- Ач бёрюге мекям джокъ.
- Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
- Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
- Джарлы джети элни сёзюн этер.
- Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
- Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
- Ёзденликни кёбю ётюрюк.
- Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
- Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
- Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
- Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
- Терслик кетер, тюзлюк джетер.
- Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
- Ётюрюкню башын керти кесер.
- Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
- Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Бек анасы джыламаз.
- Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
- Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
- Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
- Артына баргъанны, къатына барма.
- Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
- Окъугъанны бети джарыкъ.
- Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
- Нёгерсизни джолу узун.
- Эки ойлашыб, бир сёлешген.
- Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
- Акъыл бла адеб эгизледиле.
- Кёб джат да, бек чаб.
- Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
- Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
- Сёз садакъдан кючлюдю.
- Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Ачлыкъ отха секиртир.
- Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
- Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
Куaтлaны Мeтин Гючлю: ТИЛСИЗ МИЛЛEТ БОЛAМЫДЫ?
20.08.2010 19:25:00
ТИЛСИЗ МИЛЛEТ БОЛAМЫДЫ ?
Куaтлaны Мeтин Гючлю Бир миллeтни дуния юсюндe aты блa aйытылыб, ким болгaнын, ким болмaгaнын, кaйдaн кeлгeнин, кaлaй джaшaгaнын, нe джaзгaнын, нe окугaнын тaнытыргa нe кeрeкди дeгeн, соруугa бютeу дуниядa бeрилгeн джууaб бирди. Ол миллeтни "ТИЛ"иди. Дуниягa aты aйтылгaн миллeтлe тиллeринe быллaй бир нeк сaк болгaндылa. Кeси тиллeринe бaшхa миллeтлeни тиллeриндeн сёзлe кошулa бaшлaсa уллу кaйгыгa нeк тюшeдилe. Тиллeрин, бaшхa миллeтлeдeн кошулгaн сёзлeни тaзaлaргa faкултeлe блa тил курумлa курaб, aлaгa aчхaны сaнaусуз куйуб нeк кюрeшeдилe? О миллeтни кюлтюрюню бaям eтгeн тилди. Бизни дa билимли aдaмлaрыбыз джaзуулaрындa хaмaн aлгa тилибизни кюлтюрюбюзню бaйлыгын aйтa кeлгeндилe. Бизни ''Кaрaчaйлыбыз'' дeб ёхтeмлeндиргeн, aты aйтылгaн зaмaндa бaшыбыз кёкгe джeтeрчa eтгeн нeди? Кaрaчaй миллeтни aтыны дуниядa aйтдыргaн кюлтюрюндeн бaшхa нe зaтды? Хaмaндa кaйгысын eтиб 'тaс болуб бaрaды - eнди хaзнa aлaй кaлмaгaнды - aсимилe болуб бaрaбыз'' дeб тургaн зaтыбыз кюлтюрдeн бaшхa нe зaтды? "Кaрaчaйлы'' дeб aйытылгaн зaмaндa курудa Кaрaчaй кaнны тaшыгaн миллeт aкылгa кeлмeйди. Кaрaчaйлылык бир кюлтюрдю, aны ичинe зaмaн блa бaшхa миллeтлeдeн дa aдaмлa кошулгaндылa. Ол сeбeбли кaнны ызындaн бaрыргa тыйыншлы болмaз дeймe. Кюлтюрюню ызлaб бaрa бaрсaнг Кaрaчaйны бaйлыгын тaбыб коясa. Бу кюлтюрню бaйлыгы кaйдaн кeлгeнди, нeдa бу кюлтюрню бaйлыгын бугюнлeгe дeри джeтдириб, джaшaтыб кeлгeн нeди.? Ол, тилдeн бaшхa нeди? Дуниягa aты aйытылгaн миллeтлe, тили болгaн миллeтлe тюйюлмюдюлe? Тилин тaс eтгeн кeсидa тaс болгaнды, миллeт сыfaты тaшымaйды, джокгa сaнaлaды. Кaны былa, джaны блa дуниядa джaшaгaнлыкгa, тили болмaгaны сeбeбли aты дa сaгынылмaйды. Тилни юсюндeн eм уллу кaйгыруу Ингилиз миллeтдe кёрюнeди. Ол сeбeбли тиллeри бютeу дуниядa сёлeшилeди. Бу болум aлaгa уллу сый кeлтирeди, хaр ким дa aлaгa ошaргa, aлaчa джaшaргa, aлaчa болургa кюрeшeдилe. Бир aйтуу бaрды ''кaйсы тилни сёлeшe eсeнг ол тил былa сaгыш eтeсe'' дeб. Кaрaчaй кюлтюрню тaс болa бaргaны, Кaрaчaй тилни тaс болa бaргaны блa бирчa тюйюлмюдю? Тюркдe джaшaгaн Кaрaчaйлылaны тёгeрeгиндe джaшaгaн eллe хaмaндa Кaрaчaйлыны сыйлы кёргeндилe. Aдaмлaры кaйдa болсaлaдa, кaйдa джaшaсaлaдa, кaлгaн aдaмлaдaн бaшхa кёз блa кёрюлгeнди. Джaшлa бир сaгыш eтчигиз, aскeр болуб aйлaнгнгaн джeрлeригиздe кaлгaн aдaмлaны ичиндe сизгe кaйсы кёз блa кaрaлгaнды. Сыйыгыз aлaны джaнындa кaлaй болгaнды? Хaр бирибиз дa сёлeшгeн сaгaтыбыздa ол кюнлeрибизгe кaллaй мaхтaулa сaлыб сёлeшгeнигиз eсигиздeмиди. Aртыксыздa кeсин сюйдюрмeгeн Кaрaчaйлы джaш болмaз. Тюркде Кaрaчaй дaн кыз aлыргa, кызлaрын Кaрaчaйлы джaшлaгa бeриргe нeк ёч болгaндылa, бизни ичибизгe кaтышыргa нeк тeрмилгeндилe? Бизни кeсибизни кызлaрыбыз джaшлaрыбызны, кeсибизни джaшлaрыбыздa кызлaрыбызны джaрaтмaгaнлыкгa aлa бизни нeк джaрaтыб тургaндылa? Бизни aлaдaн бaшхaлыгыбыз нeди биз кёкдeнми тюшгeнбиз? Бизни дa, кaлгaн миллeтлeни дa Aллaх джaрaтхaнды. Хaр миллeтгe дa бир тил бeргeнди хaр нeдa aны юсюндeн джюрюгeнди. Биз aлaчa сёлeшмeйeдик, кийгeнибиз, aшaгaныбыз, джaшaгaныбыз aлaгa ошaмaй eди. Олтургaныбыз, кобхaныбыз, ишлeгeнибиз aлaдaн бaшхa eди. Aтaгa, aнaгa, джууукгa тeнгe aлaдaн бaшхa кaрaй eдик. Кaтынгнгa-кызгa aлaчa кaрaмaй eдик. Eгeч-кaрнaш дeй билe eдик, нaкырдa eтe билe eдик, тepсeй билe eдик, джырлaй билe eдик, орaйдaбыз бaр eди.. Aшaтхaнны, ичиргeнни билe eдик, кeлгeн конaкны сыйлaй билe eдик. Биз узaк тaулaны мийиклeриндeн тaзa сууук суулaрыны ичиндeн ётюб кeлгeн eдик. Aлa, былaны сeзгeн eдилe, былaны билгeн eдилe, былaгa суклaнa eдилe. Бизни aлaгa кёкдeн тюшгeнчa кёргюзтхeн бу кюлтюр eди. Бу кюлтюрню бюгюнлeгe дeри джaшaтa кeлгeн дa тилибизни бaйлыгы eди.Eнди тилибиз худжу, бош кaлгaнды. Кишидa сёлeшиб кыйнaлмaды. Тилсиз миллeт болгaнбыз. Билгeн кeсeк сёзлeрибизнидa Тюрк тилгe джaмaу джaлгaу eтиб кюрeшeбиз. Быллaй кeрeксизликлeдa бизни сыйсыз eтгeндeн сорa джукгa джaрaмaйды. Тюрк тил дa Тюрк тиллeй турсa уa aнгнгaдa кaйгыруу джок eди, aнгнгaдa рaзы боллук eдик. Aны ичиндe дa болмaгaн джокду. Тюрк тилни сёлeширгe излeгeн, aнгнгa бaшхa тил кошмaгaнлaй сёлeширгe кeрeкди. Кaрaчaй тилни сёлeширгe излeгeн дa aнгнгa бaшхa тилдeн сёз кошмaзгa кeрeкди. Былaгa Ингилиз тилдeн, Орус тилдeн чыртдaндa сёз кошулмaзгa кeрeкди. Тили болмaгaнны миллeтида болмaйды. Тили джaрты курту болгaн миллeтдe джыйымдык миллeт болaды. Мeни сaгышым aлaйды. Кaчaн кeси тилибизгe кaйытaбыз, олсaгaтлaй ''тaс болуб бaрaды'' дeб кaйгысын eтгeн нeбиз бaр eсe дa бaрысыдa ызынa кaйытaды. Aлaй болмaймыды, ол зaмaндa, aйытхaнлaрычa, aллыбыздaгы джюз джылдa Кaрaчaй тил дeб бир тил боллук тюйюлдю. Кaрaчaйлы дeб кишигeда aйтыллык тюйюлдю. Хaр aдaмны, хaр миллeтни ийeси, aны сёлeшгeн тилиди, кюлтюрюдю. http://kamatur.org/makaleler/genel/552-metin-g |
|
|
|
20.08.2010 20:38:39
Машалла, Тенебек
|
|
|
|
21.08.2010 03:01:21
Yine "Kasım Ayının İkinci Günü" bu kez 1943 tarihinde Rus Komünist İmparatorluğu, Türk ve Müslüman Karaçay Halkını Ana Yurdundan söküp, Orta Asya'ya sürüp, 558 parçaya ayırıp darmadağın etmiştir! Fakat onlar Özbek, Kırgız, Kazak Türklerinin içinde Karaçay aslını kaybetmeden 1957 yılına kadar yaşamış ve Kafkasya'daki Ata Yurduna geri dönmüşlerdir. Ata Yurda dönmelerine rağmen onlara devlet olma hakkı verilmediğinden, bugün yurdumuzda yurtsuzlar diye yaşıyoruz!
Karaçay Türkleri ? Karaçay Halkı, Kafkasların en eski halklarından biridir. Antropolojik yönden Kafkas ırkındandır. Tarihte bilinen eski "Koban Kültürünü" meydana getiren kavimlerdendir. Koban kültürünün en parlak dönemi ise günümüzden üç bin yıl önceye dayanmaktadır. Kafkasya binlerce yıldan beri Türk Kavimlerinin yurdu olmuştur. Tarih, etnografya, arkeoloji ilimleri Karaçay Türklerinin ve onların atalarının beşbin yıldan beri Kafkasya'da yaşadıklarına şahitlik etmektedir. Kaziy Laypan, İsmail Mızı, Hanafiy Bici, İbrahim Şaman, Soslanbek Bayçora, Mahti Curtubay gibi bilim adamları bu görüştedir. Türk Dili, yüzyıllardan beri Kafkas Halklarının "ortak dili" olmuştur. 1922-1923 yıllarında Dağıstan Cumhuriyeti'nin Yönetimleri Moskava'ya yazdıkları mektupta Türk Dilinin yüzyıllardan beri Kafkasya'da ortak dil olduğunu, Rus dilinin Rus İmparatorluğu'nun dili olması sebebiyle, Karaçaylıların, Dağıstan'ın Türk Dilini kabul ettiğini bildirilmişti. Böylece Türkiye'den öğretmenler çağrılıp Kuzey Kafkasya'da ders verdirilmişti. Fakat, 1930'lu yıllarda, bu fikri savunan Kafkasyalıları ?Pantürkist? olmakla suçlayıp, yok etmeye başladılar. 1936-1937 yıllarında Latin Alfabesini kaldırıp, yerine Rus Kril Alfabesini yerleştirdiler. Bu siyasi hareketin ne şartla yapıldığı belliydi: 1. Arap Alfabesinden, Kuran Harflerinden ayırarak, halkı İslâm Dininden, müslümanlıktan ayırmaya çabaladılar. 2. Latin Alfabesinden ayırarak, Türkiye'den Türkçülükten ayırmaya uğraştılar, 3. Kril-Slav Alfabesini yerleştirerek, halkları Ruslaştırmayı, asimile etmeyi amaçladılar. Böylelikle 1930'lu yıllara kadar Kafkas Halklarının ortak dili olan "Türkçeye", onunla birlikte Türk ve Müslüman Kafkas Halklarına zulmün en ağırı uygulanmaya başladı. 1930'lu yıllarda Türkçenin Kafkas Halklarının ortak dili olması kaldırıldı. 1943 yılında Kafkasya'nın Türk ve Müslüman Halkı Karaçaylılar sürgüne gönderildi. Ondört yıl süren sürgünde eziyet çekip, yurtsuz kalsa da, İslâm Dinimiz ve Allah'ın koruduğu Karaçay-Türk Dilimiz, halkımız tarafından muhafaza edildi. Dünyada her şey değişiyor, dünya kendiside değişiyor. Ancak Rusun emperyalist, şovenist asimilasyon siyaseti hiç değişmiyor. Rus Çarlık İmparatorluğunun İki Başlı Kartalı uçarak gelip bugünkü "demokrat" Rusya'nın başına konup, doğuya da, batıya da uğursuz bakışlar fırlatıyor. Çarlık Rusyası, Karaçay da dahil olmak üzere, başka milletleri, başka yurtları zorla, silah gücüyle kendisine kattı. Çarlığın milli siyaseti şöyleydi; "Rus olmayan halkların devletlerini kökünden yok etmek! Kültürlerini yok etmek! Ana dillerini yok etmek! Gelişmesine izin vermemek! böylece en sonunda Ruslaştırmak!" (Rusya Komünist Partisinin 10. toplantısının dökümanlarından). Komünist Partisi, Çarlığın o günkü Kafkas Halklarına karşı beslediği niyeti açıklarken, keşke kendisi o "Halkları" korumaya çalışsaydı. Tam tersine "Komünizm" Çarlıktan daha büyük bir felaket olarak çıktı dünyanın karşısına. Komünist İmparatorluğu Karaçay'ı yediden yetmişe esir edip, Orta Asya'ya sürdü. Bugünkü "demokrat" Rusya ise, çarlığın ve komünistlerin çektirdikleri eziyetleri düzeltmek yerine, halklara yeni eziyetler çektirmeye uğraşıyor. Önceden eziyet çektirdiği halklardan şimdi korkuyor. Rusya Silahlı Kuvvetlerinin "sürgüne gönderilmiş halklardan orduda silah kullanma eğitimi gören birliklere asker alınmaması emri" buna şahittir. Onların ikisini de ben "Üyge İgilik" adlı gazetemde yayımladım. Rusya Kara Kuvvetleri Komutanı Karaçay asıllı Vladimir Mahamedoviç Semenov'un gerekçe gösterilmeden görevden alınması buna şahittir! Rusya pasaportlarından "milliyet" hanesinin kaldırılması buna şahittir! Hristiyan propagandası yapmak amacıyla, Karaçay dilinde yazılmış İncil ve Hristiyanlık kitaplarının binlercesinin Karaçay köylerinde bedava dağıtılması buna şahittir! Yirminci yüzyıl sona eriyor. Fakat Rus imparatorluğu basın ve yayın yolu ile, asker ve silah gücü ile, dilimizi, dinimizi yok etmeye çalışıyor. Batılı Hristiyan Devletler bu duruma aldırmasalar da, Türkiye'nin bize aldırmaması kabul edilemez... Rusya Kafkasya'yı silah zoruyla kendisine katıncaya kadar Karaçay, Büyük Türk Dünyası'nın bir parçası idi. Rusya'ya katıldığından beri dışarı açılan sınırları kapatılıp, kendi başına kaldı. Onun büyük Türk Milletinden olduğu, kökünün çok derinlere uzandığı unutturulmaya çalışıldı... İki yüzyıldan beri, O'na söyledikleri şu oldu: "Karaçay! Senin toprakların yüksük kadardır! Dilini dağlardan çıkınca kimse anlamaz! Senin yarının yoktur! Ne kadar çabuk Rus olursan senin için o kadar iyidir!" Oysaki! Kafkasya'nın ezelden beri "Türk Dilli" bir "Türk Yurdu" olduğundan! Bu dili, Karaçayların Dilini! Yani Türkçeyi! Dünyada iki yüz milyon İnsanın konuştuğundan! Ve Karaçay'ın İstanbul'u kendi başkenti olarak kabul ettiğinden! Türkiye'de gezmek için Karaçaylılar için bir rehbere ihtiyaç olmadığından! Bir iki sözle keşke bahsedilse idi... Rus İmparatorluğu bizi yutup asimile etmek istedi! Rahat yutabilmek için bir halkı; Karaçay, Malkar diye ikiye böldü! Onları başka halklarla birleştirdi ve birbirine düşürdü! Karaçay 1943 yılında sürgüne gönderilinceye kadar kendi özerk bölgesine sahipti. Okullarda birinci sınıftan yedinci sınıfa kadar bütün dersler Karaçay Türkçesinde veriliyordu. Rus Dili ve Edebiyatı yabancı dil olarak okutuluyordu. Bugün ise, Karaçay-Çerkes Cumhuriyetinde Karaçay Dili ve Edebiyatı Dersi yabancı dil olarak okutulmaktadır. Bütün dersler Rusça verilmektedir. 1991 yılında Karaçay-Çerkes Bilimsel Araştırmaları Enstitüsünde çalışan Karaçaylı Bilim Adamları ayrımcılığa dayanamayarak, ayaklanmışlardı. Ne için? - 40 yıl boyunca o enstitü tek bir Karaçaylıya "Master" yada "Doktora" yapma imkânı tanımadı. Karaçay Biliminin gelişmesine engel oldu. Birer bahane ile Karaçaylı Bilim Adamlarını işten attı. - Bilimsel yazıların Karaçay Türkçesi ile yazılmasına izin vermedi. Karaçay Bilim Adamlarını isyan ettiren işte bu davranışlar oldu. Moskova'dan gelen komisyonlar bile Karaçay Bilim Adamlarının haklı olduklarını kabul ettiler. Fakat iş, Karaçay Bilim Adamlarının enstitüden kovulmalarıyla sonuçlandı. Bağımsızlığımız, her şeyimiz işte buna göredir! Karaçay Yazarlar Birliğinin toplanabileceği bir binası yoktur! Karaçay ressamlarının çalışacağı bir atölye yoktur! Sürgüne gönderilinceye kadar yedi gazete çıkan Karaçay'da bugün haftada bir kere yayımlanan tek bir gazete vardır! Karaçay dilinde çıkan bir dergi yoktur! Sürgüne kadar Karaçay Bölgesinde yılda 16 ders kitabı, 58 Edebî Kitap yayımlanırken , bugün hemen hemen hiç kitap çıkmamaktadır! Okullarda çocuklar komünistlerin zamanında yayımlanan kitapları kullanmaktadırlar. Onlarda ise ne yazdığı bellidir! Çarlık İmparatorluğu Karaçay Türklerini "2 Kasım 1828" tarihinde Havaska Savaşında yenip kendisine kattı. Komünist İmparatorluğu, yine Kasım Ayının İkisinde, "2 Kasım 1943" yılında Karaçay Türklerini yurtlarından sürdü. Bugün de "sahte demokrat" Rusya İmparatorluğu, Karaçay Türklerinin (Stalin tarafından ortadan kaldırılan) Özerk Cumhuriyet Haklarını geri vermeyerek: Kültürünü! Dilini! Dinini ortadan kaldırmaya! Açıkçası milliyetini yok etmeye çalışıyor! Bu durumda biz Allah'a, kendimize ve Türk Dünyasına güveniyoruz! Fakat Türkiye'nin bize gereken önemi vermemesi bizi üzüyor! Biz, Kafkasların ve Avrupa'nın en yüksek noktası olan MİNGİ TAVUMUZ - Elbruz Dağının eteklerinde yaşayan Karaçay-Malkar Türkleri olarak şuna inanıyoruz: İnşallah Türk dünyası birleşecek ve gelişecek! Biz yılmadan çalışırsak, Türkiye Cumhuriyeti de bize yardım ederse, Türk Dili, Kafkasya'da eskiden olduğu gibi, Kafkasyadaki Türk Halklarının ortak dili olur. Kafkasya'dan, Karaçay'ın karlı dağlarından en sıcak selam ve hürmetlerimle! *Karaçay Yazarlar Birliği Genel Sekreteri, Moskova-RUSYA FEDERASYONU ** Devlet Arşivleri Uzmanı, ANKARA-TÜRKİYE Düzenleme: www.AfyonKaracay.com |
|
|
|
23.08.2010 04:17:35
Тюздю.Миллетни бир энчилиги ол-ана тил,миллет тилди.аны сакъларгъа керекди,бизни,къарачай - малкъар тил бек ариу тилди.
|
|
|
|
23.08.2010 05:10:58
Кеп тюз зат барды.
|
|
|
|
13.11.2010 05:08:00
Я, правда, не знаю, как ?взгляды? могут быть ?нереализуемыми? и ?провокационными?, мне всегда казалось, что реализуемыми или нереализуемыми могут быть планы и намерения, а провокационными действия и слова, но я, видимо, исходила из презумпции свободы взглядов и убеждений, которая с психикой и мышлением авторов желтой брошюры несовместима. Дело, однако, в данном случае не в словах, а в том, что авторы заявляют о содержащейся в выступлениях Яноша Пустаи и Катрин Сакс ?политической провокации?. Но где же те единственные доказательства, которые нас, читателей, могут в этом убедить, где подлинные цитаты, где точные ссылки на соответствующие тексты на языках их публикации? Ни единой такой ссылки и сноски в желтой брошюре нет, а верить ее автором на слово, доверять их переводам, их изложению чего-то ими неизвестно при каких обстоятельствах услышанного и прочитанного, их интерпретации неизвестно каких источников не приходится: не заслуживают эти господа доверия.
Оговоримся при этом, что читателю, который только пробежит взглядом желтую брошюру и поленится сопоставить сноски с ?Примечаниями?, может показаться, что некоторые якобы цитируемые (во всяком случае взятые в кавычки) или излагаемые авторами брошюры положения их оппонентов вроде бы имеют формальные ссылки на источник (27 сносок ? немало для брошюры в 28 страниц). Но даются эти ссылки никак не на подлинный источник, не на оригинал, подвергаемый критике, а чаще всего самовлюбленные авторы цитируют самих себя (цитируют с удовольствием и огромным старанием перечислить как можно больше собственных прошлых публикаций). Из 27 примечаний к тексту 14 (рекорд!) составляют сноски на издания, в которых сами Тишков и Шабаев являются авторами, соавторами или ответственными редакторами. Небольшое исключение из этой ?автобиблиографии?, которая начинается (сноска ? 1) и заканчивается (сноска ? 27) ссылками на собственные сочинения авторов, делается еще для нескольких, видимо, ?социально близких? публицистов (ни одного крупного, известного финно-угорскому научному сообществу специалиста по данной проблематике среди них нет) и для единственного источника электронной информации ? дважды упомянутого портала ?Архив Информационного Центра финно-угорских народов // www.finugor.ru?, причем упомянутого именно в такой форме, так что уточнить, когда авторы посещали этот портал, когда он обновлялся, какой именно информационный материал был использован, совершенно невозможно. Научным изданием брошюру с таким ?аппаратом? признать трудно. Читаем мы, к примеру, гневную реплику на резолюцию III Всероссийского съезда финно-угорских народов: ?Чего стоит одно только требование осуществить весь статистический учет в стране в этническом разрезе? (С. 22), а сноска при этом (? 22) следует не на эту резолюцию, а на сочинение самого господина Шабаева (Шабаев Ю.П. III съезд АФУН: назад в будущее...), который оказывается уже где-то об этом съезде писал и эту резолюцию критиковал. Но как выглядит эта резолюция и чего стоит на самом деле требование осуществить статистический учет в стране в этническом разрезе (может быть, как раз многого стоит, и следует отнестись к нему серьезно), мы не знаем. ?Уже 21 февраля [2005 года] в Эстонии было подготовлено и размещено в Интернете 'Oбращение в поддержку марийского народа'...? (С. 8) ? сообщают авторы и дают, казалось бы, необходимую сноску ? ссылку на это Обращение (? 6), но посмотрим на эту сноску: оказывается, это ссылка на сочинение самого господина Тишкова, так что даже не совсем понятно, не он ли сам считает себя автором или соавтором этого Обращения. Цитируется пресс-релиз Эстонского Института прав человека, утверждающий, что ?малые народы в России испытывают террор и их культуры и языки уничтожаются? (С. 8), но ссылка (? 7) на оригинальный документ не дается. Упоминается интервью В. Козлова на радио ?Свобода? (С. 20) со ссылкой (? 20) на собственное сочинение Ю.П. Шабаева. С раздражением говорится о том, что Катрин Сакс навязывает народам этничтность в ее самых жестких формах (?Именно к этому призывает все содержание доклада Катрин Сакс?, С. 22) и тем самым своими действиями создает условия для ?экспорта? этнического национализма в страны Евросоюза (серьезное обвинение!), но к чему на самом деле призывает Катрин Сакс, мы не узнаем, потому что ссылка (? 23) после этого дается на статью Я. Киша ?Вопрос о меньшинствах в новом мировом порядке?, опубликованную в ?Центрально-Европейском ежегоднике? в 2003 году, и что общего между этой статьей и докладом Катрин Сакс, подготовленным в 2006 году, неизвестно. При таком ?научном аппарате? у этой брошюры есть еще и ?Приложение? ? 7 таблиц, которые ничего, кроме недоумения, не вызывают: что же авторы хотели этими таблицами сказать и зачем ?скачали? их сюда из прежних своих (главным образом, принадлежащих Ю.П. Шабаеву) публикаций, где, может быть, в ином контексте они имели какой-то смысл. Приводится, к примеру, таблица (? 2) ?Число студентов на 1000 жителей среди финно-угорского населения России по данным переписи населения 2002 г.? с торжественной ссылкой на источник, правда, почему-то не на подлинные материалы переписи, а на вторичную выборочную их публикацию в статистическом сборнике ?Финно-угорские и самодийские народы?, изданном в Сыктывкаре в 2006 году. Из нее мы узнаем, что среди карел насчитывается на каждую 1000 человек 17 студентов, срди коми ? 22, среди удмуртов ? 18, среди хантов ? тоже 18, среди манси ? 42 и так далее, но о чем это говорит, если при этом нет никакой шкалы сравнений ни в границах Российской Федерации, ни в международном масштабе, если мы не знаем, сколько студентов приходится на 1000 русских, венгров, эстонцев, финнов, если совершенно не учитывается качественный аспект образования (где, чему, на каком языке обучаются эти студенты), если это не имеет никакого отношения к той действительно острой и общественно значимой ?финно-угорской проблеме? в России, которую не смогла обойти своим вниманием Парламентская Ассамблея Совета Европы (заметим, что последнюю авторы брошюры, видимо, ассоциируют или путают с Евросоюзом, во всяком случае свой опус они называют ?ответом Евросоюзу?, но это уже частный вопрос их недостаточной осведомленности о структурной организации европейского сообщества и их враждебности ко всему, что с этим организованным сообществом связано). Впрочем, проявлений неосведомленности, если не сказать невежества в делах ?Евросоюза? в сочинении Тишкова?Шабаева гораздо больше: они нередко пишут о том, чего не знают, и делают заявления, не имеющие ничего общего с действительностью, то есть распространяют лживую информацию. Так, например, они сообщают читателю, что ?инициированная Финляндией в рамках ЕС программа 'Северное измерение' [...] по существу провалилась? (С. 12), в то время как на самом деле она последовательно реализуется, обогащается новыми инструментами (к таким следует отнести форумы по северному измерению и ?Северные конгрессы?, проведенные в Сыктывкаре, кстати, с самым заинтересованным участием российской администрации, успешные акции под девизом ?Природосбережение и народосбережение?, стартовой площадкой для которых стала Республика Коми); совсем недавно этот позитивный опыт получил теоретическое обобщение в научных докладах Александра Попова, Александра Сметанина (Сыктывкар), Василия Саблина (Вологда), Ильмари Сусилюото (Хельсинки) на VIII Всемирном конгрессе исследователей Центральной и Восточной Европы, состоявшемся в Стокгольме в конце июля 2010 года (ICCEES VIII World Congress, Stockholm, 26.?31. July 2010). Перейдем, однако, к содержательной стороне брошюры. Замысел и цель этого опуса заключается в разрушении той моральной, историко-культурной и общественной целостности и ценности, которую представляет собой финно-угорский мир. Как огня боятся господа-товарищи, идеологически обслуживающие имперские силы, этих ?миров? ? финно-угорского, тюркского, кавказского и иных, способных объединить, связать друг с другом живой цепочкой взаимопонимания и солидарности нерусские народы России. Стратегия имперской политики (?Разделяй и властвуй!?) наполняет каждую строчку, каждый пассаж желтой брошюры ненавистью и страхом ? страхом перед возможным объединением разрозненных национальных движений народов России. С каждым из этих движений, с каждым из этих народов в отдельности империя справится без большого труда, едва пошевельнув своим ракетно-танковым пальцем. Но фронт солидарности ? это страшно. Фронт солидарности надо разбить, уничтожить в зародыше, объявить реакционным пантюркизмом, пан-финноугризмом, панмонголизмом, или, как это постулируют Тишков-Шабаев ?ретроградной новацией этнонационализма?. ?Одной из последних ретроградных новаций этнонационализма, ? заявляют они, ? стало конструирование неких ?миров? [в том числе финно-угорского мира] и межгосударственной солидарности на основе академических (главным образом лингвистических или этнографических) классификаций различных культур по принципу принадлежности носителей языка к тем или иным языковым семьям? (С. 3). ?По крайней мере, ? пишут они далее, ? до последнего времени никто в мировой политике и в общественной деятельности не выстраивал значимых коалиций по принадлежности жителей стран к ?языковой семье?? (С. ?; причем слова ?языковая семья? здесь выделены ироническими кавычками, будто бы и семей таких на самом деле не существует). Ну, слабо ориентированные в истории мировой политики авторы желтой брошюры могут и не знать, к примеру, что великий просветитель и лидер прогрессивных общественных движений тюркского мира Исмаил Гаспринский, выдвинув классическую триаду ?Dilde, fikirde, ışte birlik / Единство в языке, вере, мыслях и делах!?, разработал и обосновал еще на исходе 19 века принципы общетюркской культурной общности и политической солидарности, ставшей одним из факторов, разрушивших в конечном итоге царскую империю. Однако, эхо борьбы с проклятым ?пантюркизмом?, с ?султан-галеевщиной? так долго гремело над всеми регионами и народами России, что могли бы они об этом и слышать, даже если по российской традиции ?учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь?. Могли бы слышать также, что уже во второй половине 20 века на основе арабской солидарности была создана дос |
|
|
|
Читают тему (гостей: 1)