Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.

 

Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
Единая кумыко-карачаево-балкарская нация.
 
Несмотря на несомненный взаимный интерес кумыки и карачаево-балкарцы к сожалению редко общаются в Интернете, а ведь важно было бы знать чем живут обе ветви некогда единой нации северо-кавказских хазаро-алан входивших в разные времена Хазарскую и Аланскую Империи. В обоснование своего тезиса об единстве наших этносов я хотел бы указать не только на 99 % -е сходстство наших языков (сходство доходит до супер-мелочей (!) например слово шиповних и у них и у нас-итбурун), разошедшихся на два диалекта лишь в начале XX в. благодаря Советской нацполитике сделавшей всё, что бы выдумать разницу в литературных вариантах наших языков. В 1919-1920 ?х гг. у кумыков и карачаево-балкарцев была общая национальная газета ?Джолдаш?, главный редактор которой Магомед-Керим Саадуллаев из Капир-Къумукъа, курсировал между Темир-Хан-Шурой (Буйнакском) и Карачаевском. ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ КАРАЧАЕВСКОГО АО УМАР-БЕК АЛИЕВ В 1912-1916 Г. ЯВЛЯЛСЯ ПРЕПОДОВАТЕЛЕМ КУМЫКСКО ЯЗЫКА В КУМТОРКАЛЕ.
 
в данный момент мы слишком разные, и думаю не сможем чувствовать себя единой общностью. но идея хорошая. возможно это станет возможным когда станет внешняя угроза нашим народам.
 
нам надо больше общаться и тогда мы увидем и поймем, что на самом деле мы близки.. а пока мы мало знаем друг о друге что-либо...
 
вчера общался с Бораганским кумыком, язык на 100 % сопадает с карачаевским.. говорил, как будто передо мной карачаевец.. я такого сходства с карачаевским, кроме балкарского, еще ни разу не встречал и вообще не думал, что такое может быть.. Бораганские кумыки живут в Чечне, их около 10.000-15.000 тыс. человек.. я бы даже сказал, что Бораганский диалект кумыкского языка больше похож на карачаевский, чем на литературный дагестанский кумыкский, хотя между литературным кумыкским и карачаевским совсем небольшая разница.. есть еще Моздокские кумыки, диалект которых также почти один с карачаево-балкарским.. их всего около 40.000-50.000 тыс. чел.. вот так и сохранились аланы, которые проживали на Сев. Кавказе от Дагестана до Краснодарского края..
 
"Всем известно, что кумыки и карачаево-балкарцы, в принципе один народ, с одним языком и единой ментальностью, которые легко общаются на своих родных языках. В истории Дагестана сказано, что во всех спорных отношениях между Кабардой и Балкарией кумыкские шамхалы Дагестана участвовали на стороне Балкарии и Карачая. До становления царской администрации балкарцы, карачаевцы и кумыки всегда считали себя единой нацией. Причем, это мнение сохраняется у всех народов Дагестана и Северного Кавказа, даже в наше время." (из книги Н.М. Будаева "Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI ? XX вв.", Нальчик, 2007, стр.53)
 
Кумыки - чистые кипчаки, а мы отделились от кипчак 2000 лет и стали Аланами, хотя карачаевцы и Балкарцы имеют и позднюю смешанность с кимчаками. Корни у нас одни, беспорно, мы должны поддерживать друг друга. Они наши братья.
 
Кумыки Oдин из коренных народов Республики Дагестан, относящийся к древнейшему на Северном Кавказе каспийскому антропологическому типу кавказской рассы. Говорят на кумыкском языке, который является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Он входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков, однако в нем обнаруживаются и более древние элементы языка [b:87d42620c8]скифов (VIII-III вв. до н. э.), киммерийцев (VIII в. до н. э.), гуннов (IV в. н. э.), булгар, хазар (V-Х вв.) и огузов (XI-ХII вв.), свидетельствующие о том, что кумыкский народ является одним из исторических преемников этих этносов[/b:87d42620c8], сформировавшихся на местной автохтонной основе. Кумыкский язык имеет следующие диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский, последний представлен также на территории Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. Родным считают язык своей национальности 99% кумыков (1989). Распространен также русский язык (им свободно владеют 74,5% кумыков). Племена, сыгравшие определенную роль в этногенезе кумыков, в той или иной мере пользовались албанской и рунической древнетюркской графикой. Есть сведения о том, что письменность для дагестанских гуннов (савиров) была создана византийско-армянскими миссионерами, в хазарский период - новая письменность на основе греческого алфавита, кроме того, каганы - вожди хазар - использовали в переписке и древнееврейский алфавит. В связи с арабскими завоеваниями, проникновением в край ислама и исламской культуры с VIII-X вв. здесь постепенно распространяется арабская графика, которая подверглась реформе, приспосабливалась к звуковой системе местных языков, в том числе и кумыкского (аджам). В 1929 году кумыкский язык был переведен на латинскую графику, а с 1938 года - на русскую. В конце ХIХ в. выходят первые печатные книги на кумыкском языке. Вместе с тем рукописная арабографическая традиция имеет гораздо более раннее распространение; к ее памятникам относится, например, ?Дербенд-наме? (кон.ХVI в.) - один из первых оригинальных источников по истории народов Дагестана. Кумыки проживают на своей исконной территории - Кумыкской равнине и в прилегающих к ней предгорьях от р.Терек на севере до рек Башлычай и Уллучай на юге. Они являются наиболее крупным из тюркских этносов Северного Кавказа и третьим по численности среди народов Дагестана, составляя 13% населения республики. Общая численность кумыков в России и странах СНГ - около 350 тыс.человек, в т.ч. в Дагестане 278,6 тыс. чел. (на 01.01.2001 г.). Естественный прирост за последнее десятилетие - около 15%. Более половины (52%) кумыков расселены в 8 сельских административных районах РД. В Кумторкалинском районе их 67,5 %, в Карабудахкентском - 62 %, Буйнакском - 55 %, Каякентском - 51 %, Бабаюртовском - 44 %, Хасавюртовском - 28,5 %, Кизилюртовском - 13,6 %, в Кайтагском - 9 % населения районов. В Махачкале они составляют 15 % населения, в Буйнакске - треть, Хасавюрте - четверть и Кизилюрте - пятую часть населения. В Избербаше - 17 % и Каспийске - 10 %. В Дербенте кумыков меньше одного процента. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарках - 91 % населения, Тюбе - 36 %, Ленинкенте - 31,3 %, Кяхулае - 28,6 %, Альбурикенте - 27,6 %, Шамхале - 26,8 %, Манаскенте - 24,9 %. За пределами Дагестана более 20% всех кумыков находится на территории СНГ. Относительно большими группами, численностью более 10 тыс. человек, кумыки проживают в Гудермесском и Грозненском районах Чеченской Республики Ичкерия и Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания. Небольшая часть кумыков расселена в Ставрополье, Тюменской области (более 3 тыс. человек), а также в республиках Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан (всего около 4 тыс. человек), в Турции, Иордании и некоторых других странах мира. Начиная примерно с хазарского времени по первую треть ХХв. язык будущих кумыков, а затем и сам кумыкский язык, сложившийся еще в домонгольскую эпоху, служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кумыкский язык был, кроме того, официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры и др. Предки кумыков, очевидно, входили в государственные объединения скифов, киммерийцев, гуннов, савир, барсил, булгар; особенно большую роль в истории кумыков сыграли хазары и кыпчаки. Сложение кумыкской народности с ее нынешним кыпчакским языком относится к ХII-ХIII вв. Кумыки уже во второй половине ХIХ в. представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима (отражающего высокий уровень самосознания и самовыделения по принципу ?мы - они?, а также и степень внутриэтнического сплочения) и языка, наличием единого культурного ядра, регулярностью торгово-экономических и культурных взаимосвязей и т.д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил деления на этнографические группы (брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские кумыки) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), которые сохранили некоторые специфические черты в культуре, быте, языке, фольклоре и т.д. Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда в XVIII-XIX вв. существовали такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Засулакская Кумыкия - Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне - Брагунское княжество; южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), суверенитет которого признавался другими кумыкскими и иными владетелями. В социальном отношении кумыкское общество состояло также из дворян, узденей различных категорий, крестьян разной степени зависимости и др. После окончательного присоединения Кумыкии к России высшая власть сосредотачивается в руках царского военного командования. С XVI в. фиксируются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского городка (1589г.) в устье Терека. В начале ХIХв. Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области (1860г., центр г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхала, ханов и биев; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства - Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области; на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее - Хасавюртовский) округ Терской области. Кумыки составляли основное население (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе - ок. 15% населения. В 1920г. при создании Дагестанской АССР Хасавюртовский округ вошел в состав республики, т.е. было восстановлено административное единство большей части территории проживания кумыков (за исключением брагунских и моздокских). Ведущей отраслью хозяйства у кумыков издревле являлось земледелие, особенно зерновое. Кумыки знали трехпольную систему земледелия с чередованием посева культур; применяя искусственное развитие, получили садоводство, бахчеводство, огородничество и виноградарство. Вторую по значению отрасль народного хозяйства составляло животноводство, развитию которого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Животноводство преимущественно было стационарным. Жители Нагорного Дагестана арендовали у кумыков зимние пастбища на равнине (кутаны), кумыки же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Эти отрегулированные многовековые традиции во многом способствовали сложению общности экономических интересов жителей Дагестана, рациональному разделению труда, исключению межэтнических конфликтов на основе земельных притязаний. Через Кумыкию проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в частности - Великий шелковый путь. Кумыкская равнина являлась основной житницей для многих районов Дагестана - все это обусловило значительное развитие торговли, экономики кумыков; усиливаются процессы вовлечения равнинного Дагестана в общероссийский рынок, проникновения капиталистических отношений. Основным типом поселения у кумыков является селение - юрт, гент, авул; последним термином чаще называются кварталы. На территории Кумыкии располагалось много древних и средневековых городов (Семендер, Беленджер, Таргъу, Эндери и др.), здесь расположено большинство дагестанских городов современного типа (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др.). В результате крупномасштабных переселенческих мероприятий, проводившихся руководством Дагестана в 1950-1970-х годах, с гор на равнину было переселено более 350 тыс.горцев, кроме того, часть горцев (более 100 тыс. человек) переселилась самостоятельно. Все это привело к тому, что кумыки лишились значительной части земель на своей исконной территории, потеряли компактность проживания, превратились в этническое меньшинство, перед которым стоит проблема самосохранения как этноса. В XIX в. основным типом семьи кумыков была малая семья, хотя кое-где сохранялись неразделенные семьи или семейные общины численностью до 25-30 человек. Все члены семьи подчинялись главе, которым, как правило, был мужчина, старший по возрасту и пользовавшийся непререкаемым авторитетом; однако при решении важных вопросов основную роль играл семейный совет, в который входили все взрослые мужчины и некоторые старшие женщины. С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм. Очевидно, раннее проникновение в край ислама обусловлено тем, что языческие верования кумыков сохранились относительно плохо, институт шаманства как таковой практически не фиксируется, хотя и сохранились рудименты аналогичных институтов (халмач, этне). Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды и т.д. Сохранились побывальщины, устные рассказы, обрядовые песни и др. о демонологических существах - Ал-баслы (безобразная женщина), Сув-анасы (Мать Воды, она может утопить купающихся), Темиртёш, Балтатёш, Къылычтёш (у них из груди торчит лезвие топора или сабли), Сюткъатын (очевидно, богиня, дух дождя и плодородия), Басды-рыкъ (во сне может удушить людей), Сулагь (прожорливое существо) и др. Широкое распространение среди кумыков получила мусульманская мифология, которая частично напластовалась на языческие верования и трансформировала их ?в свою угоду?. Так, в похоронной обрядности и поэзии, наряду с мусульманскими регламентациями (особенно в процессе захоронения), представлениями о загробной жизни, сохранились и элементы языческих верований, а также некоторые обряды и песни: шагьалай - своеобразные причитания и ритуальный ?танец? вокруг покойника, обряд посвящения умершему коню и др. В настоящее время наблюдается усиление роли мусульманских, частично и языческих верований и обрядности. Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство. Так, в домах старого типа большое значение придавалось резному орнаменту, которым украшались деревянные части дома и ворот. Оригинальностью и высокими художественными качествами отличались кумыкские ворсовые и безворсовые ковры, войлочные ковры, циновки, переметные сумки. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят ?Йыр (песня) о Минкюллю?, восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с ?Эпосом о Гильгамеше?, ?Йыр о Карт-Кожаке и Максуман?- памятник кумыкского нартского эпоса, ?Йыр о Джаватбие?, в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом, и др. Значительное распространение получил и нартский эпос. В ?Сказании о битве при Анжи? отражен период арабо-хазарских войн. Календарно-обрядовая поэзия представлена песнями вызова дождя (Земире, Сюткъатын и др.), осенними песнями (Гюдюрбай, Гьюссемей и т.д.), песнями встречи весны (Навруз) и др. Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии. Литература кумыков начала формироваться в XIV-XV вв. (Умму Камал, Багдад Али, Мухаммед Аваби и др.), однако значительного уровня достигла в конце XVIII-XIX вв., когда появляются такие крупные поэты, как А.Какашуринский, Йырчи Казак, М.-Э.Османов и др. Большое развитие получает просветительская и революционно-демократическая литература (Н. и 3. Батырмурзаевы, Г.Б.Бейбулатов, А.Акаев, К.Джамалдин, А.Дадав и т.д.). В развитие дагестанской советской литературы огромный вклад внесли А.-П.Салаватов, Ю.Гереев, А.Магомедов, Б.Астемиров (один из создателей и первый председатель Союза писателей Дагестана), А.Г.Ибрагимов, А.Акавов, А.-В.Сулейманов, А.Аджаматов, А.Аджиев, А.Курбанов, X.Султанов, И. Керимов, М.-С.Яхъяев, М.Атабаев и др. По отцовской линии восходят к кумыкам выдающийся русский поэт Арсений Тарковский и его сын - всемирно известный кинорежиссер Андрей Тарковский. Кумыкский театр, являющийся первым из национальных театров Дагестана, создан в 1930 году, на его сцене играли такие выдающиеся дагестанские актеры, как народная артистка СССР, лауреат премии им.Станиславского Б.Мурадова, народные артисты РСФСР и ДАССР А.Курумов, Т.Гаджиев, Г.Рустамов и др. В развитие дагестанского киноискусства значительный вклад вносит И.Казиев. Среди мастеров исполнительского искусства большой популярностью пользовались и пользуются Т.Мурадов, И.Баталбекова, З.Алескендеров, Г.Бекболатов, Б.Ибрагимова, Б.Эльмурзаева, У.Арбуханова и др. У истоков дагестанской, в частности кумыкской, профессиональной музыки стояли Т.-Б.Бейбулатов и Т.Мурадов, их традиции ныне успешно продолжают Н.Дагиров, К. Шамасов, Х.Батыргишиев и др. Говоря о спорте, следует упомянуть, что родом из кумыкского аула Буглен был всемирно известный борец и артист цирка Ал-Клыч Хасаев (Рубин), победивший Ивана Поддубного, а также Сали Сулейман Казанищенский, Али Казбек, Н.Насруллаев, А.Насруллаев, С.Абсаидов, М.-Г.Абушев, З.Гайдарбеков, А.Порсуков и др. За годы советской власти дагестанская медицина достигла значительных успехов, выросли высококвалифицированные кадры (из кумыков - чл.-корр. АМН СССР Р.П.Аскерханов, десятки докторов и кандидатов наук). Довольно хорошо были развиты у кумыков и астрономические знания, о чем свидетельствует наличие названий многих планет и созвездий, ряд из которых служил практическим целям: определению сторон света, времени года, суток и т.д. Говоря о вкладе кумыков в развитие науки, отметим таких крупных ученых, как : Мухаммед Аваби (автор ?Дербенд-наме?), Аликулихан Валех Дагестани (1710-1756гг., составитель антологии ?Сад поэтов?, содержащей сведения о 2594 поэтах X-XVII веков), Ахмед-Саиб Каплан (1859-1920гг., политический деятель, автор более 10 монографий по истории и политике Турции), Абу-Суфьян Акаев (1872-1931 гг., выдающийся просветитель, ученый, поэт, книгоиздатель, общественный деятель), Гайдар Бамматов (1890-1967 гг., крупный политический деятель, автор капитального труда по истории и культуре мусульманского мира ?Лики ислама? и многочисленных других работ), Мужаетдин Хангишиев (1905-1971 гг., крупный авиаконструктор, зав. отделом в КБ Туполева, дважды лауреат Госпремии СССР), Мурад Капланов (1915-1980 гг., главный специалист по космической технике, главный эксперт по технологии цветного телевидения, дважды лауреат Госпремии СССР), Н. Бамматов (ученый-координатор по вопросам мировой культуры в ООН), Т.-Б.Бамматов (генеральный авиаконструктор Франции, крупный специалист по проблемам развития международной авиации), Фахретдин Кирзи-оглу (член Академии тюркской истории, один из ведущих историков Турции, автор многочисленных монографий по истории древнего Кавказа и Ближнего Востока), Яшар Айдемир (профессор Калифорнийского университета, крупный физик), С.Ш.Гаджиева (крупный этнограф, автор многих фундаментальных трудов) и др. На протяжении многих столетий кумыкам, как и другим народам Дагестана, приходилось бороться за независимость и сохранение своей государственности, своих земель. Эту деятельность возглавляли выдающиеся сыны кумыкского народа, среди которых следует отметить, например, Султан-Мута Эндиреевского, князя, который, в частности, нанес в 1604 году сокрушительное поражение войскам царского воеводы Бутурлина, о чем Н.Карамзин писал, что ?сия битва ... стоила нам от 6 до 7 тысяч воинов и на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане?; Ахмед-хана Дженгутаевского, возглавлявшего борьбу дагестанцев против иранского шаха Надира (XVIII в.); Хасайхана Уцмиева, генерала русской армии, друга М.-Ф.Ахундова, А.Дюма, А.Бестужева-Марлинского, решительно протестовавшего против унижения и колонизации Кавказа и вынужденного в конце концов покончить с собою... В бурные годы революции и гражданской войны зачастую по разные стороны ?баррикад? оказывались такие видные деятели, стоявшие у руля событий того времени, как У. Буйнакский, Дж.Коркмасов, Г.Бамматов, Н.Тарковский, С.-С.Казбеков, З.Батырмурзаев и др. В битвах с фашистскими захватчиками из среды кумыкского народа (накануне войны насчитывавшего всего 100 тысяч человек) шестеро были удостоены звания Героя Советского Союза (в том числе Абдулхаким Исмаилов - Герой России, вместе с двумя товарищами первый водрузивший Знамя Победы над поверженным рейхстагом), два кумыка стали полными Кавалерами Ордена Славы, многие тысячи кумыков были удостоены других высоких наград за героическую защиту своей родины.
 
Отличная тема. Карачаево-балкарский очень похожь на наш язык, только у нас й виместо дж, и некоторые окончания разные, но много общих архаичных слов и по культуре мы схожи. Респект (сый) создателю темы.
 
У наших народобы богатая история и культура и необходимо писать книги о наших народах паралельно, чтобы в одной книги и о тех и об других, потому что наша история взаимосвязана.
 
Arslan Не отделялись мы ни от кого и кыпчаки - это совершенно иной народ - это ногайцы. Кумыки как и КарачаевоБалкарцы - потомки кавказских алан. Те же даргинцы называют их ДиркАлан - теркские аланы. Аджи не историк, во всяком случае не в этом случае.
 
Аланское государство на Северном Кавказе стало оформляться в середине первого тысячелетия н.э. На территории Алании сложились две этнокультурные группы: [b:67472f2bf0]западная - карачаево-балкарская и восточная - кумыкская.[/b:67472f2bf0] Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая - в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Основной территорией их расселения являлся Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье - адыги, в зоне центральнокавказских перевалов - горные грузинские племена, далее к востоку - предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана. Западные аланы традиционно придерживались дружественных отношений с Византийской империей. В середине VI в. происходит консолидация западных алан. С 558 по 572 гг. византийские историки упоминают "вождя", "царя" западных алан Сарозия (Сары-ас) - друга и союзника ромеев. В VI в. на территорию Алании из Византии начинает проникать христианство. Восточные аланы в своей внешней политике более ориентировались на Иран. В 550-551 гг. они вместе с савирами в составе персидских войск вторглись в Колхиду, а в 562 г. совершили поход на Восточную Грузию, заставив ее подчиниться Ирану. Находки сасанидских монет на территории Восточной Алании говорят об ее тесных связях с Персией. В результате арабо-хазарских войн Алания, по мнению многих исследователей, хотя и осталась независимой, но попала под политическое влияние каганата, чтобы избежать власти более жестоких завоевателей - арабов. Исходя из сведений дагестанской хроники "Дербенд-наме", восточная часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в которой находилась ставка наместника (возможно брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. Правда, Восточная Алания (Кумыкия) располагала и собственным автономным правителем, проживавшим в столице данного региона и взимавшим дань с местной иудейской общины, что указывает на сохранение сюзеренных прав в отношении земель и населения страны даже при наличии здесь хазарского наместника и войска. Восточную часть Алании обычно отождествляют со страной асов - Асией. В XIII Абуль Феда, арабский географ, писал "к востоку от абхазов на берегах моря находится город Алан. Это город назван так по имени народа алан, который его населяет; аланы суть тюрки, которые приняли христианство.. Поблизости живет народ тюркской расы по имени асы". В то же время, Ибн-Саид аль-Магриби: "Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы. Все они были христианами, кроме абхазов, все считались тюрками" Ценные сведения о стране алан содержит сочинение арабского автора начала X в. Ибн Рустэ, который подробно очерчивает ее границу. Между владениями царства Серир в горном Дагестане и владениями царя алан три дня пути по "горам и лугам". От восточной границы Алании до Дарьяла десять дней пути, т. е. восточная граница области, подчиненной царю алан, доходила до начала Терско-Сулакской низменности, полностью охватывая предгорные территории современных Чечни и Ингушетии. По сведениям Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, что, вероятнее всего, отражало этнополитическое деление Алании. Современные исследователи выделяют три основных варианта аланской материальной культуры: западный (верховья Кубани), центральный (Кабардино-Балкария) и восточный - в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и Дагестане." Со второй половины XII в. Алания вступает в пору феодальной раздробленности. Католический монах Юлиан, побывавший в Алании перед нашествием монголо-татар, отмечал, что теперь" сколько селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села". Письменные источники больше не упоминают об общеаланских царях, зато все чаще говорят о "князьях", "ханах", и "эмирах", то есть о местных феодальных владетелях. Как особое политическое образование государство Алания просуществовало до моноголо-татарского нашествия и установления владычества Золотой Орды над степями региона.
 
Кумыки это симбиоз национальнастей сев.кавказа говорящих на тюрксом языке!!!!!!!!!!
 
[b:fd2955708f]umar[/b:fd2955708f], а можно поинтересоваться источником информации в вашем посте выше? :smt001
 
Цитата
Кумыки это симбиоз национальнастей сев.кавказа говорящих на тюрксом языке!!!!!!!!!!
ты ошибаешся! Дагестанцы это симбиоз национальностей Северного Кавказа, из которых многие владеют кумыкским языком, так как долгое время кумыкский язык считался языком межнационального общения на Северном Кавказе. А кумыки -кавказские тюрки, близкородственные карачаевцам и балкарцам.
 
д.и.н. проф. К. Т. Лайпанов. "О взаимосвязях кумыков, карачаевцев и балкарцев" (заметки) Моя мать Лайпанова, урожденная Борлакова Даумхан Хамзатовна (1889-1957 гг.), нам, своим шестерым детям, много раз рассказывала о том, что Борлакъ - основатель многочисленной и влиятельной карачаевской фамилии Борлаковых - родом был из кумыкских шамхалов ("къумукъ шаухал"). Будучи аспирантом Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова (1959-1962 гг.), я довольно подробно изучил историю народов Дагестана, в особенности родственного карачаевцам и балкарцам кумыкского народа, в частности произведения средневековых авторов, в особенности дагестанских, арабских, иранских, турецких и европейских, а также богатые литературные источники, написанные на русском языке русскими и другими авторами в XIX-XX вв. Особое внимание я обращал на происхождение и историю Кумыкского шамхальства и шамхалов. В небольшой статье я не хочу повторять общеизвестные истины, тем более, что в газете "Карачаево-Балкарский мир" (? 1 (23) за июль 1997 г.) мной опубликована большая статья по данной проблеме под названием "Крымшамхаловы - потомки дяди пророка Мухаммата". В настоящее время наука установила, что первые тюрки на Северном Кавказе жили во всяком случае не позже III тысячелетия до н. э., со времени Майкопской культуры. В книге "О происхождении тюркских народов", написанной мною в соавторстве с известным археологом Исмаилом Мизиевым, высказано мнение о том, что Кумыкская плоскость еще раньше входила в состав прародины древнейших тюрков, основная масса которых первоначально проживала в степях и полустепях между Волгой и Уралом, и только в III тысячелетии до н. э. большая часть древнейших тюрков в поисках пастбищ для своего многочисленного скота стала переселяться оттуда на восток и запад, на север и юг, во много раз расширяя свою первоначальную территорию. Северокавказские "майкопские" племена и шумеры Передней Азии также были из их числа. Можно считать научно доказанным исследованиями многих ученых, в частности современного языковеда с мировым именем академика М. 3. Закиева и археолога И. М. Мизиева, что господствовавшие последовательно в степях и лесостепях от Урала до Дуная киммеры (XII-VIII вв. до н.э.), затем скифы (VII-III вв. до н.э.), сарматы (III в. до н.э. - II в. н.э.), аланы (I-XIV вв. н. э.), гунны (IV-V вв.), булгары, хазары (VI-X вв.), печенеги (IX-XI вв.), кипчаки (XI-XIII вв.) в основной своей массе изначально были тюрками, хотя в их состав входили также древние финно-угры, славяне, иранцы и некоторые другие племена. Этногенетическое, языковое и культурное влияние оказали названные тюркские племена на славянские, финно-угорские, кавказские и другие племена и народности. Нынешние тюркские народы Кавказа - азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы - генетически связаны между собой. Особенно тесные взаимосвязи у кумыков, карачаевцев, балкарцев и ногайцев. Карачаевцы и балкарцы фактически являются одним народом, говорящим на одном карачаево-балкарском языке. Они имеют общие традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. д., но входят в состав разных административных единиц. По происхождению, языку и этнокультуре им близко родственны прежде всего кумыки. Засулакские кумыки и карачаево-балкарцы хорошо понимают друг друга. Между ними вплоть до настоящего времени существовали и ныне существуют всесторонние связи. Чтобы показать этническое родство этих народов, приведу некоторые факты. Выше перечислялись их общие предки, но и после окончательного формирования их в качестве феодальных народностей в XIII-XIV вв., взаимосвязи между кумыками и карачаево-балкарцами не прекращались, о чем свидетельствуют исторические факты и фольклор, в частности песня "Къаншау-бий", посвященная князю Къаншау-бию Крымшамхалову, жившему в середине XVII в. Тяжело заболев, он уехал к своим родственникам в Тарки, где и похоронен. В своей книге "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" я писал о том, что родоначальниками многих карачаевских фамилий являлись кумыки. Это Крымшамхаловы, Алиевы, Хаджиевы, Борлаковы, Казиевы, Калахановы, Магаяевы, Бекбулатовы, Эфендиевы, Кумуковы, Курмановы и многие другие. Известно, что Крымшамхаловы произошли из рода Тарковских шамхалов. Они переселились в Карачай в XVI веке и стали фактически его правителями. Валий (олий) Карачая Ислам Ачахматович Крымшамхалов 23 октября 1828 г. подписал договор с русским военным командованием на Кавказе о присоединении Карачая к России. Главным лесничим при наместнике Кавказа работал князь Александр Крымшамхалов. До Октябрьской революции представители Крымшамхаловых, Алиевых, Борлаковых и других фамилий, родоначальниками которых являлись кумыки, неоднократно посещали Кумыкию, а их кумыкские родственники - Карачай, причем некоторые из них оставались на постоянное жительство и там, и тут. Моя мать и ее старшая сестра Кябахан Хамзатовна Борлакова-Узденова называли отдельных своих родственников, которые приезжали в Карачай из Аксая, а их отец Хамзат Шонтукович (Аслан-Гариевич) Борлаков (1850-1931 гг.), с которым я общался мальчиком 5-6 лет (я родился в 1924 г.), постоянно ездил в Кумыкию к своим родственникам. Он был хорошо образованным человеком (по-арабски и по-русски) и оставил записки, в которых несколько раз упоминалось имя Рашид-Хана Капланова, с которым дед часто встречался. К сожалению, в день выселения карачаевского народа - 2 ноября 1943 г. - эти записки затерялись, поэтому я, уже будучи взрослым, пытался установить кумыкских родственников моей матери, но сделать это было нелегко. Когда я уже стал кандидатом наук и изучал историю революции и гражданской войны, я узнал, что Рашид-Хан Забитович Каплапов (1883-1937 гг.), великолепно образованный кумыкский князь, являлся одним из руководителей Союза объединенных горцев Кавказа, затем Горского правительства, министром просвещения Азербайджанского правительства в 1919-1920 гг. Для выяснения истины я специально поехал в аул Джегута (Джёгетей) к своему двоюродному брату Хусейну Тугановичу Борлакову, родному племяннику моей матери, и спросил его о наших родственниках в Кумыкии. Он был 1912 года рождения, имел среднее образование и обладал прекрасной памятью. Хусейн подтвердил, что Борлаковы родом из кумыкских шамхалов, что Крымшамхаловы, и Борлаковы происходят от этих шамхалов. Говоря о связях нашего Хамзата Борлакова со своими кумыкскими родственниками, он рассказал о самом знаменитом из них - Рашид-Хане Капланове, который, по его словам, приезжал к деду Хамзату в 1917 г. с группой своих товарищей (их было 4 человека). Хусейну тогда было 7 лет, но позже, когда он стал взрослым (17-18 лет), прочитал записки деда и обратился к нему за разъяснениями, тот рассказал, что Рашид-Хан ему приходится братом в четвертом поколении. Оба они имели единого родоначальника шамхала Чопана. Если учесть, что Чопан жил в XVI в. (умер в 1574 г.), а Борлакъ переехал в Карачай во второй половине XVIII в. из аула Аксай, где тогда жили наследники Солтан-Мута (сына Чопана), то, судя по "Родословному дереву княжеских фамилий Северной Кумыкии", составленному видным ученым Гасаном Оразаевым, Борлакъ мог быть прапра-правпуком Чопана (Чопан - Солтан-Мут - ето сын Солтан-Мут - Айдемир - Алибек) (Оразаев Г. М.-Р. Солтан-Мут - родоначальник княжеских фамилий Северной Кумыкии // Аджаматов Б. Шамхалы Тарковские. Махачкала. 1999. С 74-75). Пять внуков Алибека Аксайского - Алибек, Уцуму, Арсланбек, Эльдар и Каплан - были родоначальниками пяти аксайских княжеских фамилий (Там же. С. 69). К сожалению, установить имя отца Борлака пока не удалось. Возможно, он был братом или сыном Алибека. Вполне возможно, что у Борлака тогда было другое имя (двойные имена у горцев Кавказа встречались часто). Надеюсь, что дальнейшее изучение этого вопроса поможет исследователям установить истину. Что касается Али, родоначальника карачаевской фамилии Алиевых, то известно, что он был из первостепенных аксайских дворян, в 1703 г. окончил Каирский университет "Аль-Азхар", после чего 7 лет работал эфенди в кабардинском ауле Атажукинском, а в 1710 г. переехал по приглашению владетельных князей Крымшамхаловых в Карачай, в аул Карт-Джурт, где служил эфенди, умер в 1741 г., имел сына Исмаила и двух дочерей. В одном из официальных документов середины XIX в. указано, что Алиевы поддерживают связи со своими аксайскими родственниками Шинаевыми. Старший брат Али по имени Хаджи, родоначальник фамилии Хаджиевых, служил эфенди в Верхнем Баксане. О своих кумыкских корнях знают многие карачаевцы и балкарцы, об этом надо рассказать людям. Знать свои корни полезно всем - это укрепляет дружбу между народами, а в дружбе - наша сила. Опубликовано: "КНКО: Вести" 2002/2003
 
кумыки есть разные,в каякентских например большую роль сыграли даргинцы,есть центральные кумыки(карабудахкентские,буйнакские и таркинские) в их нем этносе сыграли большую роль аварцы,даргинцы и лакцы, в хасавюртовских этноси принимали участие чеченцы, в бабаюртовских чеченцы и ногайцы в этом районе больше всего прослеживается монголоидность из-за влияние ногайцев,терские(брагунские и моздокские) а вот здеся сыграли свою роль вайнахи и кабардинцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
нет чистого народа. во всех народах происходили смеси с соседями, точно так же приходили и в Карачай и в Балкарию из Грузии, адыго-абхаз, осетин, вайнахов и дагестанцев, но от этого никто из нас не становится грузином или еще кем бы то ни было, мы карачаево-балкарцы. Точно так же, например, вся кабардинская аристократия были кумыками и карачаево-балкарцами, а также такое положение было во многих народах Дагестана. Кумыкские шамхалство входило почти вся территори Восточного Кавказа, конечно же были соседи, которые ассимилировались среди кумыков, как и наоборот. ну, а если хотите по подробнее узнать кумыко, за кого они себя считают, то можете зайти на их сайт и спросить www.kumukia.ru
 
я живу в дагестане и у меня много друзей кумыков,и я делаю свои выводы что это за народ,они ничем неотличаются от остальных дагестанцев,и по характеру и по внешним даным они типичные горцы)))и они себя а их большенство считают себя дагами.
 
Цитата
у меня много друзей кумыков,и я делаю свои выводы что это за народ
То есть это ваше субъективное мнение? Я правильно поняла? :smt001
 
Цитата
Цитата
у меня много друзей кумыков,и я делаю свои выводы что это за народ
То есть это ваше субъективное мнение? Я правильно поняла? :smt001
Совершенно верно :smt002
 
и у меня есть друзья и знакомые кумыки и к тому же почти со всех тех районов и сел, которые выше написаны, а также есть друзья кумыки из Чечни. в универе тесно общались, и на работе есть кумык, короче говоря я их не плохо знаю) сейчас читаю древнюю рукопись Атая Карабудахкент Хаджи "История Карабудахкента". Эта рукопись рассказывает о всей истории Кавказа за последние 2.000 лет и написана она почти на чистейшем карачаевском языке, а так же в этой рукописи упоминаются карачаевцы, об никто из наших историков пока еще не знает..
 
Цитата
и у меня есть друзья и знакомые кумыки и к тому же почти со всех тех районов и сел, которые выше написаны, а также есть друзья кумыки из Чечни. в универе тесно общались, и на работе есть кумык, короче говоря я их не плохо знаю) сейчас читаю древнюю рукопись Атая Карабудахкент Хаджи "История Карабудахкента". Эта рукопись рассказывает о всей истории Кавказа за последние 2.000 лет и написана она почти на чистейшем карачаевском языке, а так же в этой рукописи упоминаются карачаевцы, об никто из наших историков пока еще не знает..
Вот этой информацией можеш поделтся,ну а так карабудахкент в принципе молодое селение оно основоно одной из самых последних в карабудахкентском районе
 
есть еще много рукописей, которые надо изучить, сейчас уже некоторые другие занимаются. сложности в том, что они написаны арабским алфавитом, не всегда совпадающим с оригинальным арабским. а ты сам кто по национальности?
 
отец Аварец мать лачка,просто живу я в махачкале на районе где мног кумыков живут :smt001
 
случайно не в 37 школе учился? :smt001
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам