Войти на сайт
19 Августа  2017 года

 

  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Эл ауузу – элия.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Тилчиден кери бол.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Баланы адам этген анады.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Мал тутхан – май джалар.

 

Страницы: 1
RSS
Освежающий ветерок правды
 
[u:cb4880174c]Мурат Джатдаевич Каракетов [/u:cb4880174c] [b:cb4880174c]доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН.[/b:cb4880174c] [b:cb4880174c][i:cb4880174c]Карачаевцы (самоназвание къарачайлы; аланлы; къабарлы; делесчи или делечиле; черкесли или кара-черкеслиле; бассинакъ; нарт-къарачайлыла; чегемчиле; басханчыла; бызынгычыла; таулу-къарачайлыла; басхан-къарачайлыла). Кроме первых трех этнонимов остальные несут в себе географический, легендарный и социальный мотивы.[/i:cb4880174c][/b:cb4880174c] [i:cb4880174c]Карачаевцы компактно проживают на территориях Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, а также в Ставропольском крае. За пределами Российской Федерации они расселены в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, Турции, Сирии, Иордании, США и в других странах. Общая численность в мире составляет около 250-ти тыс. человек. По вероисповеданию карачаевцы относятся к мусульманам- суннитам ханифитского мазхаба (толка). В то же время в традиционной обрядово-культовой, ритуальной жизни народа сохраняются древнетюркские, иудейские и христианские мировоззренческие позиции.[/i:cb4880174c] В этой статье вкратце будут проанализированы хазарско-иудейские элементы традиционной культуры карачаевцев. В первую очередь это касается нартовского эпоса у карачаевцев. Соответствие нартовских персонажей и имен родоначальников фратрий, кланов карачаевского народа отражает исторические события VI-Х вв. приведшие к сложению древнекарачаевской народности на территориях современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. Нартовский эпос выступает, с одной стороны, религиозным и этическим дериватом в поведении людей и в их мировоззренческой схеме, с другой - указывает на исторические события этногенетического плана. Этногонические аспекты эпоса карачаевцев делают его историческим источником, в котором, при сопоставлении с фиксированными литературными данными, сохранились почти все названия племен, родов этнообразующих элементов народа, известные нам по греческим (византийским), арабским, персидским, армянским, грузинским и в меньшей степени древнерусским памятникам. К наиболее древнему пласту эпоса относятся сюжеты, отразившие эфталитско-хазарский период. К нему относятся религиозные термины, исторические, мифологизированные персоналии, обозначения служителей культа, социальные понятия, географические названия и этнонимы племен и родов. Это прежде всего: Къара-Шауай и Генджаке-Шауай ([b:cb4880174c]каварско-савартские роды, племена Кара или Кари и Генах[/b:cb4880174c]), Мехерей-Къула или Мехерей ([b:cb4880174c]племя, военачальник белых гуннов и сохранившийся у их потомков каваров Михира-Кула или Мегери[/b:cb4880174c], по Константину Багрянородному), Хабар-Карачайлыла или Къабар-Къарачайлыла - Кабарские карачаевцы ([b:cb4880174c]эфталитское, белых гуннов племя на Северном Кавказе, причисленных источником к хазарскому роду Кавары или Кабары[/b:cb4880174c]), Тюйюрман и Туруан ([b:cb4880174c]имя военачальника, а затем название рода у белых гуннов и каваров - Тораман или Тариан[/b:cb4880174c]), Ырач-Тырхан, Рачыкау или Ёречи-Къау ([b:cb4880174c]хазарский военачальник в пограничной с Абхазией земле, на современной территории Карачая - Раж-Тархан[/b:cb4880174c]), чигирей Чула (букв. владетель Чула, имя одного из последних владетелей Хазарского каганата, также Чула). Карачаевский социальный термин "чигирей" является хазаризмом и происходит из булгарско-хазарского понятия "ичиргу" - владетель. Заметим, что родственные отношения между карачаевскими нартовскими персонажами абсолютно идентичны таким же отношениям эфталитских или гуннских племен, родов и персоналии. Последний аспект делает исторически правдивыми данные литературных источников раннего средневековья. От хазарской социальной терминологии карачаевцы сохранили понятия, применяющиеся в социальной жизни народа, типа: Джабакку (взыматель дани, герой социализированного шуточного игрища "Джабакку-Оюн", ненавистный народом владетельный человек, и хазарско-древнетюркское обозначение царского титула или правителя страны Джабгу или Джабугу, Джабагу), Болушчу или Таучу-Болушчу (наместник, помощник и хазарское обозначение наместника Бул-ш-чи), Тырхан или Тархан (то же самое, что у хазарско-древнетюркских народов тархан - владетель), Сарайма или Сарайым-Ёзден (служилое при князе сословие узденей и хазарское обозначение чиновников при кагане - сарим), Бек (владетель, уважаемый в социальной иерархии человек и хазарское обозначение владетельных лиц - пех), Шати-Бек, Шат или Джод-жу-Шат (великий, высокий, покровитель жизненного начала и хазарское обозначение владетельного, каганского сословия Шат или Шат-Пех), Хар-Джур (патриархальные рабы и хазарское обозначение черни кара-джур), Алчю-Ачын, Ашым-Тай или Ашин-Пурше (название царя в игрище в альчики - "Ашыкъ-Оюн", наименование покровителя волков, дух волков и хазарский царствующий род Ашина, происходивший, по древнетюркским преданиям, от волка). [b:cb4880174c]Из религиозной терминологии гуннов и их потомков аваров и хазар карачаевцы сохранили в своей мифологии и ритуальных обрядах те обозначения божеств, особенно служителей культа, из которых не все известны другим тюркоязычным народам мира, а именно: Тейри-Хан или Тейри (хазарское обозначение верховного бога Тенгри-Хан), Къауар-Хан (покровитель урагана, редко - молнии, и гуннско-хазарское божество громовержец Куар), Газанчы, гаухамчы (карачаевское - мудрецы, иврит,- хазаним (канторы в синагогах), хахамим (мудрецы, раввины). [/b:cb4880174c] Кроме этого, в фольклоре народа и топонимике сохранились понятия, свойственные хазарам, типа: Дер (Дейир), Джар - место, земля, населенный пункт и хазарское обозначение крепости, города - Дер, Дар, Джар, например, Семен-Дер, Балан-Джар. Хазарский пласт в этнической истории карачаевцев представлен и сохранением в их традиционной культуре рудиментов иудаизма. Карачаевцы вплоть до начала XX в. проводили обряды встречи первого весеннего дождя праздником Лийсан (Нисан - название одного из весенних месяцев еврейского религиозного календаря). Особо отличавшихся, ведущих праведную жизнь людей называли Шонай-Адам (Синайский человек). Эти люди получали свое призвание и назначение блюсти туру-джашау (истинную, честную жизнь) только после того, как пребывали в Шонай-Тала в течение шести дней в месяц Тюшюр-Ай (тюркизм). Очистившихся, святых людей, кроме того, называли по-тюркски эбзе-адам. По сей день в народе почитается суббота (по-карачаевски - шабат-кюн). В этот день карачаевцам нельзя работать, что характерно для иудаизма. Кстати, наиболее близкое сходство с карачаевскими названиями дней недели обнаруживают караимские. Что, возможно, является еще одним из элементов их общего хазарского наследия. К рудиментам иудаизма можно отнести и клятву карачаевцев "тейри-адамы" ("именем божьего Адама" или "ей-богу"). Наряду с этими религиозными формулами существует выражение, характеризующее отношение карачаевцев к евреям (чуут, редко - ибирли): "Эрменлиде ашада чуутлуда къал" ("У армянина отведай пищу, а у еврея останься ночевать", то есть еврей готов за ближнего, гостя жизнь свою отдать). В социальном отношении карачаевцам известна форма подушной подати - челек в пользу феодалов, которая сохранилась с хазарского периода. У хазар эта форма дани называлась шелег (от иврит, шекель - серебряная монета) и др. Но наиболее существенным в мировоззрении карачаевцев является определение царя Давида (карач. Дебет. Деуэт) как отца всех нартов, эпических предков карачаевцев. О последнем аспекте в мировоззрении народа речь пойдет ниже. Здесь же следует отметить, что сохранение в карачаевском ритуале, обрядово-культовой жизни народа столь большого пласта иудейских позиций было обусловлено принятием иудаизма не только верхушкой хазарско-аланского общества в конце VIII в., но и значительной частью населения Хазарского каганата и входившей в его состав Аланской государственности. Возможность в течение небольшого времени распространить иудаизм среди населения Хазарии, без сомнения, была связана с наличием в ней развитых властных институтов. [b:cb4880174c]По преданиям карачаевцев, родоначальником народа выступает Бёке-Улу Къарачай селения Хом-Къала, по другим версиям - Гёзтай-Къала[/b:cb4880174c]. В третьей версии он был нартовским исполином-богатырем и звали его Бекюрлю Къарачай из селения Байхыз-Къала. [b:cb4880174c]В урупской земле, где проживал Къарачай, к нему прибыли Шати-бек, Къайтым-хан и Къула-бий, по другим версиям - Къуал-бий. Жили они независимой жизнью, отчего свою страну называли Къабар-Къарачай (независимый Карачай). Но, однако, у них случился великий мор в год бойлан (волка - эвфемизм). В этот же год на их народ обрушились войска эмегена (циклопа) Зинзибул-Киши (или Зинзиур-Къарг, который был отцом 19 дочерей-эмегенш). У них не было возможности охранять спою страну, и Къарачай сказал своим друзьям, чтобы те позвали из соседней страны трех великих мудрецов Ашымтая, Деуэта и Ораз-бека.[/b:cb4880174c] После того как в Карачай прибыли три мудреца, в этой стране появился закон (ашымтайлыкъ) оружие (ораз-керек) и вера в бога (деуэтлик). Деуэт обратился к народу с призывом увеличить население за счет двоеженства. При этом, учитывая, что после мора и нашествия эмегенов во во главе с Зинзибул-Киши фактически женщин в Карачае не осталось. Деуэт наказал карачаевцам принести жен из других народов. Къайтым взял жену из хачыпсы (абхазов), из рода Запиш или Заупиш, Къулабий женился на къызылбековский княжне Лоу-къызы или Лий-къызы а Шати-бек женился на красавице Джан-Гошa из маргальского (мегрельского) народа. Деуэт, после рождения у них сыноней, установил правило, но которому имена и фамилии этих родов стали называться по материнской линии. Хотя история каждого рода изобилует разными событиями и то же время эти роды дали начало многочисленным карачаевским тукъумам (патронимиям): Кипкеевы, Каракетовы, Каитовы, Гебеновы, Дотдуевы, Биджиевы, Кечеруковы, Хубиевы, Хачировы, Худбиевы или Хубтиевы, Дотдаевы, Багатыровы, Джатдоевы и Кубановы. Что же касается Деуэта, то он женился на дочери Ашымтая Батчабай. От нее у него было 19 сыновей. Закон, установленный Деуэтом, называли къара-джорукъ. После того как в Карачае власть захватили Къулабийлары (или Липусхалары), они привели из селения Маяхыз-Къала Черкес-Хана и его сына Дадьянука, Он принял закон Деуэта, однако низложил Къулабия и установил свою власть. Весь же карачаевский народ после этого стали называть къара-черкеслиле (къара черкесы). А в народе был привит черкес-намыс (черкесский этикет), означавший неравенство, вместо существовавшего закона узденьства (маштакъ-джорукъ, ёзденлик) - равенства. От Черкесхановского рода происходило много мудрецов (къаппейчи, газанчы и гаухамчы). Так как все эти мудрецы входили в къара-бабас, то и детей им не полагалось иметь, за что их почитали и содержали за счет народа. Хоронить их полагалось в каменных стенах и в скалах, а надгробным памятником для них служили огромные камни в тех местах, где они проводили свою мудрую и святую жизнь. Говорят, что часть этих людей захватила власть среди кабардинцев и вместе с их биями (князьями) покорила селение бесеней, в котором проживали къара-джикле, от них происходят кабардинцы. [b:cb4880174c]Приведенная легенда подводит нас к необходимости обратиться к карачаевскому нартовскому эпосу, в котором отцом всех нартов выступает Деуэт, или Дебет. Дебет (Деуэт) по своим характеристическим данным напоминает библейского царя Давида по основной профессиональной принадлежности сближается с кораническим Даудом.[/b:cb4880174c] У него так же, как у Давида, пастушеское прошлое, он знает язык объектов природы, имеет 19 сыновей и он же нарушает установленный порядок, обычай: женит своих сыновей, начиная с младшего, тем самым предоставляет ему право наследования, как и царь Давид; у него умирают все дети - сыновья, кроме старшего. Однако главою всех нартов становится самый младший внук. Карачаевский Деуэт и библейский Давид являются соблазнителями женщин. Последняя жена Давида и жена Деуэта имеют одно имя с небольшими фонологическими различиями - Батшеве и Батчабай, или Батчалыу. Показательно, что у караимов имя жены Давида звучит так же, как и у карачаевцев, Батчыва. Однако Деуэт (Дебет) в карачаевском мировоззрении превратился в небесного кузнеца жизни и, по поверьям народа, жив по сей день. Кроме того, почитание Деуэта как основателя кузнечного дела и первого "металлурга" сближает его с представлениями мусульманских народов о кораническом Дауде как основателе кузнечного дела. [b:cb4880174c]Таким образом, белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса, что подтверждается наличием у потомков тех же аваро-эфталитов шорцев и сагайцев нартовского эпоса, в котором главным персонажем выступает алан-кижи (аланский человек), а сами эпические сказания называются нарт-пак (нартовское сказание), образовали свою государственность в VIII-IX вв. под влиянием Хазарского каганата.[/b:cb4880174c] Несмотря на попытки кабаров отстраниться от влияния хазар, им все-таки это не удалось. Эти обстоятельства позволили хазарам распространить иудаизм на [b:cb4880174c]основную часть древне-карачаевского общества [u:cb4880174c](хонских алано-кавар)[/u:cb4880174c][/b:cb4880174c], что выразилось в устойчивости в мировоззрении современных карачаевцев и балкарцев библейских религиозных норм. Фактически нартовский эпос карачаевцев может быть назван Давидовым эпосом, в котором отразились этнический и религиозный аспекты древне-карачаевского общества. [b:cb4880174c]С полным основанием можно констатировать, что нартовский эпос карачаевцев сложился в основных своих сюжетообразующих элементах к концу Х в., то есть в период существования Хазарского каганата, в котором в VIII-Х вв. иудаизм утвердился как наиболее влиятельная религия.[/b:cb4880174c]
 
Правдой тут и не пахнет!
 
А как объяснить, уважаемый автор, что у черкесов тоже есть слово шабат?
 
бред...
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам