Войти на сайт
19 Апреля  2024 года

 

  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Хата – гитчеден.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Тели турса – той бузар.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Уруну арты – къуру.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Ач уят къоймаз.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.

 

Страницы: 1
RSS
СУХУР и ИФТАР (предрассветная пища и разговение)
 
СУХУР и ИФТАР (предрассветная пища и разговение)



Сухур (Предрассветная пища)

Каждому мусульманину следует придерживаться сухура в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать?.(аль-Бухари 1923, Муслим 1095.)
Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур?.

Сухур ? это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания ? это сухур?.(Муслим 2/770.)

О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн 'Амра, Абу Са'ида и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Совершайте сухур хотя бы глотком воды?.(Ахмад, Абу Я'ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. ?Сахих аль-джами'? 2945.)
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его?. (Ахмад 11003. См. ?Сахих аль-джами?.)
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Прекрасный сухур верующего ? это финики?. (Абу Дауд. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб".)

Время сухура

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. (См. "аль-Маусу'атуль-фикъхия" 3/269.)
Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн 'Аббас рассказывал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже?". (Ибн Хиббан, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 4/376.)
Ибн 'Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть?. Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. (Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 693.)
Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: ?Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной?. (аль-Бакъара 2: 187).

Ибн Аббас сказал: "Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)". (Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. "Фатхуль-Бари".)

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него?. (Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165.

Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: "Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Допить мне это, о посланник Аллаха?" Он сказал: ?Да, допей?". (Ибн Джарир ат-Табари 3017.)

Абу Зубайр рассказывал: "Я спросил у Джабира, что делать человеку, который желает поститься, и во время призыва у которого в руке стакан с питьем? Он сказал: "Мы тоже упоминали при пророке (мир ему и благословение Аллаха) о таком же случае, и он сказал: ?Пусть пьет?". (Ахмад 3/348. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. "Маджму'у-Ззауаид" 3/153.)

Передается со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении времени утренней молитвы?. (аль-Бухари 621, Муслим 2/768).

В другой версии хадиса сказано: ?Поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум?.Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан, который означал, что еда с этого момента становится запретной, и что теперь наступило время утренней (фаджр) молитвы. Но, тем не менее, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал исключение, сказав: ?Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него?.

От Ибн 'Умара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты?. (Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада'и 1078. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб")


Ифтар (Разговение)

Джабир рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, у Аллаха Всемогущего и Великого во время каждого разговения есть те, кого Он освобождает от Огня, и это происходит каждую ночь!?" (Ибн Маджах 1643, Ибн Хузайма 1883)

Когда следует прекращать пост?

От Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Если ночь появляется с этой стороны?, и он указал на восток, ?а день отбывает сюда?, и он указал на запад, ?и солнце садится, тогда пост постящихся людей прерывается?. (аль-Бухари 1954, Муслим 1100.)

Также сообщается, что однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал одному из своих сподвижников приготовить еду для разговения, тот сказал: "О посланник Аллаха, но еще день?" Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не ответил на это, а вновь, приказал готовить ифтар. Рассказавший этот хадис, сказал: "Мы могли видеть дневной свет перед собой, когда прервали наш пост", а потом добавил: "Если бы один из нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце". (аль-Бухари 1955.)

Или же, как только призовут на вечернюю (магъриб) молитву постящийся должен разговляться. Что же касается муаззина, произносящего азан, то он должен хорошо знать времена молитв и их определения, поскольку он несет большую ответственность. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ?Муаззины ? это те, кто охраняет разговение и сухур мусульман?. (ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал хадис хорошим. См. ?Сахих аль-джами'? 6647. )

О необходимости спешить с разговением


Все сказанное выше относится и к этому разделу. Также в хадисе от Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением?.(аль-Бухари 1957, Муслим 1092.)

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним?. (Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. См. также ?Сахих аль-джами'? 7689.)
Амр ибн Маймун рассказывал: "Сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур". (Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также "Фатхуль-Бари" 4/199.)

Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением, а не сосать свой палец, как делают это некоторые.

Чем и как следует разговляться?

Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушенных фиников или воды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает?. (Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658, Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, 'Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.)

Разговляться следует сразу же с призывом на вечернюю (магъриб) молитву, до совершения этой молитвы, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой". (Абу Я'ля, Ибн Хузайма. )

Следует взывать к Аллаху с мольбами перед разговением


От Абдуллаха ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается?. (Ибн Маджах 1753, аль-Хаким 1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перед разговением говорил: ?Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху?.Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.

Захаба ззама-у уабталлятиль-урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах.
 
Сау болугъуз тема ючюн. Бир сорлугъум барды, боллукъ эсе.
Мен былайда окъугъаннга кёре:
Ибн 'Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть?. Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. (Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 693.)
Дагъыда быллай сёзле бардыла:
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него?.
Мен оразаны "Къарачай" газетде джазылгъанына кёре тутама, аны муфтият джарашдыргъанды. Анда былай джазылыбды:
Сарашха кечикдинг - 4.21. Эртден намаз - 5.51
Соруум: Эртден намазгъа дери ашаргъа боламыды, огъесе болмаймыды?
Эшитгениме кёре ашагъанла бардыла.
 
Девушка Гор
судя по достоверным хадисам, приведенным выше, то можно.

а на что опирается газета "Къарачай" во главе с муфтиатом..?.. очен интыресна))
 
Девушка Гор

Аллах разы болсун. В первом случае говорится о том, что когда пришло время молитвы, то уже прекращается прием пищи,и наоборот.
Насчет второго случая, тут как бы есть разные мнения. Вообще, советуется за 15-20 минут заканчивать прием пиши перед утренним намазом. Однако, это только желательное деиствие. А Аллах знает лучше.
 
Ramzik
bir djash)
Сау болугъуз!
 
Насчёт времени начала и конца поста, и расписаний для нашей республики много говорили в похожих темах. В общем, правильно, что можно есть до начала утренней молитвы, однако из-за неуверенности во-времени некоторые советуют прекратить раньше на 10-15 минут. А что касается расписания муфтията то время, которое скопировала Девушка Гор
Эртден намаз - 5.51 (наверное всё-таки Эртден намаз- 4.51)
взято с обычного расписания намазов на весь год, и это время начала утренней молитвы многие разбирающиеся люди считают слишком поздним, поэтому и есть сомнения по поводу продолжения приёма пищи именно до утреннего намаза этого расписания. Это расписание муфтията имеет большую разницу с другими расписаниями для КЧР.
Необходимо, как-нибудь обратить внимание на это Бердиева..
 
Поэтому Сарашха кечикдинг - 4.21. правильно написанно.
 
Abdullah
(наверное всё-таки Эртден намаз- 4.51)
Опечатка в газете, а я внимания не обратила.
 
Салам алейкум.Что касается,окончания приема пищи за 10-15 минут,это решать каждому.просто люди поступают по-разному.некоторые омовение берут до еды,некоторые после. и чтобы не опоздать с омовением и встать на утренний намаз советуют так поступать и даже если с этим вопросов нет,то просто, чтобы не спеша перейти от еды к намазу.
 
А что касается времени утренней молитвы,там либо опечатка,либо кто-то ошибся.это уже поздно.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам