Войти на сайт
19 Апреля  2024 года

 

  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Тилчиден кери бол.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Ата – баланы уясы.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.

 

Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 След.
RSS
Ростислав Туровский: Земельный вопрос был главным фактором нестабильности в Кабардино-Балкарии
 
555
Т.е.- были карачаевцами?

Я не в курсе.
 
Как и Сабанчиевы, Балаевы, Эркеновы и т.д. Атажук, насчет захоронения, если это захоронение после битвы, то это не означает, что там село было!
 
ахматхан07
Ошибочно ты знал в силу того что плохо разбираешься в языке кумыков и ногайцев, на их языке Бештау будет звучат так: на ногайской Бестав, на кумыкском Бешдагъ.

И всех тюркских языков на кавказе именно на КБ языке звучит как Бештау.
Есентюк, и другие топононимы тоже самое. как надоели ваши попытки за уши притянуть что-нибудь.


А именно как Беш-даг тюркское название пятигорья впервые и зафиксировано. В 1334 году.
 
tblrnik07
Как и Сабанчиевы, Балаевы, Эркеновы и т.д. Атажук, насчет захоронения, если это захоронение после битвы, то это не означает, что там село было!

Вот и вопрос кто с кем?

Село с тех пор не переезжало, хотя 18веке бралось приступом, да и в ВОВ тоже пару месяцев осаждалось.
 
tblrnik07
Сабанчиевы - это однозначно сваны (сабан - сван, в балкарском нет звука "в", русский ты наш ).
__________________
если это захоронение после битвы, то это не означает, что там село было!

Села в современном виде там точно не было, укрупнение кабардинских аулов было сделано в середине 19 века.
 
Атажукинец
Село с тех пор не переезжало, хотя 18веке бралось приступом, да и в ВОВ тоже пару месяцев осаждалось.

Исламей соседний, например, собран из трёх аулов. Один из них был на месте и до укрупнения. Думаю, что и в Атажукино примерно так - какой-то аул был, остальных доселили позже.
 
Села в современном виде там точно не было, укрупнение кабардинских аулов было сделано в середине 19 века.
И связано это было с вытеснением в 18-19 вв. кабардинцев и абаза с территор.современ.Кавминвод(резко увеличилась плотность населения)
 
Поэтому рассказы некоторых "Знатоков" про самый старый кабардинский аул в 200 лет - СМЕХОТВОРНЫ!
 
МуратАдыг
Поэтому рассказы некоторых "Знатоков" про самый старый кабардинский аул в 200 лет - СМЕХОТВОРНЫ!

Он же русский (типа), ему простительно.
 
Эти некоторые знатоки, ваши же историки! Вы сами эту дату отмечали... Атажук битва была, но кто с кем не известно и пока не известно, не стоит приписывать ее на свой счет!
 
sult
Первый раз услышал от друга балкарца.На вопрос :откуда информация? ответ: так это все балкарцы знают (со времён открытия интернета в КБР и КЧР - добавлю от себя
 
МуратАдыг
sult
Думаю, что и в Атажукино примерно так - какой-то аул был, остальных доселили позже.

Где-то встречал что укрупнение Атажукино было из 18 хьэблэ.

Вроде есть документы об укрупнении сел.

Брался один хьэблэ, и остальных подсаживали к ним.

Да и был негласный не далее 10км от русской крепости.

Так были переселены все кабардинские села выше Жанхотеко на равниную часть.
И расселение только по басейнам крупных рек тоже из-за укрупнения
 
tblrnik07
Эти некоторые знатоки, ваши же историки! Вы сами эту дату отмечали...

С размахом?... Странно, но меня лично никто не приглашал. Может быть просто сармаковцы основание своего села отмечали?
 
tblrnik07
Ты читал вышепреведённые посты?Там и про "150-летние" Сармаково найдёшь информацию.
 
МуратАдыг
и про "150-летние" Сармаково найдёшь информацию.

КБР мы не так давно вообще 80 лет отмечали. Какие выводы из этого сделают "русские"? Если кабардинцам 150 лет, то почему Кабардино-Балкарии только 80?
 
Sult, а чем тебе моя нация не нравится? Тем что мои предки твоих завоевали?
 
Sult, а чем тебе моя нация не нравится? Тем что мои предки твоих завоевали? Обидно тебе теперь?
 
tblrnik07
Sult, а чем тебе моя нация не нравится? Тем что мои предки твоих завоевали? Обидно тебе теперь?

Во времена Ивана Грозного вы как национальность еще не свормировались.
Как нация она стала при Петре 1.

Так что вы моложе кабардинцев и балкарцев.

А историки у вас ничего-сказачников хватает.
 
tblrnik07
Тем что мои предки твоих завоевали?
Может нам от счастья прыгать по этому поводу?
Кроме того, настоящие завоеватели Кавказа - это российское дворянство и власть, а в них русского было очень мало.
 
tblrnik07
Sult, а чем тебе моя нация не нравится? Тем что мои предки твоих завоевали? Обидно тебе теперь?

Среди моих предков есть и русские вроде бы (украинцы точно есть, по крайней мере). А вот в том, что русские есть среди твоих предков, я очень сильно сомневаюсь.
________________________
Никакой обиды нет - германцы, создавшие Россию в современном виде, находились на более высокой стадии развития, поэтому смогли создать из разнородных дикарей, занимавшихся собирательством, весьма боеспособные и беспощадные (в силу ограниченности развития) военные формирования. Всё логично.
 
sult
Ну вообще-то поначалу были скандинавы(хотя и их причесляют к германцам), затем разнообразные " татары" , а вот с Петра - уже собственно германцы.
 
Ты наверно сильно не местный.
Гора Кызбурун не существует, на форуме это обсуждалось.
Нельзя так сильно верить сказкам местных историков.


Так или иначе, это топоним. На туристической карте КБР отпечатанной в ИПО ?Лев Толстой? и подготовленной к печати ООО ?Картинформ? в 2009 году написано:
?Маршрут начинается от объездной дороги у города Баксан ? родины основоположника кабардинской советской литературы А.А. Шогенцукова, который погиб в 1941 году в фашистском концлагере.
Слева на горной гряде видна скала ?Кызбурун? (Девичий нос). По преданиям с этой скалы сбрасывали девушек-горянок, нарушивших законы адата и шариата?. На самой карте звездочкой слева от Исламей через трассу обозначено ?Скала ?Кызбурун? в виде достопримечательности...

Причем у Атажукино нет ни одного балкарского топонима.
На Атажукино балкарцы не претендуют, в отличие от вас претендующих на верховье Малки где все сплошь усыпано нашими топонимами...

Между оканчивается долина и начинаются черные горы примерно 35км.
Как всегда бывает при столкновении пришлого и коренного народов, между ними обостряются пограничные вопросы, образуются поначалу никому не принадлежащие некие ?буферные? зоны, которыми совместно пользуются и те и другие. Ни на чем фактически не обоснованы утверждения, что с давних пор границей между кабардинцами и балкарцами считалась линия, проходящая между обширными горными лесами, покрывающими все склоны гор до их подножий, и ?черными?, т.е. в их представлении голыми горами. Авторам подобных заявлений надо бы помнить элементарные азы географии: черными горами принято считать как раз лесистый хребет, прикрывающий доступ к Скалистому хребту северной депрессии Кавказского хребта (Желиховская В. Ермолов на Кавказе. С. 19; Покоренный Кавказ. Издание А.А. Каспари. Сб., 1904. С. 530; Кудашев. С. 235; История народов Северного Кавказа с конца XVIII в. до 1917 г. С. 34; Труды абрамовской комиссии. С. 38). ?В Большой Кабарде, вверх по правому берегу Баксана, там, где оканчивается долина и начинаются черные горы, есть мыс или выдавшаяся гора, названная народом Кызбурун? (Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 97). Именно в пределах лесистых гор, у входов в ущелья и образовались т.н. Общественные земли, ?находящиеся в совместном пользовании Кабарды и Пяти Горских обществ до 1890 года? (Труды абрамовской комиссии. С. 43). Так было и при Золотой Орде, когда степи Предкавказья превратились в кочевья ханов, а местные племена были заперты в горах. И, тем не менее, даже в этом случае горские племена оказывали длительное, упорное сопротивление (Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 45, 55). Недаром еще в 1256 г. каждый пятый из воинов хана Сартаха должен был охранять выходы из ущелий, чтобы аланы, скрывшиеся там, не нападали на кочевья Золотой Орды (Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 186).

Кстати на той же карте написано... Согласно утвердившейся в науке точке зрения, этот народ образовался в результате смешения северокавказских и ираноязычных аланских племен с болгарами и кипчакми (половцами). Ряд ученных видит в аланах, сарматах, скифах тюрков ? прямых предков балкарцев и карачаевцев.

есть мыс или выдавшаяся гора если ты путаешь мыс и гору то географ ты сильный.
Ты там в скобках мою фамилию что ли увидел?
 
МуратАдыг
Я не оспариваю самодостаточность кабардинцев. Их тогдашние военные возможности. Думаю, что объективно и осетины, и вайнахи это опорить не смогут. Вот я о чем. Я не историк, предметно говорить не могу о Северном Кавказе, его западной части- тем более чьи земли были 200 лет назад /почему не 500? 1000?/. И если бы мог, не стал бы. У карачаевцев, уверен что и у балкарцев с кабардинцами, есть обычай, когда "не лезут" к соседям, в их семью, личные дела. Тем более не плюют в соседский колодец. Я уже писал - у нас есть свое зеркало и своя история, придумывать ничего не надо. Я не хочу быть оппонетом своих соседей именно по соседскому, кавказскому принципу. Но - пока это, тем или иным образом, не коснется основ моего существования. Ситуация в Кенделене - лакмусовая бумажка, четкий баромет того, что происходит в определенной части кабардинского общества. Ведь кому- то нужно было, что бы юбилей данной битвы праздновали именно там и именно так.
Еще не много и мы начнем "отмечать" стычки между нашими узденями.
 
маратт
Так или иначе, это топоним. На туристической карте КБР отпечатанной в ИПО ?Лев Толстой? и подготовленной к печати ООО ?Картинформ? в 2009 году написано:

Сказачники могут называть её хоть скалой царицы Тамары.

Местный топоним "Жьэгъу"-подбородок.

Ни на чем фактически не обоснованы утверждения, что с давних пор границей между кабардинцами и балкарцами считалась линия, проходящая между обширными горными лесами, покрывающими все склоны гор до их подножий, и ?черными?, т.е. в их представлении голыми горами.

Начало долины Баксан-Исламей.
Начало скал - Жанхотеко.
Начало черных гор - Тырнауз.

Растояние от Жанхотеко до Тырнауза спорные территории.
Хотя от Тырнауза до Урусбиева тоже ничейные территории были.

Ты там в скобках мою фамилию что ли увидел?
Ты привел ссылку, как правду в последней инстанции.
 
Сказачники могут называть её хоть скалой царицы Тамары.

Картографы: Е.П. Зайцева, В.Д. Попова, С.С. Постоялко
Консультанты: К.Ю. Лотиев, Т.М. Петренко
Я так на любой топоним кабардинский могу сказать, что это сказачники придумали... Тот же Бларамберг чем не сказачник тогда, или Лавров?

Растояние от Жанхотеко до Тырнауза спорные территории.
Хотя от Тырнауза до Урусбиева тоже ничейные территории были.

Ты читаешь слова которые именно тебе интересны...
Именно в пределах лесистых гор, у входов в ущелья и образовались т.н. Общественные земли, ?находящиеся в совместном пользовании Кабарды и Пяти Горских обществ до 1890 года?

Ты привел ссылку, как правду в последней инстанции.
Конечно не последняя... Я всегда считал что земля того кто на ней живет. Это вы любители тыкать одну и ту же ссылку про выделение в 19 веке балкарцам земель, якобы кабардинских, а на самом деле Российских...
Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам