ЛЮДИ НАУКИ: УМАР БАБЛАШЕВИЧ АЛИЕВ
Акачиева С.М., Магулаева Ф.Л.
Серия «Люди науки» разрабатывается в Карачаево-Черкесском госуниверситете с 1990 года. Нами, сотрудниками КЧГИ, написаны статьи, тезисы, заметки, а также очерки-воспоминания о А.И. Караевой, Р.Н. Клычеве, Ш.Х. Акбаеве, М.А. Хубиеве, М.А. Хабичеве, З. Керашевой, И.Х.-М. Урусбиеве, О.А. Загаштоковой, З.Х. Байрамуковой, Р. А.-К. Ортабаевой, С.А.-К. Халиловой.
В сборнике материалов Второй межвузовской научной конференции («Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность») – в статье Акачиевой С.М. «Люди науки: Магомет Ахияевич Хабичев» отмечается, что «приметой настоящего времени явились пропаганда и издание трудов известных кавказоведов и тюркологов, занимавшихся и занимающихся проблемами двуязычия: Ш.Х. Акбаев, Р.Н. Клычев, М.А. Хабичев». [1, с. 15-16].
Среди многих имен ученых, отдавших жизнь науке, имя профессора Умара Баблашевича Алиева, стоявшего у истоков карачаево-балкароведения занимает особое место. Кроме того, У.Б. Алиев работал ректором КЧГПИ с 1962 по 1964 гг., а потом – проф. кафедры русского языка, вплоть до ухода из жизни (1972 г.), о чем свидетельствует и мемориальная доска у входа в корпус №2 Института филологии.
Так, например, в сборнике тезисов докладов в материалах межвузовской научной конференции «Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность» – в нашей статье «Мой наставник», посвященной 40-летию со дня открытия кафедр карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии КЧГПИ, отмечается то, что «в становлении кафедры сыграли немалую роль Байрамкулов А.М., Урусбиев И.Х., Алиев У.Б., Хубиев М.А., Хабичев М.А., Хаджилаев Х.-М.И., Суюнчев А.А. Байрамукова З.Х., Лайпанов К.Т. и др., с которыми в тесном контакте работал Акбаев Ш.Х.» [2, с. 16].
В 2001 году (к 90-летию со дня рождения У.Б. Алиева) были опубликованы сначала наша статья, а затем – очерк-воспоминание. Статья под названием «Я твой сын» (на примере жизни и творчества У.Б. Алиева)», в соавторстве с проф. А.-М.Х. Батчаевым, была опубликована в Махачкале (ДГУ) [4, с. 61]. Здесь, кстати, имеется ссылка на статью Ирины Русиной, сотрудника музея-заповедника «Из личного архива», где речь идет «о специальной выставке, посвященной 80-летию со дня рождения одного из первых ученых карачаевцев, проф. У.Б. Алиеве… В постоянной экспозиции музея – награды его и пишущая машинка с последней рукописью – «Последнее стихотворение», названное редколлегией его последнего сборника – «Я твой сын» [4, с. 61].
В своих воспоминаниях об У.Б. Алиеве в очерке «Первый декан…» (2001 г.), посвященного 90-летию со дня рождения профессора, наше обращение к нему снова не было случайным. «1957 год. Год возвращения карачаевцев и балкарцев на историческую родину, и перевод группы студентов из вузов Средней Азии и Казахстана в КБГУ (г. Нальчик).
Впервые один из авторов этих строк С. Акачиева увидела У.Б. Алиева, когда он был деканом ИФ КБГУ и принимал переведенных из Средней Азии студентов у себя в деканате факультета. Запомнилось, что именно он объявил, что стипендию будут получать все, кто является студентом, несмотря на успеваемость. Это был добрый, с щедрой душой, приветливый человек, ни на кого не похожий, скромный, хотя был крупным ученым-тюркологом и русистом» [3, с. 31].
Если ранее в своих сообщениях мы называли имена ученых, кавказоведов и тюркологов, из плеяды современников и учеников У.Б. Алиева, то в настоящее время список их значительно увеличился, т.к. речь идет о новом поколении, взявшем эстафету из рук старших наставников. Это С.У. Пазов, С.Я. Байчоров, Ю.И. Каракаев, Т.К. Алиева, А.-М.Х. Батчаев, З.Х. Ионов, С.М. Хапаева, Ф.Ш. Атакаева и др.
Информация о юбилее «100 лет языковеду и литератору У.Б. Алиеву» помещена и в рубрике «Верхнекубанский календарь культуры на 2011 год» в «Известиях Карачаевского НИИ» (Вып.VII.) [8, с. 111-112].
В свое время под нашим руководством была выполнена НИР-с Салпагаровой М.И., ст. 4 к. ИнФ по теме: «Я сын твой, Теберда» (по книге С.У. Алиевой). Грани творчества проф. У.Б. Алиева разнообразны: он ученый, тюрколог, русист, фольклорист, поэт, переводчик, автор учебников для вуза и школы и др.
По мнению исследователя карачаево-балкарского фольклора Магулаевой Ф.Л., сказку в стихах У.Б. Алиева «Аймуш» [5], созданную по мотивам известной одноименной легенды о пастухе Аймуше, условно можно разделить на несколько частей. Первая часть – вводная, в которой автор знакомит читателя с главным персонажем. В ней, от первого лица, показана жизнь молодого пастуха и сказочное место на лоне природы: прекрасное озеро, рядом с которым он выбрал место для стойбища. Можно проследить географию, где пасет Аймуш своих овец: это прекраснейшие места вокруг Нарсана (г. Кисловодск) и Эсентюкге (г. Ессентуки, досл. Волос здоровья).
«Играет свирель… тихо и нежно, луна за облаками… и перед нами предстает картина дивной красоты…» И кажется: волки не тронут его овец, ведь рядом с Аймуш его верные друзья: собаки и черный баран, которые стоят на страже стада; и никто, никогда не нарушит эту идиллию, эту красоту обыденной земной жизни…
Но нарушил это спокойствие, эту гармонию белый баран – владыка подводного мира… Его выход из глубины озера Хурла во второй части символичен: в борьбе сталкиваются не просто два барана: белый и черный, два соперника, а два мира – мир добра и мир зла.
В третьей части сказки-стихов «Аймуш» белый баран уводит стадо за собой на дно озера, победив в долгой битве черного барана-соперника.
Аймуш тоже уходит в подводное царство, о чем повествуется в четвертой части, где встречается с белым бараном, превратившимся в человека, который предупреждает, какие препятствия ему необходимо преодолеть: невыносимый холод, огненные круги, непроходимые скалы. На своем пути Аймуш встречается с изможденными, исхудавшими пастухами, находящимися рядом с ломящимися от яств столами, где вся еда отравлена.
В следующей части раскрывается образ великанши Джелимаууз, страшного существа, пытающегося проглотить Солнце и Луну, описывается их встреча и противостояние. Главный герой выходит победителем и возвращается на Землю в шестой части сказки.[/JUSTIFY] [JUSTIFY]В заключительной части – Прологе Аймуш и его собаки находятся на небе, где охраняют Луну и Солнце от Джелимаууз.[/JUSTIFY] [JUSTIFY]Так, автор заставляет читателя поверить в силу главного героя.
Магулаева Ф.Л. отмечает наличие мифических, фантастических элементов в этих произведениях. У.Б. Алиев смог внести в произведение свое собственное видение легенды, что позволяет сказать, что это самостоятельное, высокохудожественное творение. Сказка в стихах «Аймуш» У. Алиева требует более пристального и глубокого изучения, которое, к сожалению, не укладывается в рамки данного сообщения.
Ученый-фольклорист Ортабаева Р.А.-К., анализируя сказку У.Б. Алиева, отмечает, что «Умар не просто рассказал об известной народной легенде в виде песни, а он переработал ее сообразно своим размышлениям, целям поэтики, создал настоящее творческое произведение. По богатству языка, мастерству, силе художественных средств, «Аймуш» – одно из главных его произведений» (из предисловия Р. Ортабаевой к книге У.Б. Алиева «Я твой сын»: Избранные») [7, с. 13].
Далее Р. Ортабаева продолжает, отмечая несомненные заслуги У.Б. Алиева: «…и хотя поэт ушел от нас, научные статьи, книги, рукописи, словно яркие бусы его богатого (щедрого) сердца – остались в наших руках. Умар с нами в жизни, науке, литературе» [7, с. 14].
Об У.Б. Алиеве многие пишут с величайшим уважением и почтением, но все-таки главным библиографом и пропагандистом его творчества остается его дочь С.У. Алиева. Свидетельством этого является ее книга об отце – «Я сын твой, Теберда» (М.: ГУ МДН, 2006). [9]. «В книгу вошли документы, очерки, статьи, воспоминания современников о выдающемся ученом-тюркологе, поэте Умаре Баблашевиче Алиеве (1911-1972), сыгравшем ведущую роль в становлении карачаево-балкарской филологии и литературы» (Из аннотации к книге «Я сын твой, Теберда»).
У.Б. Алиев оставил значительный след в жизни нашей республики, и как выдающийся ученый, и как поэт. Хорошо об этом сказал К.-М. Алиев: «Умар Баблашевич дорожил и оперировал только той истиной, которая была добыта им в ходе кропотливой, изнурительной работы. Такой подход был характерен и для его поэзии. Это был истинный рыцарь науки» («Рыцарь науки»: к 90-летию со дня рождения У.Б. Алиева» в книге «Я сын твой, Теберда») [9, с. 357].
Интересные материалы о жизни и творчестве У.Б. Алиева содержатся в статье известного историка К. Урусова «Алиевы в истории», посвященной 300-летию рода Алиевых (газета «Карачай» (2011, 29 сент.). Следует отметить также и статьи С. Коркмазовой, Б. Лайпанова, Л. Осадчей, А. Семеновой, Ф. Хубиевой, затрагивающих те или иные аспекты творчества ученого: [10].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить что многогранное творческое наследие У.Б. Алиева активно исследуется, но в то же время многие аспекты его деятельности – филолога, фольклориста, поэта, педагога, еще до конца не изучены, и нам верится, что новые исследователи откроют новые горизонты для изучения его в вузе и школе.
Литература
1. Акачиева С.М. Люди науки: Магомет Ахияевич Хабичев // Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность. Материалы второй межвуз. науч. конф. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2011.
2. Акачиева С.М. Мой наставник. // Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность. Тез. докл. – Карачаевск: КЧГПУ, 1998.
3. Акачиева С.М. Первый декан…// Языки и литература народов Кавказа: проблемы изучения и перспективы развития / Материалы регион. науч. конф., посвящается 90-летию со дня рождения проф. У.Б. Алиева. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2001.
4. Акачиева С.М. «Я твой сын…» (на примере жизни и творчества У.Б.Алиева) // Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Вып. I. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. «Русский и кавказские языки: вопросы функционирования и сопоставительного исследования». – Махачкала, 2001.
5. Алиев У.Б. Аймуш: Сказка. Для сред. шк. возраста. – Черкесск, 1966.
6. Алиев У.Б. Кошка и котята: Сказка. Для дошк. возраста. – Нальчик, 1964.
7. Алиев У.Б. Я твой сын: Избранные / Сост. А. Суюнчев, Предисл. Р. Ортабаевой. – Черкесск, 1981.
8. Верхнекубанский календарь культуры на 2011 год. 100 лет языковеду и литератору У.Б. Алиеву // Известия Карачаевского НИИ. – Вып. VII. – Черкесск: ИКО «Аланский Эрмитаж», 2011.
9. Я сын твой, Теберда / Сост., редактор, автор восп. и комментариев С.У. Алиева. – М.: ГУ МДН, 2006.[/JUSTIFY]