Войти на сайт
22 Октября  2017 года

 

  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
ЧЕРКЕСЫ ? КТО ОНИ?
 
В 1996г. в г.Майкоп была издана очень интересная книга под названием: ?ИЗГНАНИЯ ЧЕРКЕСОВ? (причины и последствия). Автор: Бэрзэдж Н. Перевод: Н.Хуажева, М.Губжоков. Кто не читал ,советую прочесть, книга является международной, написана иностранцем, базируется на данных международных и российских исследователей и историков. В книге имеются даже данные эпиграфики (меня это даже привлекло больше). Эпиграфика ? это древние письменные источники, их когда-то исследовал профессор Г.Ф.Турчанинов и написал книгу ?Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа?, [b:407a8601df]до сих пор находящейся под негласным запретом. [/b:407a8601df] Итак, я приведу несколько абзацев из книги под названием: ?ИЗГНАНИЯ ЧЕРКЕСОВ?? ??Все автохтонные (коренные) народы Северного Кавказа во всём мире известны под именем черкесов, хотя у каждого есть собственное самоназвание: - адыгэ (абадзехи, шапсуги, натухаевцы, темиргоевцы, кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы и др.) - апсуа ? ашуа- ашхаруа (абхазы, абазины); - вайнахи: нохчи, галгаи (чеченцы, ингуши, бацбийцы); - пех (убыхи); - ирон, дигор (осетины); - даргинцы, лезгины, лакцы, дидойцы, аварцы и другие коренные дагестанские народы; - карачаевцы, балкарцы. [b:407a8601df]Этноним ?черкес? не принадлежит ни одному из этих народов и их языков, являясь иноназванием. [/b:407a8601df]
 
[b:b3c9e2cbf0]ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.[/b:b3c9e2cbf0] В 1604-1605 годах Россия предпринимает поход в Дагестан, однако объединенные силы чеченцев и дагестанцев наносят ее войскам поражение. В том же 1604 году российские войска, вторгнувшиеся на Кубани, были остановлены в районе Щеткалэ (Ставрополь). В 1613 году Россия укрепляет Терский городок и превращает его в военно-административный центр, откуда нередко вмешивается во внутренние дела черкесов. Так было, например, в начале 1640-х годов, когда терские казаки при поддержке калмыков разграбили Кабарду, приняв сторону одной из соперничающих группировок местных князей. В 1645 году Кабардинцы присягают (как аварцы и ногайцы) на подданство России, которая тут же привлекает их для совместного похода против Крыма. К 1711 году относится новое вторжение России в Дагестан. В 1722 году русские войска комбинированным ударом с моря и суши овладевают Дербентом. Однако после смерти Петра I в 1725 году влияние России в Прикаспии ослабевают и в 1735 году ее войска оставляют Дагестан. Не прекращаются набеги на Северный Кавказ Крымского ханства, вассала Османской империи. На 1707, 1720 и 1728 годы приходятся наиболее крупные вторжения крымцев. К этому же периоду относится и вторжение иранских войск шаха Надира в Дагестан. Самоотверженное сопротивление местных народов заставило захватчиков убраться восвояси....
 
Однако на протяжении 64 лет после окончательного окружения (в 1801 году к России была присоединена Грузия) и через 49 лет после завершения наполеоновской кампании вплоть до самого момента массового изгнания сотен тысяч черкесов, Северный Кавказ оставался непокоренным. ?Привыкшая к легким победам в Азии, сумевшая остановить наполеоновскую армию, Россия не ожидала встретить значительное сопротивление со стороны малочисленных и разрозненных горских племен. Против них были брошены огромные силы из черноморских, линейных и донских казаков. Однако черкесы незамедлительно и без особых усилий отразили этот натиск?. Спасаясь от крепостной неволи, российские крестьяне бежали на окраины Руси, пополняя ряды казаков, являвшихся свободными земледельцами. [color=red:e4c04097f9] ?Сотня казаков, проверенных в боях, не раз доказавших свою храбрость, не рисковала вступать в бой с десятью абреками-черкесами?. ?Казаки были не довольны той ролью, которая отводилась им в царской России, потому что их вынуждали выполнять самые непривлекательные работы: они служили денщиками, ухаживали за лошадьми, обслуживали и охраняли офицеров??[/color:e4c04097f9] ??Первоначальным занятием казаков были набеги, разведка и охрана границ. Со временем они превратились в естественный пограничный барьер России и в конце концов, утратив остатки былой независимости, стали колонистами на завоеванных ими землях?.
 
[b:753fde7b33][color=blue:753fde7b33] Религиозные верования на Северном Кавказе никогда не ставились выше традиций (хабзэ), которые были практически одинаковы во всем регионе.[/color:753fde7b33][/b:753fde7b33] Христианство начинает проникать на Северный Кавказ с VI века н.э.- миссионеры прибывают следом за византийскими и генуэзскими торговцами. Однако ни у одного народа региона новая религия не получила массового распространения, у принявших же ее она причудливым образом переплеталась с языческими верованиями. В VIII веке, после захвата арабами Дербента, на Северо-Восточном Кавказе начинает распространяться ислам. Но только на юге Дагестана и частично в Чечне эта религия сумела закрепиться. [color=darkblue:753fde7b33] [b:753fde7b33]Уместно напомнить, что еще задолго до возникновения мусульманской религии все моральные заповеди ислама нашли свое воплощение в обычаях черкесов. [/b:753fde7b33]Запрещенные шариатом, но до сих пор не искорененные грехи (воровство, обман, прелюбодеяние и др.) были сведены на нет законами, ставшими воплощением тысячелетней мудрости черкесских народов. Все это неоднократно было отмечено в воспоминаниях иностранцев, путешествовавших по Кавказу, выражавших на страницах своих книг удивление, глубокое уважение и восхищение всем увиденным. То же зафиксировали и прибывшие в 1778 году в Суджук-Кале командующие османской армией и морским флотом, в совместном рапорте отметившие, что черкесы ?по своей природе близки к исламу?.[/color:753fde7b33] Большая часть народов Северного Кавказа, исповедовавших ислам, несмотря на все усилия османов, не покинула свою землю, в то время как многие из тех, кто так и не принял эту веру, оказались вовлечены в процесс изгнания. Все это говорит о том, что религиозная пропаганда так и не смогла разрушить у черкесов чувства патриотизма, любви к Родине и побудить их к переселению. Религиозные воззрения черкесов не были решающей причиной их трагического исхода на чужбину. Это подтверждается тем, что народы Чечни и Дагестана, где ислам пустил наиболее глубокие корни, остались на исторической Родине, в то время как убыхи и большинство абхазов, не являвшиеся мусульманами, стали жертвами Великого черкесского изгнания.
 
Один из российских историков И.Н. Захарьин писал: ?Горцы сопротивлялись чрезвычайно упорно? как отдельный человек в поле не сдавался перед целым войском, но умирал убивая, так и народ после разорения дотла его деревень, произведенного в десятый раз, цепко держался на прежних местах. Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа только потому, что горцы не хотели покориться. Надо было истребить горцев на половину, чтобы заставить другую половину положить оружие? Особенно пострадала слабая часть населения- женщины и дети?. [b:95e896a7e4] [color=darkblue:95e896a7e4] Многие мелкие народцы и племена были истреблены поголовно и навсегда исчезли с лица земли; почти весь Западный Кавказ был обращен в безмолвную, дикую пустыню.[/color:95e896a7e4][/b:95e896a7e4]
 
[b:08b9192dd5] Чтобы разрушить традиционный образ жизни горских народов и усилить процесс их ассимиляции, и Россия, и Османская империя прибегали к использованию религиозного фактора.[/b:08b9192dd5] Так, в составе частей российской армии, осаждавших Ведено и Дарго, находились христиане-кабардинцы и христиане-тушины (вахнахское племя). В целях разжигания вражды и ненависти среди народов Северного Кавказа обе империи часто прибегали к раздаче подарков и взяткам, что со времен превратилось в целую систему.
 
Так, по имеющимся данным, только в период с января по конец июля 1864г. переправилось в пределы Османской империи следующее количество черкесов: из Тамани 27.337 чел., из Тамани 27.337 чел., из Анапы 16.452 чел., из Новороссийска 61.995 чел., из Туапсе 63.449 чел., из Сочи 46.754 чел., из Адлера и Хосты 20.731 чел., [b:47a3d7b862]Итого [/b:47a3d7b862] 236.718 человек. Кроме того, по данным того же источника, 21.350 чел., самостоятельно изыскав возможности, отправились из других пунктов. Энгин Акарлы, занимавшийся изучением этнического состава населения европейских владений Османской империи, считает, что в период с 1860 по 1878 годы на Балканах проживало 4.384.500 мусульман. Из них: турок 2.000.000 чел., албанцев 1.300.000 чел., боснийцев 600.000 сел., черкесов 400.000 чел., прочие 84.500 чел., По оценкам Ф. Канитца, только за первую половину 1864 года на Балканы была доставлена 41 тысяча семей черкесов (250 тысяч человек), расселенных по районам: Эдирне и Ислимье 6.000 семей Силистра и Видин 13.000 семей Ниш и София 12.000 семей Свиштов, Никопол, Рушук и Добруджа 10.000 семей.
 
Кемаль Карпат, опиравшийся в своих работах на турецкие архивы, публикует такие цифры: с 1859 по 1879 годы 2 млн. человек были изгнаны с Северного Кавказа; из них только 1,5 млн. добрались до предназначенных им под селение районов. После анализа и сравнения существующих статических данных, изучения источников и литературы различных авторов, можно с уверенностью определить число изгнанников с Северного Кавказа: с 1857 по 1876 годы (с учетом того, что пик выселения пришелся на 1864-1866 годы). Не менее 1 млн. 400 тыс. чел. с момента окончания русско-османской войны 1877-1878 годов по 1910 год. Не менее 300 тыс. человек. [b:dc0f6f0871][color=darkblue:dc0f6f0871]Итого: с 1857 по 1910 годы с Северного Кавказа в Османскую империю было насильственно изгнано. Не менее 1 млн. 700 тыс. чел.[/color:dc0f6f0871][/b:dc0f6f0871]
 
Если вы хотите всю информацию, тогда вам придётся найти эту книгу и прочесть..Лично мне она много информации дала, которую я искал давно.
 
очень интересно. а где книгу достать? может ,есть в электронном виде?
 
За границей действительно почти всех выходцев с Сев.Кавказа называли черкесами, но это только от их собственной тупости и невежества. Черкесы это черкесы (Адыги)
 
Черкесы не могут быть черкесами - адыгами. Они ими стали лишь в 1922 году, хотя с истинным черкесам ничего общего не имеют. Черкесами называли только Алан (слово черкес означает с тюркского языка чер- противоположная сторона и кес - резать).
 
http://www.elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?t=3400
 
Цитата
Черкесы не могут быть черкесами - адыгами. Они ими стали лишь в 1922 году, хотя с истинным черкесам ничего общего не имеют. Черкесами называли только Алан (слово черкес означает с тюркского языка чер- противоположная сторона и кес - резать).
ну да, а до этого черкесами тоже только алан называли. Тогда , выходит, братья Марии Темрюковны- балкарцы :smt002
 
Что значит черкес по адыгейски?
 
Цитата
Черкесы не могут быть черкесами - адыгами. Они ими стали лишь в 1922 году, хотя с истинным черкесам ничего общего не имеют. Черкесами называли только Алан (слово черкес означает с тюркского языка чер- противоположная сторона и кес - резать).
Простой вопрос: как балкарцы называют кабардинцев?, Как чеченцы называют кабардинцев? Ответ знаете сами. Только не говорите, что с 1922 года. По моему ответ очевиден.
 
Цитата
Цитата
Черкесы не могут быть черкесами - адыгами. Они ими стали лишь в 1922 году, хотя с истинным черкесам ничего общего не имеют. Черкесами называли только Алан (слово черкес означает с тюркского языка чер- противоположная сторона и кес - резать).
Простой вопрос: как балкарцы называют кабардинцев?, Как чеченцы называют кабардинцев? Ответ знаете сами. Только не говорите, что с 1922 года. По моему ответ очевиден.
А как кабардинцы зовут себя? А как арабы и турки (а так же народы европы до 20 века) зовут всех северо-кавказцев?
 
Цитата
За границей действительно почти всех выходцев с Сев.Кавказа называли черкесами, но это только от их собственной тупости и невежества. Черкесы это черкесы (Адыги)
"Черкес"- это прозвище кавказских гуннов. После распада воинской группы адыгского вояки Бековича, которого "Черкасским" назвал русский двор по географическому признаку, сражавшегося против горцев, части войска назвались этим прозвищем и перешли к оседлой жизни. Нет такого народа "черкесы". Это тюркское прозвище перекочевало и в русский Двор, где всех непокорных называли "черкас". Но это не имеет никакого отношения к адыгам. Адыги были подручные в политике царя по усмирению Кавказа.
 
Цитата
Что значит черкес по адыгейски?
а что по-немецки означает "немец"?
 
Цитата
"Черкес"- это прозвище кавказских гуннов. После распада воинской группы адыгского вояки Бековича, которого "Черкасским" назвал русский двор по географическому признаку, сражавшегося против горцев, части войска назвались этим прозвищем и перешли к оседлой жизни. Нет такого народа "черкесы". Это тюркское прозвище перекочевало и в русский Двор, где всех непокорных называли "черкас". Но это не имеет никакого отношения к адыгам. Адыги были подручные в политике царя по усмирению Кавказа.
По-поводу подручных- это сильно. Видимо поэтому больше всех от русских пострадали (или для уважаемого автора адыги- это только кабардинцы, а других он не знает?) По-поводу Бековича. Это откуда же такие интересные сведения? Кстати, о каком именно Бековиче идет речь? О том, который жил во времена петра 1, и погиб в Хиве? Или о том, который жил во времена Ермолова? А как же насчет Темрюковны и ее братьев- Черкасских?
 
[b:b81f7bb751]адыгеец[/b:b81f7bb751], )))
 
Цитата
[quote:6588c907b1="fay"] А как же насчет Темрюковны и ее братьев- Черкасских?
Темрюк=Темир+окъ
 
[quote="ВЕЗДЕ МЕСТНЫЙ Темрюк=Темир+окъ[/quote] Получается Гощаней балкарка была?))
 
Цитата
[quote="ВЕЗДЕ МЕСТНЫЙ Темрюк=Темир+окъ
Получается Гощаней балкарка была?))[/quote] Незнаю кто она была я в её биографии не разбирался.Я написал к тому,что просто фамилия тюркская.
 
у нее фамилия не темрюкова была)) а Идарова
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам