- Ашхы сёз таш тешер.
- Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
- Ариу сёз аурууунгу алыр.
- Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
- Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Ишленмеклик адамлыкъды.
- Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
- Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
- Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
- Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
- Таукел къуру къалмаз.
- Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Ачны эсинде – аш.
- Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
- Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
- Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Джылыгъа джылан илешир.
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
- Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
- Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
- Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
- Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
- Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
- Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
- Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
- Илму – джашауну джолу.
- Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
- Ариу сёзде ауруу джокъ.
- Телини эшигин, махтау джабар.
- Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
- Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
- Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
- Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
- Ариуну – ауруу кёб.
- Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
- Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
- Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
- Биреу къой излей, биреу той излей.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)