Войти на сайт
21 Октября  2018 года

 

  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Хатерли къул болур.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Уруну арты – къуру.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
К критике сказочек
 
нечаянно стер тему которая меня очень волнует. хотелось бы подискутировать на тему этнокультурных воззрений наших народов. для начала выскажу свою точку зрения...
 
начнем со сказочек)))
Чтобы ни у кого не возникло умозаключений по поводу националистского настроя автора этих строк, скажу, что люблю и уважаю все народы не только родной республики, но и соседнего братства ? КБР. Однако, это не помешает мне подвергнуть объективной (я очень надеюсь, что именно так и будет) критике сказки всех четырех коренных народов КЧР.
Начнем с абазинской сказки Канна, Ката и Катащ (сокращенно ККК). Нет, это не название преступной группировки, а имена трех братьев ? трех главных героев сказки. Вкратце расскажу, о чем она.
Было у отца три сына: Кана ? старший, Ката ? средний, Катащ ? младший. Отец решил, что настала им пора жениться и отправляет сыновей на поиски невест. Дорога приводит братьев к трем шатрам, в которых три айныжа грезят о трех дочках-красавицах князя. Катащ убивает их всех, отрезает им уши и носы. Становится ясно, что на дочерей князя уже наработали. Но... когда князь собирает люд, чтобы выяснить, кто убил айныжей, терроризировавших его селение, Катащ молчит до последнего, пока не найдется самозванец, который заявляет, что именно он ? автор героического поступка. Тут он обличает его, показав вещественные доказательства ? уши и прочие атрибуты чудищ. Естественно самозванцу отрубают голову, а дочери достаются братьям. На обратном пути ? новое приключение. Шатер, где переночевали братья с женами, обвила огромная змея. Она отпускает двух старших братьев, но Катащ должен отправиться за море и узнать, почему погибло государство некоего Мухтар-паши.
В лесу катащ набредает на дерево, по которому ползет змея. ?Дай, - думает Катащ, - разрублю эту змею?. Сказано- сделано. Тут прилетает орлица и, видя разрубленную змею восклицает:
- Вот уже сколько лет эта змея похищает моих детенышей! Ты убил ее и я выполню все что ты мне скажешь!
Благодаря четкому выполнению инструкций орлицы, Катащ успешно завершает миссию. Возвратившись в шатер, он застает свою жену с прекрасной девушкой, в которую превратилась змея, обвившая хижину.
Вместе, с теперь уже двумя женами, Катащ возвращается в родной аул. А там, оказывается, старшие братья пустили слух, что Катаща с женой проглотило чудовище и довели отца до потери зрения. Но по возвращении сына, справедливость торжествует.
Что мы видим из сказки? Во-первых, старшие братья ? отменные ослы. Они не только ничего не сделали во имя своего счастья, но оклеветали младшего брата и искренне желали ему смерти. (Вообще, проблема старших братьев присуща сказкам всех народов Кавказа, и мне, как старшему ребенку в семье, было немного неприятно читать повествования). Да и весь героизм младшего брата держится практически на соплях: айныжей он убил случайно, змею на дереве изрубил тоже от праздного безделия (лишь только потом понял, что сделал доброе дело) и, не будь орлицы, сделавшей почти всю работу за него, у него ничего бы не получилось. Да и зачем надо было дожидаться, пока отрубят голову тому бедолаге самозванцу. Так нет, молчит же, чтобы усилить театральный эффект! Конечно, кто-то может сказать, что без львиной доли старания, трудолюбия и отваги, у Катаща не было бы такого блестящего результата, и будет прав. С этим не спорю.
Еще один момент рассмотренной сказки ? факт создания полигамной семьи. Мне всегда казалось это чудовищным, однако, и абазины, и карачаевцы и черкесы в один голос в своих повествованиях кричат о том, что многоженство ? это класс! Кто знает...
Полностью оправдывает убогость Канны и Каты следующая абазинская сказка ?Три брата?. Все трое соперничают между собой по уму и мужеству. Никакой дискриминации, казалось бы все чисто, но... И тут эти три брата делят имущество между двумя сыновьями князя, и снова, старший сын оказывается гнилым ублюдком! Похоже, эта проблема неискоренима.
Конечно, это не идет ни в какое сравнение с русскими сказками. Традиционное начало русской сказки: ?Жил-был царь (или просто старик) и было у него три сына?. Впоследствии выясняется, что младший сын ? дурак. Что же получается? А то, что тридцать три процента населения ? дураки! И вся проблема у энтого полоумного ? суметь распорядиться счастьем, которое его постоянно преследует: чудо-печкой, конем-Горбунком и т.д. Парадоксально то, что жизнь у него складывается куда удачней, чем у старших, вроде бы нормальных братьев. Но мы отвлеклись.
Впервые с понятием ?горный аул?, да и вообще с признанием того, что наши предки жили в горах я столкнулся у карачаевцев. Сказка называется ?Волшебный конь?.
Здесь бы хотелось остановиться и сделать акцент на то, что в карачаевских сказках очень большое внимание уделяется лошадям и коневодству вообще. То, что коням во многих сказках отводится ведущая роль и они наделяются всевозможными магическими способностями, говорит о том, что карачаевцы издревле знали толк в лошадях. (Есть еще народная сказка ?Лошадник Чора?, где подробно описаны некоторые аспекты искусства коневодства). Вот...
Итак, ?Волшебный конь?... Начинается сказка следующим образом: ?Давным-давно жил в далеком горном ауле охотник и были у него в хозяйстве только конь и... свинья?. Скажите пожалуйста, откуда в карачаевской сказке взялась свинья, да еще и в домашнем хозяйстве??? Тут, конечно можно сделать оговорку, и сказать, что она служила олицетворением зла и мерзости. Злой хозяин украл мальчика и заставлял кормить свинью вкусной похлебкой, а коня ? железными опилками. Слава Богу, ему удается освободиться от оков злодея, умчавшись на том самом коне (который, кстати, и подсказал мальчику путь к спасению) и, далее в сказке, злополучное харамное животное остается за бортом народной храбрости и целомудрия.
Очень понравилась карачаевская сказка ?Кичибатыр? - поистине национальный героический эпос. Тут тебе и мудрость и отвага главного героя, и целомудрие его невесты ? истинной карачаевской девушки.
Вообще говоря, не могу не сказать о том, что сказки народов КЧР наполнены жизненной мудростью, какого-то наставлением последующим поколениям. Это у нас больше всего наблюдается, чем у других дальних народов.
Рассмотрим русскую сказку ?Курочка Ряба?. У стариков не было детей. Грубо говоря, вообще ничего не было, сидели целыми днями и друг на дружку смотрели. Тут к ним, просто с неба, сваливается счастье ? их единственная в хозяйстве курица с загадочным названием Ряба (уж не знаю, откуда оно произошло, нет ли никакой связи с известным прилагательным), снесла им золотое яичко. Что же делают старики? Они начинают колошматить это яйцо и об печку, и об стенку, и молотком. В конце концов, его можно просто тупо продать, так нет, они доходят до исступления, борясь с этим злосчастным яйцом. Какой вывод можно отсюда извлечь? Снова не можем распорядиться счастьем, которое само нас отыскало...
То ли дело наши сказки! Тут есть проблема, есть пути ее решения и есть человек, который за все это берется. Он и становится, впоследствии, национальным героем. Награда ему (если, конечно, выживет) ? красавица жена и счастливая семья. Ну а не вернется, так что ж, посмертная слава.
Несколько слов о ?Кичибатыре?.
Было у отца... Внимание! Было у отца сто сыновей! Вот где здоровая демография! Если брать лучший случай, считая, что он женился в двадцать лет, до даже, рожая каждый год по двойне (что в два раза сократит срок рождения детей), ему бы потребовалось минимум пятьдесят лет, чтобы у него родилось сто детей! Это говорит о том, что старик и в семьдесят лет полон сил! Кстати, сказочная выдумка ничуть не идет вразрез с реальностью. Когда моему дяде меняли паспорт, сотрудники паспортного стола пришли в изумление от удивительного явления. Самый младший брат отца 1957 года рождения, а его отец ? ровесник Ленина! Конечно, по паспорту, но это уже детали...
Так вот, было у отца сто сыновей и младшего звали Кичибатыр. Пришла им пора жениться и предприимчивый отец пошел искать отца ста дочерей, чтобы много времени на свадебные процедуры не убивать. Очень скоро он находит его (!) и они договариваются о свадьбе. И тут начинаются проблемы. Кичибатыр, который оставался все время дома, пока старшие братья толпой ходили женихаться, оказался мудрее их всех и подсказывал им, как преодолевать трудности в пути. Но один раз братья осеклись и попали в беду, причем с женами. Их взял в плен огромный эмеген. Что же делать, приходится Кичибатыру выручать. Проходя через приключения, он находит себе красавицу-жену, с которой они, уже вместе, сражаются с чудовищем. Конечно же, у них все получается.
Никакого братского предательства, все чисто. Старшие братья оказались немного ?хомуховатыми?, но, поверьте, это для ?старших? братьев ? блестящий результат. Правда, неудел осталась та младшая дочь отца ста дочерей, ведь Кичибатыр женился на другой девушке.
О таких сказках, как ?Намыс?, ?Счастье, Ум и Богатство? даже говорить не надо. Это, своего рода ? статьи духовного кодекса народа.
Однако, есть у карачаевцев и сказочки, откровенно страдающие плоскостопием. Например, ?Сюлемен и злой карлик?. Отрицательный герой ? карлик с длинной бородой на петухе, не дающий житья аулу. Живет он в подземном царстве. Однако, в селе находится парень, смело берущийся за задачу ликвидации узурпатора. Он попадает во владения карлика и проходит битву за битвой. Дальше ? сплошная бойня. В итоге, всех перерубает мечом, который ему сковал отец. Прямо Конан какой-то! В конце ему достается красавица-девушка и они вместе на волшебном коне отправляются домой и женятся. Вот так вот, никакой романтики.
Очень понравилась черкесская сказка ?Бесстрашный Баладаж?. Думаю, ее с упоением слушали бы не только дети, но и взрослые ? любители остросюжетных триллеров. Чего стоит одно описание главной героини ? княжны Гошемиды! Не побоюсь показаться дотошным и приведу дословно: ?...И, будучи от природы бесстрашным, Баладаж, не долго думая, начал карабкаться к окну, из которого была спущена нитка. Откинув тяжелую занавеску, он смело спрыгнул в комнату Гошемиды. Внезапное появление вооруженного незнакомца испугало ее. Она быстро вскочила на ноги: ?Ах, неужели это он?? - подумала Гошемида. А Баладаж спокойно смотрел на испуганную красавицу, на ее тяжело вздымающуюся пышную грудь и на прекрасные глаза.
 
Милая красавица, - вымолвил он, - не бойтесь меня, я не разбойник, а бедный джигит, которого каждую минуту Ваш грозный отец может предать смерти. Я пришел сказать, как велика моя любовь к вам, и что ради Вас я готов на любой подвиг?.
В это время просыпается Темиркан, который, оказывается, как ни в чем не бывало, спал в комнате возлюбленной. Бардак! Но не это главное. Обратите внимание на задевающее, с легкими элементами эротики, описание красавицы-Гошемиды. Эх, знавал я тоже некогда полногрудую черкешенку, при общении с которой начинали давать о себе знать потаенные грехосодержащие тайники, отчаянно давя на и без того утомленную совесть.
Справедливости ради скажу, что черкесские сказки тоже вполне содержательны.
Чтобы не утомлять читателя еще коротко скажу о ногайских сказках. Что меня больше всего удивило ? абсолютная защита авторских прав во всех явлениях повседневности. Возьмем сказку ?Волшебный сон?. Некоему юноше приснился сон: лежит он на берегу, у изголовья у него ? луна, у ног ? солнце, а по бокам ? по звезде. Ему растолковали, что луна ? его жена, звезды по бокам ? дети, а солнце... забыл если честно. Но неважно. Юноша задается целью отыскать свой сон и отправляется в путь. В дороге ему встречается пастух, который просит ему продать его сон. Они долго торгуются и за определенную цену заключают сделку. Далее в теме ? пастух. Отсюда вывод: у ногайцев жестко соблюдаются права не только на частную, интеллектуальную и другие виды собственности, но и на черт знает что.
Это было честное расследование. Выводы делать только вам)))))
 
а вы что думаете по этому поводу?)))
 
класс!! Я с детства помню "Лошадник Чора" и "Волшебный конь". класнсые сказки., оригинальные.
 
Highlight
Очень интересно, толково...
 
Highlight

Скажите пожалуйста, откуда в карачаевской сказке взялась свинья, да еще и в домашнем хозяйстве???

Когда принимаешь мусульманскую религию только в 18 веке, когда в лексиконе сохраняется слово Тейри, странно слышать такой вопрос
Почему в сказках эмегены,а не джинны с ифритами, откуда взязалась Апсаты и т.д?)))))))))
ну, с другими выводам всё ясно тоже
 
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники.(с)
 
Къанамат
Когда принимаешь мусульманскую религию только в 18 веке
хм... до чего просто)))но во всех сказках клянутся Аллахом. значит переделали после принятия религии?
 
Highlight
Внимание! Было у отца сто сыновей! Вот где здоровая демография! Если брать лучший случай, считая, что он женился в двадцать лет, до даже, рожая каждый год по двойне (что в два раза сократит срок рождения детей), ему бы потребовалось минимум пятьдесят лет, чтобы у него родилось сто детей! Это говорит о том, что старик и в семьдесят лет полон сил!
А чему ты удивляешься?)Сам же возмущался по поводу полигамных семей в те времена, вернее, по отношению к сему факту. Так вот, тут пишется про сто сыновей, но ни коим образом не пишется про количество жён))Может у него их было цельный гарем, и тут великим математиком не надо быть, могло быть у него и 200 сыновей)))
А так , мне понравился *расскладка и промывка косточек * старых сказок ))
Не пробовал * примерить на себе костюмчик * критика?))Только на Булгакова не обращай внимания)))
 
АЭЛИТА
Не пробовал * примерить на себе костюмчик * критика?))
а если он быстро порвется?)))
 
Highlight
а если он быстро порвется?)))

Нашёл об чём печалиться))С нашим насыщением потребительского рынка *Эх, Чайна, Чайна! * проблем с ЭНтим не возникнут))
Или ты печёшься об своём личном *костюмчике * из эпиталиальных клеточек?))
 
Highlight

значит переделали после принятия религии?

Да, такой бессознательный процесс.
Вот ещё, как пример, маленький отрывочек из нартского эпоса:

Ёрюзмек Кёк тейрини анасына улан болгъанды,
Ол кесини атлы жыйыны бла бюгюн да жашайды,
Кёкню, жерни шайтанладан сакълайды

несомненно, что в первоначальном варианте вместо шайтанов были какие-нибудь другие демоны...
 
Къанамат
несомненно, что в первоначальном варианте вместо шайтанов были какие-нибудь другие демоны...
тогда все равно непонятно. почему же свинью не заменили на ну осла хотя бы?
 
Highlight

тогда все равно непонятно. почему же свинью не заменили на ну осла хотя бы?



Понимаю, понимаю твои чувства.... ну, что поделать)) пусть остается как есть главное ведь, что сейчас никто ее не кушает ...
а ещё есть дни недели Байрым кюн, Гюрге кюн, Барас кюн, есть месяцы Тотур ай, Башил ай....всё не заменишь, да и стоит ли?
 
Highlight

тогда все равно непонятно. почему же свинью не заменили на ну осла хотя бы?


свинья не менее "нечистое" животное чем собака, а их у нас как собак нерезанных))))(сорри за тавтологию ) да и по лесам дикие кабаны шастают - стоит ли удивляться?
 
Иегова

кстати, в Приэльбрусье..озеро Тонгуз орун кёл
 
у Д.Баксана давно еще читала про нартский эпос народов Кавказа...отрывки с описаниями некоторой символики приводились из похожих сказаний, но разных народов...честно говоря, смысл мне не понравился...

как немного завуалированные греческие мифы...никогда б не подумала, что откровенноватые моменты можно встретить в эпосе кавказских народов...ан-нет...есть же.
 
кстати, в Приэльбрусье..озеро Тонгуз орун кёл
Къанамат
да ладно тонгуз орун-то понятно... оттого что карачаевцы стали мусульманами диким кабан как-то... кхм извиняюсь))) я хотел сказать как ходили так и продолжают))
 
Иегова
да и по лесам дикие кабаны шастают - стоит ли удивляться?
 
Интересный взгляд на фольклор из 21 века:-):-) Оказывается, и в древности люди были... всего лишь людьми:-):-):-) Прочитала с удовольствием, но как раз объективности автору не хватает:-):-) а ещё знаний об истории человечества и своего народа в частности... ИМХО, конечно:-)
 
а ещё знаний об истории человечества и своего народа в частности... ИМХО, конечно:-)
Dalila
еще парочку имхо пожалуйста
 
Highlight

не получаицца
 
Dalila
не поняла)))ну да ладно))
 
не поняла)))ну да ладно))
взаимно
 
 
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам