Войти на сайт
23 Июня  2018 года

 

  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.

 

Страницы: 1
RSS
Концерт Эрисиони в Кремле.
 
[b:24de3148bb]Винни-Пух и все-все-все или Эрисиони, Балкария, Кремлёвский, танцы и симпатичные грузинки от 180 см. и выше. [/b:24de3148bb] [b:24de3148bb]Предисловие.[/b:24de3148bb] Ничего не понимаю в исскустве. Вернее понимаю, но в меру своей испорченности. В танцах точно ничего не смыслю. Могу отличить кавказский танец от танца аборигенов Папуа Новой Гвинеи. Наверное. По костюмам. В шоу-бизнесе тоже ничего не смыслю. Поэтому все оценки - на уровне ?нравится ? не нравится? и сравнении похожих, на взгляд рядового обывателя, вещей и моментов. Однако, чтобы не быть голословным, всё будет подкреплено фактами и вещественными доказательствами в виде фотографий. За качество фотографий извиняться не буду, т.к. знаю ? оно хреновое. Но. 1. Мы имеем то, что имеем. 2. Если у вас есть лучше ? выкладывайте. 3. Все основные и описываемые моменты видны и даже кое-что ещё. Отсюда определим диспозицию и исходные данные: 1. Концерт ?Эрисиони. Легенды Грузии? или как там он назывался в ?Кремлёвском?. 2. Субьект, по большому счёту, не грамотный, не обременённый бытовой порядочностью, избытком совести, знанием этикета, правил поведения в общественных местах и высокой культурой, не разбирающийся в предмете, но наслышанный и стремящийся получить от концерта удовольствие и радость и чтобы всё было ?хорошо и красиво?. 3. Предыдущий опыт посещения подобных концертов и знакомства с кавказскими танцами ? концерт ?Балкарии? в ?Чайковского? и концерт памяти К.Кулиева в ?Кремлёвском?. [b:24de3148bb]Глава 1. На подступах к Кремлю. [/b:24de3148bb] Если вы хотите вовремя попасть на концерт в ?Кремлёвском?, который начинается в 19.00, то, по хорошему, надо в 18.30 быть у входа. Каким маршрутом придётся добираться до непосредственно входа предугадать невозможно. Конечно, их количество и протяжённость ? величина конечная, но играть в спортивное ориентирование за 10 минут до начала - это не халяль. Сие справедливо даже для карачаевцев и балкарцев. Охрана кремлёвского полка не в курсе национальных особенностей и времени и им, по большому счёту, наплевать. Пока вы пройдёте с другими зрителями (да-да, как ни странно, тут есть другие люди) по маршруту до магнитных решёток, пока от них пройдёте до зала, там гардероб, перекур и т.д. ? вот концерт и начался. Описывать сам концертный зал не буду, т.к. единственные его особенности: 1. Он большой. 2. Он чистый. 3. Он в Кремле. 4. Буфет на посл. этаже. Курилки, преймущественно, там же и у WC. За сим проходим в зал, рассаживаемся. Креслица не очень удобные, подстаканников под колу и поп-корн нет. Места для ног тоже не много. Это в партере. Кое как устроившись обращаем внимание на сцену. Можно приступать к следующией части ?марлезонского балета?. [b:24de3148bb]Глава 2. Действо. [/b:24de3148bb] В зале наступает полумрак и женщина на хорошем русском языке что-то говорит. Самое запоминающееся ? это то, что аудио-видео-фото съёмка запрещена. Ну ладно, запрещена так запрещена. Тогда аплодировать не будем. Расчехлив фотокамеру решаю не пользоваться вспышкой. До сцены метров 30-40, толку никакого всё равно. Да и лишнее внимание ни к чему. Занавес открывается и ансамбль выходит на сцену. Вернее не так. Сперва на сцену выходит свет. Нет, правильнее сказать СВЕТ. Точно так же, как, когда вы приглашаете девушку к себе домой для романтического свидания, правильный свет позволяет создать романтическую обстановку и грамотно подсветить нужное и затемнить ненужное, типа кучи мусора в углу и обшарпанной мебели. Романтика, трам-пам-пам. Впрочем, разговор не об этом. Свет выходит на сцену, создавая её. Наверху висит ?тарелка? с картинками. Картинки не просто так, а со смыслом. Они помогают раскрыть смысл и сюжет номера. Грузинское застолье для танца с бутылкой на голове, витязь типа Мцыри, мучающий кота-переростка, во время ?танца с кинжалами?, красивые пейзажи зелёных лугов в предгорьях в то время, когда звучит многоголосье сенокоса. Всё это создаёт посыл и настроение, с которыми потом воспринимаешь всё последующее действо. Показателен первый номер. Свет выводит артистов на сцену. Именно артистов. У каждого своё лицо, независимо от того, танцор это или певец. Они играют номера, все вместе и каждый в отдельности. Вот картинки старого Тбилиси. На экране-тарелке картина застолья Пиросмани (вроде бы), выходят пары-тройки, группы танцоров, как бы прогуливаясь по улице. Вот он - уездный город, многолюдный и пёстрый, где люди по отдельности и группами идут по своим делам или прогуливаются. Вот улица выводит к базару и картинки Пиросмани улетают из памяти и их место занимает ?Ханума?. В телеспектале также очень мягко, но сильно и ярко показана атмосфера старой Грузии. Ассоциация становится особенно яркой, когда выходят танцоры в картузах, шароварах и с платками. Такие, наверное, ходили по улицам и по базару, продавали всякую всячину типа вина, хачапури и т.д. Кажется ?духанщики?. В телеспектакле были их номера. ?За горой стоит гора, за горой течёт Кура, за курой шумит Базар, за базаром ? Алдабар. Бесконечный и беспечный, юный вечно Алдабар...?. Духанщики пляшут, играют с платками, один, особо резвый, ставит на свой картуз бутылку и, удерживая её на картузе, выделывает такое, шо это просто неописуемо. Ну и что, что потом другой танцор буквально откручивает её с картуза? Какая разница, ведь это весело и красиво. Шоу должно продолжаться и оно продолжается, жаль только, что фотосъёмка сильно отвлекает от происходящего. Номер заканчивается и Свет мягко затеняет уходящих артистов и, сменяясь, освещает выходящих, акцентируя внимание зрителя именно на них. Пауз между номерами нет, поэтому всё идёт на одном дыхании. Выходят ?старые волки? и в лучших традициях ?щаз спаю? взрывают зал силой, мощью и красотой своих голосов. Да, звук явно микрофонный. Но всё равно впечатляет. В голову приходят такие незнакомые слова как тембр и мелодия. Непривычные ощущения, интересно девки пляшут. Кстати, девки пляшут. Вернее девушки танцуют. Танцуют ярко и красиво. Полностью отыгрывая роли и развивая сюжет. Сюжет ? ещё одно непривычное слово. У каждого номера есть сюжет. Иногда его понимаешь, иногда нет, иногда понимаешь, что он есть, но в чём он не понимаешь. Вот на сцене идёт ?танец с саблями?, джигиты пытаются искромсать друг друга и то, как они это делают, вроде бы заставлет верить. Вот выбегает девушка с платком, легкими движениями обводит одну группу сражающихся, потом другую, финт, обманывает защитников, проходит в штрафную, выход один на один с вратарём! Гол!!! Т.е. Платок!!! Она бросает свой платок и битва прекращается по мановению её изящной ручки. Красивым и изящным движением продемонсрировав то, что остановило битву 40 мусчин, девушка замирает и зал любуется. И есть чем. Актёры исчезают во мраке сцены и вот перед глазами уже следующий номер. Шоу распланировано весьма грамотно. Номера, где задействованы все танцоры, сменяются выступлениями певцов, ?сольными выступлениями? или номерами, где весь ансамбль не выходит на сцену сразу. Вот отгремело сражение, в котором учавствовали все танцоры и на сцену выходят барабанщики. Дети-октябрята, размером с барабаны, которые они несут, радостно лупят в них ручонками и всячески демонстрируют задор и радость от происходящего. Похоже, что им на самом деле это нравится и зал в это верит. В это время за сценой ансамбль готовится к следующему номеру. Образы впечатываются в память, абрек с кинжалами в полёте над сценой, солидные мусчины, наполняющие пространство под сводом Кремлёвского богатством тембров и музыкальной гармонии. Кавказское застолье со своим исконным и неизменным порядком, где всё выверенно, разумно, спокойно и строго, но при этом богато, шумно, весело, красиво и ярко. Вот закончился ?шашлык на вертелах сабель? и ?дичь на блюдцах щитов?? и появились лебеди. В памяти опять всплывает ?Ханума?. ?Только я глаза закрою ? предо мною ты встаёшь, только я глаза открою ? белой лебедью плывёшь?. Лебеди, белые и чёрные, чинно, плавно и стройно выходят на сцену и начинают свой танец. Синхрон, с точки зрения дилетанта, потрясающий, строй ровный, фигуры сложные. Вращение линии, которая потом разбивается на две, из девушек и парней, которые начинают вращатся навстречу друг другу, не потеряв ни чёткость ни темп. Потом они объединяются в одну линию, которая опять разделяется на две линии. Линии расходятся в разные концы сцены и опять вращаются, синхронно и нереально одинаково. Потом эти две линии превращаются в четыре и опять... Ощущение нереральности происходящего формируют, опять таки, свет и звук, сливаясь в единую картину, которую, к сожалению, невозможно передать посредством фото и текста. Как бы банально не звучало, но это надо видеть. И так 2 часа на одном дыхании, прерываемые ненужным антрактом. Впрочем, артисты тоже люди и им нужно время на отдых. Зрители тоже люди, иногда. Когда ведут себя прилично. Некоторым просто необходим перерыв, для того чтобы ?выдохнуть? и немного придти в себя. В антракте начинаешь смотреть по сторонам. Грузинки, весьма симпатичные, на поверку говорят по русски без акцента. Интересно, они готовят хачапури с фаслью и зеленью?... Последний номер ? квинтесенция всего спектакля. Ансамбль выходит практически в полном составе и наполняет сцену перстротой костюмов, которые можно было увидеть в предыдущих номерах, многие танцевальные элементы также уже были увидены раньше. Но это не повтор фагментов, нет! Не смотря на использование костюмов и элементов других номеров ? это отдельный и уникальный номер. Как бы это правильно и понятно сформулировать... Так же, как человек, когда его спрашивают о каком-либо событии в его жизни, рассказывает о наиболее ярких и запомнившихся моментах в основной сюжетной канве этого события, точно также элементы предыдущих номеров, закреплённые сюжетом нового номера ? это тоже самое впечатление от всего спектакля, которое навсегда остаётся в памяти. Вот они, легенды Грузии, собранные воедино. ?Штирлиц помнил, что ?всегда запоминается последняя фраза?? или типа того. Точно также последний номер, весёлый и яркий, искрящийся весельем, многообразием и красотой костюмов, отточеностью и мастерством исполнения танца, после которого весь ансамбль, все артисты, певцы, танцоры и музыканты, вышли чтобы поблагодарить зрителя, завершил спектакль, шоу, финальным аккордом, по кавказски простым, но ярким и наполненным глубоким чувством и смыслом. Зал привествовал ансамбль стоя и ансамбль это заслужил. Вообще зритель был замечательный. Очень тактичный и отзывчивый. Как говориться, дай Бог всем такого зрителя. После концерта люди выходили нехотя, оглядываясь назад, пытаясь хоть на миг задержать ускользающее ощущение красивой сказки. Делились впечатлениями в холле и вестибюле гардероба. Делились ненавязчиво, доброжелательно и спокойно. Не было той атмосферы рынка, которая зачастую бывает там, где много кавказцев. Было время оглядеться вокруг и посмотреть было на что. И на кого. Девушки ростом от 180 см. и выше радовали глаз стройными фигурами и калоритной красотой, присущей лишь горянкам. Мысль о том, что хачапури, технически, те же хычины пронеслась и улетучилась, вытесненная настойчивым видением ?блинчега? в айране. Видимо не моё... [b:24de3148bb]Глава 3. Послевкусие, послечувствие и послемыслие. Частные и никому не навязываемые. Мои и ничьи более. Любые совпадения с аналогичными у других людей - случайны.[/b:24de3148bb] Ощущения после концерта были очень разные. Первое время главным ощущением было ?Мало!!!?. Время пронеслось очень быстро. Отчасти от того, что само действо было ярким, динамичным и насыщенным, отчасти от того, что большую часть концерта видел сквозь видоискатель фотокамеры. Хотелось ещё. Однако умом понимал, что хоть два часа, хоть четыре, всё равно пролетят в один миг. Потом появились эмоции. Разные. Начиная с робкого ?А чем мы хуже??, заканчиная утвердительным ?Ничем мы не хуже!!!?. Однако потом эмоции сменились мыслями. Человек склонен сравнивать и примерять всё на себя. Если нет специально поставленной задачи, то первое, с чем или с кем он сравнивает что-то или кого-то ? это он сам или что-то, что его. Машины, часы, одежда, дом, достаток, красота, рост, вес, ум, эрудиция. Не важно. Т.к. знакомство с концертными выступлениями коллективов кавказских национальных танцев ограничивалось всего тремя концертами, 2-мя Балкарии и вот этим, то Балкария, как объект для сравнения, появилась сама собой. Не могу дать проф. оценку мастерству танцоров, это прерогатива мастеров, таких, как, например, Марат Мирзоев. Но от собственных впечатлений не деться. Вспоминая и сравнивая танцы, мне кажется, что наши танцы, в исполнении Балкарии, они более интересные, технически сложные. У них более богатый рисунок, интересная стилистика и смысл. Это национальные танцы в чистом виде, передающие дух, культуру, мысли и чувства народа, которому они принадлежат. Уровень индивидуального мастерства тоже, как мне кажется, у танцоров Балкарии выше. Потому что не увидел я в танцах Эрисиони ничего такого, что впечатлило бы меня и произвело сильное впечатление, за исключением, разве что, танцев в исполнении девушек и группового танца с синхронным движением линий и вращением. Но есть у Эрисиони то, чего нет у нас. У них есть спектакль, шоу. Не просто набор хореографических номеров, а действо, с единой нитью, связующей все номера, стремящейся донести до зрителя мысль и посыл. Так же, как художественный фильм или спектакль, повествующие о человеческой судьбе, борьбе добра со злом, преодолении себя, своих пороков и слабостей, любви и радости, также и спектакль ?Легенды Грузии? повествует о всём многообразии, культурном богатстве и красоте, глубине неизведанного, людях и событиях этой страны, посредством танца, песни, музыки и света. Картина, каждый мазок которой не просто так, а цели и смысла для. Законченное творение. К слову, вечер памяти К.Кулиева в Кремлёвском был очень похож. Тот же посыл, смысловой стержень, мысль, которая была вдохновителем и движителем всего, что происходило на сцене. Впрочем, там были другие задачи и цели и Балкария, во многом, была лишь ?приятным наполнением?. Не важно. Важно другое. У наших танцоров уровень мастерства не ниже. Но у выступления ансамблей разные форматы. У Балкарии камерный, с примесью снобизма, мол ?посмотрите на нас, как надо и как вы никогда не сможете?. У Эрисиони ? шоу, ориентированное, прежде всего, на зрителя и, прежде всего, на неподготовленного. Полного профана, который раньше не имел представления о кавказских танцах. На это ориентированы и номера и костюмы. Они не заставляют задумываться о красоте рисунка танца, о техническом мастерстве отдельных исполнителей. Зритель попадает под обстрел света, музыки, красоты исполнителей и их костюмов, динамичного действия. И вот уже он заворожённо смотрит, стараясь не пропустить ни одного захватывающего момента, а эти моменты идут один за другим, практически не повторяясь. Без примера пояснить это очень сложно, но такой пример есть. Номера Балкарии ?Женщина купаетсяв реке? и ?Чёрный конь умирает на белом снегу? (надеюсь все понимают о чём говориться), показанные в прошлом году в Кремлёвском ? вот уровень Эрисиони и, возможно, даже выше. Потому что это номера со светом, звуком, сюжетом (на стихи К.Кулиева). Балкария сделала их, в этих номерах солисты показали высокий уровень мастерства, технического и художественного. Таких индивидуальных номеров у Эрисиони не было. Значит можем? Многоголосье. Это то, что присуще только грузинам. Но в Къарачае я слышал, как поют ?акапелло?. Почему мужской хор не может спеть акапелло что-то типа ?Къарачай-малкар таула, ой миик да ариула...?? Чисто технически может. Фактически ни разу не слышал. Так в чём же секрет? Сюжет? У нас не меньше интересных сюжетов и богатая история. Конечно, хоть нам и не сравниться в разнообразии с Грузией, но сюжетная канва для подобного танцевального спектакля должна быть. Я так думаю. Свет? Это, во многом, чисто технический вопрос. Вопрос техники, денег и кадров. Звук? То же самое, что и свет. Танцы? Мы можем не хуже. Да, наши девушки не танцуют так, как в Эрисиони (может и танцуют, просто я не видел), но у нас, хоть и похожие, но несколько другие танцы, технически и по рисунку не менее интересные, во многом более динамичные и насыщенные. Кастюмы-атураж? Опять таки, чисто технический вопрос. Наверное, как мне, как дилетанту, кажется, секрет в том, что Эрисиони ориентирована на международную концертную деятельность. В России и странах СНГ люди, к сожалению, не избалованы танцевально-музыкальными постановками мирового уровня, особенно национальными. На концерте Эрисиони было много грузин. Но других национальностей Кавказа было тоже очень много. Все они пришли посмотреть на ?кавказские? танцы. Их дефицит, в силу тех или иных причин. Поэтому в России и СНГ один из основных движитель людей на такие мероприятия ? патриотизм, желание приобщиться, пусть не к своей, но к близкой, той что совсем рядом, культуре. На мировом уровне стандарты совершенно другие. Там людям нужно шоу, цельное, со светом, звуком, действием. Они знают что это такое и за те деньги, которые платят, хотят получить максимум. Даже представители диаспоры, которым уже есть с чем сравнивать, идут не только из чувства патриотизма, но и чтобы посмотреть на яркое представление. И, возможно, в первую очередь за этим! Для них это как глоток Родины, её улыбка, после которой в душе рождается то тепло, которое будет греть душу во время тоски и невзгод. Поэтому они делают так, как делают. Выходит, что, чисто технически и в потенциале, наши танцевальные коллективы могут не хуже, а, возможно, и лучше. Надеюсь, что доживу до того дня, когда увижу танцевальный спектакль Балкарии и Эльбруса ?Ритмы пяти ущелий? или ?Сказки Эльбруса?. [b:24de3148bb]Послесловие.[/b:24de3148bb] Мысленно благодаря организаторов концерта и артистов за подаренные два часа радости, я шёл к выходу. Два часа. Как это, оказывается, мало. Отмеряя шагами брусчатку Кремля я думал, что обязательно вернусь сюда. Через год. Если сложится. И если политики сумеют найти общий язык. Когда говорят пушки, музы молчат. Обидно, что исскуство становится заложником политических неурядиц. На время Олимпийских Игр прекращались все войны. Надеюсь, два государства тоже смогут найти общий язык, хотя бы на время проведения концерта. Эгоистично так мыслить, но ничего не могу с собой поделать. [b:24de3148bb]Фотографии [/b:24de3148bb]тут
 
:smt001 :smt023
 
:smt041 :smt041 :smt041 :smt023 :smt023 :smt023 P/S. Как будто я опять там очутилась....так "живо" написано..сау бол :smt127
 
:smt023 молодец! оч. ярко... подробно все описал, а фото :smt023 колоссальный труд)) я так поняла грузинские танцы более душевны артистичней или скорей всего ярче, костюмы оч. интересные)) кстати именно грузины у меня ассоциируются с душою гор)))
 
Если судить по реакции зала на танцы, то аджарцы - самые эмоциональные из грузин)))) [b:67035a4115]Arturjan[/b:67035a4115], действительно, очень приятное эссе, спасибо!
 
[b:d46b204e3d]Arturjan[/b:d46b204e3d], редко йасиливаю такие тексты, но йэтот прочитала с удовольствием))))))))))) :smt023
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам