- Керек ташны ауурлугъу джокъ.
- Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
- Дуния мал дунияда къалады.
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Биреу къой излей, биреу той излей.
- Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Чомарт джарлы болмаз.
- Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
- Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
- Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
- Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
- Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
- Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
- Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
- Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
- Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
- Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
- Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
- Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Махтаннган къыз, тойда джукълар.
- Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
- Кёб джашагъан – кёб билир.
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
- Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
- Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
- Билими азны – ауузунда кирит.
- Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
- Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
- Чомарт къолда мал къалмаз.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Кёлсюзден сёзсюз тууар.
- Джумушакъ терекни къурт ашар.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
20.11.2011 02:23:02
красный цвет- цвет государственности, развития и демократии..
прежде всего агрессии) |
|
|
|
20.11.2011 02:33:15
а давайте тогда оранжевый
ни государственность, ни развитие, ни тем более демократия, нам еще долго не светят... |
|
|
|
20.11.2011 15:07:24
Во-вторых, следуя твоей "логике", я тоже могу обвинить тебя в синтоизме или еще каком-нибудь камнепоклонничестве.
eto pro Elbrus, chto li?? |
|
|
|
20.11.2011 15:13:21
Интеллектуальный вирус
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi |
|
|
|
20.11.2011 16:14:32
Ocean
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi Это балкарский флаг, придуманный, как карачаево-балкарский, только без полос)) Автор Джанкишиев.) |
|
|
|
20.11.2011 21:24:06
Я сдаюсь, ты победил на такие вопросы мне больше нечем ответить
|
|
|
|
20.11.2011 21:57:03
Интеллектуальный вирус
А как тебе предложенный одним форумчанином зеленый флаг с эльбрусоим и текметом)? Кстати, он сейчас набрал в два раза больше голосов... |
|
|
|
22.11.2011 12:18:59
erikgen на зеленом) къайдам жашил да ариуду,ол текметов болмасын анса))))алай кёзге кёк ариу кёрюнеди манга аны ючюн кесими оюмуму айтдым.
|
|
|
|
Читают тему (гостей: 2)