Войти на сайт
29 Марта  2024 года

 

  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ач уят къоймаз.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
ПРАВОСЛАВНЫЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЫ
 
[size=18:f8a81980fd]Православные карачаево-балкарцы [/size:f8a81980fd] Православие в среде горских тюрков: карачаевцев и балкарцев является традиционной религией, хотя сегодня большинство карачаево-балкарцев исповедует ислам. Вот, что написано об этом в книге по истории Кабардино-Балкарии, под редакцией проф. Кумыкова. "В балкарско-карачаевскую среду христианство проникло из Византии еще в VI в. при болгарском хане Кубрате. Оно отражено во множестве археологических памятников Балкарии и Карачая VI - XIV вв. В Х в. Византия освятила "Дланскую епархию" с центром в Карачае, где были построены знаменитые храмы византийского стиля: Сентинский, Шоанинский, Зеленчукские. Верховья Архыза, где в XIV в. расселился родоначальник карачаевцев - Карча, усеяны каменными стелами и крестами с греческими и горскими надписями. В Балкарию христианство проникло из Грузии, что подтверждает церковь XII в. в ауле Холам с настенными грузинскими фресками и надписями. В 1743 г. кизлярский дворянин А. Тузов, а позднее академик Клапрот в Верхнем Чегеме видели хранящееся у балкарцев в тайне Евангелие XV в. В 1772 г. академик И. Гюльденштедт осматривал в Верхнем Чегеме "крытую жестью церковь". О широком распространении христианства говорит найденный в Верхнем Чегеме нательный крестик XIII в. Еще в XIV в. летописцы Тимура называли асов - балкарцев неверными, хотя в Карачае каменные плиты с арабскими текстами были известны уже в Х в. Однако, вероятнее всего, становится ислам преобладающей религией Балкарии с конца XVI - начала XVII в." (Эта информация взята на сайте православных тюрков). Что ты думаешь по этому поводу?
 
Девочка такая красивая)) А такой ерундой занимаешься))))
 
А что об этом можно думать? :smt006 Карачаевцы поклонясь и идолам :smt003 Что было - то было :smt006
 
[b:6f53ba51ce]о том, что наши предки исповедовали христианство могут свидетельствовать и названия некоторых месяцев года, например: Абыстол ай(месяц Апостола), или некоторых дней недели, например: гюрге кюн(вторник) день Георгия, хотя, есть предположения некоторых исследователей, что эти названия нам *подарили* наши соседи - осетины и мы никогда не были христианами. Но думаю важнее то, что мы имеем на сегодняшний день, а что было, то, действительно было))))[/b:6f53ba51ce]
 
Цитата
Девочка такая красивая)) А такой ерундой занимаешься))))
:smt022 это интересно!!! :smt002
 
вообще это конечно интересно,,но так неприятно почему-то,,,,и вообще такое жуткое сочетание :smt010
 
Цитата
вообще это конечно интересно,,но так неприятно почему-то,,,,и вообще такое жуткое сочетание :smt010
согласна...режет ухо...
 
[b:5a728c0f17]ZNAK[/b:5a728c0f17], а ты сама исповедуешь какую-нибудь религию?
 
[b:b867bc3424]Курман[/b:b867bc3424], конечно, исповедую
 
Цитата
[b:fd29cf49f6]Курман[/b:fd29cf49f6], конечно, исповедую
А какую? :smt001 Вернее если нормально сформуливароть то, что хочу спросить, то выглядеть это будет так: [i:fd29cf49f6]Ты кто по ациональности и какую религию исповедуешь?[/i:fd29cf49f6] :smt001
 
Я балкарка и мусульманка :smt002 !!!!
 
[b:85a0ecbd43]Курман[/b:85a0ecbd43],а ты кто по национальности?
 
карачаевец :smt006
 
Изначально аланы были язычниками, многобожниками, как и арабы. Но "божества" другие брали. А ислам пришел от туркоВ, в искаженном виде, так как в это время уже у турков был искажен. Например: они направлялись на хадж, и брали с собой танцовщиц, чтоб в дороге не скучать.
 
ну язычниками раньше были все, и смысл ислама искажали не только турки. Например, на русский язык и не только всем известное нам слово "ДЖИХАД" переводится как "СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА", [b:503e2c8ee9]на самом же деле, перевод с арабского таков "СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА"[/b:503e2c8ee9] . Поверьте, это существенная разница. Борьба на пути Всевышнего Аллаха - есть показывать всем людям добро и человечность мусульманей, быть образцом хорошего человека (и люди сами поятуньтся к таким, и примут Ислам, и таким новым мусульманам нужно помогать) не убывая и не проливая кровь кого бы то ни было. ,хоть иудея!!!!!!!!! Ведь приглядитесь туда, где возник ислам ещё в 7ом веке н.э.!!!!! Саудовская Аравия, разве вы когда-либо слышали , чтоб там кто-то кого-то убывал или возникали войны????? НИКОГДА!!! [b:503e2c8ee9]ЭТО ТО НА ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ И РАВНЯТЬСЯ НА НИХ!!!!! [/b:503e2c8ee9]
 
Насчет искажения не имею ничего против. Но откуда вы взяли что ислам карачаевцам принесли турки, тем более принесли искаженный ислам? Мне очень интересно, ибо если приняли искаженный ислам, то выходит наши предки были изначально "кривыми" мусульманами? :smt006 Буду рад, если сможете подкрепить свои слова тем, на что опирались когда говорли именно так. P.S. "отправляясь на хадж брали с собой тансовщиц" - самая бессовесная ложь, котору когда либо сшылали мои уши.
 
Во-первых, я никогда не вру. Во-вторых, если вы чего-то не поняли- спросите нормально, не обвиняя в чем бы то ни было. В-третьих, Это не ложь, я говорю о том времени, когда Ислам был сильно искажен. Можете проверить, можете не верить- ваше право. "Кривые Мусульмане" возникли сразу после смерти пророка (САУС) так чего вы удивляетесь?
 
Прошу простить меня, не оскорбляйтесь на слова. Но будьте добры обосновать и ответить на вопрос
Цитата
Но откуда вы взяли что ислам карачаевцам принесли турки, тем более принесли искаженный ислам? Мне очень интересно, ибо если приняли искаженный ислам, то выходит наши предки были изначально "кривыми" мусульманами? Буду рад, если сможете подкрепить свои слова тем, на что опирались когда говорли именно так.
И то, откуда вы взяли вот это
Цитата
они направлялись на хадж, и брали с собой танцовщиц, чтоб в дороге не скучать
А насчет верить-не верить: если это ваши слова про ислам в Карачае высосанны из пальца, то мне сказать нечего :smt003, но если не высосаны из пальца, то надеюсь вы помните откуда вы почерпнули эту информацию? :smt004
 
[b:022489fad7]Курман[/b:022489fad7], я не говорила то,что турки принесли ислам к нам, хотя это возможно.
 
Цитата
[b:f15770080e]Курман[/b:f15770080e], я не говорила то,что турки принесли ислам к нам, хотя это возможно.
Это он мне :smt001
 
Курман, ты (можно я на "ты"?) прав в одном, я редко говорю недостоверную информацию, это тот случай, так как я об этом не читала, мне рассказывали. И благодарна что одернули меня, так как привычки такой не имею. Поэтому, информация не высосана из пальца, но недостоверна. Постараюсь уточнить в ближайшее время.
 
Да, у нас мног всего рассказывают. Но к сожалению суть сказанного в большинстве своем оказывается под влиянием мировоззрения рассказывающего. Если кто -то сказал про танцовщиц, то человек, которому нравится такая подача информации, принимает её за точку зрения и продолжает рассказыватьь другим, зачастую не задумываясь о правдивости. А пока я приведу лишь несколько отрывков, которые быть может прольют свет на эту тему:
Цитата
Они несколько раз принимали православное христианство (из Византии, в VI-VII вв. и X-XII вв.; позже из Грузии), всякий раз через какое-то время возвращаясь к язычеству; так, арабский историк Масуди сообщает, что в 931 г. аланы выгнали своих священников и разрушили свои церкви* (Пфаф В.Б. Материалы для древней истории осетин.). Имеющиеся археологические данные позволяют утверждать, что Ислам на территорию Алании начал проникать в IX-XI вв.; по крайней мере, один из найденных недавно в Карачае мусульманских надгробных камней датирован 1044 г. Исследования дают основание полагать, что исламизация аланов началась в XI в., продолжилась в XIII-XV вв. и была завершена обращением в ислам их непосредственных потомков - осетин, карачаевцев и балкарцев в XVI-XVII вв. [size=9:8f325593ff]Взято с сайта galgai.ru/islam/stolpy_islama_i_very/print.html?id=53[/size:8f325593ff]
Цитата
В XVIII веке, действительно, происходит укрепление позиций ислама в Карачае. Однако усиление позиций ислама и изменение его политической роли - это вовсе не начальное его проникновение. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения аланского народа к исламской религии. Возможная же граница этого исторического начала отодвигается все дальше вглубь аж в VIII-IX века. События первой половины семисотых годов, когда арабский полководец Маруан во главе со стодвадцатитысячным мусульманским войском разбил войска хазар и заключил с Каганатом на своих условиях договор о сохранении последнего (в зависимости от которого тогда находилась Алания), не остаются без внимания. Очевидно, что если арабы побывали в тех местах, где жили в VIII веке предки современных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же. Первым из историков о раннем исламе в Карачае и Балкарии (средневековой Алании) высказался В.А. Кузнецов - автор монографии "Алания X-XIII веков". При описании Нижне-Архызского городища, которую считал столицей Алании ,он упомянул, что с этим городищем связан ряд памятников "греко-византийской и мусульманской эпиграфики", отметив, что арабские куфические тексты на Нижне-Архызских надгробных камнях - "это самые ранние мусульманские надписи на всем Северо-западном Кавказе". В рецензии на эту монографию В.А. Гадло особо отметил важность данных эпиграфических находок, согласившись с Кузнецовым в их "мусульманской" атрибуции и пожалев о том, что сложная религиозная ситуация в Алании X-XII веков лишь в общих чертах зафиксирована, но недостаточно глубоко раскрыта в книге. "Вместе с тем эпиграфика, - подчеркнул рецензент, - свидетельствует о наличии мусульманской колонии в Архызе". Несомненно одно, единственным путем проникновения исламских миссионеров на территории нынешнего Карачая и Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда ислам пришел еще в VII веке, в эпоху 2-го праведного халифа Умара Аль-Фарука. Основным источником доказательств непрерывности и глубины этого процесса являются особенности карачаево-балкарской лексики и топонимики, насыщенной мусульманской терминологией, данные фольклора и устной истори. Легенда гласит, что последний царь Алании (XIV в.) Темирболат-хан был мусульманином. Он выдал одну из дочерей замуж за дядю крымского хана и отправил своего младшего сына Карчу (впоследствии ставшего основателем государства Сибильти-Къарачай) в Крым, для получения образования. [b:8f325593ff]В Крыму молодой царевич Карча получил образование. Он владел тюркской, греческой и арабской письменностями и языками. Стоит к этому добавить, что в Золотой Орде, в состав которой входила Алания, ислам был объявлен государственной религией в начале XIV века (1312 г.) ханом Узбеком. И учиться при дворе крымских ханов, жить у зятя мусульманина, изучать арабскую графику и не быть мусульманином, это было невозможно по определению.[/b:8f325593ff] Огромной популярностью пользуется книга Умара Алиева "Карачай". На ее страницах наши [b:8f325593ff]современники находят убедительные свидетельства и доказательства тому, что карачаевцы уже давно были сплоченным мусульманским народом Кавказа, чье социальное и государственное устройство, образ жизни, культура, этика, право, связи с внешним миром и идеалы соответствовали нормам ислама. В итоге усиления Османского государства и провозглашения ее Исламским Халифатом Карачай и 5 горских обществ, называемых сегодня Балкарией, признали Верховный суверенитет турецкого султана в качестве Повелителя Правоверных (Амир Аль-Муъминин).[/b:8f325593ff] С XVII века правители Карачая именовались "валиями" ("вали" - наместник) султана Османской империи. Вхождение в Халифат не наносило ущерба экономике Карачая, не ограничивала свободы народа и самостоятельности его правителей и имела скорее символическое и религиозное, чем политическое значение. [size=9:8f325593ff]Взято с сайта islamnews.ru/index.php?name=Articles&file=article&sid=379 и real-alania.narod.ru/islam/polosin/mbici.htm[/size:8f325593ff]
Отмечу, что с особенным нетерпением жду ответа на:
Цитата
А ислам пришел от туркоВ, в искаженном виде, так как в это время уже у турков был искажен
не говоря уже о:
Цитата
они направлялись на хадж, и брали с собой танцовщиц, чтоб в дороге не скучать.
Наверное вы прочли приведенные выше отрывки, и обратили внимание на то, что укоренение ислама и его укрепление совпадает с расцветом ислама связанную с Османской империей. И поэтому, утверждение того, что "ислам пришел к нам в искаженном виде, потому что его принесли искаженные турки" не имеет ничего общего с реальными событиями. Другими словами, они не соответствуют истине. Если вы всего лишь "слышали" и вам "рассказывали", то скорее всего вам трудно будет найти доказательства вашим словам. Поэтому могу сказать, что шли на хадж с танцовщицами - неправда. Ха, имело ли место танцы в быту и в жизни у турков - да, скорее всего :smt003 но чтобы сказать что они ходили на хадж и брали с собой танцовщиц, чтобы не скучать - для этого требуется очень веские основания. :smt006
 
[b:056edaa4f6]Лейла и Знак![/b:056edaa4f6] а что жутко и режет ухо? абыстол ай и Гюрге кюн? Что здесь жуткого?Объясните-ка! Да, в Алании было распостранено христианство,а это его наследие, очень яркая и славная страница истории. Вопрос - Архызский, Сентинский и Шоанинский храмы глаза не режут?
 
И ещё. Например, я считаю, что ни в одном языке мира нет такого красивого и поэтичного наименования радуги, как в карачаево-балкарском. "Тейри къылыч". Это вообще наследие язычества. Неужели "меч Бога" тоже ухо режет и звучит жутко?
 
вы про определенные рода говорите? ведь до нашествия темирлана не было единого общества. а были сосуществующие в ограниченном геграфическом ареале рода. о чем свидетельствую ны забытая пословиц " хар тукъумну тили башха" возможно какая то группа родов исповедывали православие, но как доминирующая религия, думаю такого не было. про свой род могу сказать что до принятия ислама мы верили ТЕЙРИ и возвеличивали лошадей, в особенности ЧАЛОЙ масти. а строительство в частноти шоанинского монастыря - до сих пор не нашли строения с подобным архитектурным стилем. внем слились и буддисткие и христианские и языческие черты. так что есть предположение что это здание не раз перестраивалось. так что относить его происхождение к хрестианству - не дальновидно. а что насчет православных карачаевцев и балкар? думаю такие и сейчас есть, иэто обсолютно нормально. религия выбор каждого, и не должно зависеть от происхождения и место жительства.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам