- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Артына баргъанны, къатына барма.
- Ата – баланы уясы.
- Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
- Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
- Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
- «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
- Аш хазыр болса, иш харам болур.
- Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
- Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
- Ауузу бла къуш тута айланады.
- Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
- Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
- Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
- Ариу джол аджал келтирмез.
- Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
- Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
- Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
- Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Джюрекден джюрекге джол барды.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Ариу сёзде ауруу джокъ.
- Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
- Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
- Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
- Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
- Джарлы джети элни сёзюн этер.
- Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
- Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
Расследование ?КП?: Кому нужна Великая Черкесия от Сочи до Азовского моря
02.09.2010 21:00:43
Albert
От глупости и нелюбви к адыгам Отмыться трудно, знаю, милый. Ты, глядя в книгу, видишь фигу - Будая ученик любимый. |
|
|
|
02.09.2010 21:02:15
холодный душ
Отныне глупость приравнена к нелюбви к адыгам! Берегись род человеческий! |
|
|
|
02.09.2010 21:11:23
Господа модераторы, не кажется ли вам, что "холодный душ" с своих фантазиях перепутал сайт Эльбрусоид с "клубничкой"?
|
|
|
|
02.09.2010 21:13:34
холодный душ
Ужо бы она у меня ужом... Учитывая насколько неустойчива ваша точка зрения, можно предположить что и с "ужами" у вас проблемы |
|
|
|
02.09.2010 21:19:39
KARABAS
Бу джарлыгъа бир къара ол адам боллукъ болмаз эшта |
|
|
|
02.09.2010 21:21:43
2222
можно предположить что и с "ужами" у вас проблемы |
|
|
|
02.09.2010 21:26:14
холодный душ
Неустойчивость во мнениях - Усточивость в других явлениях! Так "холодный душ" хотел произвести впечатление на Дарью Асламову Но из этого ничего не получилось |
|
|
|
02.09.2010 21:26:57
тема перенесена в известный раздел..
|
|
|
|
02.09.2010 21:34:53
KALAYSA Pictures
тема перенесена в известный раздел.. Зря, интересная была игра "в одно касание". А так слишком скучно |
|
|
|
02.09.2010 22:03:21
карабас, кина не будет, соперник сдался прежде чем был удален с поля за грубое нарушение правил))
|
|
|
|
03.09.2010 12:26:09
hatachi
терпение черкесов проживающих в КЧР уже кончилось! А дальше что? Без терпения теперь жить будете? |
|
|
|
04.09.2010 18:53:40
Комментарии к статье Асламовой.
Хотелось бы выразить благодарность автору расследования за проделанную работу. Ее статья должна стать предостережением всей российской общественности и внести лепту в строительство российского правового государства, в котором будут учтены интересы всех слоев и групп населения. К сожалению одному журналисту не под силу охватить весь круг проблем вызванных строительством ?Великой Черкесии?, поэтому нелишне было бы дополнить данное расследование рядом замечаний, в надежде на то, что в ближайшее время затронутая тема подвергнется более детальному анализу и наши замечания будут приняты к сведению. Начнем с самого начала. Сегодня под экзоэтнонимом ?черкесы? обывателями понимаются исключительно адыгские племена Северного Кавказа. Для людей далеких от адыгов и истории Кавказа такое мнение вполне объяснимо, но удивительно, что это мнение глубоко укоренилось в среде самих адыгов, которые в силу понятных причин должны лучше остальных знать свою историю. Но как мы покажем, так было не всегда, еще в 19 веке между понятиями ?адыг? и ?черкес? не было знака равенства. Обратимся к книге Назира Будаева ?Западные тюрки в странах Востока? ( http://kitap.net.ru/budaev6.php): ?Начнем с главного: кто такие черкесы? Б. Х. Мусукаев пишет: ?Название ?черкес? широко распространилось по Восточной Европе и Азии. Часть носителей этого названия была по происхождению адыгами?. (ук. раб. с. 16). действительно, малороссы (украинцы, запорожские казаки), именовались черкассами. Северокавказские народы вплоть до революции также именовались черкесы, черукасы, карачеркесы. А между тем, ни украинцы, ни казаки, ни адыги не называют себя этим этнонимом. И наконец, сами черкесы Карачаево-Черкессии не называют себя этим названием, они являются беглыми кабардинцами, что засвидетельствовано в истории. Все эти народы называют себя ?адыга?. В связи с этим возникает вопрос, существует ли народ или племя, которое сохранило данный этноним? Оказывается существует - это западные казахи Младшего жуза и алабугские татары. Убедительное подтверждение этому мы обнаружили в ?Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий? автора Шакарим Кудайберди-улу. Он пишет: ?шеркесы входят в Младший жуз казахского народа?. (ук. раб. стр. 68). Более конкретные сведения мы обнаружили в работе известного историка В. В. Радлова: ?шеркес - подразделение казак-киргизов малой орды, племени алачин?. (ук. раб. ст. 75, 113, 287). К сказанному следует добавить цитату из А. М. Байрамкулова: ?Древние черкесы были одним из самых больших тюрко-аланских племен. Верность сказанного подтверждается большим количеством новых материалов. Это этноним Черкесли в Туркменистане, древнее киргизское племя черкас, крымско-татарское собственное имя Черкас, ногайское Таучеркес?. Этнотопонимы Черкас встречаются на огромной территории, где не только не жили черкесы-адыги или их части, но где они вообще никогда не бывали. Еще в 1835 г. академик Петр Кеппен показал, что черкесы Крыма не были предками современных адыгов (черкесов). Об этом писал и знаменитый академик В. В. Радлов. Это доказано Н. Г. Волковой. Это показал на огромном фактическом материале анонимный автор Ф. В 1863 г. (Ф. стр. 849-861) (ук. раб. стр. 58, 135).? Как мы видим именем ?черкес? назывались не только адыги. Обратим особое внимание на то, что нынешние черкесы Карачаево-Черкессии суть кабардинцы отделившиеся от Кабарды лишь в 19 веке и принявшие самоназвание ?черкес? в 1922 году, чтобы было возможным образование еще одной кабардинской автономии в составе России. То что политическим и организационным центром адыгов, местом их сходок и съездов стал именно Черкесск можно объяснить несколькими причинами. Первая причина это название города и республики, всем понятно, что возрождение ?Великой Черкесии? логично начинать именно в городе Черкесске (который получил это имя лишь в 1939 году, а ранее был казачьей станицей Баталпашинской). Место это замечательно победой России над Турцией в одном из сражений в конце 18 века. Для адыгов же интересно только современное название этого населенного пункта. Первую причину можно считать чисто символической. Второй и самой главной причиной является положение черкесов в Карачаево-Черкессии. В РФ есть три субъекта, субъектообразующими этносами которых являются адыги, это Адыгея, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария. В КБР и РА адыги прочно удерживают бразды правления в своих руках, в то время как в КЧР черкесов всего 11 % от населения республики и они не могут претендовать на главную роль. Руководство в республике осуществляется не черкесами. Такое положение может трактоваться как дискриминация по национальному признаку. Хотя у черкесов есть свой национальный район, в дела которого республиканское руководство не вмешивается, есть среди черкесов и олигархи. Если смотреть в общем положение всех адыгов на Кавказе, то скаладывается следующая картина: всего адыгов на Кавказе живет около 700 тыс., в условно стесненном положении находятся только черкесы КЧР, которых всего около 50-ти тыс, то есть 14-ая часть всех российских адыгов. По словам г-на Гошокова, который сам вряд ли бедствует, черкесов волнует в основном национальность премьеров и сенаторов, а также автомобили карачаевцев. Такие проблемы вряд ли можно назвать насущными. Продолжение следует... |
|
|
|
04.09.2010 20:20:17
http://kp.ru/daily/forum/article/727499/
здесь идет обсуждение статьи Дарьи Асламовой |
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)