Войти на сайт
17 Января  2018 года

 

  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Билим къая тешер.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Чувство "МЫ" ушло?
 
То, о чем я скажу ниже, приписывается известному ученному, доктору исторических наук В.Кузнецову. Якобы, в приватной беседе с некоторыми карачаевцами он высказал очень интересную точку зрения, над которой я неоднократно задумывался. В общих чертах смысл его слов содержал следующее: ?Вы очень сильный народ, впитавший в себя кровь могучих предков (гуннов, алан). Однако постигшее вас выселение нанесло страшный удар по вашему генофонду и отбросило развитие народа примерно на 150 лет. Ваше мировоззрение преломилось. Главная проблема в том, что каждый был вынужден выживать в нечеловеческих условиях депортации и у переживших ее критически обострилось чувство ?Я? (Я смог, Я выжил, Я вытерпел, МЕНЯ не сломали, Я лучший, Я самый лучший, Я лучший из лучших), а ранее присущее вашему народу чувство ?МЫ? ушло во столетний сон. В итоге теперь у вас нет СОЛДАТ, у вас одни ГЕНЕРАЛЫ. Это и разъединяет ваш народ, раздирает его на части. И так будет продолжаться 150 лет. Когда же вы станете осознавать, что чувство ?МЫ? это и есть ваш путь развития- вы достигнете небывалых высот и евреи по сравнению с вами будут казаться маленькими детьми?. И последнее, что заставляет задуматься- ?если бы не было вашего выселения - сегодня бы никто не вспоминал о чеченцах?. Что вы думаете об этом?
 
[b:5837788089]Киммериец[/b:5837788089], в корне не согласна... Я думаю, как раз выселение во многом способствовало сплочению народа. А тщеславие, да, есть..но, наверно, это другая тема.
 
Цитата
Что вы думаете об этом?
простите, но это глупость вышей степени, имхо
 
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна:) Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей. Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле. Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько) кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь: http://elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?t=671 "полученная травма не прошла бесследно..." и еще я бы задала вопрос уважаемому Кузнецову, почему именно 150 лет? Что это за предел? И еще вопрос: причем здесь чеченцы? Здесь рассматривается тема популярности на Кавказе или значимости? Не следует забывать, что чеченцев тоже выселяли. Правда, когда они вернулись на свою землю, они согнали со своих домов всех самовольно занявших лиц и восстановили по максимуму все свои права и существовавшее статус-кво до депортации. А карачаевцы, скромно поселились в русских семьях и стали рядышком (или где дали землю) строить новые жилища. Хорошо хоть Микоян-шахар переименовали)))) снизошли до нас)))
 
грамотно подчеркнул недостатки, насчет сравнения с чеченцами... знаете чей подход -разделяй и властвуй! Запрограммировал аж на 150 лет неудач... А слова - нанесло страшный удар генофонду... всю историю человечества существует закон выживания - выживает сильнейший ( помимо конечно же целенаправленного уничтожения цвета общества того или иного народа, как во времена революции и Сталинских репрессий... но насколько я знаю, для нашего народа рапрессии касались народа в целом, а не его элиты). А то что портит наш народ, на мой взгляд - это уход от земли, от труда на земле,от животноводства, то что воспитывалось в детях поколениями... Я не против того, чтобы наш народ становился образованным, молодежь занималась наукой и т.д., я против дипломов на полках и сундуках, и затраченных денег на эти дипломы, заработанных сатууда... Много проблем у нас, но не о том он пишет... да и и потенциал тоже не маленький... уж как-нибудь побыстрее чем за 150 лет разберемся что к чему!)))) :smt006
 
Цитата
И еще вопрос: причем здесь чеченцы? Здесь рассматривается тема популярности на Кавказе или значимости?
Вопрос разрушительного потенциала :smt068
 
[b:1c4c3b749c]Киммериец[/b:1c4c3b749c], я бы начала сравнение карачаевцев и чеченцев не с вопроса разрушительного потенциала, а хотя бы разницы в количестве населения, целей и проч...) ЗЫ: нам просто повезло, что не мы стали жертвами жидомасонской провокации и не превратили свою землю в горячую точку))
 
[b:467d408388]Фортуна Фиделя[/b:467d408388], Вот именно. Эти вопросы связаны между собой. Да, чеченцев тоже выселяли. Но Кузнецов имел ввиду то, что в случае достижения определенной численности населения (критической точки) карачаево-балкарцев, количество чеченцев (их разрушительный потенциал) уже не имело бы никакого значения. Для этого нужно представить, что бы было если бы мы "перевалили" за миллион. В этом случае остальные "миллионы" (сколько бы их не было) не актуальны. Для сравнения. В книге Томпсона "Гунны" описывается факт столкновения отряда гуннов в 300 человек с римлянами в 1 400 воинов. Гунны одержали полную победу, разбив римский отряд, потеряв всего 17 человек.
 
Один черкес рассказывал, что когда на Кавказ пришла весть о возвращении карачаевцев домой, многие заволновались (что же теперь будет :smt017 ). Однако один старик сказал:"Не бойтесь, это возвращаются не карачаевцы, а их тень". Он был прав. На родину возвращались измотанные трудом и невзгодами люди, потерявшие своих родных, близких, друзей. Не говоря уже о болезнях. Были нарушены вековые связи и обычаи, традиционный уклад жизни. Безвозвратно потеряны тысячи бесценных древне-исторических рукописей. Но самое главное- это психологический удар, который посеял страх в сердцах людей. Люди НАВСЕГДА остались ущемленными в своем достоинстве (несмотря на то, что сверхдостойно прошли это испытание). Целые поколения остались жить с мыслью о ВОЗМОЖНОСТИ того, что с ними произошло. В 60-е годы постоянно культивировались слухи о повторном выселении и т.д. Это не могло не оказывать самое разрушительное влияние на мировоззрение как отдельно взятого человека, так и народа, в целом. Плюс колоссальные человеческие потери. Я думаю, что каждый год тотального стопора развития народа (самое главное его культуры и образования) именно в комплексе с вышеназванными проблемами равнозначен десяти годам застоя. (Кузнецов просто округлил до 150). :smt004
 
Говоря о сплочении, я имела в виду то, что живя в СССР карачаевцы имели все шансы смешаться со всем "совецким" народом и потерять свою идентичность.. когда же начали выселять по национальному признаку, утвердилось понимание того, что мы - отдельный, особый народ.. И хотя постепенное обрусение происходит и сегодня, все же факт переселения служит чем-то вроде напоминания - мы другие, у нас другой язык, другой быт, другие ценности.. и благодаря этому процесс идет куда медленнее, чем могло бы быть. мне так кажыца. :smt017
 
[b:a1d5ebe404]дейдре[/b:a1d5ebe404], не думаю, что факт депортации можно считать тормозящим обрусение народа. Тогда внуки иных репрессированных в конце 30-х должны считать себя великими учеными, конструкторами , инженерами, мыслителями и прочими поэтами и начать творить в соответствующем направлении))) лично я стараюсь не думать об этом...вернее связывать свое субъективное отношение к народу с событиями 41-57 г.г.ХХ века...думаю есть факторы сильнее и значимее, определяющими нашу причастность к своему народу, нежели эти временные (хоть и разрушительной силы) события.
 
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3], Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
 
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним:)))
 
[b:c166cedb82]Киммериец[/b:c166cedb82], неужели непонятно?))) я вам по-еврейски отвечу: а почему мы тут на русском общаемся?))) [b:c166cedb82]Фортуна Фиделя[/b:c166cedb82], я думаю так, а ты так не думаешь... :smt017 ну, естественно, каждый имеет право на мнение :smt109 .. и на этом тема спора исчерпывается.
 
[b:4dd7d9b8c0]дейдре[/b:4dd7d9b8c0], я не думаю, что мы спорим))) разве? )) интересно было бы узнать мотивировку твоего довода о тормозящем факторе обрусения...вернее причинно-следственную связь...тогда может быть я тоже начну думать как ты, а не так как думаю сейчас:))) мне не стремно менять свое мнение, если меня убедят в том, что я неправильно рассуждаю)))
 
[b:1effdc2fad]Фортуна Фиделя[/b:1effdc2fad], дискутируем, если хочешь))
Цитата
мне не стремно менять свое мнение, если меня убедят в том, что я неправильно рассуждаю)))
+1 просто не хочется пустословить, разводить какую-то муть на всю страницу из своего мнения. сформулирую точнее и расскажу)
 
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
Цитата
я вам по-еврейски отвечу: а почему мы тут на русском общаемся?)))
Это не признак. :smt018
 
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
 
Цитата
Главная проблема в том, что каждый был вынужден выживать в нечеловеческих условиях депортации и у переживших ее критически обострилось чувство ?Я? (Я смог, Я выжил, Я вытерпел, МЕНЯ не сломали, Я лучший, Я самый лучший, Я лучший из лучших), а ранее присущее вашему народу чувство ?МЫ? ушло во столетний сон.
Евреев обращали в рабство (если судить по преданиям), преследовали и уничтожали на протяжении веков, но в итоге у них наоборот обострилось чувство "мы-наше"...думаю, депортации не имеют отношения к данной черте нашего народа. К тому же те, кто прошел через них, как раз и не страдали вышеописанными синдромами.
 
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
Цитата
преследовали и уничтожали на протяжении веков, но в итоге у них наоборот обострилось чувство "мы-наше"..
Мы пойдем другим путем [i:63ceaad285](В.Ленин)[/i:63ceaad285]:))
 
Цитата
Чувство "МЫ" ушло?
а было ли оно... ну по крайней мере...последние полтора века... я думаю...чувство "МЫ"...ушло намного раньше... а именно, в тот момент когда народ лишился права голоса...))а именно со времени присоедининения к Российской Империи... понмните как у Лермонтова... в поэме "Мцыри"... "Такой-то царь...в такой-то год... [b:7f0dac9367]Вручал[/b:7f0dac9367] России свой народ... и Божья благодать сошла... на Грузию.. она цвела... в тени своих садов... за гранью дружеских [b:7f0dac9367]штыков[/b:7f0dac9367]... не опасаяся врагов"... суть в том, что народ попал под воздействие более крупного и сильного народа... который взял на себя часть отвественности за судьбу малого народа... т.е. оградил от внешних опасностей... и т.п... казалось бы живи и радуйся...ан нет...в жизни так не бывает... если рассматривать народ как человека... то как только человек перестает бороться с окружающей средой... с проблемами и так далее...как только человек получает возможность жить только для себя... он моментально начинает расслабляться... те, которые продолжают развиваться...это единицы... то же самое на мой взгляд происходит с народом... когда карачаевцы и балкарцы...вступили в состав Российской Империи... они были ограждены от внешних ударов... они сложили с себя отвественность... дальше больше расслаблялись... понятие "МЫ" постепенно отступало на второй план... а на первом месте...все тверже и жестче укреплялось понятие "Я"... личная выгода... становилась важнее общественной выгоды... но огражденность от внешних ударов... и эта расслабленность нанесла свой урон... потому что... мы смотрели на государство с "восторженным и радостным челом"... и как раз по этому челу пришелся удар... выселение народа...неудивительно...что это имело такие последствия.... а в целом...касательно... ударов по генофонду и так далее... удары по генофонду начались намного раньше... чем выселение... вспомните... раскулачивания... репрессии... против интеллигенции... выселение последовало позже... и оно сыграло сплачивающую роль...но только на период выселения... и чуть-чуть после него... вернувшись к нормальной жизни... мы не избавились от страха перед государством... но относительно стабильная и достаточно беззаботная жизнь...опять нас расслабили... я лично...народ движущийся в едином порыве... наблюдал всего один раз... продолжалось это недолго... один день... но этот день...того стоил... вроде бы этот день должен был послужить уроком... но нет...не послужил.. вот так, на мой взгляд.... мы превратились в народ одиночек... другое дело, что мы еще не потеряли способность...объединяться перед лицом... общей опасности...и это радует...)))) но не дай Аллах причин для подобного объединения нашего народа....
 
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]... позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня... точно также может быть... отурчание... и т.п. в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
 
Цитата
я лично...народ движущийся в едином порыве... наблюдал всего один раз... продолжалось это недолго... один день... но этот день...того стоил...
это случаем не во время выборов было?)))))
 
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
 
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
Цитата
понятие "МЫ" постепенно отступало на второй план... а на первом месте...все тверже и жестче укреплялось понятие "Я"... личная выгода... становилась важнее общественной выгоды...
+1
Цитата
мы превратились в народ одиночек...
+1 Глубокие размышления на этот счет позволяют говорить о надежде на то, что пассионарные одиночки гордо поднимут знамя народа... Я уже это вижу
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам