Войти на сайт
21 Октября  2018 года

 

  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.

 

Страницы: 1
RSS
Малкъар уя
 
В Мемориале жертв политических репрессий 1944-1957г.г. прошла презентация новой книги Хыйсы Османова "Малкъар уя". В книгу вошел богатейший исторический материал с фотографиями, которые сопровождаются преданиями, и рассказами.



Малкъар уя
В каждом народе были и есть люди, которые своим трудом, благими
деяниями, храбростью, мужеством,благородством прославляли свой народ. Рассказы о них передаются из уста в уста и из поколения в поколение.
Так события давно прошедших дней доходят и до нас. Но с течением времени о них мы говорим все реже и реже. Они остаются в тени современных, нынешних героев. Со временем могут и забыться.
Чтобы этого не произошло и имена далеких героев остались в памяти народа, надо было собрать все, что о них сохранилось.
В течении нескольких лет, бывая в балкарских аулах, встречаясь с аксакалами, записывал их рассказы. Порой работал и в центральном архиве. Таким образом собранные материалы вошли в эту книгу.
Фотография ? зеркало времени. В книге много фотографий. Большинство из них сняты сто и более лет тому назад. Мы видим очаровательную, черноокую балкарочку в национальной одежде. Приподняв голову, она гордо смотрит на нас из прошлого, как будто
хочет сказать: ?Посмотрите, какая я красивая!? И это сущая правда.
Рядом молодой балкарец, на тонкой талии его вечный спутник горца ?
кинжал. Он строен, как ели Эльбруса. А здесь, на ныгыше (завалинке) сидят благородные аксакалы. Им давно уже за 90 и 100 лет. Они, прислонившись спинами к каменному забору, говорят о героях былых времён и вспоминают друзей своих, ушедших в мир иной. А малые дети, сопровождавшие их на это место, слушают стариков и играют в
альчики.
Книгу я назвал ?Малкъар уя? Она на балкарском языке. Это значит Балкария. То есть территория и люди живущие здесь. Книгу разделил на пять частей. В первую собрал материалы,касающиеся Черекского ущелья, во вторую ? Холамо-Безенгийского, в третью ? Чегемского, в четвертое ? Баксанского. В пятой части фотографии без комментариев. Она называется ?Пленники в изгнании? и посвящена насильственному изгнанию балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан (1944-1957 гг.) Есть в истории нашего народа и такая черная страница.
Когда все мужчины, кто мог держать оружие в руках, ушли воевать с захватчиками, а оставшиеся дома старики, женщины и дети были изгнаны из родины. Их печальные лица отражены в этих фотографиях. Среди них есть кавалер ордена Ленина, Герои Социалистического Труда. Мы видим печаль в их глазах и вопрос: ?За что?? Потом было освобождение и возвращение на родину предков. Но многие не вернулись. Они остались там лежать в сырой земле, умершие от
голода и холода. Народ вернулся, восстановился. Но память о тех черных годах, проведенных в изгнании, осталась навсегда. В книге много фотографий. Они тоже имеют свои судьбы. Прошли Сибирь и из-
гнание. Многие из них от времени пожелтели, поцарапаны. Я их не
стал исправлять, оставил такими, какими они достались мне.Мой многолетний труд вошел в эту книгу. И если понравится читателям, автор будет рад.


Хыйса Османов
 










 
toni
Бек аламат !
Мундан ары да Аллах онг берсин !
Халкъыны сый берген адамгъа - МАХТАУ !!!

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам