Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Ач уят къоймаз.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.

 

Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
2 ноября 1943 (
 
2 ноября 1943 на основании приказа Верховного Главнокомандующего Сталина за ? 00415 было организовано бесчеловечное массовое и насильственное выселение карачаевцев с родных земель в Среднюю Азию.
Прошли десятилетия, пройдут еще десятилетия, но в памяти народа сохранятся те черные дни надолго. И это было в то время, когда восьмидесятитысячный народ послал на войну 15 тысяч своих сыновей, еще 2 тысячи работали трудармиях. С ненавистным врагом воевал каждый пятый карачаевец. Девять тысяч парней не вернулись с войны.
В этот день в одночасье (на сборы давалось до получаса) ничего не подозревавший народ был погружен в ?студебекеры?, затем в товарные вагоны и под усиленным конвоем, под дулами автоматов ? вывезены из родных мест 60 139 человек.
Людей забирали с полевых работ, животноводческих точек в горах, по пути следования, без одежды, без провианта.
Сейчас достоверно известно: 18 % всех спецпереселенцев составляли мужчины, большей частью старики и инвалиды войны, 30% - женщины и 52 % - дети.
Были сорваны люди с земли, на которой жили издревле. Рвались корни, нарушался порядок жизни, уничтожались традиции, налаженное хозяйствование. Переместившись в чужие, чаще всего неприемлемые по климату, природе, пище, образу жизни края люди погибали физически и нравственно.
В первые же два года до 40 % умерли от холода и голода, болезней, а в общем, погибло 60 % депортированных. За этой цифрой множество могил, оставленных на чужих землях, огромное число трупов, не схороненных и брошенных в пути следования эшелонов.
Люди терпели на чужой земле унижения, оскорбления, насилие и жестокость, запрет на долгие годы на учебу детей, издание книг, газет на родном языке, незаслуженное презрение, унизительное каждодневное посещение комендатуры.
Суслов на совещании заявил: ?Мы выжили карачаевцев из горных ущелий, теперь надо выжить оттуда их дух!?. Началось ?выживание духа? путем перекраивания Карачая, заселения его территории грузинами и сванами. Сталин не стеснялся ликвидировать и образовывать республики и автономии, не считаясь с мнением народов.
В измученной войной стране бросались огромные средства на единовременный вывоз ? переброску не десятка, не тысячи, а сотен тысяч людей из одного места в другое.
Это варварская и чудовищная по своим последствиям национальная диверсия, коснулась не только карачаевцев, но и других народов балкарцев, корейцев, калмыков, чеченцев, немцев, курдов, ингушей, крымских татар, греков, месхетинских турков. Их не только вычеркивали из списков советских народов, о них не только запрещалось упоминать, где бы то ни было. Им создавались такие условия физического и морального существования, которые неизбежно и запланировано должны были привести к исчезновению этих народов.
Перед народом стояла задача выживания, защиты своего национального достоинства. В бесчеловечных условиях народ не только выжил, но и благодаря своему трудолюбию обустроился, завоевал уважение народов - соседей, стал приносить пользу стране и добиваться значительных успехов в различных сферах народного хозяйства, несмотря на свое унизительное положение.
Можно бесконечно множить число личных трагедий, слившихся в трагедию всего народа, боль эта вошла в генетическую память народа. Но вот что поразительно: в условиях, когда в пору было озлобиться на весь белый свет, в народе сформировались, выкристаллизировались поразительная доброта и жизнелюбие. Эти качества души, ставшие национальными, - выверены неслыханными испытаниями войны и геноцида.
Народ, который все лучшее, ценное, что было у него, положил на алтарь священной войны и будущей победы был объявлен ?народом - бандитом?. ?Бандитами? оказались все: и старики, и малые дети, и женщины, и те, кто искалеченными возвращался с войны. Бандитами были даже те, кто родился спустя годы в изгнании. Это было великим унижением для гордого народа. Достойно уважения и преклонения одно лишь то, что в данных условиях народ не потерял свое ?лицо?, уникальную культуру, проявил такие национальные качества как трудолюбие, великодушие, дружелюбие и уважительное отношение к другим народам.
В карачаевском языке есть такое понятие - характеристика человека как ?адамлыкъ?. Оно объединяет одновременно такие качества как гуманность, самоотверженность, воля, доброта, сила. Народ, который не встал на колени и выжил, сохранил свои обычаи, традиции, великолепную самобытную культуру и не потерял ?адамлыкъ?, народ, который сегодня учится, успешно трудится во всех сферах жизни и процветает - будет жить вечно!
 
Ангелок
Фатимка помнишь пару Ларисы Хасанбиевны,помнишь тот день,аж дрожь пробирает
 
Карачаечка
я такое никогда не забуду...
а главное, чтобы про эту трагедию никто не забывал...помнили...
 
Карачаечка
читал про неё, кандидат исторических наук Боташева Л.Х.
Я так понимаю это сестра Белы Боташевой. Сколько вот на форуме общаюсь более лучшего твёрдого настоящего человека не встречал, может потому что как к брату она и я как к сестре!
Искренне уважение и почтение!!!! Там оказывается и сестра такая же!
Аиб этмегиз, но там по фамилиям я им брат!!!!
 
HURZUK
Боташева Лариса Хасанбиевна - просто золотой человек!!! Я ее очень люблю и уважаю.
 
Ангелок
А я знаю Белу Хасанбиевну - это тоже человек с большой буквы!!!!
 
HURZUKА я знаю Белу Хасанбиевну - это тоже человек с большой буквы!!!!
я не сомневаюсь!
а что ты скажешь по теме?
 
Ангелок
Автора обозначьте, пожалуйста...
 
Beeline
если бы был один автор - я перенесла бы в раздел обсуждение статей, а это не так
 
Ангелок
трагедия была, я много что знаю от стариков! Они через это прошли несмотря ни на что! Аллах кыилыктан сакласын миллетибизны!
 
 
Экинчи ноябрда бир минг тогъуз джюз къыркъ ючюнчю джыл Шам Къарачайны тауларына уллу къыйынлыкъ келгенди. Эртенбла терт сагъатда сауутлу къаб-къара кийинген солдатла къарачайлыланы эшиклерин дюнгюрдетиб, замансыз къобарыб, хыны халда ГКО-ну постановлениясы бла шагърей этген эдиле.
Кюнню чыртда джылыуу джокъду. Табигъат, асыры шошдан, бу артыкълыкъдан къокъуб, къысылыб тохтагъанча алайды...
Энди уа былайгъа не этерикдиле эке дегенча, къанатлыла Терек бутакълача къонуб сакълайдыла. Былай ийириб баргъан, ачы сууукъну, кърачайлыла емюрде да чекген болмаз эдиле.
Бу къычырыкъ, джерни, кекню да джарыр эди.
- Джыламагъыз, адамла, - деди алагъа бир тишируу ауаз-
аталарыбыз, бабаларыбыз бизден насыблыдыла ? ала туугъан джерлеринде джатадыла.
Бу мешнагъа буштукъ этиле тургъан адамланы кебюсюню кебинсиз елюклери уа къысха заманда узакъ джолну тешерикдиле
Къарачай миллетни юч этиб, экиси къырылгъанды онтерт джыллыкъ геноцитде.
Ол джыллада миллетге этилген артыкълыкъны бегюннгю саулада, есюб келген телюледа унутурукъ тюлдюле. Мындан ары биз, къарачай хъалкъ джыл сайын ноябрны экисин хъалкыбызны эм бушуулу кюнюча белгилеб, кечгюнчюлюкде елген хар бир инсаныбызны эсге тюшюрюуню кюнюча ашырлыкъбыз.
?Спецпереселенец? деген атны атаб, эргинликсиз бир элден бир элге джуугъун, эгечин, къарнашын, анасын, атасын керюрге барыргъа болмагъанды.
Бир минг тогъуз джюз элли джетинчи джыл. Бир кыйын кечеден сора джарыкъ танг атханча тутулгъан ай джелимаууздан къутулгъанча Орта Азиядан Минги Таугъа джанкъылыч тартылгъанча, кюйген джерге гяхиник ургъанча, 1957 джыл. Къарачайгъа къайытханларында уа, къууанч, бушууда бирден кючлейди халкъны.
.
 
Ангелок
Аллах разы болсун бу джазгъанларынг, эсге салгъанларынг ючюн, Аллах барыбызгъа да тюз джолда барыргъа буюрсун мындан ары!
 
Мени уа Эльбрусоидден Кёлюм чыкъды, быллай бир кюнню чырт сагъынмагъаны ючюн, башха халкъны сайты болса а уа ал бетинде огъунакъ джазар эди, былайда уа , ол дата болмагъан кибик этиб къойдула, умут бла сакъладым, karachays.narod.ru сайтда джазылды, мында уа....(( энди басарыкъ зат тюлме бери, мен къарачай сайтды деб келиб тургъанма,ай медет джангылдым... Сау къалыгъыз джамагъат!
 
представьте себе нас было бы не 300 тысячь (КБ) а тысячь 600-700
Спасибо, товарищу Сталину, и Коммунистической Партии за наше счастливое детсво!
 
Моя бабушка рассказывала об этом очень много.Аллах сакъласын ещё раз испытать такое. Она без слёз не могла об этом рассказывать, её истории настолько брали за живое, что мы тоже, тудукъла, плакали. Теперь бабушки уже нет, но каждый год я вспоминаю эти рассказы. Если бы могла, написала бы целую книгу её воспоминаний. Главное, чтобы мы, молодое поколение, не забывали о тех годах и могли ценить всё то, что досталось нам от предков.
 
Abdullah
Будем помнить....
Аллах айтса, такое никогда не повторится, ни с одним народом.
къарачайлы
Зачем ты так говоришь?а что ты хотел увидеть на форуме? Мы сами делаем форум, и мы создаем эти темы, и вот одна из них, которая посвящена этой трагедии
Aybazullu
Аллах айтса энтда болурбуз и не только 600-700 тысяч, а больше.
Диана
Да, мои бабушки и дедушки тоже много рассказывали об этом. Никогда не забуду, однажды мы ехали в Карачаевск, и мой дедушка сказал, показав рукой на дорогу: " Да, этой дорогой мы уехали из родного Карачая"...
 
Чип
Да, Тимур, здорово ты сказал, очень хочется верить, что твои слова дойдут до сердца каждого.
 
У Фатимы Байрамуковой есть книга "Бушуу китаб" - воспоминания многих людей об этих днях, годах. Невозможно описать словами, что чувствуешь, её читая. Мне кажется, было бы очень нужно здесь на сайте привести хотя бы отрывки из этой книги. Ведь молодёжь гораздо чаще заглядывает в инет, чем в книги, а это бы сподвигло кого-то найти и прочесть её.
 
Аламат
так приведи ,пожалуйста, эти отрывки, мы с огромнейшим удовольствием почитаем
 
Ангелок, как я могу это сделать без согласия автора? Она работает в Эльбрусоиде, и сама это может сделать, если посчитает нужным.
 
Аламат
а, я этого не знала, понятно
 
Ullu Allah endi mundan arı Karacay & Malkar halkibiznı birbirlerin tutup, aruuv, uzun ömürleni kıyınlıkladan uzak casharga nasıb etsin.

TAWLULUQ ATNI COYMAYIQ

Bir bölek iynar men da aytayım,
Allım aylanıp taşlaga.
Endigi caşaw tınçlıq bergendi
Oy, bizni tawlu caşlaga.

Tawuşum carıq çıqmaydı, alan,
Bılay tılpıwum tıyılgan.
Bizge qallay bir ahşılıqdı bu,
Bügün biz birge cıyılgan.

Tawluluq at aytıla kelgendi,
Tawluluq atnı coymayıq.
Bir biribizni köp küsegenbiz,
Anı unutup qoymayıq.

Bizge qayırılgan bir can bolup,
Anı çaynamay cutmasaq,
Halqıbız sıylı qalay bolluqdu,
Bir biribizni tutmasaq?

Köp ahşılıqga tüberbiz entda,
Awuzdan aytıp qoymazça.
Cayıla ketib'a, cıyılganbız,
Bir birni körüp toymazça.
 
"Поэзия выселения" - http://video.elbrusoid.net/
 
Путь домой

Наша семья приехала на Кавказ 1958 году, а жили мы в Киргизской ССР, Фрунзенской области, в селе Джангы-Джер. Мы уже были не первыми, многие семьи уехали на родину раньше ? в 1956 и 1957 годах. Уже имелась информация, о том, так там обустраиваются. Совет старейшин Карачая в 1957 году принял решение о необходимости всему народу вернуться на родину. У всех на устах была крылатая фраза стариков ?Тойгъан джерден ? туугъан джер багъалы? (Родина там, где родился, а не там, где обогатился). Некоторые опасались снова пускаться в дальний путь, путь, который навевал страшные воспоминания о 43 годе, о дороге смерти. Другие говорили, что лучше остаться здесь, где уже обжились, обустроились. Пространства здесь больше, зачем снова возвращаться в горные теснины, в безземелье, где с трудом добывался хлеб насущный. ?Будем лучше лизать камни родных гор и запивать водой Кубани, чем жить на чужбине и тосковать по Родине?, - заявили старейшины. И никто им не перечил. Потому что у всех в душе жила глубокая тоска по родным местам, по горным кручам, по свежему горному воздуху, по шуму горных рек, по высокому Кавказскому небу с яркими звездами.
Мне уже было 12 лет, и я помню дорогу домой. Когда мы погрузились в машины, чтобы ехать на станцию Пишпек во Фрунзе, все на минуту, оглянувшись назад, казалось, застыли, увидев остающихся собак. Многие погрузили не только домашние пожитки, а забирали с собой и скот, но оставались собаки. Они лаяли, бегали вокруг машин, визжали или жалобно скулили. И уже готовые отъехать переселенцы смотрели на них глазами, полными слез. Брать с собой собак не разрешалось. ?Вот так и на Кавказе оставались наши собаки?, - горестно вздохнула бабушка. Колона машин тронулась, собаки долго бежали следом, вызывая боль в наших сердцах.
И вот станция Пишпек во Фрунзе. Собирался дождь, состав еще не подали. Разгружаясь, люди старались сразу соорудить над пожитками и детьми некое подобие шалаша. Дядя Назбий своими могучими руками все так быстро и ловко обустроил, что уже до первых капель дождя мы были в укрытии. И я бабушке сказала, что когда я вырасту и начну работать, то на первую зарплату куплю костюм любимому дяди. Начался сильный ливень. Он был недолгим, но кое-что успел намочить. В мамин сундук с приданым для меня и сестренки проникла вода (карачаевцы тогда начинали собирать приданное чуть ли не с рождения девочки). После дождя мы все просушили, однако, на белых китайских скатертях с красивейшим рисунком остались желтые пятна. Эти пятна я не удаляю и сегодня, храню эту скатерть до сир пор, как свидетельство о непростой судьбе народа.
Наконец подали вагоны. И снова погрузка, снова работа.
Мы и на родину ехали в товарных вагонах, но это было теплой весной, в мае 58 года, обустроив их изнутри своим домашним скарбом. В последних вагонах мы везли с собой и скот. В каждом вагоне ехали по четыре семьи, устроившись в два яруса. Нам всем были устроены постели. Мама насушила еще дома из сдобных булочек сухари на дорогу. На остановках, которые были часты и долговременны, мама с другими женщинами бегала подоить коров. А мы потом пили теплое молоко со сладкими сухариками. Дорога была долгой ? ехали мы дней 15. Иногда во время долгих остановок удавалось развести костер и что-то сварить. И тогда мама была счастлива и улыбалась своей неповторимой улыбкой. Её семеро детей были сыты.
Мама, мама ? я не помню её праздно отдыхающей, она всегда была занята: шила, латала, вязала, мастерила нам летние тряпичные туфельки и тапочки. Женщины-карачаевки своим рукоделием спасли народ от голодной поголовной смерти. Ткали, вязали, пряли, катали войлок. Я тоже очень рано научилась рукоделью, еще до школы.
Каждый раз, когда поезд трогался после очередной остановки на разъезде, где мимо нас пролетали пассажирские поезда, молодые парни устраивали джигитовку, вскакивая на ходу в открытые тамбуры вагонов на приличной скорости. Однажды, кажется, это было в Волгограде, я опоздала сесть вовремя в вагон, потому что на стации увидела красивый кафель. Мне очень хотелось отковырнуть хоть кусочек рисунка, но у меня ничего не получилось. Вдруг я услышала гудок паровоза и побежала к поезду, а он уже набрал скорость. Ребята как всегда джигитовали. Среди них был и мой младший дядя-силач ? Назбий. Он поднял меня как пушинку и подкинул в тамбур. Встречный ветер развевал мои волосы, дядя укутал меня в свой пиджак. В проеме двери нашего вагона мелькнуло встревоженное лицо матери. Мы ей помахали с нашего тамбура руками. Мамино лицо исчезло. Двери вагонов закрыли. На следующей остановке я вернулась в вагон, в лоно семьи. Мама сурово меня пожурила, а бабушка прижала к себе и в который раз рассказала нам, как остался в горах Карачая её младший сын, 9 летний ? Назбий, тогда, в 43 году.
Он был вместе с отцом на горных летних выпасах, куда на лето отгоняли скот и отары овец. Вечером, 1 ноября 43 года, отец оставил сына на кошаре и спустился в село за хлебом, кукурузные лепешки бабушка выпекала им впрок. Но назад за сыном его уже не пустили солдаты. Мальчик остался в горах один. Через несколько дней к кошаре подъехал всадник, сказал мальчику о случившемся, и посоветовал ему спуститься в село, где оставшихся детей и взрослых собирают вместе, чтобы отправить вслед за родными. Оставив отару на волю судьбы, спустившись в село, он увидел, как чужие люди хозяйничали в покинутых хозяевами домах. Военные не пустили его к родному дому и увезли вниз по ущелью. Собирали оставшихся у Шоалинского монастыря, где они пробыли несколько месяцев, затем их отправили вслед за родными. Все это время бедная моя бабушка бегала тайком от коменданта на стацию Пишпек, встречала поезда и искала сына. И в душе её навсегда засел страх ? страх потерять детей. Маленькая сухонькая, она, не ругая, прижимала меня к груди, и я чувствовала свою вину за её страдания.
Но грустные воспоминания, хотя и сопровождали нас всю дорогу, они не могли заглушить радости возвращения.
Все события происходили в атмосфере всеобщего возбужденного радостного состояния. Бережного отношения друг к другу. Настроение взрослых передалось и нам ? детям. Я не помню, чтобы плакали даже маленькие дети. Бабушка, моя милая героическая бабушка, которая по семейным делам побывала в Москве еще до выселения, нам рассказывала, что нас ждет прекрасная Родина с белыми снежными вершинами и быстрыми холодными реками, которые опасно переходить вброд. Как по утрам низко стелется туман, а днем в ясном небе парит гордый орел, а вслед за летним быстрым ливнем появляется горячее солнце, как иногда осенние затяжные мелкие дожди пропитывают насквозь все, что можно намочить,
Слушая её рассказы под стук вагонных колес, ехали мы через всю страну, преодолевая огромные пространства, мимо сел и городов.
Вот уже остались позади Уральские горы. Переехали мы через реки Урал и Волгу. Медленные воды этих широчайших рек, особенно Волги, производили пугающее впечатление. Такое огромное количество воды нам еще не приходилось видеть. Там, где мы жили, были искусственные каналы, прорытые от реки Чу, за которой мы сажали арбузные бахчи. Ездили туда на бричке полоть и поливать арбузы. Река была достаточно полноводной, но было место брода, и через брод мы проезжали на бричке. А сколько нужно было пространства, для того чтобы, образовался брод через Волгу, я не могла себе представить. Дон тоже впечатлял своими размерами.
Доехали мы, наконец, до Ростова на Дону. Станция была большая, грохочущая, нас, как всегда загнали на дальние пути. И тут, на свое удивление, я услышала странное объявление: ?Товарищи спецпереселенцы, будьте осторожны! Во избежание кражи вашего имущества, надежно закрывайте окна и двери ваших вагонов?. Я училась в русской школе, уже закончила 4 класс и понимала, что говорят. Переводила другим, и мы удивлялись тому, что существует воровство. Ведь нас с детства приучали к тому, что брать чужое - большой грех.
Потом была станция Кавказская!
Это слово, как предвестник счастливой встречи с родиной щекотало нервы, легкая нервная дрожь пробегала по телу.
До сих пор стоит перед глазами красивое огромное красное здание вокзала и счастливые лица, лихорадочный блеск глаз сородичей. Эти последние перегоны пути до родного края казались самыми длинными. Ночью почти не спали, все боялись проспать приближение чуда.
Вот наконец-то поезд остановился в Ураковской. Прекрасный майский солнечный день принял нас в свои объятия. Все высыпали из вагонов, кто-то крикнул: ?Нас встречают ногайцы?. Заиграла гармонь, молодежь танцевала. Я стояла у вагона и смотрела на приближающихся к нам людей в белых халатах. Женщина-врач спросила меня, есть ли больные в вагоне, я отрицательно покачала головой. Она погладила меня по голове и ласково сказала: ?Вот и славно, а в других вагонах??. Она взяла меня за руку и повела к другим вагонам, и я уже служила переводчиком. Ведь многие жили среди казахов и киргизов и почти не понимали по-русски. Но, как ни странно, больных не было, хотя путь был долгим и нелегким. А я навсегда запомнила приветливые улыбки врачей и ласковое прикосновение руки женщины-врача к моей голове, словно неведомая и таинственная родина открыла мне свои объятия и окутала своей любовью.
Но снова был дан сигнал ? сесть в вагоны, и нас привезли на станцию Баталпашинскую. Здесь мы разгрузились и заночевали, ибо машины тем, кто поедет в Зеленчукский район, подали на следующее утро. Утром мы погрузились на машины, сидели все наверху, в середине кузова среди вещей было сделано углубление, машины были не крытые, и мы всё видели. Жадными глазами смотрели вокруг, выискивая, где же обещанные бабушкой белоснежные вершины. Проехали станицу Баталпашинскую, она мне помнится очень маленькой и невзрачной. Помню лишь небольшую церковь, выделяющуюся на фоне побеленных хаток под соломенными и дранковыми крышами. На грейдерной, узкой дороге нас подбрасывало и подкидывало, и мы радовались заботе старших о нас. Проехали красные горы ст. Красногорской, внизу, под обрывом, бурлила Кубань. Она не была полноводной, как Урал, Волга и Дон, но её скорость впечатляла. В её пойме виднелись деревья, вырванные с корнем. Бабушка нам объяснила причину этого. Тревога перед неведомой сказочной силой Кубани охватила нас.
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам