Войти на сайт
25 Апреля  2024 года

 

  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Уруну арты – къуру.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.

 

Страницы: 1
RSS
Малкъар уя
 
В Мемориале жертв политических репрессий 1944-1957г.г. прошла презентация новой книги Хыйсы Османова "Малкъар уя". В книгу вошел богатейший исторический материал с фотографиями, которые сопровождаются преданиями, и рассказами.



Малкъар уя
В каждом народе были и есть люди, которые своим трудом, благими
деяниями, храбростью, мужеством,благородством прославляли свой народ. Рассказы о них передаются из уста в уста и из поколения в поколение.
Так события давно прошедших дней доходят и до нас. Но с течением времени о них мы говорим все реже и реже. Они остаются в тени современных, нынешних героев. Со временем могут и забыться.
Чтобы этого не произошло и имена далеких героев остались в памяти народа, надо было собрать все, что о них сохранилось.
В течении нескольких лет, бывая в балкарских аулах, встречаясь с аксакалами, записывал их рассказы. Порой работал и в центральном архиве. Таким образом собранные материалы вошли в эту книгу.
Фотография ? зеркало времени. В книге много фотографий. Большинство из них сняты сто и более лет тому назад. Мы видим очаровательную, черноокую балкарочку в национальной одежде. Приподняв голову, она гордо смотрит на нас из прошлого, как будто
хочет сказать: ?Посмотрите, какая я красивая!? И это сущая правда.
Рядом молодой балкарец, на тонкой талии его вечный спутник горца ?
кинжал. Он строен, как ели Эльбруса. А здесь, на ныгыше (завалинке) сидят благородные аксакалы. Им давно уже за 90 и 100 лет. Они, прислонившись спинами к каменному забору, говорят о героях былых времён и вспоминают друзей своих, ушедших в мир иной. А малые дети, сопровождавшие их на это место, слушают стариков и играют в
альчики.
Книгу я назвал ?Малкъар уя? Она на балкарском языке. Это значит Балкария. То есть территория и люди живущие здесь. Книгу разделил на пять частей. В первую собрал материалы,касающиеся Черекского ущелья, во вторую ? Холамо-Безенгийского, в третью ? Чегемского, в четвертое ? Баксанского. В пятой части фотографии без комментариев. Она называется ?Пленники в изгнании? и посвящена насильственному изгнанию балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан (1944-1957 гг.) Есть в истории нашего народа и такая черная страница.
Когда все мужчины, кто мог держать оружие в руках, ушли воевать с захватчиками, а оставшиеся дома старики, женщины и дети были изгнаны из родины. Их печальные лица отражены в этих фотографиях. Среди них есть кавалер ордена Ленина, Герои Социалистического Труда. Мы видим печаль в их глазах и вопрос: ?За что?? Потом было освобождение и возвращение на родину предков. Но многие не вернулись. Они остались там лежать в сырой земле, умершие от
голода и холода. Народ вернулся, восстановился. Но память о тех черных годах, проведенных в изгнании, осталась навсегда. В книге много фотографий. Они тоже имеют свои судьбы. Прошли Сибирь и из-
гнание. Многие из них от времени пожелтели, поцарапаны. Я их не
стал исправлять, оставил такими, какими они достались мне.Мой многолетний труд вошел в эту книгу. И если понравится читателям, автор будет рад.


Хыйса Османов
 










 
toni
Бек аламат !
Мундан ары да Аллах онг берсин !
Халкъыны сый берген адамгъа - МАХТАУ !!!

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам