Войти на сайт
25 Апреля  2024 года

 

  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Ат басханны джер билед.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.

 

Страницы: 1
RSS
Малкъар уя
 
В Мемориале жертв политических репрессий 1944-1957г.г. прошла презентация новой книги Хыйсы Османова "Малкъар уя". В книгу вошел богатейший исторический материал с фотографиями, которые сопровождаются преданиями, и рассказами.



Малкъар уя
В каждом народе были и есть люди, которые своим трудом, благими
деяниями, храбростью, мужеством,благородством прославляли свой народ. Рассказы о них передаются из уста в уста и из поколения в поколение.
Так события давно прошедших дней доходят и до нас. Но с течением времени о них мы говорим все реже и реже. Они остаются в тени современных, нынешних героев. Со временем могут и забыться.
Чтобы этого не произошло и имена далеких героев остались в памяти народа, надо было собрать все, что о них сохранилось.
В течении нескольких лет, бывая в балкарских аулах, встречаясь с аксакалами, записывал их рассказы. Порой работал и в центральном архиве. Таким образом собранные материалы вошли в эту книгу.
Фотография ? зеркало времени. В книге много фотографий. Большинство из них сняты сто и более лет тому назад. Мы видим очаровательную, черноокую балкарочку в национальной одежде. Приподняв голову, она гордо смотрит на нас из прошлого, как будто
хочет сказать: ?Посмотрите, какая я красивая!? И это сущая правда.
Рядом молодой балкарец, на тонкой талии его вечный спутник горца ?
кинжал. Он строен, как ели Эльбруса. А здесь, на ныгыше (завалинке) сидят благородные аксакалы. Им давно уже за 90 и 100 лет. Они, прислонившись спинами к каменному забору, говорят о героях былых времён и вспоминают друзей своих, ушедших в мир иной. А малые дети, сопровождавшие их на это место, слушают стариков и играют в
альчики.
Книгу я назвал ?Малкъар уя? Она на балкарском языке. Это значит Балкария. То есть территория и люди живущие здесь. Книгу разделил на пять частей. В первую собрал материалы,касающиеся Черекского ущелья, во вторую ? Холамо-Безенгийского, в третью ? Чегемского, в четвертое ? Баксанского. В пятой части фотографии без комментариев. Она называется ?Пленники в изгнании? и посвящена насильственному изгнанию балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан (1944-1957 гг.) Есть в истории нашего народа и такая черная страница.
Когда все мужчины, кто мог держать оружие в руках, ушли воевать с захватчиками, а оставшиеся дома старики, женщины и дети были изгнаны из родины. Их печальные лица отражены в этих фотографиях. Среди них есть кавалер ордена Ленина, Герои Социалистического Труда. Мы видим печаль в их глазах и вопрос: ?За что?? Потом было освобождение и возвращение на родину предков. Но многие не вернулись. Они остались там лежать в сырой земле, умершие от
голода и холода. Народ вернулся, восстановился. Но память о тех черных годах, проведенных в изгнании, осталась навсегда. В книге много фотографий. Они тоже имеют свои судьбы. Прошли Сибирь и из-
гнание. Многие из них от времени пожелтели, поцарапаны. Я их не
стал исправлять, оставил такими, какими они достались мне.Мой многолетний труд вошел в эту книгу. И если понравится читателям, автор будет рад.


Хыйса Османов
 










 
toni
Бек аламат !
Мундан ары да Аллах онг берсин !
Халкъыны сый берген адамгъа - МАХТАУ !!!

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам