Войти на сайт
19 Апреля  2024 года

 

  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Хатерли къул болур.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Билим къая тешер.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.

 

Страницы: 1
RSS
Закятуль фитр (садака разговения)
 
Закятуль фитр и его ахкамы.
Статья касательно закятуль фитр и вопросов связанных с ним


Что такое закятуль фитр?

Это пожертвование бедным мусульманам в виде еды, выплачиваемое в конце месяца Рамадан.

Хукм закятуль фитр

Закятуль фитр является обязательным шариатским предписанием, за выполнение которого с искреннием намерением есть вознаграждение, а за оставление которого есть наказание.

Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

Сказал имам Ибн Мунзир: "Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен" (Аль-Мугни, 5/467)


На ком обязателен закятуль фитр?

Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)


Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: "Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать" (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413, шейх Альбани назвал его хасан (хорошим))


Сказано в "Манару ас-сабиль": "Это как рабы, жены, дети"

Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них (см. "Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия", 23/339)



Также обязательна выплата закятуль фитр за плод в утробе жены, достигший возраста 4 месяцев, поскольку именно в этот момент заходит в плод душа, согласно хадисам Посланника Аллаха, мир ему.

Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм: "Если достиг плод 120 дней, к моменту наступления фаджра последней ночи Рамадан, то обязательно выплата закятуль фитр за него" (см. "Аль Мухалля", 6-192)


Сказал Абу Киляба, табиин заставший многих из сподвижников: "Нравилось им давать закятуль фитр за малого и за большого, и даже за плод в утробе матери" (см. "Аль Мухалля", 6-192, Абдур-Раззак, 5788, иснад достоверен)


И Усман выплачивал закятуль фитр и за старого, и за молодого, и за плод. (Аль-Мухалля, 6-132, Масаиль, 1-170, Ибн Аби Шейба, 3/419, иснад достоверный см. "Танбихуль кори аля таквияти ма даафаху аль-Альбани", 1/163)

И неизвестно, чтобы кто-то из сахабов в этом ему противоречил!

И также это передается в одном из риваятов от имама Ахмада (см. "Аш-Шарх аль Кабир", 7-96)

Если же у человека нет возможности выплачивать закятуль фитр по причине бедности, то с него спадает эта обязанность и на нем нет греха, так как Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести.


Чем выплачивается закятуль фитр?

Существует разногласие среди ученых, чем можно выплачивать закятуль фитр.

Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: : "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)

Одни ученые сказали, что он выплачивается только теми пятью видами еды, на которые пришли тексты ? а это финики, творог, изюм, ячмень, и пшеница, которая подразумевается под словом "Таам" ? "еда" в этом хадисе.

Однако, другие ученые возразили им, и разьяснили, что слово "Таам" в данном хадисе пришло в общем значении, и сказали, что дается закятуль фитр той едой, которая является основной, которая употребляется в пищу в данной местности, и подкрепили это понимание одним из вариантов хадиса Абу Саида аль-Худри, где он сказал: "Мы давали закятуль фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, и была наша еда тогда ? ячмень, изюм, творог и финики" (Бухари, 1414)


Извлекли эти ученые из этого хадиса, что закятуль фитр выплачивается той едой, которая является основной употребляемой в данном народе.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "В этом есть известное разногласие, и более правильное мнение ? что они должны дать закятуль фитр той едой, что употребляется в пищу в этом народе, даже если это не будет из этих видов, и это слово большинства ученых, среди них имам аш-Шафии и другие" см. "Маджмуа аль фатауа", 25-68

И согласно этому, можно выдавать закятуль фитр любыми основными продуктами в данной местности ? будь то лапша, рис, гречка, крупы, мясо, и др.

Однако, нельзя давать закятуль фитр испорченными и скоропортищимися продуктами и тем что не является едой, как приправы, напитки, и так далее. Аллаху А'лям.

Размер закятуль фитр

Закятуль фитр выплачивается в размере одного саа' еды согласно риваяту хадиса от Абу Саида аль Худри: "Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали закятуль фитр как саа' еды" (Бухари, 1412)

Один саа' это 4 мудда, а мудд это сыпучая мера примерно равная тому что вмещается в сведенных вместе двух ладонях.

Приведем полезную таблицу расчета веса закята, сделанную требующими знания, которую привел в своей работе шейх Юсуф Ахмад

Рис ? в зависимости от сорта это 2.40-2.80 кг
Пшеница ? 2.80 кг
Мука пшеничная ? 1.760 кг
Ячмень ? 2.340 кг
Финики ? в зависимости от сорта ? 1.50 -2.80 кг

Всегда можно выплатить чуть больше, если нет возможности отмерить точно, так как выплата свыше саа' не портит закятуль фитр, в отличие от выплаты меньше саа.

Кому дается закятуль фитр?

Закятуль фитр предназначен лишь для бедняков из числа мусульман, и может даваться кому-то из категорий, для кого предназначается обычный закят, например, муджахидом, лишь потому, что они попадают в категорию бедняков, но не потому что они входят в категории для выдачи обычного закята. Доказательство на это ? хадис Ибн Аббаса, где пришло: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося ? от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)

Сказал имам аш-Шаукани: "В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят" (см. "Нейлюль Автор", 3/103)

Это же мнение выбрали имам Ибн аль Каййим, шейх Ибн Усаймин, шейх Ибн Баз и многие другие из старых и современных ученых.

Не дается закятуль фитр кафирам, и не дается богатым и сильным трудоспособным людям, которые сами себя обеспечивают.

Когда дается закятуль фитр?
Сказал Ибн Умар: "Пророк приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву" (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

И не разрешается задерживать ее позже молитвы, сказал Ибн Аббас: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося ? от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы ? то просто обычная садака из числа пожертвований" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)


Разрешается выплата закятуль фитр за один или два дня до праздничной молитвы, и те кто сказали об этом из числа ученых, аргументировали достоверными сообщениями переданными от сподвижников. Однако основа в том, что нужно давать перед праздничной молитвой.

И тот, кто задержал выплату до времени которое начинается после праздничной молитвы, то он не выполнил этот ваджиб.

Сказал шейх Усаймин: "Правильное мнение в том, что выплата его после этого времени это харам, и она недействительна, и доказательство этого ? хадис Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха приказал чтобы она была выплачена до выхода людей на праздничную молитву, и когда он выплатил после молитвы, то он совершил деяние, на которого нет приказа Аллаха и Его Посланника, и оно отвергнуто, согласно словам Посланника Аллаха: "Кто сделал дело, на которое нет нашего приказа ? то оно отвергнуто", и хадис Ибн Аббаса ясный в указании на это, и пришло в нем: "..и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы ? то просто обычная садака из числа пожертвований". И это ясный текст о том, что он недействителен" (см. "Шарх аль Мумты", 6/171-172)


Что же касается того, если он забыл выплатить закятуль фитр, или не знал о наступлении времени, или не смог найти вовремя того кому надо выплатить, или по другой уважительной причине ? то она будет принята от него, и ему нужно выплатить ее.

Сказал шейх Ибн Усаймин: "Если же он не выплатил по уважительной причине, как например из-за забывчивости, или из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она будет принята от него" (см. "Маджму фатауа уа расаиль Ибн Усаймин", 18/176)



Можно ли выплачивать закятуль фитр деньгами?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Воистину, обязательно в закят уль-фитр выплата его тем способом, который установлен шариатом и которым приказал выплачивать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и так, как делали это сподвижники после него, а это едой. И не известно ни от одного из сподвижников, что он выплачивал закят уль-фитр деньгами. И передали имам Бухари и имам Муслим в их Сахихах хадис АбдуЛлаха ибн
 
Можно ли выплачивать закятуль фитр деньгами?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Воистину, обязательно в закят уль-фитр выплата его тем способом, который установлен шариатом и которым приказал выплачивать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и так, как делали это сподвижники после него, а это едой. И не известно ни от одного из сподвижников, что он выплачивал закят уль-фитр деньгами. И передали имам Бухари и имам Муслим в их Сахихах хадис АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

Также пришло в обоих Сахихах от Абу Саида аль-Худри, что он сказал: "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)

И это - Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в закят уль-фитр. И воистину она заключается в том, что выдается он лишь едой из еды людей данной страны, которую используют большинство из них.

И известно, что деньги существовали и имели обращение среди мусульман во времена, когда приказал Пророк выплачивать закят уль-фитр, и также и бедняки присутствовали в это время в изобилии. Однако вместе с этим не упомянул Посланник Аллаха о таком способе выплачивания закят уль-фитр и не приказал выплачивать закят уль-фитр деньгами. И это доказывает нам, что у Посланника Аллаха была возможность и причина сделать это, однако вместе с тем он не сделал это и не приказал выплачивать его деньгами. Поэтому слово о том, что разрешено выплатить закят уль-фитр деньгами - это слово, вышедшее из шариатских доказательств и основ знания.

Был спрошен имам Ахмад о выплате закят уль-фитр деньгами, и он ответил: "Я боюсь, что он не действителен. Это противоречие Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует." (Аль-Мугни, 2/671)

И сказали люди знания помимо ханафитов о неразрешенности выплаты закятуль фитр деньгами.

Сказал имам Ибн Кудама: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так... И тот, кто выплачивает стоимость - тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно." (Мугни, 2/674)

Сказал имам ан-Навави: "Не действительна выплата закят уль-фитр у у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир." (Аль-Маджму'у, 6/71)

Сказал шейх Альбани, отвечая на вопрос о выдаче закят уль-фитр деньгами: "Нет сомнения в том, что те, кто говорят о разрешенности выдачи закят уль-фитр деньгами, являются ошибающимися, поскольку они противоречат ясному тексту хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передали Бухари и Муслим в своих Сахихах от АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Возложил на нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя или творога..." - и конкретизировал Посланник Аллаха эту обязанность, которую возложил Посланник Аллаха на людей, повинуясь приказу своего Господа, не деньгами, а лишь едой из той, которой питаются люди страны в этой время."(Сильсиляту аль-Худа уа ан-Нур, 274)

Говорит шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин, рахимахуЛлах: "Не разрешено никому выплачивать закят уль-фитр дирхамами (деньгами) или одеждой, или домашними пренадлежностями, однако обязательно выплачивать его тем, чем обязал Аллах на языке своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не следует считатья с тем из людей, кто, основываясь на личной точке зрения, посчитал это хорошим, поскольку Шариат не зависит от взглядов людей" (см. "Фатауа", 18/280)

Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.

Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: "Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его" (см. Малик 1/285.)


Сказал шейх Ибн Джибрин: "Нет проблем в поручении кому-то выплатить закятуль фитр" (см. Фетва 10597)


*И на этом завершается эта краткая работа. Просим Аллаха принять наш пост и наши пожертвования.

И в заключение ? хвала Аллаху, Господу Миров!

Подготоволено: редакцией http://www.sunnaonline.com/
 
Ассаламу Алейкум!
Джазака лЛаху хайран!
Альхамду лиЛлях есть много требующих знания из КЧР и КБР. И некоторые из них очень активны в распространении полученных знаний. Но пока не встречал разъяснений насчёт манеры выплаты закята альфитр у нас. Например, в КБР утром перед праздничной молитвой, зайдя в мечеть, сдают под запись Н-ную сумму денег.
Соответствие Сунне- выплата перед праздничной молитвой и .... всё. В остальном нет Сунны и, как я понимаю, теряется смысл и мудрость закята альфитр.
Tolib1,
поправь меня, если ошибаюсь. Из прочитанного здесь и ранее я пришёл к выводу, что основа в ЛИЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕ ЗАКЯТА КОНКРЕТНОМУ БЕДНОМУ МУСУЛЬМАНИНУ. Т.е. сегодня- 'Ид. И перед тем, как пойти на молитву, я должен отнести 2,5- 3 кг макарон своему не очень состоятельному односельчанину и потом с чистой совестью идти на молитву. Если же я боюсь не успеть и есть те, кто собирает закят, то я могу отдать им эти макароны. Но не утром перед молитвой, а на 1-2 раньше, чтобы к праздничной молитве они успели уже РАЗДАТЬ закят кому положено. -----------
А у нас дают деньги. Ладно, мы ориентируемся на мнение Абу Ханифы и считаем это дозволенным. И многие не знают что, как и кому отдавать, поэтому так поступить легче. Это тоже понимаю, хотя не считаю правильным. Но опять же какой смысл давать эти деньги перед праздничной молитвой да ещё и в мечети? Если даже дать самим беднякам, они могут не успеть толком сходить в магазин, закупиться и т.д. А пока им из мечети дойдёт......
В нашем селе закят вообще не попадает к беднякам, а расходуется на нужды мечети. Хотя это скорее всего от незнания, да простит Аллах наших акъсакъалов. Поэтому предлагаю вернуться к Сунне- выплачивать закят аль-фитр как и сейчас перед молитвой, но продуктами и из рук в руки нуждающимся людям. Но если, учитывая наш менталитет, передать закят непосредственно нуждающимся является затруднительным, давайте сдавать продукты или пусть даже деньги сборщикам закята, но на пару дней раньше. {[ Хотя получать в виде садакъа пакеты с похорон почему-то никому не зазорно]}.
И собирающий закят безусловно должен знать на что ПО СУННЕ расходуется собранное.
Аллаху А'лям.
Это моё видение. Если ошибаюсь- поправьте. Если же прав, то поддержите и объясняйте тем, кому это неизвестно. Ведь если мы не исправим ошибки предков в поклонии, то придут потомки и будут совершать те же ошибки, но уже ссылаясь на нас. Скажут: ?Ты знаешь Курмана, Мансура, Тъалиба1 или Амани? и так делали, а ты что умнее них??
 
Листал форум дальше- там оказывается была старая тема про Закят АльФитр.
Но эта ветка иншаЛлах полезнее и ближе к Сунне. Без домыслов, как там. А эти различные фиксированные суммы вообще вызывают недоумение
????????
 
Уаалейкум Ассалям брат и да тебе воздаст Аллах благом и примет твой пост и садака, амин!

Да брат, передавай нуждающимся мусульманам думаю таковых много, и это и тебе спокойнее будет зная что продукты точно дошли тому кому должно, и будет укрепление связей между мусульманами и братских отношений, или договоритесь в мечети чтобы он отдавался до молитвы уже.

И будь мягким с аксакалами брат, они старики прожили жизнь под коммунистами и сохранили Ислам, сохранили нашу веру, мы мушрикам и кафирам должны даават мягко делать, что же говорить про наших старших мусульман. Обьясняйте Сунну, но пусть говорит кто то старший кого они уважают, и говорит с далилями, и уважительно разговаривает с ними, чтобы не было между мусульманами раскола и фитны, тем более что это вопрос не типа ширка на могилах (да убережет Аллах) а фикховский вопрос в котором они возможно опираются на какие-то более слабые мнения ученых.

Да поведет нас всех Аллах по прямому пути.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам