Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 19 След.
RSS
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
 
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.

Путь к разгадке....

После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики).
Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар.
Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое:


а такое:


потому как на археологических артефактах он расположен именно так.

Ушедшие во все стороны света...
Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ.
В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии).
Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета...


Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья.
Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?.
Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края:

Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного


Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей (http://www.rusempire.ru/dinastiya-ryurikovichey.h tml)).
Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи):


Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии.




Интересное сравнение, не правда ли?



Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой

 
Это и правильно, ведь флаг это не чип, куда можно вбить миллион знаков, символов и смыслов. Флаг должен содержать один знак, который определяет все мировоззрение, идею и историческую миссию народа. Более того эти два знака вступают и в смысловое противоборство. Избрав гору, мы идентифицируем себя как горцы (и это правильно), но тем самым мы ограничиваем себя в пространстве, локализуем себя вокруг конкретного географического объекта, а выбрав текмет, мы покоряем новые горизонты, словно повторяя шаг за шагом исторический путь своего народа.
Да, Эльбрус это наше достояние, с ним связано много легенд и мифов, он занял достойную нишу в нашем фольклоре. Может это и есть его мировоззренческий смысл, место в сознании народа, тогда когда его символом было избрано именно то, что сегодня мы называем текметом, или ?аланским знаком?, этот немой сигнал, напоминающий о том, что твой народ когда-то получил пассионарный заряд, подобно взорвавшемуся вулкану разбросавший его во все концы света. В этом и есть особенность нашего народа об этом мы должны помнить всегда и везде. Эльбрус есть творение Всевышнего, подобно тысячам других гор, тогда как текмет был изобретен гениальным умом, изобразившим в этой простой фигуре несколько тысячелетий и сотни миллионов людей, подчиненных инерции силы, заложенной в их мировоззрение и историческую судьбу. Северные и южные, восточные и западные земли усеяны курганами наших неутомимых всадников, в жилах коренных народов Северной Америки и Японских островов, Северной Скандинавии и Юга течет частичка нашей крови. И везде этот знак, как печать в сердце, как вечное напоминание о былом...


Как бы там ни было я выбираю это:

 
Интеллектуальный вирус;

Как бы там ни было я выбираю это:

 
Интеллектуальный вирус
На совесть поработал
 
Интеллектуальный вирус
я тоже за второй вариант)) вопрос: а белые полосы по краям...что они олицетворяют? типо 2 народа?
 
Салам !

Интеллектуальный вирус
къара

Ким къалай къарагъанын билмейме. Мен бек джаратдым.
Эсни уятхан тамгъа. Кесекни къараб турсанг, аны ичине кёмюлюб кетесе.
Поэзия джаны бла къарасанг а - СУПЕР
 
А я за первый))
 
ВИРУС,САУ БОЛ .АЛАМАТ СТАТЬЯ.
 
Fortuna
я тоже за второй вариант)) вопрос: а белые полосы по краям...что они олицетворяют? типо 2 народа?

присоединяюсь к вопросу)
ШАТ
Ким къалай къарагъанын билмейме. Мен бек джаратдым.
менда джаратама халкъ бир джаратса
 
Интеллектуальный вирус:

В этом и есть особенность нашего народа об этом мы должны помнить всегда и везде. Эльбрус есть творение Всевышнего, подобно тысячам других гор, тогда как текмет был изобретен гениальным умом, изобразившим в этой простой фигуре несколько тысячелетий и сотни миллионов людей, подчиненных инерции силы, заложенной в их мировоззрение и историческую судьбу. Северные и южные, восточные и западные земли усеяны курганами наших неутомимых всадников, в жилах коренных народов Северной Америки и Японских островов, Северной Скандинавии и Юга течет частичка нашей крови. И везде этот знак, как печать в сердце, как вечное напоминание о былом...

Как бы там ни было я выбираю это

 
Текметни да, Минги Тауну да бир Байракъда келишдирирге керекди.
Минги Таусуз не Байракъ, не Орайда, не Тамгъа болургъа амал джокъду.
Бизни дуниягъа танытхан джурт белгибиз Минги Тауду.

МИНГИ ТАУ

Джети къат Кёкню чегинде
Джашайды бизни халкъыбыз.
Тауубуз бизни Мингиди,
Минги таулула ? атыбыз.
Ай бла Джулдуз нюр джая,
Джарыкъ джаналла башынгда.
Ас=Алан - Малкъар=Къарачай
Туугъанды сени Ташынгда.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Билсек да тюзню, тенгизни,
Ата джурт сенсе Аллахдан.
Сакълай келгенсе сен бизни
Къара кючледен, палахдан.
Джаныбыздан да багъалыды
Къадау ташынг Сени бизге.
Къор болайыкъ, махтау салайыкъ
Джандет кибик джерибизге.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Къылыч бла келген къылычдан ёлюр,
Халкъ кючлюд къурчдан, темирден.
Биз чыдагъанбыз, къайыталгъанбыз
Эки кере да сюргюнден.
Ислам динибиз, тюрк да тилибиз,
Ёхтем Кавказ да джуртубуз.
Хар бир сынаудан ёте барабыз,
Юзюлмез бизни джолубуз.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Бизни дуньягъа танытхан ?
Миллет тамгъабыз, белгибиз,
Кечебизни да джарытхан
Чыракъ тауубуз, Мингибиз.
Сени ючюн сермеширге
Нарт уланлача хазырбыз.
Душманны Санга ийгенден эсе,
Биз шейит болуб къалырбыз.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Сен бизни халкъны джаныса,
Тураса бирча ариулай.
Чабалла акъ барс, джанлы да
Сени душмандан къоруулай.
Сен Эуро́паны башыса,
Эркин Кафказны къадауу.
Сени бизге тыйыншлы кёрген
Аллахха болсун махтауунг.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Сен ёхтем сюелген чакъда
Джукъланмаз тыбыр отубуз,
Бирликде ? тирлик, тирилик!
Джашна сен, Алан джуртубуз!
Байрагъыбыз шууулдайды
Кафказ тауланы тёрюнде!
Джашар халкъыбыз, джашнар халкъыбыз
Ёмюр-ёмюрлюк джеринде.

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах

Сен сыйыбызса, намысыбызса,
Кёлюбюзню этесе тау!
Биз къылычынгбыз, биз къалкъанынгбыз
Киши салмазча санга дау.
Нарт Минги Тау, сени бла
Келир кюнюбюз ? аламат!
Алан халкъыбыз, мийик Джуртубуз,
Уллу Аллахха аманат!

Эжиу:
ля иляха илляллаху,
ля иляха илляллах
 
Sabr
МИНГИ ТАУ
Бек аламат назму, машАллах!
 
Интеллектуальный вирус
Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?.
А может использовать обе, один знак на герб, другой на флаг?
Например, Эльбрус на флаг, а Текмет с Барсом на герб.
Можно сделать из рисунки текмета щит, который держит лапами барс))?
Или одетый щит с текметом на барса..
 
Albert
А может использовать обе, один знак на герб, другой на флаг?

Хорошая идея. Знак на флаг, Эльбрус на герб Бек сау бол!

Можно сделать из рисунки текмета щит, который держит лапами барс))?
Или одетый щит с текметом на барса..


Пока мы будем делать из текмета декорации или одевать его на барса (или на волка, или еще на кого-нибудь), найдутся более предприимчивые "товарищи", которые сделают его ПОЛНОЦЕННЫМ национальным символом. После этого находки Келермесских курганов будут успешно идентефицированы как доказательства ираноязычности скифов и т.д. и т.п. Мы это уже проходили, мы на эти грабли уже наступали тысячу раз. Нам этого не хватает?
 
ШАТ

Эсни уятхан тамгъа.
очень точное определение
Fortuna
я тоже за второй вариант)) вопрос: а белые полосы по краям...что они олицетворяют? типо 2 народа?
Именно так (но я бы сказал так: две части ОДНОГО народа)
ALANULAN
къара
Аллах разы болсун
 
Салам Алейкум!

Интеллектуальный вирус
Спасибо за труд, интересно было почитать.


Но все же выскажу мнение свое.
Если брать Текмет "как начало", то Минги Тау есть настоящее и будущее наше. И не символизировать его было бы ошибкой. Другой вопрос, что клепать флаг знаками тоже не есть хорошо. В таком свете более рациональным выглядит вопрос совмещения этих 2 знаков, работа для художников и дизайнеров. Считаю, что необходимо работать именно в этом направлении...

ИМХО. Первый флаг как-то не доработан, "не логичен" почему то ассоциируется с чеченским, второй как идентификация Балкарского флага с Текметом вместо Эльбруса выглядит как то не так, непривычно, "не цепляет", очень прост....
 
EL_HALED
 
EL_HALED
Алейкум ас-салам!
Сау бол!
Не совсем согласен, но уважаю твое мнение
 
Интеллектуальный вирус
Хорошая идея. Знак на флаг, Эльбрус на герб Бек сау бол!
))))
тамгъа на флаге есть у крымских татар и ингушей, я не против этого..
Тамгъа чисто тюркского происхождения и с глубоким смыслом..
Но с другой стороны, сейчас кабардинцы возьмут и придумают свой собственный флаг в центре с Эльбрусом)))
Так, как общеадыгский флаг был для них придуман англичанами в 19 веке..) И над нами тогда все будут улыбаться))
 
Салам барынга да!Мен да кесими сагъышымы айтайым эркинлик берсегиз.Тюркде джердешлерибиз ерге тутхан байракъны джаратама анда барды Минги Тауда текмет да!))
 
Abdullah
Интеллектуальный вирус

1.Религия первична, несомненно, но..., также думаю надо работать над фоном флага, на зацикливаться на зеленом, искать вариации отражения религия прочим колором. Или по крайней мере вариации оттенков зеленого.
Хотелось бы услышать мнение наших "алимов" Ислама, в части этого вопроса, насколько критично использование колора в знамени народов мусульман.
2.Попробовать абстрагироваться от полос(ы), как альтернатива 2(1) полосам(е) будет использование одного флага и Кар-ми и Бал-ми. Возможно не насыщая полосами, а используя и Т и Э воспроизвести визуально красивый и легко запоминающийся флаг.

Интеллектуальный вирус
В какой части не согласны?
 
Albert
Но с другой стороны, сейчас кабардинцы возьмут и придумают свой собственный флаг в центре с Эльбрусом)))
Сау бол да къал, я об этом и намекал Интеллектуальному вирусу
 
Albert
сейчас кабардинцы возьмут и придумают свой собственный флаг в центре с Эльбрусом)))

И что дальше? Они выселят балкарцев на равнину? Или сами станут балкарцами? Или изымут слово Эльбрус из фольклора, запретят песни и стихи о нем?
Что все-таки будет дальше, я не понимаю, объясни мне.
Так, как общеадыгский флаг был для них придуман англичанами в 19 веке..
Кем бы он не был придуман это полотнище прошло свой исторический путь и оправдало себя. Не думаю,что они будут что-то менять.
 
EL_HALED
Минги Тау есть настоящее и будущее наше

В чем это выражается?
 
Интеллектуальный вирус
Причем здесь выселят или нет, просто в этом случае, у них на флаге будет красоваться наш Эльбрус и их Ошхамахо, а у нас наш Текмет))

А так фольклор можно придумать, песни никто не может конечно запретить никому..
Кем бы он не был придуман это полотнище прошло свой исторический путь и оправдало себя. Не думаю,что они будут что-то менять.
С этими стрелами у них связана тяжелая судьба, переселние и тд, я так думаю, они бы с радостью забыли бы этот исторический путь, поменяв стрелы на Эльбрус))
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 19 След.
Читают тему (гостей: 2)

 

Написать нам