Войти на сайт
19 Мая  2022 года

 

  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Рысхы – насыбха къор.

 

Страницы: 1
RSS
?Республику выбрали слабым звеном на Кавказе?
 
http://www.expert.ru/south/2011/04/respubliku-vyib rali-slabyim-zvenom-na-kavkaze/

? Это будет федеральный закон?

? Нет, республиканский. Мы специально создали согласительную комиссию на паритетной основе из представителей кабардинского, балкарского и русского народов, с тремя сопредседателями, которые представляют соответствующие национальности. Им и предстоит решить, как и где должны выделяться земли отгонного животноводства. Пока процесс немного затянулся. Посмотрим ещё некоторое время, и если решение не будет найдено ? пропустим закон через республиканскую Общественную палату и примем его окончательно.

? То есть вы убеждены в том, что эту проблему можно решить с помощью законодательных механизмов?

? Не было бы 131-го закона ? не было бы проблем. Были сложившиеся отношения между районами, всё работало нормально. Но у этого закона есть недостатки: специфика регионов разная, и сложившуюся в нашей республике традицию, естественно, нужно учитывать. Когда это собираются поломать в угоду тридцати тысячам человек, которые хотят владеть половиной республики, у нас возникают вопросы: для чего? Нас пытаются дискредитировать ? в смысле несоблюдения нами российских законов. Другое дело, что у нас тут есть определённые ?друзья?, которые могут во всём найти то, чего на самом деле нет. Хотя то, что балкарцы оказались активнее, возле Кремля митингуют, ещё где-то ходят ? это на их совести. Они говорят, что их загнали в резервации, земель у них нет, отсекли от села кладбища, через дорогу скот нельзя перегонять ? врут не моргнув глазом, это всё от лукавого. На самом деле они могут пользоваться своей землёй, никто никакой границы не проводил.

? А если они в Нальчике захотят провести митинг, смогут?

? Если захотят, есть федеральный закон ? желающие должны уведомить, что они хотят провести митинг или какое-то мероприятие. Не так давно балкарцы проводили в Нальчике митинг ? пожалуйста. Там, где люди объективно хотят найти правду, власть их всегда услышит. Когда в октябре в Эльбрусском районе трое работников канатных дорог пропали без вести, приехали их родственники, и мы два часа беседовали ? я сам их пригласил сюда. А тем, кто просто хочет пропиариться или написать резолюцию и отправить в Москву, я не нужен ? эти акции не для меня проводятся, а чтобы получить реакцию Москвы. Но ни я, ни республиканское руководство на поводу у тех, кто проводит такие акции, не пойдём, и в республике у нас не дураки живут, у нас достаточно здравомыслящих людей.

? Как вы оцениваете деятельность главного балкарского оппозиционера, депутата Госдумы и академика Михаила Залиханова?

? Мы его избирали от республики не для того, чтобы он нас дискредитировал или ссорил две национальности, но он дискредитировал и себя, и звание, которое получил в республике, и нанёс урон межнациональным отношениям своей деструктивной работой. Поэтому по его поводу вопрос однозначно будет стоять жёстко.

? Сегодня в сфере межнациональных отношений существует также проблема, связанная с тем, что родственные народы ? кабардинцы и черкесы, с одной стороны, и карачаевцы и балкарцы, с другой ? разделены между разными республиками. Насколько это опасно, на ваш взгляд?

? Если кто-то хочет столкнуть русских с черкесами, этого не выйдет, и так называемый черкесский вопрос ? это надуманная тема, с ней носятся три-четыре больных человека. Да, была Кавказская война, чего только не было, но мы это уже забыли давно, мы живём завтрашним днем. Выйдите на улицу, спросите людей ? волнует их это или нет. Это волнует почему-то центральную прессу и некоторых ?аналитиков?. И я понимаю почему, приёмы понятны. Это искусственно вброшенная тема, чтобы раскачать ситуацию и показать один этнос в неприглядном виде. Почему, например, это Грузию волнует? Им хочется России насолить ? вот они и вытаскивают эту тему. Мы не должны быть разменной монетой ни для грузин, ни для тех ?аналитиков?, которые выдумывают, что мы здесь хотим образовать какую-то Великую Черкесию и отделиться от России. Это глупость, но почему-то её кто-то пропускает в прессу.
 
 
А ващще, чего бы не выйти в прямой эфир со своими оппонентами и там не повторить то же самое. Ему бы объяснили, как балкарцы пользуются своей землёй. Не допуская нас до сельхоз угодий республиканское руководство уничтола скотоводство в горах а теперь, пустующие как бы земли, захотел акционировать. И про конные походы забыл и то, о чём мечтал, называя фирму "Синдика". Но и при том, ни его надо обвинять а себя, если позволяем стравливать нас друг с другом под обещанный кусок хлеба (чиновники балкарцы), и за то же тёплое место идём против своего народа. А Каноков в своём стиле ....мочит....жёстко.. Позволяем-с
 
И какой мудрец научил этих людей слову пиар... Блин по поводу и без суют его везде. Можно подумать, что он не пиарится... Гражданин Каноков, термин пиарится означает общаться с народом, а вовсе не рекламировать себя. Инглиш панимаешь, а!
 
Оказывается у нас малоземельные не горные сёла, а равнинные. Вот как об этом говорит каноков:

? Какова ваша позиция по вопросу о так называемых межселенных территориях? Это один из главных факторов, создающих в республике напряжённую обстановку.

? Вообще это очень тонкая вещь. Я не раз говорил, что в Кабардино-Балкарии прямая реализация ФЗ-131 ?Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ? нарушает этнотерриториальное расселение и исторически закреплённые земли. У нас компактно живут три основные национальности ? это русские (в Майском и Баксанском районах), кабардинцы (пять районов) и балкарцы (два района). При этом плотность расселения неравномерна. В горном Эльбрусском районе живёт всего 30 тысяч человек, причем идёт миграция из горной части. Чуть ниже, на равнине, плотность расселения высокая и преимущественно проживают кабардинцы и русские, это малоземельные районы. Кабардино-Балкария, даже с учётом земель в горах, ? это малоземельная республика: если сравнить с соседними регионами, у нас получается всего 12 тысяч квадратных метров при 900 тысячах населения. Понятно, что в горной части нельзя сеять и пахать, но в советское время, учитывая неравномерность расселения, были созданы отгонные животноводческие хозяйства ? это было место общего пользования всех колхозов и совхозов республики, и так продолжалось не один год.

Теперь допустим, что мы распределяем земли муниципальных образований таким образом, что населённый пункт, где живёт тысяча человек, может иметь 30 тысяч гектаров, если ему выделить прилегающую территорию по границе в соответствии с требованием 131-го закона. Если отгонные пастбища, которыми могла пользоваться равнинная часть, передать по 131-му закону двум или трем населённым пунктам, где проживает по тысяче человек, это приведёт к возмущению людей, живущих на равнине. Конечно, я понимаю желание тех, кто живёт в горных селах ? они хотят иметь эти 30 тысяч гектаров и сдавать в аренду тем, кто живёт на равнине. А где тогда справедливость? Видите, какая дилемма? Либо одни недовольны, либо другие. Одни говорят: есть 131-й закон, отрубите нам землю и отдайте. Но есть и другая группа, которая ждёт: когда же Акела промахнётся, то есть отдаст землю. Они, правда, менее активны ? не митингуют в бурках и папахах на Манежной площади.

Очень удивительно, что так врёт напропалую. (вырезано)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам