными. Это было связано с традицией разделывания туши по суставам и сохранением древнего этикета угощения мясом. При угощениях на праздненствах мясо бараньей туши раскладывали на четыре стола по четыре порции - на 16 почетных гостей. Для этого, прежде всего, тушу барана искусно делили на семь частей: четыре ляжки, два бока и позвоночный хребет. Затем эти части делили по суставам (сюек юлюш): из передних ляжек выделяли - две лопатки (жауурунла), две плечевые кости (базук) и две менее почетные кости - кости предплечья (къысха илик), из задних ляжек делали восемь порций - две берцовые кости (ашыкъ илик), четыре порции - тазовая кость (тещикли жансюек къалакъ, жансюек), из грудинки вырезали две порции по три ребра вместе (ногъана), четыре порции по два ребра (баш иеги) и непочетных шесть ребер (быгъын иеги). Остальные кости и части туши, в том числе и позвоночный хребет, который, в свою очередь, разрубался на 15-16 кусков: четыре боюн омурау, пять шеше омурау, четыре кегей омурау, один къулсюймез и къуйрукъ учусу (копчик курдука)- составляли прибавку к основным обязательным порциям.

Поскольку гости занимали места по своему достоинству (по старшинству лет), строго требовалось соблюдение порядка подачи блюд. Например, первый, самый почетный тепси, состоящий из четырех порций мяса, включал в себя: лопатку (жауурун), ногъану (грудинка), жансюек (тазовая кость), баш жарты (разрубленная часть головы), сохту, жерме, прибавки к остальным суставам - быгъын иеги (двух ребер) и омураула (несколько кусков позвоночника).

При большом числе гостей и на коше составляли дополнительные порции - от четырех до восьми, а иногда - до 27-28 порций. Во всех случаях ни часть головы, ни кончик курдюка не составляли порции. Они подавались тамаде как ритуальный знак главенства. Что же касается сохта и жерме, то и они ставились по одной на тепси. Почетной частью для тамады считалась лопатка с привеской «баш жарты» (рассеченная часть головы), а также кончик курдюка - къуйрукъ учу, ашхын сохта, жерме, два ребра - «эки иеги» (базук, къысха бла орта илик). Шапа получал омурау, быгъын, иеги.

Для гостей - женщин предназначались «ногъана», «ашыкъ илик» и язык (жаякъ), «битеу сохта», «жерме», «эки омурау», «эки иеги». Самым младшим доставались непочетные куски и ножки. Запрещалось детям есть почки (бюйрекле), чтобы они росли без бородавок. Кончик языка, говорили, не ест даже волк, поэтому его не употребляли и взрослые, и дети». Как только сварился язык, его кончик срезали19.

И. Шаманов отмечает: «По обычаю, мозговые кости на коше не ломали, а собирали вместе, и они предназначались «хану» - уважаемому лицу или девушке, и те в ответ должны были зарезать барана для косарей по их возвращении в селение и устроить праздник. Этот обычай называется чурум этиу - причина (повод) для устройства праздника»20.

Сый бериу «Оказание чести» - баранья лопатка, сохта, жерме, два ребра, тазовая кость, три куска позвоночника, копчика курдюка, язык с нижними челюстями посылались от дома жениха дому невесты после свадьбы как почетные куски.

Сый юлюш иерге «Послать почетную долю» - при ритуальных торжествах отсутствующим (при болезни, глубокой старости и т.д.) посылается баранья лопатка, сохта, жерме, кусок курдюка, куски хребта, часть грудинки, два ребра жертвенного животного.

Къысха илик - плечевая кость, хотя очень мясистая, не полагается старшему, только младшему или женщине.

Ногъана - верхние три ребра при разделе сваренного мяса достаются женщинам как почетная доля. Этим оказывают почести женщинам.

Къонакъ сый «Почести гостю»- хлебом, сыром, кусками вяленой колбасы, сушеного мяса, копченого курдюка, толокном снабжали гостя, который покидал гостеприимного хозяина перед дальней дорогой.

Боюн - вареная шея жертвенного животного не подается на стол перед старшим, условно предназначается хозяину дома.

Шеши омураула - название трех - четырех грудных позвонков барана, следующих за шейным, предлагаются младшим.

Къулсюймез омурау - последний позвонок как лакомый кусок- молодой девушке ( говорят с украдкой).

Кегей омурау - позвонок с поперечными отростками, предлагается подростку.

Бишген жюрек - вареное сердце любого животного предлагают только мужчине.

Тигим «Угощение» - кусочек, которым за столом старший от своей доли угощал младшего. Младший угощение брал обеими руками от старшего, как знак уважения к нему.

Тигим баш- угощение кусочками мяса от головы жертвенного животного. Угощение касалось детей. Перед старшим лежала вареная голова. Старший, прежде чем приступить к обрядовому делению головы, желал глубокого ума, крепкого здоровья, большого потомства, именитости, прославления своего народа, уважения других народов. Он вырезал ножом ухо животного и отдавал кому - нибудь из детей, желая, чтобы уши были здоровыми, чуткими и чтобы он стал известным музыкантом. Глаза - здоровыми, зоркими, добрыми, внимательными. Губы - красивыми, привлекательными, здоровыми, чистоплотными. Челюсть с зубами - здоровыми, крепкими, красивыми. Щеки - красивыми, румяными, привлекательными. Язык - красноречивым оратором, здоровым. Мозг - чтобы обладатель был гениальным.

Баш - голова убитого животного на охоте достается тому, чья стрела или пуля сразили дичь, независимо от возраста и авторитета.

Охотничий этикет (обычай) - делиться добычей. Уча саугъа - часть туши убитого на охоте животного, которой одаривались друзья охотника. Первая охотничья добыча молодого охотника шла на общее угощение его родственников, друзей и знакомых.

По существовавшему горскому обычаю (тау адет) туша жертвенного животного (барана, овцы) разделывали по строго определенным правилам. Сейчас людей, соблюдающих эти правила, становится все меньше и меньше. Но умение человека подать гостю подобающую его возрасту, полу часть мяса жертвенного животного (или другого), показывает высокий ум народа, его умение оказывать почет и уважение. Этот прекрасный обычай у карачаевцев и балкарцев идет испокон веков. При подаче мяса на стол каждый из гостей берет себе ту часть, которая соответствует его возрасту. Несоблюдение кем бы то ни было этого обычая было позором в обществе. Поэтому все старались знать эти правила.

Тушу жертвенного барана делили на 23 части. Голова не считалась отдельной порцией. Ее подавали мужчине, тамаде, а щеку- старшей женщине.

Самые почетные части (порции)- лопатки (жауурун). Они подаются старшим мужчинам. Если мужчины сидели в разных местах, то лопатки так и подавались обоим старшим мужчинам. Затем по старшинству шли порции из тазовой кости (2 жансюек, 2 орта илик).

Женщинам также по старшинству подавались порции: самым старшим - 2 берцовые кости (2 ашыкъ илик), женщинам средних лет - 2 тазовые кости (тешикли жансюек къалакъ), затем 2 менее почетные кости - кости предплечья (2 къысха илик).

Плечевые кости подавали как женщинам, так и мужчинам. Остальное мясо жертвенного животного делилось следующим образом: 2 порции по три верхних ребра, остальные ребра - по 2 порции.

Почетными считаются кости из позвоночника, что расположены ниже почек, а расположенные выше - менее почетными. Эти куски также подавались гостям в соответствии с их достоинством и возрастом.

Жерме подается как прибавка к основной порции, а сохта не входит в состав порций.

Из печени и внутреннего жира обслуживающие гостей мужчины и женщины готовили жалбауур и ели его в горячем виде, пока не сварилось мясо животного.

При рождении детей, при выздоравливании тяжело больного человека и т.д. хозяин дома, пригласив только близких родственников и соседей, устраивал пиршество, а некоторым раздавал мясо жертвенного животного. В этом случае также соблюдался возраст, пол, достоинство людей.

До недавнего времени близкие соседи и родственники делились друг с другом мясом зарезанного для своей семьи животного - крупного и мелкого. В этом случае соседям посылали мясо следующим образом:

жерме, 2 куска позвоночника (2 сырт сюек), ногу (1 аякъ), кусочек печени (бауурну бир кесеги), кусочек легкого (епке кесек).

Свекрови - щеку (жыякъ), верхние 3 ребра (къабыргъа башыны 3 иегиси), берцовую кость (ашыкълы жилик), 2 жерме (2 жерме), правая лопатка (онг жауурун), 3 куска из позвоночного хребта (3 сырт сюек), кусочек печени (бауурну бир кесеги), кусочек легкого (епкени бир кесеги).

Золовке посылалось мясо точно также, только не правая лопатка, а левая.

Примерно также посылают мясо и двоюродному брату. Одну лопатку, особенно правую, оставляют дома.

Съев мясо лопатки жертвенного животного или другого, карачаевцы и балкарцы издревле середину нижней части отламывали и смотрели на нее, то есть гадали. Этот обычай существовал и в Древней Греции. С тем, почему середину нижней части лопатки отламывали, существует легенда о пророке Мухамеде.

Посылали соседям мясо и крупного рогатого скота, но обычаи, традиции раздачи мяса менялись.

С тем, почему середину нижней части лопатки отламывали, существует легенда о пророке Мухамеде(С.А.С)

Таулу тёреде союлгъан къойну жиклери бла жилик юлюшле этгендиле.


Алай этер ючюн, къойну бек алгъа жети юлюш этедиле: эки жапхакъ, экикъабыргъа, эки бут, бир а сырт сюек. Сора аладан-биркъойдан-тюрлю-тюрлю даражалары бла оналты сюек (жилик) юлюш чыгъады.
Эки жапхакътан-алты жилик: эки жауурун къалакъ, эки къысха жилик, эки базук.
Эки бутдан-сегиз жилик: эки ашыкълы жилик, эки орта жилик, терт жан сюек (эки тешикли эки къалакълы).
Эки къабыргъадан-эки жилик: биринчи юч иеги бирден ногъана жилик(бирлекъабыргъа башы дейдиле); эки къабыргъалада жыйырма иеги экишеркесиледи, аладан даражалы тёрт юлюш-башлы иеги (башлы иеги деп а тёшденжетгени ючюн айтадыла); алты юлюш –даражалары азыракъ быгъын иеги.


Сырт сюек да онбеш-онсегиз юлюшге урулады: терт-беш боюн омурау,беш-алты шеше омурау, терт-беш кегей омурау, бир къулсюймез, биркъуйрукъ учу. Бойюн курмустук юлюшлеге салынмайды. Бойун омруланы экигеурсанг 20-дан артыкъ юлюш да болады сырт сюек.
Сайлагъанда,къонакъланы даражаларына кере, къойну этин тёрт тепсиге тертюшер юлюшэтип салгъандыла. Нек десенг малны хар сюегини, эрттегили адетге кере,бири биринден энчи сыйы барды. Юлюшле да хар адамны таматалыгъына,кичилигине кере бериледиле.

1.Таматагъа-жауурун, къошакъгъа эки иеги, омурау, жёрмеден кесек, сохтадан кесек,
аны юсюне, юлюшге саналмай, баш жарты бла къуйрукъ учу.
2.Жауурун къошакълары бла.
3.Ногъана къошакълары бла.
4. Ногъана къошакълары бла.
5.Жан сюек(тешикли) къошакълары бла.
6.Жан сюек(тешикли) къошакълары бла.
7. Жан сюек(къалакълы) къошакълары бла.
8. Жан сюек(къалакълы) къошакълары бла.
9.Ашыкъ жилик къошакълары бла.
10. Ашыкъ жилик къошакълары бла.
11.Къысха жилик къошакълары бла.
12. Къысха жилик къошакълары бла.
13.Базук къошакълары бла.
14. Базук къошакълары бла.
15.Орта жилик къошакълары бла.
16. Орта жилик къошакълары бла.

Эт юлюшле аз болсала, терт башлы иеги къошакълары бла да салынады. Алай бла бир ораталы къой 20 адамгъа тамамлыкъ этеди.
Тиширыуланы таматасына, юлюшлеге саналмай, жаякъ, жиликледен а тийишлиашыкъ жилик, жан сюек, къысха жилик, орта жилик салынады.
Башныюсюнден айтханда, къонакъланы таматасына онг жаны бериледи. Юйдентышында къоншуда къартха неда жууукъ юлюшге башны сол жаны салынады.
Тамата, башны къолуна алып, анны бурунун эшик таба айландырып,къурманлыкъгъа алгъыш этеди. Сора бурун жанындан бир тигимчик кесип,сёзле айта, шапагъа береди. Ызы бла жаякъ жанындан тигим онг жанындаолтургъаннга, сора сол жанында олтургъаннга,
андан сора, кимге сюйсе, анга береди. Баш иги бишсе сюеклери айырылып барадыла. Андан сора къонакъла къурманлыкъны ашайдыла.
Сахадин 22.04.2014 14:29:32
Сообщений: 5401

0 0

Повторы не исключаются.


Названия мелкого рогатого скота

Карачаевцы и балкарцы давали различные названия мелкому рогатому скоту - овцам, а именно:

Ягненку до 6 месяцев - къозу
От 6 месяцев до 1 года - токълу (ярочка)
От 1 года до 2 лет - ишек
От 2 до 3 лет - зада, енгеч
От 3 до 4 лет - узада, экинчи енгеч
От 4 до 5 лет - дузада, ючюнчю енгеч
6 лет- мангырамаз

Дальше мясо не добавляется, а , наоборот, убавляется.

Батай - жертвенное животное

Къойла-бараны

Айракъ-архар; къой –овца; ирек-(муфлон)дикий баран; къочхар- баран;

Къойланы шартлары

Агъазла –породы овец

Акъ-боз къой – светло-серая овца

Ана къой – овцематка

Атауул – баран с большим курдюком

Гула къой – беспородный баран

Жюмел къозу – ранний ягнёнок

Ирик – валух до полутора лет

Ишек къой – годовалая овца,ярка

Къагъанакъ къозу – новорожденный ягнёнок

Къарачай къой – карачаевская порода овец

Къозу(макъы,тёбеде ойнар) – ягнёнок до шести месяцев

Къуйрукълу къой – курдючная овца

Мангырамаз биринчи къой – трёхгодовалый баран

Мангырамаз экинчи къой – четырёхгодовалый баран

Маркъа къозу – ягнёнок-сосунок

Мирчи – молодой баран

Сууичмез – овца 6-7 лет

Токълу – годовалая овца

Токълу бичген – молодой валух

Тохай – валушок

Тушак – овца более одного года

Узада – овца 3-4 лет

Хада – порода овец

Чончайма – овца мясной породы

Шкырна къочхар – маленький баран-производитель

Шпан къой – порода овец

Эркек къозу – ягнёнок самец
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный