Войти на сайт
29 Марта  2024 года

 

  • Эл ауузу – элия.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Тели турса – той бузар.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Воспроизводство традиционного общества или развитие?
 
Эту тему меня заставили открыть "вечные" вопросы: отношения между мужчинами и женщинами, проблема отцов и детей, включающая в себя взаимоотношения между свекровью и невесткой, тещей и зятем и т.д., актуальнейшая тема о молодежной одежде и т.д. и т.п. Все подобные темы вырастают вокруг главного вопроса, на мой взгляд: следует ли воспроизводить из поколения в поколение традиционное общество, закрыться от негативного влияния окружающего мира и таким образом, одной стороны, сохранить традиции, с другой неминуемо прийти к ослаблению народа или все-таки признать необходимость всестороннего развития, при котором неизбежны потери среди старых традиций, появление новых?
 
хочется послушать серьезные аргументированные мнения... :smt006
 
Цитата
хочется послушать серьезные аргументированные мнения...
Жанн, сразу отбила желание поприкалываццо)))))))
 
Читайте мою подпись :smt003
 
Какие конкретно нормы адетов развитию конкретно чего мешают? И что такое развитие народа?
 
[b:70d0e5063b]Фортуна Фиделя[/b:70d0e5063b],
Цитата
Жанн, сразу отбила желание поприкалываццо)))))))
когда перевалим на следующую страничку второго поста не будет видно
Цитата
:smt002 [b:70d0e5063b]Azamat_SPb[/b:70d0e5063b], [quote:70d0e5063b]Какие конкретно нормы адетов развитию конкретно чего мешают? И что такое развитие народа?
вечером отвечу :smt001
 
хех)) Закрыться от общества при всем желании не получится))) на счет традиций... и обычаев) они и так теряются... мое мнение: нужно научиться жить и творить, не забывая, что мы часть маленького) но гордого народа) и пытаться сохранить, хотя бы часть того, что нам перешло от предыдущих поколений, чтобы было что передать последующим))) з.ы.) незнаю) верно или нет написала)
 
Цитата
следует ли воспроизводить из поколения в поколение традиционное общество, закрыться от негативного влияния окружающего мира
а возможно ли это? Вернее,я понимаю,что это возможно в определенных условиях. Например, в какой-нибудь Верхней Теберде, где желающий сохранить "традиционную семью" не намерен покидать родные пенаты, закончил среднюю школу, Карпед, продает капусту и шерстяные платочки в сезон и живет на заработанные средства до следующего сезона. Жена рожает, периодически работает учительницей в той же средней школе или медсестрой в поселковой поликлинике. А ЕСЛИ ВДРУГ пришлось попасть в иные жизненные условия...сможет ли эта семья приспособиццо к существующим реалиям, где помимо свадеб и похорон существуют еще и улицы, дороги, правоохранительные органы, чиновники, политические, финансовые игры, предательства, подставы, капканы, мошенники, другие преступники и много-много всего НЕПОНЯТНОГО и НЕПРИЕМЛЕМОГО? Чтобы не возвращаццо к грустым реальным событиям...приведу литературный пример....Очень люблю роман Халимат Байрамуковой "14 лет"....В нем показательно отражено , как то самое традиционное общество бросают в костер, как люди выживают, с каким трудом они сохраняют лицо. Герои романа-сильные, благородные личности, им удалось зажить новой жизнью, не изменяя себе, хоть и дорогой ценой. Это испытание длилось 14 лет. Одни сломались, другие стали еще сильнее. А если бы это испытание длилось дольше? Ведь условия диктует именно ВРЕМЯ. Оно нам указывает, какими мы должны быть, чтобы выживать в этом мире. Конечто же, здесь можно было бы поговорить и о пространстве)))) но це слишком долго и нудно)))) Опять же, здесь можно повернуцца к другой истории... посмотрим как образовались США. Кто и каким образом получал (добывал) земли, золото и прочие ценности...чем люди поступались и на что шли, чтобы выжить. А ведь это были переселенцы из [b:60faed6daf]традиционной[/b:60faed6daf] Европы. Просто Новая земля, Новое время, Новые условия. Человек многое себе может подчинить, но не объективную реальность.
Цитата
с другой неминуемо прийти к ослаблению народа или все-таки признать необходимость всестороннего развития, при котором неизбежны потери среди старых традиций, появление новых?
само словосочетание "необходимость всестороннего развития" словно вынуждает дать единственный ответ "ДА!!!" Если народ ослабляется-значит так надо, значит-это естественно. Лет сто назад никот не говорил о космополитизме, ну разве что в рамках философии стоицизма, поддерживая идеи Диогена, а сейчас уже откровенно заметно, что все безвозвратно "перемешалось"....и не такие маленькие и самобытные культуры как наши пропадали....сколько племен индейских исчезло? Хотя у них были и офигенные традиции, обычаи и прочие необходимые заморочки. Иль сейчас калмыки ассимилируются, ослабляются, теряют традиции, забывают обычаи, хотя их сильно поддерживает буддистское духовенство...но вряд ли надолго их хватит...опять -таки...это ЕСТЕССТВЕННО! млин, многабукф накатила (вот чем страдает человек, который не хочет готовить правовую экспертизу договора))))))))))))))))). Мой блиц-ответ: я за "необходимость всестороннего развития" и естесственное приспособление к новым жизненным условиям, максимально сохраняя в себе, в своем окружении возможные, жизнеспособные и жизнестойкие нравственные, моральные и духовные начала и не держацца бессмысленно за то, что рано или поздно может исчезнуть или ослабиццо (ну разве что, кайфы продлить)))). :smt001
 
Согласна с фортуной.Всестороннее развитие-почему бы и нет-в сфере образования,увеличение количества специалистов,развитие кругозора,а также появление интернета,новых технологии,автомобили,велосипеды.Кто же сказал,что при этом необходимо забыть "закон гор"?Что мешает девушке(или молодому человеку)уважать старших,скромно одеваться,поддерживать родственные связи,не сквернословить?Такие явления,как прелюбодеяние,нечистоплотность,неуважение по отношению к старшим имели место на протяжении всей истории не только нашего,всех народов!Но это только нарушение , собственно правил никто не отменял. Идти в ногу со временем вовсе не означает забыть родной язык,и разговаривать на том,который сейчас в моде.
 
Цитата
Какие конкретно нормы адетов развитию конкретно чего мешают? И что такое развитие народа?
Первый вопрос оставлю без ответа, поскольку я его не ставила. По поводу второго. Развитие народа понимаю как процесс необходимый. Избегая излишней терминологизации, я определяю развитие народа как постоянное движение вперед, постоянное изменение в меняющихся реалиях мира, в котором мы живем. При этом отбор необходимых изменений должен быть качественным и осознанным и не вредить основам нашего национального бытия-жития. От того, насколько прогнозируемо , контролируеом и корректируемо в случае необходимости народом свое развитие зависит крайне важный вопрос: растворится ли народ среди более сильных или сам станет сильнее. При этом потери неизбежны. Но будут ли они минимальны или губительны для этноса, зависит от каждого конкретного поколения. Те, кого пугают изменения, предлагают отгородиться от остального мира. По моему мнению, какова будет при этом ширма - идея о национальной исключительности или религия - даже не суть важно, потому что это по-любому утопия. Даже если представить себе, что все оставят нас в покое, исход будет неизбежен. Но если принять развитие как необходимость, возникают вопросы: нужно ли его контролировать? Возможно ли это? Кто должен это делать? Каким способом? Трудные вопросы, не так ли? Так может, все-таки отгородиться от мира? :smt002 Или махнуть рукой, предоставить колесу развития нашего народа крутить куда пожелает?
 
[b:d100262987]Фортуна Фиделя[/b:d100262987], спасибо, Форти, за
Цитата
многабукв
:smt006 Но, сдается мне, еще не все сказано :smt002
Цитата
"необходимость всестороннего развития" и естесственное приспособление к новым жизненным условиям, максимально сохраняя в себе, в своем окружении возможные, жизнеспособные и жизнестойкие нравственные, моральные и духовные начала и не держацца бессмысленно за то, что рано или поздно может исчезнуть или ослабиццо (ну разве что, кайфы продлить)))).
Необходима конкретизация, как приспосабливаться, как сохранить и за что именно не держаться? :smt002
 
[b:69886e68d3]A m i n a[/b:69886e68d3],
Цитата
Кто же сказал,что при этом необходимо забыть "закон гор"?Что мешает девушке(или молодому человеку)уважать старших,скромно одеваться,поддерживать родственные связи,не сквернословить?Такие явления,как прелюбодеяние,нечистоплотность,неуважение по отношению к старшим имели место на протяжении всей истории не только нашего,всех народов!Но это только нарушение , собственно правил никто не отменял. Идти в ногу со временем вовсе не означает забыть родной язык,и разговаривать на том,который сейчас в моде.
Аминочка, все вроде бы правильно... но оторвано от жизни :smt002 видя в Нальчике массовость в описанных тобой негативных моментах жизни нашего общества как-то начинаешь сомневаться, что есть нарушение, а что стало правилом :smt017
 
:smt006
 
у меня в последнее время совершенно анархичное настроение что-то)) А что такого будет, если даже карачаево-балкарцы исчезнут? Жизнь не остановится ведь: наша кровь будет продолжать течь в чьих-то жилах, останутся история, этнография, наша топономика...пущай все это будут изучать наши потомки, копаться-рыться и удивляться, как мы щас это делаем в отношении аланов, кипчаков, хазаров, гуннов, булгаров и т.д... Так даже грустно-романтично звучит)) Может написать какой-нибудь фантастические очерк на эту тему: если он сохранится, уверена, мое имя прославится лет эдак через 800-900...))))))
 
[b:c3ee24e4a4]inessa[/b:c3ee24e4a4],
Цитата
Может написать какой-нибудь фантастические очерк на эту тему: если он сохранится, уверена, мое имя прославится лет эдак через 800-900...))))))
для этого надо будет выбить этот очерк... на камнях...)))))
 
[b:170cd1fd59]аааа[/b:170cd1fd59],
Цитата
для этого надо будет выбить этот очерк... на камнях...))))
но я не умею долбить по камням)))) если поможешь, обещаю твои фам+имя указать в соавторстве...))))))))
 
[b:3795845d0d]inessa[/b:3795845d0d],
Цитата
если поможешь, обещаю твои фам+имя указать в соавторстве...))))))))
это то самое нескромное вознаграждение?))))) я согласен...))правда я тоже не мастак...))))но после десятка камней...и сотни зубил...если ты еще мысль не потеряешь...думаю сориентируемся...)))) все ушел..не флужу...
 
Цитата
Первый вопрос оставлю без ответа, поскольку я его не ставила.
Противопоставляется традиционное общество и развитие, а вопрос о нормах этого общества не ставится, которые делают традиционное общество традиционным, которое вроде бы мешает развитию..))) тогда не пойму что чему мешает..))
 
[b:f7b59e6c63]Azamat_SPb[/b:f7b59e6c63],
Цитата
Противопоставляется традиционное общество и развитие, а вопрос о нормах этого общества не ставится, которые делают традиционное общество традиционным, которое вроде бы мешает развитию..))) тогда не пойму что чему мешает..))[/code]
вот в чем дело :smt001 Мы говорим немного о разном. В многочисленных темах, разговорах по сохранению традиций, неоднократно высказывались мысли о том, что телевидение, интернет, влияние западной, восточной, славянской культур имеет чаще негативное, чем позитивное влияние на сохранение наших традиций. Я не противопоставляю традиционное общество и его развитие :smt002 Я противопоставляю [b:f7b59e6c63]воспроизводство готового паттерна[/b:f7b59e6c63] (одного и того же уклада жизни, игнорирование развитие научного технического прогресса, инокультурных достижений и т.д.) и [b:f7b59e6c63]постоянное изменение общества[/b:f7b59e6c63]. Например, образование женщин во времена наших бабушек и даже мам считалось, мягко говоря, излишним. Сейчас это норма для нашего общества... существует при этом мнение (не только среди мужчин, но и женщин старшего поколения), что образованность привела к эмансипации. Примеров еще можно привести множество, одежда - тоже один из них. Я сама - нарушение традиций. Поскольку живу в Москве одна. Мой отец и брат не со мной, а дома, в Нальчике. Мне полагалось бы остаться дома и жить на шее у родителей, получая нищенскую зарплату в университете (брать взятки я не научилась). Я сделала другой выбор, кстати говоря, очень трудный. Возможно, неправильный. Азамат, надеюсь, теперь подобрала правильные слова, чтобы объяснить суть темы :smt006
 
Цитата
[b] [quote:62a1e61ec2] Аминочка, все вроде бы правильно... но оторвано от жизни :smt002
Далил,что же мешает людям сделать это реальностью,если каждый,кто желает сохранить народ( а значит сохранить и себя) будет следовать религиозным,или просто традиционным нормам?
Цитата
видя в Нальчике массовость в описанных тобой негативных моментах жизни нашего общества как-то начинаешь сомневаться, что есть нарушение, а что стало правилом :smt017
Не понимаю выражения стариков:"В наше время все было лучше".Это просто тогда они были молодыми,а правила всегда одни и те же.Если говорить про пример,который ты привела из личной жизни-если и живешь одна в Москве,у тебя есть телефон:) для общения с родными,ты получила образование,можешь зарабатывать на жизнь не позоря при этом себя и близких(чего не могли наши предки,т.к.одинокая женщина подвергалась опасности),напротив,у них есть повод гордиться тобой(а также и у народа,представителем которого являешься).А ведь это не значит,что ты позволяешь нашей нации вымирать,напротив,ты укрепляешь ее!:):):):):)
 
лет через 50 не то что мелких народностей - наций и даже стран не будет. С введением Нового Мирового Порядка глобалистами Единое Правительство запретит право на нац самоопределение. Смешаются этносы, нации, расы. В наши тела будут имплантированы идентификационные чипы, институт брака будет устранен, физические деньги упразднены, гражданское оружие под запретом, и проч... ...и все мы будем безголосыми рабами. :smt011 :smt012 :smt010 :smt128 :smt128 :smt128
 
[b:73b549e54f]Obi-Wan Kenobi[/b:73b549e54f], антиутопий начиталсО на ночь? :smt129
 
смейся пока можешь! о , неверущая! :smt001 (единственно что утешает, к тому времени мы уже бум глубоким стариками - так что нам будет , в принципе, все равно...)
 
[b:b1c67f975d]Obi-Wan Kenobi[/b:b1c67f975d], ну точно начитался всякой ереси))))))))))) :smt005
 
[b:092dcd4399]Dalila[/b:092dcd4399], Махатма Ганди кажется сказал.. "Я хочу, чтобы на меня дул ветер других культур, но не хочу, чтобы он сбил меня с ног"))
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам