Войти на сайт
16 Мая  2021 года

 

  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.

 

Страницы: 1
RSS
Как политически "ожить" посттоталитарным сообществам?
 
Как мне показалось интересная статья и хороший анализ.

Амин Ибрагим Бамматули
Как политически "ожить" посттоталитарным сообществам?

Источники и условия запуска процессов политической самоорганизации в посттоталитарных сообществах

После окончания ?холодной войны? (распад ?Варшавского Договора?, а затем и ?СССР?) в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве с разными темпами, с разной интенсивностью и массовостью развивались одни и те же процессы.

Различные народы, оказавшиеся прежде в тисках больших и малых ?империй?, мощно проявили стремление возродить, либо заполучить, наконец, свою независимую национальную государственность, для обеспечения гарантий сохранения, возрождения и развития своей уникальной этнонациональной идентичности.

Это стремление, независимо от численности того или иного народа, было общим для всех уникальных этнических сообществ, которые сумели на базе инстинкта самосохранения вывести в современность, в сегодняшнюю жизнь, культуро-генетическую память и практику о своей ?особости?....

В дальнейшем выяснилось, что результаты этих этнических устремлений жестко зависят от того, имелись ли прежде или способны ли они оказались в новых условиях быстро сформировать то или иное сообщество, с определенными внутренними ?источниками обновления?, и от того, имеются ли в данный исторический период, внешние условия, благоприятствующие эффективному развитию процессов внутренней самоорганизации этнических сообществ, в процессе и после распада имперских и авторитарных государственных образований.

Анализ всего периода после провала ?путча ГКЧП? (август-1991) показывает, что в Дагестане, на Северном Кавказе, и в самой Российской Федерации в целом, отсутствуют внутренние ЕДИНЫЕ для большинства населения Источники, Мотивы ?обновления?.

А внешние Условия, благоприятствовавшие в определенный период таковым устремлениям и мотивам к общественно-политическим переменам, адекватным вызовам Современности (например, непосредственно после ГКЧП), не находили массового, единого (!) отклика в данных сообществах.

Именно это отсутствие единства общих интересов и является причиной неуверенного, вязкого процесса обновления, трансформирования внутренне конфликтных, разных в культурно-ментальном и этническом отношении сообществ, искусственно смешанных в единые административно-государственные образования.

Например, как Российская Федерация (советский гимн и в то же время - царский государственный флаг), Украина (то ?оранжевая революция?, то Янукович...) и т.д.

I

Единство Интересов и Целей ? необходимый Источник начала Перемен

Для исторически естественных этнических сообществ, и, тем более, для насильственно созданных многонациональных искусственных административно-государственных образований, для перехода их без больших социальных потрясений на следующий, адекватный требованиям современности, уровень административно-государственного устройства, организации своего бытования, необходимо совпадение, единство общественно-политических и экономических Интересов большинства населения этих сообществ.

1. Однако необходимо признать, что в Дагестане (как и во всех других Субъектах РФ, как и в самой РФ) нет единого для большинства населения ?внутреннего? потенциала, Источника-Мотива, которые бы стимулировали процессы самоорганизации, для перевода ?Республики Дагестан? на некий, более высокий, эффективный уровень государственной организованности.

Это является результатом того, что конструкция ?Республика Дагестан? не является естественным, гармоничным, жизнеспособным, добровольно созданным ее Коренными Народами, административно-государственным образованием.....

2. Исторической особенностью ?Российской государственности?, и, соответственно, ее Субъектов, является то, что они не способны к самостоятельным прогрессивным переменам...

Выход из стадии стагнации, мертвящего все и вся застоя в таких посттоталитарных системах происходит только под давлением внешних факторов....

3. Для действительного, полноценного изменения, обновления, перехода на следующий, более развитый уровень, любому административно-государственному образованию, Субъекту необходимо сочетание, одновременное функционирование двух факторов:

Первое, наличие в данном сообществе уже сформировавшейся внутренней консолидированности, ЕДИНОДУШИЯ большей части сообщества, населения данного Субъекта, его административно-финансово-культурной элиты, в таких вопросах, как желание Перемен, а также, наличие общности Интересов в достижении неких главных, основных Целей в процессе этих Перемен...

Единство Интересов и Целей большей части населения к серьезным изменениям форм и целей своей совместной Общественной жизни, к переходу на новый уровень национально-политической организации своей жизни в виде той или иной формы административно-государственного образования.

Вот в чем и где полностью отсутствует единство у разных Коренных народов ?Республики Дагестан?, и именно поэтому это образование не естественное, а искусственное, и именно поэтому это образование не стабильно, не самодостаточно и исторически нежизнеспособно.

И второе, необходимо наличие в этот же период(!) определенных внешних условий, благоприятствующих развитию, разворачиванию единых ?внутренних мотивов и стремлений? для перевода сообщества в некую новую, более развитую, адекватную требованиям современности, стадию и форму существования определенного сообщества людей ? формированию некоего нового административного образования....

* * *

Приведем ряд примеров, иллюстрирующих необходимость одновременного действия внутренних и внешних факторов для перевода административно-государственного образования (народа, этноса, сообщества людей) на более высокий уровень, более развитую общественно-политическую стадию...

Чечня

?Внутренние факторы? - в период правления Дудаева, например, почти все дееспособное население Чечни было охвачено единым порывом ?здесь и сейчас?, немедленно построить ?независимое чеченское государство?...

?Внешние факторы? - однако, руководство РФ со всей решительностью выступило против этих планов постсоветских лидеров Чечни. Потому что, такое развитие событий грозило ?цепной реакцией? суверенизации всех Субъектов РФ по дуге ?Северный Кавказ - Поволжье?, а возможно и дальше на восток, вплоть до Приморья...

Результаты ? ни одно государство в мире официально не признало независимый статус Чечни, несмотря на катастрофические человеческие и материальные потери в двух ?чеченских войнах? ...

ИТОГО ? внутренний потенциал имелся, но не было соответствующих внешних условий...

Югославия

?Внутренние факторы? - все народы, ?заключенные? Сталиным после Второй Мировой войны в образование ?Югославия?, исторически всегда стремились к национальной независимости... Но ?сербский империализм? не позволял им этого...

?Внешние факторы? - единодушная позиция Европы и других стран мира обеспечило всем этим народам (посредством ?инструмента - НАТО?) возможность свободно выбрать форму и пути своего независимого существования...

Результаты ? сегодня все эти новые балканские государства являются членами ООН, ЕвроСоюза и официально признаны почти всеми государствами мира...

ИТОГО - внутренний потенциал был подержан соответствующими внешними условиями, Результат известен....

Южная Осетия, Абхазия.

?Внутренние факторы? - В этих республиках, сразу же после распада СССР (как и в Карабахе, Приднестровье) были организованы промосковские марионеточные режимы...

?Внешние факторы? - осенью 2008 года произошла фактическая оккупация российской армией территорий суверенного государства Грузия, члена ООН!

Результаты ? Никто в мире не признал эти новые государства кроме РФ, Никарагуа, Венесуэлы...и, как говорит один мой знакомый, ?всех пингвинов атлантического побережья Антарктики...?.

ИТОГО ? это случай, иллюстрирующий вариант, когда искусственно навязываемые сообществу, региону интересы внешних сил, при отсутствии действительного внутреннего потенциала, мировым политическим сообществом не признается ?де-юре?...

Но вот уникальный случай, который Ее Величество История в режиме ?прямой эфир? предоставила нам в назидание в эти дни.

Кыргызстан, 8 апреля 2010 года. Стихийное, массовое, общенациональное восстание в очередной раз (!) сметает антинародное, сплошь коррупционное клановое правительство (на этот раз, правительство К.Бакиева) ....

Кыргызстан.

?Внутренние факторы? - Это единое, в этническом отношении, Государство. Население этого Государства легко мобилизуется, когда тяготы жизни, возникающие в результате неумелых или незаконных действий Правительства, задевают интересы большинства населения.

?Внешние факторы? - к счастью, ?внешние? силы в этом Событии не участвовали и, возможно, его не инициировали...

Результаты ? массовое выступление Народа увенчалось успехом, именно потому, что, во-первых, был мощный, массовый внутренний единый импульс Народа, и, во-вторых, не было вмешательства извне!

Весьма показательно, что ?юг Кыргызстана? - вотчина Бакиева, не подержал его, т.е. клан Бакиева ?достал? все население страны в целом.

Да, были жертвы! Но сам Народ инстинктивно решает, какую цену платить за свою Свободу!

И это историческое событие будет признано мировым политическим сообществом ?де-юре?...

ИТОГО ? это случай, иллюстрирующий вариант, когда возникает мощный внутренний единый (одна нация!) порыв, потенциал (крайнее недовольство народа тем, как руководит жизнью Народа, избранная им Власть) с целью изменить тип и форму своего общественно-политического бытия, и предъявить конкретные претензии к конкретным Руководителям страны!

* * *

Несколько слов о Гражданском Обществе...

Философия ?либерализма? есть порождение западной цивилизации...

Дж. Локк, английский философ, писал, что ?...единственный путь, посредством которого кто-либо (А.И.Б. - добровольно!) отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности чем кто-либо, не являющийся членом общества...

Когда какое-либо число людей
 
Модераторы, если не сложно подправьте название темы, я по ошибке туда тэги поставил, портят вид
заранее спасибо.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам