На страницах журнала ?Мусульманин? в 1910 году была опубликована серия заметок черкеса - офицера турецкой армии. В юности этот человек пережил ужасы переселения и продолжал их наблюдать уже и взрослым человеком. Потерявший родину и близких, он, тем не менее, обращался к своим соплеменникам с такими словами: ?Я могу не любить Россию по каким-либо причинам, но во имя личной обиды лгать не буду. Я говорил и говорю: берегитесь переселяться в Турцию ? там ждёт вас голод, холод и смерть?. И далее, по поводу приезда в Стамбул некоего Агаева, от имени российских мусульман призывавшего ?просвещённую Европу? совместно с ?обновлённой Турцией? бороться за права угнетаемых нерусских народов в России: ?Я знаю, как живётся нашим братьям в просвещённых странах, и думаю, что мусульманам в России нет основания жаловаться на свои права... кто не знает, что алжирцы на свой собственной земле не считаются французскими гражданами и положение их хуже рабов. Пройдите по всей Индии, загляните во все английские колонии ? и вы не встретите ни одного мусульманина, который занимал более или менее ответственное место. Во Франции вы не найдёте даже мелкого чиновника-мусульманина. Что делали немцы в африканских колониях с нашими единоверцами ? давно известно. И куда бы вы ни заглянули, повсюду в Европе мусульманин на положении зачумленного, которому нет места среди просвещённых европейцев... Я вовсе не хочу сказать, что в России совершенно не обижали наших братьев, я сам знаю немало возмутительных фактов насилия и неправды, но всё это далеко до обезличивания и рабского положения. Укажите какой-нибудь парламент, где бы депутатами были мусульмане. Укажите такую просвещённую страну, где бы в армии насчитывалось более трёх тысяч человек мусульман-офицеров, начиная от подпоручиков и до генералов включительно. В какой немусульманской стране вы найдёте губернатора, прокурора, следователя и т.п. из наших единоверцев? Такой страны нет, за исключением России. Русское общество, русский народ и даже русское правительство относятся к нашим братьям настолько симпатично, что они почти ничем не отличаются от коренных русских граждан. Перед ними открыты все двери. Их дети могут учиться в любом учебном заведении от обыкновенного гражданского училища до Пажеского корпуса. Теперь идёт борьба из-за национальной школы, праздничного отдыха (сегодня есть и это), но всё это ничтожно перед тем, что происходит в других странах... Для европейца мусульманин ? предмет насмешек и предмет наживы. Пересмотрите произведения европейских авторов и вы будете поражены гнусным издевательством над исламом и его поклонниками. Кто протестовал против этого, кто мог указать наглецу его настоящее место? А в России едва какой-нибудь, в сущности, ничтожный журналист по глупости позволил себе задеть религию мусульман ? и поднялся крик со всех сторон. Здесь можно усмотреть чувство собственного достоинства, которое у мусульман России развито в сильной степени. А ну, посмотрите, что делается в Европе? Просвещённые наши единоверцы (автор имеет в виду новую турецкую элиту своего времени) тоже смеются, когда на сцену тащат пророка и наглым образом издеваются над религией миллионов людей. Можно не верить в пророка, не признавать его святым ? что хотите, но смеяться ? это уж последнее дело... Довольно клеветать и подтасовывать факты. В России есть немало отрицательных явлений, требующих изменений, есть несправедливость, быть может, жестокость, но, несмотря на всё это, мусульмане, оставаясь правдивыми, не могут сказать, что им хуже живётся, чем единоверцам в Индии, Алжире, немецких владениях в Африке. Мусульманин в России ? полноправный гражданин, а не на положении покорённого, живёт свободно во всех отношениях. Он хочет иметь свои школы, и я полагаю, в конце концов, будет иметь (так и случилось)... Может быть, на моей бывшей и до сих пор горячо любимой родине некоторым землякам плохо живётся, может быть, они страдают от каких-нибудь других причин ? всё это я допускаю и даже кое-что слышал, но, как бы плохо ни было, всё-таки лучше чем в Турции. Да кроме того, это дело других честных работников ? выяснять ненормальности и что возможно сделать для земляков. Существует же интеллигенция (я, конечно, давно не знаю русской жизни, но по тому, что даёт мне печать, могу несколько судить о ней). Россия идёт гигантскими шагами по пути к величайшей культуре и, как всё великое, сумеет сгладить все шероховатости, и тогда, если все будут работать вместе, нашим братьям тоже будет хорошо. Крепко держитесь за свою родину и не бросайте её. Тот, кто бежит от своей матери, не достоин называться её сыном. Увы, я не исключаю и себя...?. (журнал ?Мусульманин?, 1910, ??2, 25). (Цит-ся по книге "Адыгская публицистика в 19 - в начале 20 веков", под ред Р.Хашхожевой)