- Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
- Битмегеннге сакъал – танг.
- Окъ къызбайны джокълайды.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
- Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
- Билим – акъылны чырагъы.
- Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
- Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
- Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
- Бозаны арты дауур болур.
- Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
- Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
- Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
- Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Этим кетсе да, сюегим къалыр.
- Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
- Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
- Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
- Сакъ юйюне сау барыр.
- Уллу сёлешме да, уллу къаб.
- Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
- Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
- Кюн – узун, ёмюр – къысха.
- Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
- Ач къарным, тынч къулагъым.
- Хазыр ашха – терен къашыкъ.
- Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
- Ёпкелегенни ашы татлы болады.
- Аш берме да, къаш бер.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
- Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
- Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
- Иши джокъну, сыйы джокъ.
- Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
- Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
- Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
- Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Мадар болса, къадар болур.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
26.10.2011 18:29:14
EL_HALED
можно..., тебе все можно...))) вооот... всегда тебя уважал! ))) |
|
|
|
26.10.2011 18:29:54
Abdullah
Т.е. не обязательно, это важно. Но полумесяц это еще один знак, тогда нужно или Текмет или Минги Тау убирать... В данном случае скорее легче зеленный фон оставить. ИМХО |
|
|
|
26.10.2011 19:06:34
EL_HALED
я это на случай, если вдруг Текмет решат оставить для герба)) |
|
|
|
26.10.2011 21:23:28
|
|
|
|
26.10.2011 22:47:12
Текмет - общетюркский знак, а Эльбрус наш собственный))) Так что без него нам флаг не нужен!
Согласен с Albert, что текмет больше подходит для герба. |
|
|
|
27.10.2011 02:23:03
Azamat_SPb
да что им скажешь... карячие эстонские парни))) |
|
|
|
27.10.2011 03:44:45
Все равно при всем при этом, без Эльбруса ну ни как.
|
|
|
|
27.10.2011 03:46:38
Azamat_SPb хотя необязательно делать из полос, можно Эльбрус нарисовать. Эстонец, по-моему, домой укатил, Рембранты - по его части)))
|
|
|
|
27.10.2011 03:56:07
ALPAS
Почему не свастика или трискеле? Ведь эти символы тоже часто использовались в разной символике и тамгах? А разве они нашими предками использовались??? |
|
|
|
27.10.2011 05:21:33
ALPAS
Свастику никак не получится.. Текмет еще потому что круглый как хычин.. Вобщем с текметом кругом преимущества.. |
|
|
|
27.10.2011 14:04:30
EL_HALED
Ты теперь обязан жениться на японке))) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 2)