- Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
- Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
- Иши джокъну, сыйы джокъ.
- Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
- Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
- Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
- Этни да ашады, бетни да ашады.
- Таш бла ургъанны, аш бла ур.
- Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
- Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
- Аш берме да, къаш бер.
- От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Джарлыны тону джаз битер.
- Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Ариу сёзде ауруу джокъ.
- Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
- Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
- Айыбны суу бла джууалмазса.
- Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
- Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Тынгылагъан тынгы бузар.
- Ата – билек, ана – джюрек!
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Ач къарынны, токъ билмез
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
- Сёз сёзню айтдырыр.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)