балкарский фольклор: мифы, сказки, предания

балкарский фольклор: мифы, сказки, предания

NAKA 08.05.2012 02:28:05
Сообщений: 1829

0 1

вот первый вопрос, может кто знает. У балкарцев имелся целый пантеон языческих богов во главе с верховным богом - Тейри. Кто еще относился к богам? Что они олицетворяли, какими силами обладали? Какие праздники устраивались, по примеру праздника Озай? Используется слово ли "Тейри" сейчас (например, адыги и поныне иногда называют Всевышнего как и раньше Тхьэ)? Начнем с этого
Изменено: NAKA - 08.05.2012 02:29:17

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
Шамильхан 08.05.2012 03:39:08
Сообщений: 817
Цитата
NAKA пишет:
Используется слово ли "Тейри" сейчас
Конечно. Только мы можем говорить"ии Аллах Сен бирсе, Тейри" ))))

Шамильхан.
Мусса 08.05.2012 03:57:32
Сообщений: 2681
См.книгу"Къарачай-малкъар мифле",составитель М.Джуртубаев.Нальчик "Эльбрус" 2007г.
Liberty 08.05.2012 04:04:41
Сообщений: 1255
Цитата
NAKA пишет:
У балкарцев имелся целый пантеон языческих богов во главе с верховным богом - Тейри.
не только у балкарцев, и у карачаевцев)) да и у других тюрков, если не ошибаюсь, был верховный бог - Тейри. Мы до сих пор используем в речи, только я даже не знаю, как это перевести на русский....
мне говорили, что Къарча возродил свой народ на Тейрианстве, после того как Темирлан вырезал половину алан...
В Учкулане до сих пор сохранился такой огромный камень, где поклонялись Тейри, приносили еду и т.д. В общем, это действительно интересно.

еще был Апсаты - бог охоты. Больше не помню)

Победи себя и выиграешь тысячи битв.

(с)
NAKA 08.05.2012 11:09:57
Сообщений: 1829
Мусса,
а есть ли она на русском языке?
вот что нашла относительно пантеона богов в интеренете.

Карачаево-балкарский пантеон включает таких Богов как: Тейри (эпитеты Уллу Тейри – Великий Тейри, Хан Тейри – Владыка Тейри, крайне редко Тейрихан – Верховный Бог), Кёк тейриси или Ыстагъы тейриси (19) – Бог Неба (у карачаевцев и балкарцев Бог Неба и Верховный Бог, хотя и представляют единое целое, в то же время некоторыми информаторами различаются, чего не наблюдается у других тюркских народов, что, по всей видимости, является результатом развития религиозного мировоззрения этих народов), Джер тейриси, Джер атасы и Джер иеси (Бог Земли, Отец Земли, Дух Земли) или Джер тейриси Къаргъанчы, Джер атасы Къаргъанчы Дауле и Джер анасы Къаргъанчы-Джуммай, Кюн Тейриси Къайнар/Къайырнар (Бог Солнца Кайнар или Кайырнар), Кюн анасы Кюлсюн (Мать Солнца Кюлсюн), Тенгизле тейриси Сюймасан (Бог Морей Сюймасан) или Суу Джелимаууз, Чоппа (Громовержец, называемый Сыном Тейри и вторым после Тейри Богом), Джел тейриси Горий (Бог ветров Горий, Джел иеси Химикки – дух ветра Химикки), Ыстагъыны къарауулу Дауле (Покровитель природы Дауле, он «и на небе, и на земле, и слева и справа», это божество в карачаево-балкарской обрядово-культовой жизни
упоминается чаще, чем остальные божества, кроме разве что Тейри и Чоппа, и, по нашему мнению, напрямую связано с древнекавказским Верховным Божеством, сохранившимся (в основном) у вайнахских народов - Д Iяла/Дэла), Айда айланнган Айгунай улу, или Арраугъан улу Гилячхан (Бог луны Айгунайев, или Аррауганов сын Гилячхан), Суу анасы Сюлемен (Мать воды Сюлемен), Чартлагъан шыбланы тейриси Шаккай (Бог шаровой молнии Шаккай), Дыеу (зять Шаккая, покровитель ветерка), Къарла анасы Сарасан (Мать снегов Сарасан); Тобултай Тейриси Ыстырыууай (покровитель, дух поминок, реже смерти Ыстырыууай), в честь которого проводили поминальные обряды ыстырыууай табула (20) и др. Последний теоним, как и название поминок, известен как древним, так и современным народам мира.

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 08.05.2012 13:44:39
Сообщений: 1829
# 1,
я понимаю, что литература по данной теме имеется) просто надеялась, что форумчане захотят поделиться своими любимыми народными сказками, преданиями, всем тем, что в детстве слышали от бабушек и дедушек. Например я помню, как нам старушка Къаражан рассказывала шыпсэ (сказки). И начинала их присказкой - нанэ и пхъуантэ мышэ дэсщ, нанэ и пхъуантэ гуащэ дэлъщ... (в сундуке бабушки сидит медведь, в сундуке бабушки лежит кукла...) или например такое - ауу аууу дадэ! Дэнэ уздэк1уэр нанэ? Бештокъуэхьэ дежк1э! Сыт абык1э щы1эр? Бжэн ц1ык1уит1... - ауу аууу дед! Куда идешь бабушка? Я иду к Бештоковым! А что у них есть? У них козлята...
И потом она нам допоздна рассказывала сказки. Вот что-то вроде этого хотелось услышать)
Изменено: NAKA - 08.05.2012 13:46:00

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 08.05.2012 20:46:09
Сообщений: 1829
Албукерки,
а если это было не так (имею в виду фразу, названную "бредом"), то расскажите мне и другим несведущим людям как было. Может попутно еще что-то вспомнится интересное по теме)

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 09.05.2012 12:22:37
Сообщений: 1829
Албукерки,
а из огромного количества такого рода верований в силу духов, что-то сохранилось сейчас? Возможно, не в такой явной форме, но намеками или бытовыми мелочами. К примеру, нам в детстве не позволяли в лесу рвать траву "уи адэжь и пащ1эр къумыч" - "не рви усы своего деда", т.е подсознательно осталась мысль о перевоплощении души в природу. Вот что-то вроде этого есть?

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 09.05.2012 12:23:23
Сообщений: 1829
п.с. гремлинов помню)))

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 09.05.2012 17:59:51
Сообщений: 1829
ну вот, становится интереснее) про ночные поминки вообще впервые слышу. А есть интересные истории про алмастына?) я их столько помню с детства, хочется узнать еще что-то новенькое для младших.

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
Liberty 10.05.2012 04:16:19
Сообщений: 1255
Албукерки, )) вы меня ничуть не задели)
никапельки не претендую на знающего человека в этом вопросе, и все что вы написали прочла с интересом) но разве это противоречит написанному мной?
да, может был такой Къарча, может это собирательный образ... но народ возрождался, и молились тогда разным божествам) старики говорят, что Тейри был главным, и я видела собственными глазами этот камень, у которого ему поклонялись, в ущелье Учкулан Ичи))

Победи себя и выиграешь тысячи битв.

(с)
t a u l u 10.05.2012 23:56:30
Сообщений: 97
Цитата
NAKA пишет:
я понимаю, что литература по данной теме имеется
Имеется, .... появился повод поискать эту книгу... давно её почитывал... Если не найду будет :(
NAKA 11.05.2012 13:02:03
Сообщений: 1829
нашлось в недрах интернета. Балкарская народная сказка.
Счастье, ум и богатство


Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
- Я важнее всех,-похвалялось Богатство.
- Без счастья и богатство ни к чему,- возражало Счастье.
- Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,- сказал Ум.
Долго спорили они, а потом решили проверить: кто из них прав.
Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного
джигита, который сеял на своем маленьком поле кукурузу.
Остановились Ум, Счастье и Богатство.
- Пусть поле бедняка покроется золотом! - повелело Богатство.
И тут же покрылось все поле бедняка золотыми самородками.
Но Ум, чтобы доказать свое могущество, взял и покинул бедняка. И
лишился бедняк ума своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это
простые камни.
- Беда у меня: на мое поле выпал град из камней! - побежал с криком он
по аулу.
Первым джигит повстречал богача бая . Что-то встревожен мой сосед.
Поеду-ка я погляжу, что там стряслось? - подумал бай и скорее поехал в поле.
Приехал и увидел золотые слитки. Но не подал бай виду, позвал хозяина
поля и говорит:
- Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее
мое поле, а я возьму твое, с камнями.
Обрадовался джигит, что променял свой клочок на хорошее поле. Собрал
бай все золото и увез на арбах, а бедняк стал пахать новое поле.
Тогда Счастье, чтобы показать свое могущество, глянуло на бедняка и
сказало:
- Будь счастлив!
Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов.
- Мы давно ищем себе предводителя,-сказали воины.- Просим тебя, будь
нашим предводителем.
Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать,
только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали
драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким
выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя!
Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял свое поле
на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц.
- Давайте женим нашего начальника на дочери бая! - порешили воины и
послали к баю сватов.
Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери.
Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит
рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается.
Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из байской
родни ни подойдет к нему, ни заговорит, а он и слова в ответ не молвит.
- Что это он все молчит? - дивится родня.- Может, он и разговаривать не
умеет?
На третий день уже и сам бай рассердился. Видят Богатство и Счастье,
что дела плохи, стали Ум просить:
- Вернись к джигиту!
Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришел бай
и захотел поговорить.
- Скажи, джигит,- попросил он,- отчего ты все молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил:
- Когда я был еще ребенком, напали на наш аул враги. Все жители
поднялись в защиту - и мужчины, и женщины. Но отважнее всех сражался юный
джигит - он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва,
оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье.
Вот я и молчал, два дня, все думал: можно ли считать эту девушку храбрецом
наравне с мужчинами?
Обрадовался бай, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро
рассуждает.
Сыграли они на радостях веселую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и
уехал в свой аул.
А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что
самое главное для человека-ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни
счастье ему не помогут

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 11.05.2012 13:08:42
Сообщений: 1829
Балкарские пословицы


1 И покидая, не ругай
Страну отцов.
Ты возвратишься в этот край
В конце концов.


2 Уж если умирать тебе пришёл черёд,
Незаряжённое оружие в тебя польнёт.


3 Окажешь дураку почёт,
Он нос до неба задерёт.


4 Быть слишком мягким?
Мягкое сгибают !
Быть слишком твёрдым?
Твёрдое ломают.

5 Водою насладиться
Хочет жаждущий
Бедою поделиться
Хочет страждущий.


6 Бывает горец
В горе тугодум:
Приходит горе
Прочь уходит ум.


7 Волк голодным на стада
Нападал от века.
Сытым нападал всегда
Человек на человека.


8 Любое горе человек забудет вскоре,
Как только будет у него другое горе.


9 Сам себя не бей, в войну вступая,
Недруга слабей себя считая.


10 Долг отнимает наш покой надолго:
Покуда мы не возвращаем долга.

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
NAKA 11.05.2012 13:09:56
Сообщений: 1829

1 0

еще одну сказку отыскала.
Сказка два хана.


Жили когда-то в одном ауле два хана. Они часто ходили
друг к другу в гости. Оба были очень богаты, и оба гордились
своим богатством.
Однажды к первому хану пришёл молодой парень из дальнего
аула и говорит:
- Я хочу наняться в пастухи.
Хану нужен был пастух, он рад был взять парня. "Нет
сомнения, это честный человек",- думал хан. Он отвёз парня
к своим стадам, своему скоту и говорит:
- Вот всё моё богатство. Береги его. Я тебе доверяю.
А сам вернулся домой и зажил себе преспокойно,
на пастбища ездить перестал.
Второй хан позавидовал ему и говорит:
- Вижу, ты совсем успокоился, живёшь - забот не знаешь,
на пастбища не ездишь.
- Да, - отвечает первый хан, - теперь я спокоен. Пока жив
мой новый пастух, я буду богатым, я не узнаю нужды.
Такой хороший парень мне попался! Он сохранит мой скот,
он никогда не скажет неправды.
- Ну а если я заставлю его сказать неправду? Что тогда? -
спрашивает второй хан. - Что ты мне дашь?
- Если заставишь его сказать неправду, - отвечает
первый хан, - я отдам тебе весь мой скот. Но если
не заставишь - ты отдашь мне весь свой скот.
- Согласен! - говорит второй хан.
Так они и поспорили.


Второй хан вернулся домой, приказал запрячь коляску,
посадил в неё свою красивую дочь и поехал на пастбище
к пастуху первого хана.
- Да умножится этот скот! - сказал хан, приветствуя пастуха.
- Спасибо, будьте здоровы, добро пожаловать! - ответил
пастух.
И пригласил хана с дочерью в гости.
- Сейчас я приготовлю для вас угощение, - сказал пастух
и взял барана, чтобы зарезать.
- Нет, - говорит хан-гость, - барана я есть не буду.
- Тогда я зарежу бычка, - говорит пастух.
- Нет, - говорит хан-гость, - и бычка я есть не буду.
И оставаться здесь в гостях не хочу.
Пастух смотрит на красивую дочь хана и думает:" Как бы
оставить их в гостях?".
Так думает он и говорит:
- Что же станете есть, уважаемый гость? Что ни пожелаете,
то и приготовлю.
- Если ты зарежешь рыжего жеребца, - говорит хан, - то мы
с дочерью будем есть и останемся у тебя ночевать.
А этот рыжий жеребец был вожаком лучшего табуна. Хан-
-хозяин гордился жеребцом, очень его любил... Но гостя
надо хорошо принять, хорошо угостить, надо, чтобы гость
остался доволен. И пастух зарезал рыжего жеребца.


Утром хан с дочерью вернулся домой. Потом поехал к хану-
-соседу. Приехал и говорит:
- Ну-ка, хан, позови своего пастуха, спроси, всё ли в
порядке, цел ли скот, послушаем, как начнёт тебе
врать твой хвалёный работник.
Первый хан послал людей позвать парня. Парень идёт
и думает:" Что отвечу хану, когда он спросит,
цел ли его скот?". Воткнул он в землю свою чабанскую
палку, надел на неё свою папаху и начал советоваться
с палкой.


- Скажу хану, что жеребец с кручи упал.
- Это не ответ хану, - говорит палка, - ведь круч у нас
нет.


- Скажу хану, что жеребца волк задрал.
- Это не ответ хану, - говорит палка, - жеребец других
лошадей охраняет, жеребца волк не задерёт.


- Скажу хану, что какой-то чертов хан с красивой дочкой
в гости приехал. Я решил: надо хана хорошо угостить.
Предложил барана - не хочет, предложил бычка - не хочет.
Спросил, чего хочет, - говорит, рыжего жеребца. Тогда,
говорит, буду гостить, буду ночевать. Пришлось для него
жеребца зарезать. А остальной скот в полной сохранности.
- Вот это - ответ хану, - говорит палка. - Ты нашёл
правильный ответ. Теперь иди, не бойся.


Парень надел папаху, взял в руки палку и пошёл к хану. Пришёл,
а там сидит хан-сосед, тот хан, что у него на пастбище гостил.
Хан-хозяйн спрашивает:
- Скажи-ка мой честный пастух, громко скажи: цел ли мой скот?
Парень отвечает:
- Слава аллаху, ваш скот цел, нет только рыжего жеребца.


Хан-хозяин вскочил да как закричит:
- Как это - нет жеребца? Куда же девался мой любимый жеребец?
Парень отвечает:
Дело было так. Приехал в гости один чертов хан с красивой
дочкой. Я решил: надо хана хорошо угостить.
Предложил барана - не хочет, предложил бычка - не хочет.
Спросил, чего хочет, - говорит, рыжего жеребца. Тогда,
говорит, буду гостить, ночевать. Пришлось для него
жеребца зарезать. А остальной скот в полной сохранности.


Так сказал парень. Сказал одну только правду. Хан-гость молчит.
Хан-хозяин его спрашивает:
- Ну что, сказал мой табунщик неправду? Заставил ты его сказать
неправду?
- Нет, не заставил. Я проиграл, - отвечает хан-гость.
Пришлось ему отдать первому хану весь свой скот, всё
своё богатство. С тех пор у нас в горах говорят:
" Пастух советуется со своей палкой".

I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
Мелиан 11.05.2012 13:48:35
Сообщений: 4843
NAKA, :гоккачыкъ:саубол за тему!)честно говоря даже как то не задумывалась о мифологии. Из детства остались воспоминания, бабушка часто рассказывала поучительные истории, в главные роли исполняли эмегены, джигиты, и красивые горянки. Или сказки о лесных животных, всяких лис, орлов, оленей. А потом мне стали интереснее семейные придания, и я вместо сказок просила бабушку рассказать о прадедушках, прабабушках и т.д.
Помню хорошо, да у нас в семье и сохранился ковер, сотканный бабушкой. Это самый настоящий ковер-сказка. к сожалению фото его у меня нет. Он достаточно большой, и там изображены горы, лес, река, орлы, лиса, олени, медведь и т.д. и даже есть охотник притаившийся за стволом сосны.
Бабушка, а потом и я вслед за ней рассказывала своим младшим, "сказки" по этому ковру, указывая на героев сказок.
Но какую то одну сказку из пласта выделить не смогу( за прошедшие годы все эти истории слились в один фундамент.

Сэр, мы окружены!
— Отлично!!! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!
****
Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.
Зукку Пристоп 11.05.2012 17:19:26
Сообщений: 1481
в детстве нас пугали Суу Анасы, что бы мы одни не ходили на речку. не знаю, пугают ли этим детей сейчас. и мазать младенцу лоб кровью жертвенного барашка, тоже проявление язычества, к исламу не имеет ни какого отношения. так же нельзя плевать в костер, убивать ласку и рысь, нельзя развязывать заплетённые косы лошадиной гривы, нельзя называть по имени свекровь, свёкра при чём даже если у другого человека такое имя, даже его нельзя назвать. так что языческие элементы еще остались..

бла бла бла, бла бла !
Читают тему (гостей: 2)

Форум  Мобильный | Стационарный