Войти на сайт
18 Августа  2017 года

 

  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Хата – гитчеден.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Хатерли къул болур.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Предания карачаевцев, балкарцев и кумыков
 
[b:0bd524b2dd]По устному сообщению их старейшин, с давнего времени они жили в Кумских степях до Дона. Но никто точно не знает, сколько времени они там жили. Их главный город, который должен был быть великолепным, назывался Къыркъ Маджар, который на их языке означает "Сорок каменных зданий" или "сорок четырехколесных арб". Здесь господствовали различные князья их. Но к началу второго века Хиджры они со своими соседями жили в постоянных неладках и, наконец, они были изгнаны, откуда они пришли в Большую Кабарду. Но в более поздние времена они были вытеснены в высокие горы, к истокам Кубани, Баксана и Чегема - и там стали жить. Одна часть их стало жить на Малке и только позже пришли в верховья Черека, от чего они ведут свое имя Малкъар или Балкъар. В своих новых местах они долго жили спокойно, пока грузинская царица Тамара соседних осетин и другие кавказские народы, как и басиан, не покорила. Она всюду ввела христианство, от которого у этих татар и сегодня имеются следы и старые церкви стоят... После завоевания грузии монголами, как кажентся, басиане опять стали свободными. Однако в поздние времена они попали под господство Кабардинцев. Карачаевцы принадлежат к красивейшим народам Кавказа и одновременно и многократно к грузинскому типу, чем в степях живущим татарам. Они хорошо сложены. Они красивы своим лицом с большими черными глазами и белой кожей. Среди них не встречается люди с широкими лицами и глубоко сидящими глазами Клапрот, с. 504-514[/b:0bd524b2dd]
 
[b:f1e6af8bbc]По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджара еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани. Название бассиане производят от самого знаменитого семейства этого рода, которому грузинская география приписывает осетинское происхождение. По старинному преданию, сохранившемуся среди них, они давно проживали в Кумских степях, вплоть до Дона, но они не могут точно указать этот период. Их столица, которая, как утверждают, была великолепной, называлась ?Кирк-Маджар?, что на языке бассиан означает ?сорок каменных строений?. Они говорят, что развалины Маджара и есть то, что осталось от их столицы. Там жили многие из их князей. В начале II века по мусульманскому летосчислению они вели непрерывные войны со своими соседями, которые их в конце концов изгнали; они ушли в Большую Кабарду, откуда также были вытеснены черкесами. Разделенные на три группы, они были вынуждены обосновываться в наиболее высокогорных районах (По некоторым другим указаниям, это переселение произошло не более 460 лет тому назад.). Некоторые из них остались вблизи Малки и только позже переселились к истокам Черека, чему они обязаны и своим названием ?малкары?, или ?балкары?. Некоторое время они спокойно прожили в своем новом краю, но в 1207 году грузинская царица Тамара, покорившая осетин и другие кавказские народы, подвергла той же участи и бассиан. Она повсюду ввела христианство, некоторые отголоски которого сохранились до сих пор у этих татар, как и остатки древних церквей в горах на их территории. Они соблюдают семинедельный пост весной и девятинедельный пост в конце лета ? в этот период они воздерживаются от употребления любого мяса, масла и молока. Видимо, со времени завоевания Грузии монголами бассиане обрели свою свободу, но позже они попали в зависимость от кабардинцев и оставались в этом положении до самого последнего времени. Эти татары, которым черкесы дали название ?татар-куш-ха? (?горные татары?, или ?обитатели вершин?), а осетины ? ?асы?, состоят из нескольких племен, живущих изолированно на берегах различных потоков. Это балкарцы, или собственно бассиане, чегемцы и баксанцы (по-русски ?уруслеевцы?).[/b:f1e6af8bbc] ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА [/b]
 
[b:5995e32ed2]Подтверждено, что фамилия Badigatska (Бадиата) действительно происходила из Madshar (Маджар), добавлю еще, что их предки еще раньше ушли из Константинополя или Крыма к Niemtserne (немцам? Т. Х.), в страну, где они находились некоторый период и где до сих пор есть их люди, как, впрочем, и в Мадзхаре. Оттуда переселились сюда два брата, один из которых, Абдулхан, поселился здесь, а второй Tjisiktechan (Тисикхан) поселился западнее и стал основателем рода Balkartserna (балкарцев), с которыми здешние фамилии, по их мнению, находятся в близком родстве. Дигорцы, как правило, называют их Basiatha (Базията) (так же называют их и восточные осетины), есть у них и другое название - Assy (Аси). Согласно утверждению некоторых сельчан, это название относится лишь к Balkeserne (балкарцы), но не к их соседям, таким как Chalmetser (холамцы), Besingier (бызынгыевцы), Tscheleger (чегемцы), Karatschaj (карачаевцы). [/b:5995e32ed2] А. М. ШЕГРЕН ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ
 
[b:596d9a73f6]Во время войны пришельцев [из Маджара] с туземцами из Маджар явился в те же места некто Мысака... балкарцы изъявили согласие признать его своим таубием, если он покорит туземцев. Ему с дружиной удалось это сделать, и он стал пользоваться среди балкарцев значительным влиянием. Затем Мысака снова отправился к маджарам и привел оттуда с собою своего ленного властителя Басиата, при котором Мысака в Маджарии состоял узденем. ? Басиат и Бадинат были братья. Отец их, живший при Джамбек-хане маджарском, был во враждебных отношениях со своими родственниками. После его смерти братьям пришлось выселиться, и они отправились с дружиною в Дигорию. ?Бадинат (дигорцы называют его Бадила, а его потомков бадилатами) остался в Дигории и получил там за охранение ущелья при Донифарсе некоторые права.[/b:596d9a73f6] Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //?Вестник Европы?. СПб, 1884. Кн. IV. С. 554-555.
 
[b:aa6d2c133c]Этот народ, несмотря на свою немногочисленность и неудобство занимаемой им земли, сумел сохранить независимость и самостоятельность до покорения Кавказа Россией, поэтому предания о появлении его в кавказских горных трущобах, образ правления и т.п., могущие служить материалом для истории его, небезынтересны, по крайней мере, для самих горцев. Начну с предания об образовании самого древнего общества "малкар", переделанного, вероятно для благозвучия, в русских официальных бумагах в Балкарское общество. Предание это повествует следующее: в прежние времена ущелье реки Черека было покрыто дремучим лесом с небольшими открытыми полянами. Однажды, это было очень давно, пробрался из плоскости в это ущелье один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого звали себя "таулу" (в переводе - горец)? Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Сторожилам это не особенно понравилось, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили спокойно, размножаясь. Но вот однажды является в горы нейзвестный человек по имени Мисака и останавливается в гостях у Малкаровых, которых в это время было 9 братьев, взрослых мужчин, и единственная их сестра - красавица и умница. Гость был принят радушно. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходил на охоту и против неприятелей, всегда отличаясь умом и храбростью, и этим привлек к себе внимание красавицы, сестры Малкаровых. В конце концов они влюбились друг в друга, но гордые братья Малкаровы не согласились на брак единственной любимой своей сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда она решила пожертвовать жизнью своих братьев ради личного счастья и спасения жизни возлюбленного. Злой умысел свой влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием "Зына" у Малкаровых считался священнодействием и обыкновенно начинался торжественно при участии всех мужчин; обычай этот сохранился в Балкарии и до сих пор. Заговорщики решили воспользоваться этим торжественным днем для приведения в исполнение своего коварного замысла, а до того времени сговорились вести себя так, что будто они покорились воле братьев и гость скоро уедет. Коварная сестра Малкаровых, как распорядительница в доме, приготовила ко дню покоса в Зына самый крепкий горский напиток из ячменя под названием "сыра" ( это среднее между пивом и портером). В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так что они тут же, в поле крепко заснули. Тогда Мисака убил их всех. Женившись на Малкаровой, Мисака завладел землей и другим имуществом Малкаровых, привел туда из плоскости и других людей и начал притеснять мирных труженников таулу, которых в конце концов превратил в своих данников. Потомки Мисака ныне носят фамилию Мисаковых и значатся в числе балкарских таубиев, а потомки рода таулу составляют теперь жителей поселка Сауты: они до освобождения в горах крестьян назывались "джасакчи", т.е. данники. Через некоторое время после этих событий в ущелье, получившее название "Малкар", по имени охотника, открывшего его с первыми поселенцами таулу, является воин по имени Басиат верхом на лошади и с огнестрельным оружием, о котором в то время горцы не имели понятия. Басиата сопровождали люди, которые ему прислуживали. Порох в его ружье воспламенялся, и раздавался выстрел, когда он подносил к дырочкам ствола ружья огонь (надо полагать, это было фитильное ружье). Басиат производит сразу такое сильное впечатление на малкарцев, что они добровольно подчиняются ему, но он, однако, у Мисаков не отнимает прав их по отношению к таулу... После этого народонаселение ущелья начинает быстро увеличиваться под искусным управлением Басиата, о происхождении которого существует следующее предание: два брата Басиат и Бадилят прибыли на Кавказ из Венгрии [то есть Маджар, так как венгры себя называют Magyar - комментарий Керим-хана] (по другому преданию - из Крыма) и сначала пробрались в ущелье реки Урух, где жили дигорцы (и теперь живут) из племени осетин (ныне - Стыр-Дигорский приход Владикавказского округа). У братьев этих были ружья, одна лощадь и один мул. На равнине на лошади поехал старший брат Басиат, а в горах он пересел на мула, а дигорцы, не видавшие до этого времени лошади, Бадилята приняли за старшего и оказали ему больше почета, а после одного случая они его признали за необыкновенного человека и стали ему подчиняться. Случай этот следующий: враждебное племя угнало у дигорцев скотину, Бадилят пустился в погоню за неприятелем и , догнав его, выстрелил по нему и своего ружья, и неприятель, не имевший понятия об огнестрельном оружии, испугался звука и дыма, происшедших от выстрела, бросил скот и убежал. После этого Басиат решил искать счастья в другом месте, переехав через высокие хребты гор, отделявшие Дигорское ущелье от Малкарского, поехал к малкарам (балкарцам), где и был принят, как сказано выше. Потомки Басиата ныне составляют фамилии таубиев Балкарского общества: Абаевы, Жанхотовы, Айдебуловы и Шахановы. Так образовалось "Малкар-эль", т.е. Балкарское общество. Предание это надо дополнить краткими описаниями организации управления народом, созданной родоначальником таубиев Басиатом и существовавшей до введения нынешнего положения об управлении аульными обществами, т.е. до 70-х годов прошлого столетия.[/b:aa6d2c133c] Мисост Кучукович Абаев. Исторический очерк. БАЛКАРИЯ 6 февраля 1911 г. Журнал "Мусульманин",1911 г., Париж ?? 14-17
 
[b:a857a19d1a]Карча считается родоначальником карачаевского народа. Он был сыном одного татарского мурзы и звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, он с родителями жил в каком-то татарском поселении в Золотой Орде, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили ?кара?, или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то надолго в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу. Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: ?Карча! Къарча?, т.е. смотри на черного. С тех пор его так называли Карчею. Ему так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко Кашкар. Он собрал несколько товарищей, взял своих слуг с их семействами и отправился искать себе нового жительства. 616 лет, тому назад, в 1283 году, после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыза (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений... случайно? прикочевали неизвестно откуда кызылбеки?, которые ?потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, - овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их послав из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дня заставили сдаться и наложили на них дань ? 60 коров. Видя плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гостя Хубия: - Как поступить с кызылбеками в настоящем случае? Хубий сказал: - Вы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки. Они приняли совет Хубия и просили кызылбеков об отсрочки времени для уплаты дани. Те, не подозревая обмана, согласились. Как только настала весна, карачаевцы стали удаляться с верховьев Архыза к устьям его, подальше от кызылбеков. На дороге они встретили какого-то старика, жившего здесь с давних времен. Он им сказал: На дороге здесь лежит сарыубек (огромная змея). Их было два, но одну из них убил ногаец, а эта змея осталась и проглатывает всех проходящих по этой дороге. Между вами есть хорошие охотники, вы убейте его гуртом не трудно. Тогда 60 человек послали посмотреть что за змея. Увидевши страшное чудовище, те охотники разбежались: остался один Науруз, он не растерялся. Метко прицелясь, он пустил стрелу прямо в глаз чудовища. Убедившись, что сарыубек убит, он направился в лагерь и здесь рассказал товарищам о своем подвиге. Тогда карачаевцы пошли посмотреть на труп сарыубека. Увидев страшное зрелище, Адурхай упал в обморок (до настоящего времени при каждом удобном случае вышучивают потомков Адурхая: Эх вы трусы! Ваш дед увидев змеиную кровь, упал в обморок от испуга). На этом месте карачаевцы жили два года: все женщины здесь вымерли и осталось только две. Карачаевцы, видя что на этом месте им не везет, переселились?[/b:a857a19d1a] "Кубанские (войсковые) областные ведомости. Екатеринодар. 1899. ? 266 от 12 XII". Записано Бекиром Чеккуевым со слов Даута Хубиева и Ислама Алиева.
 
[b:d90194c6de]До завоевания Карачая русскими войсками в 1828 году, население Карачая в основном было сосредоточено всего лишь в трех больших аулах, находящихся на Уллу-Каме, как называется исток Кубани, вытекающий из-под Эльбруса. Эти три аула были: Кхарт-Джюрт, Учкулан и Хурзук. Это так называемый Большой или Старый Карачай. Советская власть, улучшая быт карачаевцев, сразу же основала еще ряд новых аулов, среди них на текущих параллельно Теберде реках: на Хасаутэ-Кзыл или Красный Карачай и на Большом Зеленчуке с его истоком Архызом аул Архыз (1923г.). До основания этих аулов здесь столетиями никто не жил, и окрестности пребывали в своей девственной красоте. Они оставались и до недавнего времени самыми нетронутыми лесистыми районами Карачая. Происхождение самого названия Карачай и происхождение Карачаевского народа являются предметом гипотез. Например, производят название Карачай от слов тюркского происхождения "Кара" - черный и "чай" река, а по легенде карачаевцев это название идет от их легендарного предка Карчи, якобы выселившегося со своими приверженцами из Крыма. В пользу связи с Крымом, кроме этой легенды, можно привести только фамилию старейших карачаевских князей Крым-Шамхаловых. Язык карачаевцев, сходный с татарским, конечно ничего не говорит, так как народностей говорящих на тюркских языках очень много. Хотя свои скудные познания крымско-татарского языка я мог применить с успехом в Карачае, язык карачаевцев и их соседей балкарцев относят к тюркским языкам кипчакской группы. Кипчаки или половцы были, как известно, степными кочевниками, тревожившими своими набегами Киевскую Русь до 13-го века. Возможно, что от монголов, в 13 веке нахлынувших на кипчаков и на Русь, кипчаки ушли в горы Северного Кавказа. У самих карачаевцев существует такая легенда о своем происхождении. Лет шестьсот тому назад Карча с товарищами по какой-то причине выселился из Крыма. Двигаясь по Кавказу на восток, они перешли в верховья Большого Зеленчука и осели в районе Старого жилища или Архыза, где и до них были поселения народа, принявшего от греков христианство, - вероятно алан. Теснимые абазинцами карачаевцы перешли на Джегуту, но эпидемии побудили их переселиться на Баксан. Жившие ниже по течению кабардинцы обнаружили по щепкам, плывшим по реке, что выше кто-то самовольно отроит сакли. Тогда кабардинский князь Кази наложил на карачаевцев дань. Через некоторое время Карча не захотел больше платить дань и, вместо нее послал Кази связанную старую собаку. Кази бросился наказать оскорбителей, но карачаевцы, скрывшись в горах, призвали на помощь сванов с южной стороны гор и, не пускаясь в бой, захватили обширные стада Кази. Не имея возможности быстро отбить свои стада, Кази согласился на условия мира, назначенные Карчей: признание независимости, возвращение скота отнятого кабардинцами и оплату сванетского войска. Переговоры с кабардинцами они вели через Крым-Шамхана. Так как на последнее условие мира Кази не согласился, а Карча не очень надеялся на победу над многочисленными кабардинцами, он увел свой народ с Баксана на верховья Кубани - Уллу Кам. Ему расхвалил эту местность охотник Боташ, который нашел здесь богатые леса и много дичи. Перед возвращением домой Боташ и другие охотники посеяли у слияния Уллу-Кама и Хурзука зерна ячменя, а вернувшись на следующий год увидели, что ячмень дал богатый урожай. Соблазненные рассказами Боташа, карачаевцы основали здесь селение Кхарт Джюрт, а потом размножившись, создали аулы Учкулан и Хурзук. Еще позднее, лет триста назад, в ущелье Даут возникли аулы Даут и Джазлык. Так и возник якобы Старый Карачай. При этом переводчик Крым-Шамхал женился на дочери Карчи и унаследовал его власть, а Боташ, пытавшийся захватить слишком много земли в обнаруженной им местности, был за это казнен общиной, сыновья же его, выселившись в Кабарду и Балкарию, положили там начало родам Боташевых. С другой стороны, взамен двух умерших в плену карачаевцев, Карча получил кабардинских юношей Тохчука и Тамби, ставших родоначальниками двух разветвленных родов Карачая. По мнению академика Б.Миллера, происхождение фамилий часто является "иностранным" для карачаевцев, как показывает их звучание: Кумыковы, Калмыковы, Эбзеевы (Эбзе - сван по карачаевски). Урусовы и Семеновы по преданиям карачаевцев происходят якобы от беглых русских солдат урусов. Может быть, какой-нибудь такой Семен и был сначала "Кавказским пленником"? Несомненно, что современная карачаевская народность сформировалась при участии крови многих других соседних народов...[/b:d90194c6de] Б.А.ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ "ПУТЕШЕСТВИЯ В АРХЫЗ", Краеведческие разведки в верховьях реки Зеленчук, 1927 год.
 
[b:73f5663b4f]По преданию, у крымского хана было три жены, о двоих из которых известно, что одна была из знатного рода, а вторая ? из простой семьи. От первой у хана было 4 сына, а от второй ? 3 (Науруз, Адурхай, Будяин). Между этими двумя группами ханских сыновей произошла междоусоб-ная борьба за престо, в ходе которой Науруз, Адурхай, Будяин вынуждены были оставить родину. Вместе с ними ушли около 60 семей, среди которых был богатырь Карча. Вначале они поселились в местности Иналкуба (по одним данным ? близ Сухума, по другим ? на территории нынешней Адыгеи). Здесь к ним присоединился бежавший из турецкого города Эски-шахара старший сын военоначальника ? Карачай (с тремя сыновьями), затем ? мегрел Хубий, по-том ? предки Узденовых, Крымшамхаловых и др. Под натиском турок они вынуждены были оставить Иналкубу и пересе-литься в долину р.Загедана (Лабинское ущелье на территории нынешней КЧР). Из-за болезней, непрекращающихся нападений турок отсюда они пе-ребрались на берега р. Архыза. Здесь они прожили длительное время, увели-чились в численности, однако турки и здесь не оставляли их в покое, выну-див поселиться в местности Байтал Чапхан. Однако, услышав, что на сосед-нее племя обрушилась эпидемия чумы, карачаевцы снялись с этих мест и пе-реехали на берега р.Эльтаркача, к Боргустану, а отсюда ? на Баксан. Как указывается в предании, через несколько десятилетий, из-за чумы, карачаев-цы были вынуждены переселиться в верховья Кубани, а это, по словам ста-рика Джанкёзова, произошло 547 лет назад (до 1896 г.), т.е. в 1349 г.[/b:73f5663b4f] Записано А.Н. Дьячковым-Тарасовым в 1896 г. Со слов 120-летнего старика Джанкёзова.
 
[b:4a9da5197e]Некогда в Турции жили Карча, Адурхай, Боташ, люди энергичные, толковые. Они были турками. Однажды наместник правителя (джарым патчах) вместе с отрядом явился собирать дань (джасакъ). А той группе (къауум) это не понравилось. Когда отряд (аскер бёлек) того наместника отдыхал, пил вино, Карча, Адурхай, Боташ и некоторые другие напали на тех воинов и истребили их. После этого Карча, Адурхай, Боташ и некоторые другие (13 человек) переселились в Крым. Здесь они купили у хана участок земли и поселились возле реки Карачай. Живя там, они обзавелись хозяйством и набрались сил. Через некоторое время их соседи пожаловались хану: ?Эта группа нам не дает житья?. Хан призвал ту группу и, напомнив, что он дал возможность ей жить в достатке на своей земле, предложил покинуть ту землю. Карча, Адурхай, Боташ и их товарищи переселились в Архыз. В это время у одной из их женщин родился мальчик, которому дали имя ?Карачай?.[/b:4a9da5197e] Записано в ауле Хурзук у карачаевского старика Мухаммата Кулчаева.
 
[b:987231724c]Карачаевцы считали себя выходцами из Крыма, были мусульманами, говорили на татарском языке и находились в полувассальном отношении к кабардинцам, на земле которых паслись их стада. Имея очень мало земли для хлебопашества, они занимались скотоводством и разводили прекрасные породы овец, выделывая из их шерсти грубые сукна, паласы и бурки, не уступавшие андийским по красоте и прочности. Карачаевцы не были народом воинственным, но центральное положение, занятое ими среди полупокорных и непокорных нам племен, придавало им важное стратегическое значение. В руках карачаевского народа находились все горные теснины, по которым пролегали кратчайшие пути из Западного Кавказа в Восточный, и в их же земле стоял Эльбрус ? царь Кавказа, белую мантию которого еще ни разу не оскверняла нога человека. Трущобы Карачая казались неприступными. В его гнездах, свитых на голых, почти отвесных утесах, находили себе убежище все закубанские хищники, все абреки и люди беспокойные, которым не было приюта в собственных обществах, которым нельзя было показаться даже в предгорьях Эльбруса без опасения быть убитым своими или чужими.... В Карачай вели две дороги: одна шла по левому берегу Кубани, у верховий которой лежала скалистая котловина ? сердце карачаевских владений; другая ? со стороны Пятигорья. Это был кружной путь, пролегавший по горным тропам, под самой снеговой линией, где неприятель менее всего мог ожидать появления русских. Но карачаевцы и этот путь не оставили без наблюдения ? где только могла ступить нога человека, везде стояли они наготове. Эмануэль решил отвлечь внимание неприятеля и предварительно двинул небольшой отряд ? две роты егерей, двести пятьдесят казаков и три орудия,? под начальством генерал-майора Турчанинова, вверх по Кубани к Тебердинскому ущелью. Появление этого отряда у Каменного моста послужило сигналом для сбора неприятельских партий, которые быстро сосредоточились к теснинам Аман-мхыт, что в переводе означает ?гибельный путь?. Нагорная полоса осталась незанятой. Тогда Эмануэль выступил с главными силами из Бургустана, и обе колонны, двигаясь концентрически, соединились девятнадцатого октября у северного склона Эльбруса на одной из его террас, идущих диадемой вокруг его белой короны. Терраса эта известна под именем Эль-Джурган-сырт и имеет несколько более семи тысяч футов высоты. Отсюда войска двинулись к Карачаю уже в боевом порядке... Войска наши, тяжело дыша, скользя и спотыкаясь, двигались по крутому подъему с небольшими роздыхами. Негостеприимная природа гораздо более обращала на себя их внимание, нежели безостановочно жужжавшие мимо ушей карачаевские пули. По мере того, как войска приближались к завалам, горцы покидали их и поднимались все выше и выше, не переставая обдавать ружейным огнем передовую цепь.... Но за Хоцеком вставала другая гора, еще более крутая, известная под именем Карачаевского перевала. Это был последний оплот страны, цитадель, на защиту которой горцы употребили свои лучшие силы. Этих сил было не много ? всего пятьсот человек, но их было бы вполне достаточно для удержания этой крепкой позиции, если бы только на месте карачаевцев было другое, более стойкое и воинственное племя.... Подъем на карачаевский перевал был до того крут, что войска не раз останавливались, чтобы перевести дух, а неприятель, пользуясь этими остановками, усиливал перекрестный огонь, под которым все время держал наши колонны. Было уже два часа пополудни. На вершине горы показалась новая партия, человек в двести, которая, рассыпавшись по гребню, усилила оборону перевала. Были ли то карачаевцы, прибывшие из дальних аулов, или же закубанские народы выслали им в помощь шайку своих отчаянных головорезов ? об этом у нас не знали; но во всяком случае присутствие лишних двухсот винтовок не замедлило отразиться на самом ходе сражения. Ружейный огонь со стороны карачаевцев, хотя частый, но урывчатый, теперь превратился в батальный.... Карачаевцы не выдержали натиска и бросились бежать с криком: ?Нет более Карачая! Нет более нашего отечества?.Бой за обладание Карачаем длился ровно двенадцать часов. В семь часов утра раздались первые выстрелы, и в семь часов вечера смолкли последние... Этот спуск, продолжавшийся несколько часов, показал Эмануэлю, как благоразумно он поступил, не позволив преследовать бегущего неприятеля ночью. Эта была одна из тех дорог, по которым небезопасно двигаться даже днем в ясную и сухую погоду.... Валий подошел к Эмануэлю и сказал ему: ?Генерал! Мы были до сих пор самыми верными приверженцами турецкого султана; но он изменил нам, оставил нас без защиты. Будьте же теперь вы нашими повелителями. Мы со своей стороны никогда не изменим нашему слову?. Экспедиция против них предпринята была не для усмирения, а для покорения их ? как требовали того наши военные и политические соображения. Теперь дело покорения окончилось. Народ в лице своего представителя просил пощады и давал обет неизменной верности. Генерал поспешил успокоить карачаевцев... Старшины первые обратились к нему с просьбой о принятии их в подданство России и в залог искренности своего заявления предложили аманатов из лучших фамилий... Со своей стороны карачаевцы обязались: выдать всех пленных, вознаградить убытки, причиненные их набегами, не давать у себя убежища абрекам, беглецам и вообще людям вредным общественному спокойствию, а в случае появления на их земле больших неприятельских партий тотчас извещать об этом ближайших русских начальников... После роскошного завтрака, устроенного Эмануэлем в азиатском вкусе, депутация выехала из лагеря с самыми светлыми надеждами на будущее своей страны и с самыми восторженными отзывами о великодушии и приветливости генерала, прибывшего к ним с войсками. Рассказы их до того подействовали на жителей Карта-юрта, что они все высыпали из аула и буквально наводнили наш лагерь произведениями своего скромного хозяйства: сыром, яйцами, домашней птицей и в особенности барашками. Карачаевские барашки известны целому Кавказу своим особенно нежным и вкусным мясом. В этом случае Карачай может соперничать даже с известным островом Уайта, славящимся также барашками, мясо которых составляет гордость королевского стола в Англии. Между жителями Карт-юрта и нашими солдатами скоро установились самые дружеские отношения. Весь словарь кавказского солдата исчерпывался только словами: яман, якши, кушай, работай, тащи, сату и некоторыми другими; словарь карачаевцев оказывался еще беднее, а между тем и те, и другие, дополняя мимикой и выразительными жестами то, для чего не хватало слов, отлично понимали друг друга. Захочется, например, солдату достать яйцо ? он пальцем правой руки чертит на левой ладони овал и в то же время кричит петухом. И его понимают: татарин смеется, кивает головой и бежит в саклю за яйцами.[/b:987231724c]генерал В.Потто
 
[b:afb063483d]Настает полночь? Нет дров для костра, и мы не можем подкрепить силы чаем. Лежим мы, прижавшись друг к другу, с согнутыми коленями, потому что защищающий нас навес не имеет ширины в рост человека. На верху у Нахара разражается гроза: молния сверкает беспрерывно, громовые удары следуют один за другим. Дождь льет, как из ведра. Зигзаги молний обливают дождем лицевую сторону Нахара, и окрестности на мгновение освещены как днем. Невыразимо малым и ничтожным чувствует себя человек, когда он поставлен лицом к лицу с таким величественным явлением природы. Наконец все стихает. От усталости мы припадаем к земле и засыпаем. Но сон наш тревожат дикие сновидения: что волновало воображение наяву, то не дает покоя и во сне. Рассветает? Печальная картина представляется нашим взорам: кругом все погружено в густые облака. Молчаливо отправляемся мы в путь, утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7-го августа 1865 года). Живущие там карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Эти сильные, нередко красивые Татары - выходцы из Крыма - живут в ближайшем соседстве от Эльборуса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эммануэля с членами академии наук Ленцом, Купфером, К.А. Мейером и Менетрие первый взошел на вершину Эльборуса. При осмотре Эльборуса с селения Учкулан, он представляется во всем своем величии обращенным в долину Хурзук, и кажется тупым, белым конусом с двумя закругленными вершинами, разделенными черною седловиною. 9 августа начал я восхождение на Эльборус с северной стороны. Четверо коренастых карачаевцев провожают меня. Название Эльборус не знакомо ни абхазам, ни карачаевцам: первые называют этого исполина "Урюшигюмоэ", у вторых же он известен под названием "Минитау". Извивающимися зигзагами продвигаемся мы вперед по отвесным береговым склонам ручья Минитау-су и достигаем высоко лежащий пастущей хижины, в которой останавливаемся на ночлег. С рассветом 10 числа мы продолжаем свое путешествие. Вскоре нам представилась северная и часть западной стороны Эльборуса. Из белого фона крутых его фирновых ледяных полей вырезываются в вид зубцов и игл черные края прежних кратеров. Легко поэтому понять, что с этой стороны восхождение очень трудно, а для не привычных альпоходцев и вовсе невозможно. Подняться на Эльбрус гораздо удобней с восточной его стороны, по скатившемся глубоко вниз глетчерам, питающим реки Малку и Баксан. Следует однако распределить восхождение так, чтоб делать ночной привал на ледяном поле, на высоте 13000 фут. над уровнем моря. Тогда достижение 18571-футовой вершины Эльборуса возможно, если предпринимающие восхождения лица одаренны сильными легкими и настойчивостью. [/b:afb063483d] ЖИВОПИСНАЯ РОССIЯ. Отечество наше въ его земельномъ, историческомъ, племенномъ, экономическомъ и бытовомъ значенiи". Под общей редакцией П.П.Семенова, вице-председателя Императорского русского географического общества. Том девятый. 1883 г.
 
[b:a496377d30]Брагуны, Брагунский аул Терской области на лев. бер. Сунжи... Аул заселен еще в XVI в. выходцами из Крыма, ч. ж. 3500 д. об. п.[/b:a496377d30] "Географическо-статистический словарь Российской империи" (т. I, Спб, 1863 г. стр. 312)
 
[b:71ab87dbc5]Остановились у председателя ревкома. Торговец. Татарин. Две жены у него. - Наше селение разный народ - татары, кумыки, чеченцы, кабардинцы... Ничего, живем мирно... - Постойте, но как же сюда кабардинцы попали? - Не знай, селение наше старое, по-нашему называется Бора-хан. Много лет назад из Крыма вышел Бора-хан и сделал здесь свое селение. Тогда не было здесь чеченцев, не было казаков. Наше селение было. Я хорошо не знаю, старики есть - рассказывают... Гостеприимный хозяин разложил подушки по коврам, долго угощал кухонными изделиями своих жен... На утро он посоветовал пройти к самому старому жителю, расспросить его, что интересно... Курез Абдурахманов - кабардинец. По его собственным исчислениям ему 106 лет... - Давно, давно алты изгиль (шестьсот лет) назад, еще не было великого хана Мамая, вышел из Крыма Бора-хан и Керим-хан. Здесь у горного хребта, где сливаются Сунжа и Терек, поставили селение, а другое на берегах Сулака. От Бора-хана и селение назвалось и Бора-хан арак (гора). Кругом были леса, земли вольные, безлюдные, а на случай налетов две реки и горы Бора-хан защищали селение. Потом оттуда, с гор стали спускаться чеченцы. Имамы чеченские хотели покорить Бора-хан. Были бои. Умар-хаджи, Кази-Магома, имам Шамиль - все хотели взять Бора-хан. Последний раз был в Бора-хан кади Дудыр-хан. Он собрал для Шамиля дань, но ему не передал. Опять пошел Шамиль на Бора-хан. Был большой бой, в нем убит Дудыр-хан, а Шамиль так и не взял Бора-хан. Потом пришли русские, и Бора-хан перешел под их покровительство...[/b:71ab87dbc5] А. Костерин. ПО ЧЕЧНЕ.
 
Тема очень интересная конечно и источников разных много с разными версиями происхождения балкарцев, карачаевцев и других народностей. Однако я читала книги Мурада Аджи и верю в его теорию.Абаев конечно хорошо описал происхождение Малкъара, но не происхождение самих балкарцев.Те самые кипчаки или половцы по теории Аджи и являются древними предками и балкарцев и карачаевцев и кумыков, гагаузов, и многих других народов.И хотя считается, что гунны были варварами, дикими племенами, Мурад Аджи опровергает подобные мнения, он приводит достоверные факты того, что степняки имели развитую культуру, иерархию в обществе, владели огромными землями, были налажены торговые пути с другими народами. Кстати говоря, имя Аттила происходит от слова "АТТА", что означала у гуннов ОТЕЦ.
 
[quote="janeta"].Те самые кипчаки или половцы по теории Аджи и являются древними предками и балкарцев и карачаевцев и кумыков, гагаузов, и многих других народов.quote] Мурад Аджи не историк и никто в мире его серьезно не воспринимает. Вся его теория построена на эмоциях и не более. Карачаево-балкарцы -есть алано-асы!
 
Уважаемые историки! Почему-то вы любите цитировать чужих авторов о карачаевцах, утверждая, в то же время, что они произошли от того или иного великого древнего народа. Вы лучше переведите древние письмена (обнаруженные в Архызе, или в Зеленчуке, или где-то еще) тех народов, что стояли у истоков возникновения карачаевцев. Тогда мы и поймем, чей древний язык схож с нашим, и т.д. и т.п. Неужели наши предки были настолько дикими и примитивными, что не имели своей письменности? Не верю.
 
А про то что мы не воинственный народ - вранье. верховьях Кубани, почти у подножия Эльбруса, в местах малодоступных, обитал храбрый и отважный народ, который в начале XIX столетия считался даже нам неподвластным, с течением времени влияние наше в Карачае ослабело и зависимость горцев была забыта. В.ХОЛСТОВ История Хоперского полка Кубанского казачьего войска, Тифлис, 1900, с.205 Карачаевцы... народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей... Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух cил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти... А.ЯКУБОВИЧ "Северная пчела", 1825, ?138 Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей...Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив. В.ШЕВЦОВ Жур. "Москвитянин", М., 1855, ? 23,24, кн.1 и 2, с.5 Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно. И.ЗАБУДСКИЙ Военно-статистическое обозрение Российской империи. Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132 А с россией еще как воевали...
 
Да и хватит нас с крымом связывать - мы кавказский этнос - потомки аланов и асов!
 
И вообще, ктонидь меня слышит? Удалите к черту - "татары", "выходцы из крыма" "не воинственые" - это ложь и оскорьления!
 
очень хорошая тема и название понравилось :smt001 жаль, что предания самого народа забылись почти :(
 
Не знаю, но эти "факты" не соответствуют истине. Про каких то выходцев Крыма и еще чего то...
 
почему не соответствуют истине? предания записывались из уст наших стариков.. как говорится, дыма без огня не бывает.. До храмого Тимура и Монгол тюрькоязяные рода населяли весь Северный Кавказ, Крым и Украину.. раз кабардинцы перекочевали из запада из границ Крыма на нынешнюю территорию, а как известно, часть кабардинцев были тюркоязычными.. разве не могли вместе с кабардинцами и часть крымского тюркоязычного племени переселиться в Центральный Кавказ и слиться с живущими там карачаевцами и балкарцами..
 
Я про войну. Что мы трусы и не оказали русским сопротивления. Меня это бесит, когда про нас такую чушь пишут, хотя от дедов другое слышал, без пантюркизма. А про то что мы "крымцы" и прочие татары -никакой критики не выдерживает.
 
Я про войну. Что мыне воинственые, трусы и не оказали русским сопротивления. Меня это бесит, когда про нас такую чушь пишут, хотя от дедов другое слышал, без пантюркизма. А про то что мы "крымцы" и прочие татары -никакой критики не выдерживает.
 
Сам Пророк Мухаммад в хадисе сказал, чтобы арабы с тюрками не воевали, а вели с ними мирный дагават.. без пантюркизма, тюрков все ученые считают одним из самых воинственных народов, не говоря уже о карачаевцах.. здесь доказательства не нужны.. история сама об этом говорит.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам