Войти на сайт
18 Апреля  2024 года

 

  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Уруну арты – къуру.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Эл ауузу – элия.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.

 

Страницы: 1
RSS
МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ. Запись ?1.
 
( источник: liveinternet.ru/EVREN-1) Друзья! Решил, вкратце, представить книги, представляющие нашу культуру за рубежом. За шероховатостЬ перевода, прошу прощения. С уважением ФАЙ. ////////////////////// Из книги SOFİ TRAM-SEMEN "NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" . Издательство "KAYNAK", Стамбул. 2008. ПЕРЕВОДЧИКИ: АРАС СЁЗЮЕР (ARAS SÖZÜER) МАРИАМ УЛЬБАШЕВА-СЕМЕНОВА (MARİAM ULBAŞEVA-SEMENOVA) МЕЛЕХАТ ЯЙЛА (MELEHAT YAYLA) [b:9bb3d9628b]ВВОДНОЕ СЛОВО:[/b:9bb3d9628b] Это исследование писателя переворачивает все, что знали теологи о ТЕНГРИАНСКОЙ РЕЛИГИИ. МИФОЛОГИЯ Гунн-Нартов КАРАЧАЕВЦЕВ, удивительное произведение ТЮРКСКОЙ старины, поражающее глубиной философского осмысления вечности и бесконечности, соединением всего сущего с СОЗДАТЕЛЕМ, через ТОТУР(энергия), определением позиции и значения ЧЕЛОВЕКА, как МОСТА между СОЗДАТЕЛЕМ и ВСЕМИ ДРУГИМИ, СОЗДАННЫМИ им, оптимистичным отношением к тайне рождения и смерти и образом невидимого, безадресного, энергетического ТЕНГРИ, что является ярким показателем широты горизонтов этого народа, в области морально-нравственных и эстетических изысканий. Если учесть, что эта МИФОЛОГИЯ была создана ХУННАМИ (ГУННАМИ-ТЮРКАМИ) еще до новой эры, нельзя не удивиться продвинутости развития этого народа, который, для сохранения своих исторических и литературных памятников изобрёл удивительный способ УСТНОГО АРХИВА, в виде песен-сказаний, с оригинальной мелодией, в которых дошла до нашего времени большая часть славной истории ТЮРКОВ, внесших свой вклад в историю народов мира многими своими достижениями, как ОТКРЫТИЕ СИБИРИ (1200г.д.н.э.) и УБЫСТРЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЕВРОПЫ, выведя её из БРОНЗЫ в ЖЕЛЕЗНУЮ ЭРУ. Исследование именно этих устных произведений о ТЕНГРИ (ТЕЙРИ) сегодня сделало возможным узнать ТЕНГРИЯНСКУЮ МИФОЛОГИЮ, которая приковывает к себе внимание своим абсолютным совершенством, как в структуре, так и в трактовке взаимосвязи СОЗДАТЕЛЯ, ЧЕЛОВЕКА и всего СОТВОРЕННОГО. ПЕРЕВОДЧИК АРАС СЁЗЮЕР [b:9bb3d9628b]ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА "КАЙНАК[/b:9bb3d9628b]". "В этой работе, писатель связывает малоизвестность НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ с хуннской традицией, так называемого УСТНОГО АРХИВА, когда исторические и фольклорные сведения передавались из поколения в поколение методом ПЕСЕН-ЛЕГЕН, ПЕСЕН-СКАЗАНИЙ и.т.д., которые, таким образом оставались замкнуты в языковом, культурном пространстве народа. НАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, со стройной системой иерархии божеств, исследованием связей между всем созданным и создателем, чистотой эстетических, этических и морально-нравственных основ, с оригинальным утверждением энергии(тотур), как основы зарождения сущего, утверждение единого бога ТЕНГРИ, как источника тотур (энергии), а также мысль о триединстве каждого сотворенного, является плодом творческого ума далеко не рядового народа. Эта книга исследует МИФОЛОГИЮ, ТЮРКОВ-ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ и дает исчерпывающую интерпретацию тенгриянской иерархии, связям между создателем и созданным, морально-нравственным поискам народа, многопластовости осмысления мира древними тюрками и рассматривает нравственный облик ГУННО-КАРАЧАЕВЦЕВ, через призму его богатейшего народного творчества, частью которого является и МИФОЛОГИЯ НАРТОВ." [b:9bb3d9628b]ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА СОФИ ТРАМ-СЕМЕН[/b:9bb3d9628b] Наверное не будет странным, если сказать, что самым привлекательным звеном фольклорной культуры каждого народа, является МИФОЛОГИЯ, поскольку она всегда является показателем того, как ЧЕЛОВЕК отрывается мыслью от окружающей (ближней, видимой) природы и устремляется в невидимый мир, что говорит о вхождении народа-создателя, в новую ступень развития, где основой для мысли начинают служить такие возбудители, как ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, ЗЕМЛЯ и НЕБО, ВСЕЛЕННАЯ и БЕСКОНЕЧНОСТЬ и др., что доказывает многосложное отношение народа к непознанному миру. Если внимательно изучить мифологическое творчество, можно вывести определяющие черты любого сообщества, в зависимости от направления мысли в сторону духовности или материальности, благородства или жестокости, жертвенности или всеподавления, а также ориентиров эстетических, этических, морально-нравственных, которые непременно оседают в традициях и нравах каждого народа-создателя. Первобытные идолы и языческие верования были почти у всех древних народов, но у ХУННОВ, на рубеже 3-1 тысячелетия .д.н.э., каким-то образом, в совершенный отрыв от культуры окружающих народов, все древние верования сливаются в одно, чтобы подчиниться ТОТУР-ТЕНГРИ (ТЕНГРИ-ДЫХАНИЕ, ЭНЕРГИЯ). А приход к мысли об единобожии, свидетельствует о длительной истории и духовном развитии каждого народа. Во внутренней Азии, это первенство принадлежит ХУННАМ-ТЮРКАМ, что не может не вызвать гордости у их потомков. МИФОЛОГИЯ ХУНН-НАРТОВ выводит на арену ТЕНГРИ, который является просто ТОТУР(дыханием, энергией), что питает собой все сотворенное во вселенной, что является авангардной для своего времени, разрушив влияние пугающих, наказывающих, а тем самым лишающих человека личного мужества, религиозных верований. ТЕНГРИЯНСТВО-религия общения с творцом, через ТОТУР(энергия, дыхание), которая "продолжается до тех пор, пока сотворенный следует неукоснительным постулатам создателя, а именно ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОЖИТЕЛЬСТВА ВСЕХ РАЗНОСТЕЙ, ПРИЗНАНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ВСЕГО СУЩЕГО, ПРИЗНАНИЕ ВСЕГО СОЗДАННОГО-НЕРАЗРЫВНОЙ ЦЕПЬЮ ТОТУР(дыхания, энергии) и ПРИЗНАНИЕ НЕЗЫБЛЕМЫМ СТОЛКНОВЕНИЯ РАЗНОСТЕЙ, чтобы сохранить и приумножить ТОТУР ТЕНГРИ, где главенствующим выступает КУЛЬТ УМА И ДУХОВНОСТИ перед СИЛОЙ ЗЛОТВОРЕНИЯ. И то, что ТЕНГРИ и полубоги ТЕЙРИ не имеют определенного лица, провозглашается их присутствие в каждом дыхании, говорит о продвинутости мысли и духовности, когда материальное отодвинулось на второй план, став средством поддержания ТЁНГЕК (тело), а духовные поиски стали уделом "дороги к ТЕНГРИ". Когда сравнивается МИФОЛОГИЯ НАРТОВ с другими известными мифологиями, возникает два образа миропонимания: *в одном (например, Греческая мифология) БОГИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЛИКЕ и ПОДВЕРЖЕНЫ ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СТРАСТЯМ, как любовь, ненависть, зависть, нетерпимость и.т.д. И эти признаки указывают на то, что народ-создатель все еще МЫСЛЕННО не прорвал "скорлупу" ВИДИМОГО МИРА. *а в другом случае (например, Нартская мифология), наблюдается прорыв МЫСЛИ из замкнутости ВИДИМОГО МИРА, с многосложным процессом осмысления тайн ВСЕЛЕННОЙ и ЗАРОЖДЕНИЯ СУЩЕГО. В первом случае, человеческий облик и страсти Богов говорят о приземленности мысли и ценности МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ, а во втором случае видны признаки продвинутой мысли, протягивающейся до ВЕЧНЫХ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ И СОТВОРЕНИЯ, с акцентом на ценность ДУХОВНОГО БЫТИЯ. Таким образом можно утверждать, что между сравниваемыми мифологиями - огромный эволюционный промежуток, где первая-указывает на МОЛОДОСТЬ СОЗДАТЕЛЯ-НАРОДА, а вторая - носит все признаки ЗРЕЛОСТИ древнего народа, прошедшего все ступени религиозной культуры от ИДОЛОВ до ТОТУР-ТЕНГРИ, образ которого является загадкой для исследователей фольклора, поскольку непостижимы пути, приведшие ХУННОВ к такой простой и одновременно гениальной мысли о БОГЕ-ЭНЕРГИИ (тотур). Как видно, в первом случае, духовные поиски и становление духовного облика народа базируется на видимом, знаемом, уже познанном пространстве, где мысль имеет тенденцию к расширению, исходя из знакомого окружения и протягивается с ЗЕМЛИ на НЕБО и в непознанное пространство, а во втором случае исследователь сталкивается, с уже напомненной уникальностью нартской мифологии, как эволюция мысли, исходящей из ТОТУР-ТЕНГРИ, то есть, с НЕБА на ЗЕМЛЮ. Таким образом, в первом случае народ-создатель держит фундаментом духовного развития- МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР и УСТАНАВЛИВАЕТ СВОИ духовные ПРИОРИТЕТЫ, исходя из материальной основы, а во втором случае, видится ценность ТОТУР (ДЫХАНИЕ ТЕНГРИ), который совершенно обесценивает все материальное и выдвигает на первый план ТЕНГРИЯНСКУЮ ДУХОВНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕНГРИ. Может быть, ответ на открытый вопрос о храбром хуннском характере, лежит именно в этой просветленной вере, которую теологическая наука обходила и продолжает обходить. Но думаю, что не из-за злого умысла, просто в головах наших профессоров-теологов, тоже, отложилась царская "история", где "ТЮРКИ" были "варварами, а потому и не посчитали нужным исследовать удивительный мир ТЮРКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, которое поражает авангардностью мысли, несвойственной своему времени, имеющую актуальность и в наши дни. К сожалению, система изучения истории, основываясь только на археологических данных, является крайне однобокой. Исследование истории этносов, должна включать в себя, как основополагающее и исследование произведений устного народного творчества, где сохранены глубокие знания по этапам эволюции данного этноса. А ТЮРКИ это тот народ, в культуре которого закодированы сведения, которые могут пролить свет на оставшуюся в тени историю сосуществования древних народов Евразии. МИФОЛОГИЯ ГУНН-НАРТОВ, КАРАЧАЕВЦЕВ является еще одним доказательством уникальности ТЮРКОВ-ХУННОВ и ни один народ в мире не может похвастать лучшими достижениями, чем ХУННЫ, потомки ЖУН, ДИ, СЕР и СЕРОВ. В нынешнем КАРАЧАЕ имеется и алано-сарматский этнический субстрат, что случилось после побратания АЛАНО-САРМАТ с победившими их ХУННАМИ(ГУННАМИ) и образования на Кавказе ЕДИНСТВА КАВКАЗСКИХ (СКИФСКИХ) НАРОДОВ, В НАЧАЛЕ 3в.н.э. И таким образом, ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА, как более совершенная, стала доминирующей, вобрав в себя и элементы культур местных народных кланов (скифов, кимр, алано-сармат, ашин и др.), видимо поэтому имеет место присваиваемость другими народами произведений ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, например, как героический эпос НАРТИАДА, ПОЭМА "БИЙНЁГЕР", НАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, НАРТСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, НАРТ СЁЗЛЕ, ДЖУЛДУЗЛАМА, АЙТЫУЛА, ЭЖИУЛЕ, ОРАЙДАЛА, ДЖЫРЛА, КЮУЛЕ, САРЫНЛА, ИЙНАРЛА, ЧАМЛА, ПЫРХ-ЧЫРХЛА, ОЙДАМАЙЛА, БОЛМАЗЛА (ПАЛАВРАЛА) и.т.д. Надо полагать, что культуры, слившиеся в глубине тысячелетий, стали синтезом культур КАВКАЗА (Скифии), создав единую кавказскую культуру, таким образом, став общей, в проявлении самобытного культурного облика каждого кавказского народа. Иключение могут составить только Адыги(Кабардинцы, Черкесы), которые пришли в Северо-Восточную Скифию в конце 15в.н.э., но и они уже стали частью роскошной ТЮРКО-СКИФСКОЙ кавкаказской культуры. Пользуясь случаем хочу поблагодарить переводчиков, граждан ТУРЦИИ, АРАСА СЁЗЮЕР (ARAS SÖZÜER), ХАЙРИЕ ГЁЗАР )HAYRİYE GÖZAR), МЕЛЕХАТ ЯЙЛА (MELEHAT YAYLA), ЭМИНЕ АЛБАЙ (EMİNE ALBAY), ШЕРИФЕ ЙЫЛМАЗ (ŞERİFE YILMAZ), МЕХМЕТ КААН КОЧАЛИ (MEHMET KAAN KOÇALİ), НАДИРЕ КИБАРОГЛУ (NADİRE KİBAROGLU), ДЖУНЕЙТ ДИЛЕР (CUNEYT DİLER), ДИЛЕК ГЮНЮЛТАШ (DİLEK GÜNÜLTAŞ), а также карачаевцев, которые сохранили и передали сведения по МИФОЛОГИИ НАРТОВ и НАРТ СЁЗЛЕ. С благодарностью привожу их имена: *МАРАТ КОБАНОВ-Бургас, Болгария. ХАМИД БОТАШ- США, Патерсон Нью-Йорк. *АМИНАТ АКАЕВА-Россия, КБР, Нальчик. *АЙСАРА СЕМЕНОВА-Россия, с.Кобу-Баши, Зеленчукского р-на КЧР. *ФАТМА ТАМБИЙ-США. Ричвуд. *ЯХЬЯ БИЧАКЪСЫЗ-США, Патерсон. *БАТДИН БОЮНСУЗОВ-Россия, КЧР, с.Кобу-Башы. *АЛЛА ОТАРОВА-Россия,КЧР,с. ДЖАГА. *АХМАТ БАЧИЕВ-Россия, КБР, г.Нальчик. *ЗУБАЙДА ЭЛЕКУЕВА-Россия,КЧР, г. КАРАЧАЕВСК. *ХАЛЮК ЭССЕН-Турция, г. Эскишехир. *ЛАРИСА БОГАТЫРЕВА-Россия, КЧР, Уруп. *ШАХАРБИЙ АЛИЕВ-Россия, КЧР,г.Черкесск. *АЛАШ МАМАЕВА-Россия,КБР, Терскол. *МАНАФ БАЙЧЕККУЕВ-Россия, КБР, Азау. *ТАМЕРЛАН ХУБИЕВ-Россия, КЧР, Доммай. *АЙТЕН БАХЧИВАН-Турция, Тракия. *СУЛЕЙМАН-КАРЧА АЛТЫНДЖАБА-Турция, Анкара. *ШАДИЕ БОРАН-Турция, Ерьяман. *ШЕМСИ КУРШУН-Турция, Анкара. *ЭРТАН ЭРСОЙТурция, Анкара. *ХАРУН АЛТЫНТАШ-Россия, КБР, Яникой. И ДР. [b:9bb3d9628b]ГЛАВА ПЕРВАЯ.[/b:9bb3d9628b] [b:9bb3d9628b]ТЕНГРИ /ТЕЙРИ/.[/b:9bb3d9628b] [b:9bb3d9628b]ТЕНГРИ [/b:9bb3d9628b]- создатель всего сущего. [b:9bb3d9628b]ТЕЙРИ[/b:9bb3d9628b]- полубог, божество ЗЕМЛИ. [b:9bb3d9628b]КЮН ТЕЙРИ[/b:9bb3d9628b] - полубог, божество СОЛНЦА. [b:9bb3d9628b]ЭЛИЯ [/b:9bb3d9628b]- богиня осадков и молний. [b:9bb3d9628b]ГОРИЙ (УСКУБРИЙ)[/b:9bb3d9628b] - полубог, божество ВЕТРА. [b:9bb3d9628b]ДЕБЕТ[/b:9bb3d9628b] - полубог, божество, давшее нартам металлы и способы обработки их. [b:9bb3d9628b]СУР [/b:9bb3d9628b]- помощник Дебета. Плавитель железа. [b:9bb3d9628b]КЪУТ [/b:9bb3d9628b]- помощник Дебета, божество войны и побед. [b:9bb3d9628b]АЙМУШ[/b:9bb3d9628b] - полубог, защитник домашних животных. [b:9bb3d9628b]ТЕЙРИ-ЁГЮЗ[/b:9bb3d9628b] - священный бык, приравненный к Тейри Земли, держащий на рогах Землю. [b:9bb3d9628b]ЭРИРЕЙ [/b:9bb3d9628b]- полубог, отвественный за состояние растительного мира. [b:9bb3d9628b]АПСАТЫ[/b:9bb3d9628b] - полубог, божество охоты и диких животных. [b:9bb3d9628b]УЛАЙ[/b:9bb3d9628b] (Юч аяклы марал)("Треногая Лань") - неземная женщина, пришелица из мира бессмертия, подарившая НАРТАМ закваску ДЖУУРТ ( уогурт). [b:9bb3d9628b]СУ АНА (СУ АНАСЫ)[/b:9bb3d9628b] - богиня вод. [b:9bb3d9628b]СУ ЁРЕ [/b:9bb3d9628b]- подручный богини вод. [b:9bb3d9628b]ДЖЕЛИМАУЗ[/b:9bb3d9628b] - чудовище, глотающее луну, солнце и звезды. [b:9bb3d9628b]ДОЛАЙ [/b:9bb3d9628b]- полобог, отвественный за питание человека. [b:9bb3d9628b]АГЪАЧ КИШИ[/b:9bb3d9628b] - божество лесов и дикой природы. [b:9bb3d9628b]ДЖЕР ИЕ [/b:9bb3d9628b]- полубог, хранитель всего на Земле. [b:9bb3d9628b]ЧАЧЛЫ [/b:9bb3d9628b]- невидимая энергетическая женщина, приходящая в мир людей, раскрывая "занавесы" нашего зрения, слуха и др. органов чувств. [b:9bb3d9628b]АЛМАСТЫ [/b:9bb3d9628b]- мужчина, родственный Чачлы. [b:9bb3d9628b]АТАЙТМАЗ[/b:9bb3d9628b] - Мистическая, невидимая, чёрная сила, которая присуствует незримo. [b:9bb3d9628b]САРЫУБЕК [/b:9bb3d9628b]- мистическое животное, представитель черных сил. [b:9bb3d9628b]КЪЫРГЪЫЙ КУШ [/b:9bb3d9628b]-мистическая птица, представительница противодействующих сил. [b:9bb3d9628b]КЫЗЫЛ ФУК[/b:9bb3d9628b]- враг Нартов, властелин небес. [b:9bb3d9628b]ДЖАЗЫУ[/b:9bb3d9628b] - богиня Судьбы. [b:9bb3d9628b]КЪАДАР[/b:9bb3d9628b] - полубог, божество Судьбы. * ТЕНГРИ / ТЕЙРИ * Версий мифологических песен-молитв и повествований множество и в каждой семье КАРАЧАЯ, воспитание детей, с сызмальства, начинается пением этих "песен", наряду с колыбельными песнями (Бешик джыр). А потому и появляются версии, которые носят отпечаток времени и временных корректур. Но есть и такие, которые хранят первозданность, которые и являются подлинной ценностью этой мифологии. Приведем здесь три примера МОЛИТВ ТЕНГРИ (ТЕЙРИ). (Все версии даются в сокращении). Версия ?1. Услышана от ГЕЗАМ БОЮНСУЗОВОЙ, из села КОБУ-БАШЫ, Зеленчукского р-на, КЧР, в 1978г. Молитва за здравие больного. ТЕЙРИ, ОНГАРТХЫН, ТЕЙРИ, АНГАРТХЫН, САУСУЗНУ ЧАРХЫН ОЙНАТХЫН... ТОТУРДАН-УРХУ, АДАМДА-БУРХУ... БУРХУНГУ БЕРИ АТХЫН, МУНУ ЧАРХЫНА ТАРТХЫН, ТАРТЫБ А КЪАЛА КЪАЛДЫРГЪЫН, ДЖАШАУДАН ДЖАНЫН ТАЛДЫРГЪЫН... Подстрочный перевод на русский язык: ТЕЙРИ СМЕНИ СОСТОЯНИЕ, В СТОРОНУ УЛУЧШЕНИЯ, ТЕЙРИ, ВЕРНИ ЕМУ СОЗНАНИЕ, ЗАСТАВЬ ЗАРАБОТАТЬ ТЕЛО И ДУШУ БОЛЬНОГО!.. ОТ ЭНЕРГИИ ТВОЕЙ- ДУНОВЕНИЕ КРОШЕЧНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ... ТАК НАПРАВЬ ЭТО ДУНОВЕНИЕ СЮДА, ДА НАКРОЙ ТЕЛО И ДУШУ ЕГО, ДА ОСТАВАЙСЯ НАКРЫВШИ, ДАВ УСТАТЬ ЕМУ ОТ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ. Версия ?2. Услышана от ПАРИЗАТ БОТАШЕВОЙ, из села КЫЗЫЛ ОКТЯБРЬ, Зеленчукского р-на, КЧР, В 1964Г. ТЕЙРИ ОНГАРТХЫН, ТЕЙРИ, АНГАРТХЫН, САУСУЗГЪА ТОТУР ОЙНАТХЫН, ТОГЪУЗ КЁКГЕ КЁЗ АЧДЫРГЪЫН, СЮЙЮНЧЮ-ТИГИМ ЧАЧДЫРГЪЫН, НАРАТ БАЛАСХА ДЖАТДЫРМАГЪЫН, КЕШЕНЕ КЁЗНЮ ДЖАБДЫРМАГЪЫН, ЧАРХЫН ОЙНАТХЫН, ОЙНАРЛАЙ, ТОТУРДАН ЭТГИН КЪАЙНАРЛАЙ, ТОТУРУНГ КЪАЙНАЙ КЕЛСИН, САУСУЗГЪА САУЛУКЪ БЕРСИН!.. БИР УРГЪУНГ БЛА ДЖАН САЛЫУЧУ УЛЛУ, УР УРХУНГДАН МУНГА ДА БИР УРХУ! Подстрочный перевод на русский язык: ТЕЙРИ СМЕНИ СОСТОЯНИЕ, В СТОРОНУ УЛУЧШЕНИЯ, ТЕЙРИ, ВЕРНИ ЕМУ СОЗНАНИЕ, ЗАСТАВЬ ЗАРАБОТАТЬ ТЕЛО И ДУШУ БОЛЬНОГО!.. ЗАСТАВЬ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА НА ДЕВЯТИПЛАСНОЕ НЕБО И ДАЙ НАМ РАЗДАВАТЬ СЛАДОСТИ ЗА ВЕСТЬ СЧАСТЛИВУЮ! НЕ ДАЙ КЛАСТЬ ЕГО НА ЕЛОВЫЕ НОСИЛКИ, НЕ ДАЙ ЗАКРЫВАТЬ ОКОНЦЕ КЕШЕНЕ, ДАЙ ОЖИВИТЬСЯ ТЕЛУ И ДУШЕ, ЧТОБЫ ОЖИЛ, НАПОЛНИ ЭНЕРГИЕЙ, СЛОВНО ПЕРЕПОЛНЕН, ПУСТЬ ТВОЕ ДУНОВЕНИЕ ИДЕТ КИПЯЩЕ, ПУСТЬ БОЛЬНОМУ ДАСТ ВОЗРОЖДЕНИЕ!.. ВЕЛИКИЙ, КОТОРЫЙ ОЖИВЛЯЕТ КРОШЕЧНЫМ ДУНОВЕНИЕМ, ПОВЕЙ И ДЛЯ НЕГО ТОЛИКОЙ СВОЕГО ЖИВИТЕЛЬНОГО ВЕЯНИЯ. *Кешене-наземная могила ГУННОВ-ТЮРКОВ. Образцы находятся у подножия Эльбруса. Версия ?3. Из книги "НАРТЫ", изд. "ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА", Москва, 1994г. ТЕЙРИ, СЕНИ КЪУЛУНГМА, КЕСИМ ДА НАРТ УЛУМА, СУУ ТЕЙРИСИ, СУУДАН САЛГЪАНСА ДЖАНЫМЫ, КЁК ТЕРИСИ БЕРГЕНДИ ДЖАНЫМЫ, ДЖЕР ТЕЙРИСИ АШ БЛА ТОЙДУРДУНГ, АПСАТЫДАН МАЛЛА БЕРИБ СОЙДУРДУНГ, НАРТЛА БАРЫ ДЖАРАТЫЛДЫКЪ ТЕЙРИ КЪАНЫНДАН, НАРТХА ЁТДЮ ХАР БИР ДЖИГИНГ ДЖАНЫНГДАН, БАШ УРАМА ТАЛ ЧЫБЫКЪЛАЙ, ИЙИЛИБ, ТЕЙРИ -ДЕЙМЕ, ХАР ЗАМАНДА СЮЙЮНЮБ. Подстрочный перевод на русский язык: ТЕНГРИ, Я РАБ ТВОЙ И САМ Я СЫН НАРТОВ. ТЕЙРИ ВОДЫ, ТЫ ДАЛА МНЕ КРОВЬ, ТЕЙРИ НЕБА ТЫ ДАЛ МНЕ ДУШУ, ТЕЙРИ ЗЕМЛИ МЕНЯ НАКОРМИЛ-НАСЫТИЛ, ДАВАЯ ОТ АПСАТЫ ЖИВОТНЫХ НА УБОЙ. В НАРТАХ-КРОВЬ ТЕНГРИ, В НАРТЕ ВСЯ ЕГО СУЩНОСТЬ. КЛАНЯЮСЬ ТЕБЕ НИЗКО, КАК ТОПОЛИНАЯ ВЕТКА И ГОВОРЮ "ТЕНГРИ", ВСЕГДА С ВНУТРЕННИМ СЧАСТЬЕМ. Как видно, два первые версии сохраняют традиционный стиль древнетюркских произведений, удивительны по глубине осмысления вселенной и себя в ней. А вот третий вариант является инородным "телом", где нарушены и основные постулаты тенгриянской религии, и стиль древнетюркских текстов, и покорежен смысл. К сожалению, кремлевская политика все еще не отказывается от заржавевшего "курса управления и маневрирования, продолжая возводить в профессорский сан в национальных регионах всех, кто МАЛО ВЕДАЕТ И МЯГКО УПРАВЛЯЕТСЯ. Оттого и сталкиваемся с такими, вот, "шедеврами". Что имеется ввиду?.. ПЕРВОЕ: *В тенгриянстве не было коленопреклонства, а наоборот, молебень представляла собой устремленность к небу. Никогда, в тенгриянской молитвенной культуре не было позы главопреклонения! Ни единого исторического источника, свидетельствующего об этом, история не обнаружила. ВТОРОЕ: *Слово "КУЛ" (раб) ничего общего не имеет с тенгриянской религией. В тенгриянстве -ТЕНГРИ- наставник, прощающий, наставляющий на путь славы и правды, ИСТОЧНИК ЛЮБВИ, питающий сотворенных астральной струей ЛЮБВИ, через "энергетические (тотур) нити" и никогда не карающий. ТЕНГРИ НЕ КАРАЕТ, ОН ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ГРЕШНИКА-вот все наказание. Поэтому, имеющееся в тексте слово "кул", не может рассматриваться, как подлинный элемент тенгриянской культуры. ТРЕТЬЕ: "Склоненность, "как тополиная ветка", тоже не из культуры тенгриянского вероисповедания и может смело вернуться к "создателям-ученым". Но, несмотря на все грехи "рукоприкладства" и "причесываний" старины, даже в этом тексте сохранены важные сведения, которых не сумели "стереть" заказные "толкователи истории". Вот они. Например: сведения об Апсаты, дающем животных нартам; Су Тейри, дающей кровь, Тейри Земли, накормившем живущих, сведение об этногенезе, как рожденные от Тенгри и.т.д. История и этническая культура требуют к себе особого отношения, где оригинал не может меняться, в зависимости от изменений политической коньюнктуры. *** С пожеланиями, светлым умам, личностного и профессионального достоинства, в отстаивании правды и широких знаний в вопросах истории и культуры этносов РФ!.. *** (ПРОДОЛЖЕНИЕ В БУДУЩИХ ЗАПИСЯХ)
 
Тяжелый случай! А причем здесь вообще гунны? Кроме всего того, "къадар" в значении "судьба" - это арабизм в нашем языке. Более того, арабизм не сильно еще утвердившийся. Хотелось бы видеть несколько более сильные труды, чем этот. Уж простите за резкость.
 
В тенгриянстве не было коленопреклонства, а наоборот, молебень представляла собой устремленность к небу. [color=green:e2becd69f7]Тейри! Бу болурму чуруму? - Не аманлатсамда кеси миллетими кеси кёзюмде, андан онглу кишинида кёрмейме.... [b:e2becd69f7]не джаныблада![/b:e2becd69f7]. Ёмюрде блай айтмагъанма, шошлатып къояма башха миллетли адамланы деб. Алайя не этеим!? Хар атламымда мисал кёреме миллетим онг болуб. Бусагъатда "видео"да "Суфьянга" къарадым. Кёб къалмай богъан тиширууларыбыз аллайла болурла![/color:e2becd69f7]
 
<iframe></iframe>
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам