- Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
- Айтхан – тынч, этген – къыйын.
- Джети тилни билген джети кишиди.
- Джангыз терек къынгыр ёсер.
- Суу ичген шауданынга тюкюрме.
- Ана къолу ачытмаз.
- Тойгъандан сора, ашны сёкме.
- Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
- Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
- Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
- Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
- Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
- Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
- Битмегеннге сакъал – танг.
- Къууут – джелге, берне – бошха.
- Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
- Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
- Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
- Юйлю уругъа ит чабмаз.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
- Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
- Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
- Аш кетер да бет къалыр.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
- Ушамагъан – джукъмаз.
- Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Сакъ юйюне сау барыр.
- Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
- Ишленмеклик адамлыкъды.
- Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- Иесиз малны бёрю ашар.
- Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
- Эл бла кёргенинг эрелей.
- Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
20.11.2011 02:23:02
красный цвет- цвет государственности, развития и демократии..
прежде всего агрессии) |
|
|
|
20.11.2011 02:33:15
а давайте тогда оранжевый
ни государственность, ни развитие, ни тем более демократия, нам еще долго не светят... |
|
|
|
20.11.2011 15:07:24
Во-вторых, следуя твоей "логике", я тоже могу обвинить тебя в синтоизме или еще каком-нибудь камнепоклонничестве.
eto pro Elbrus, chto li?? |
|
|
|
20.11.2011 15:13:21
Интеллектуальный вирус
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi |
|
|
|
20.11.2011 16:14:32
Ocean
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi Это балкарский флаг, придуманный, как карачаево-балкарский, только без полос)) Автор Джанкишиев.) |
|
|
|
20.11.2011 21:24:06
Я сдаюсь, ты победил на такие вопросы мне больше нечем ответить
|
|
|
|
20.11.2011 21:57:03
Интеллектуальный вирус
А как тебе предложенный одним форумчанином зеленый флаг с эльбрусоим и текметом)? Кстати, он сейчас набрал в два раза больше голосов... |
|
|
|
22.11.2011 12:18:59
erikgen на зеленом) къайдам жашил да ариуду,ол текметов болмасын анса))))алай кёзге кёк ариу кёрюнеди манга аны ючюн кесими оюмуму айтдым.
|
|
|
|
Читают тему (гостей: 2)