Расширенный поиск
20 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.

09.01.2019 14:02:25

Можно ли покупать и продавать кошек?

0
Мнения ученых
По этому вопросу известны два основных мнения

1. Абсолютное большинство ученых поддерживают мнение, что покупать и продавать домашних, прирученных кошек разрешено, или, в худшем случае, нежелательно. Такова позиция ученых четырех мазхабов, некоторых табиинов и Ибн Аббаса. А имам ат-Тахави передал, что он не обнаружил какого-либо разногласия насчет этого.

2. Представители захиритского мазхаба утверждали, что покупать и продавать их запрещено, и если кто-либо нуждается в коте, то тот, у кого есть лишний, обязан (уаджиб) даром отдать своего кота нуждающемуся. См. "аль-Мухалля" 7/498.
Следуя в этом вопросе за захиритским имамом Ибн Хазмом (ум. 456 г.х.), запретил продавать котов и имам Ибн аль-Каййим, который после того, как высказал это решение, процитировал объяснение Ибн Хазма. Также Ибн аль-Каййим сослался на одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада, которое другие ученые-ханбалиты поняли, как мнение о нежелательности, а не о запрете. А в мазхабе основным признано другое мнение имама Ахмада - о том, что продажа кошек просто разрешена.
За захиритами и Ибн аль-Каййимом в этом мнении последовали некоторые современники.
Причина разногласия
Основная причина разногласия кроется в отношении к сообщениям от сподвижников по этому вопросу и к хадису, который передал имам Муслим с иснадом от Ма'кыля, который передал от Абу аз-Зубейра, что он сказал: "Я спросил Джабира о назначении цены за собаку и кота, и он ответил: "Пророк, мир ему и благословение Аллаха, строго удерживал от этого".

Также переданы сообщения от Абу Хурейры и Джабира (сподвижники), Тауса и Муджахида (табиины), что они с неодобрением и осуждением относились к продаже котов. Их порицание может быть понято, как нежелательность (макрух), и может быть понято, как запрет (харам).
Позиция захиритов и тех, кто последовал за ними
Ибн Хазм понял из хадиса, что выражение "строго удерживал" указывает на то, что речь идет о запрещенном в шариате, то есть хараме. И отнес этот запрет ко всем видам купли-продажи кошек. Таким же образом он поступил с сообщениями от Джабира, Тауса и Муджахида, истолковав их неодобрение и осуждение (караха) как мнение о запрете (харам).
Позиция большинства ученых
Сначала стоит обратить внимание на то, кто относится к большинству. Потому что порой можно встретить, как сторонники какого-либо мнения говорят: "Некоторые ученые высказали такое-то мнение, но правильно иное, которое высказали такой-то и такой-то". - И у читателя может сложиться представление, что "некоторые ученые" - это всего-лишь несколько личностей, которые даже не заслуживают упоминания рядом с двумя-тремя "гигантами", представляющими второе мнение. Тогда как "некоторые" - это, в действительности, почти все ученые и имамы за всю историю исламской общины.

Говорит хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: "Что касается продажи кота, то ученые разногласят о ее нежелательности. Есть среди них те, которые сочли это порицаемым. Это передано от Абу Хурейры, Джабира, 'Ата, Тауса, Муджахида, Джабира ибн Зейда, аль-Аузаи и от Ахмада в одной из версий, переданных от него. Он сказал: "Это не так проблемно, как шкуры хищников". Это (мнение Ахмада) выбрал Абу Бакр (аль-Халляль) из наших соратников (ханбалитов).
А разрешили продажу котов Ибн 'Аббас, 'Ата - согласно второй версии от него, аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, аль-Хакам и Хаммад. Также это мнение ас-Саури, Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада в наиболее известной версии от него. От Исхака (ибн Рахавейха) передается две версии. И от аль-Хасана (аль-Басри) передано, что он счел порицаемой продажу и разрешил покупку для получения пользы от владения котом". См. "Джами' аль-'улюм уа аль-хикам" 3/1219-1220.

Писал имам Абу Джа'фар ат-Тахави аль-Ханафи (жил до Ибн Хазма, ум. 321 г.х.): "Мы не знаем разногласия среди обладателей знания насчет того, что иметь дело с ценой кошек не является запретным (харамом), однако, это недостойно". См. "Шарх мушкиль аль-асар" 12/83.
Как видно, в соответствии с мнением о нежелательности (макрух) или предосудительности были поняты большинством те самые сообщения от некоторых сподвижников и табиинов с порицанием продажи кошек.

Писал имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: "Продажа домашних (прирученных) кошек разрешена без разногласий у нас (ученых-шафиитов). Только аль-Багауи в "Шарх Мухтасар аль-Музани" передал от Ибн аль-'Аса, что он сказал: "Не разрешено". И это (утверждение) - отклонившееся (шазз), ложное, отвергнутое. Широко известна разрешенность этого. И в соответствии с этим высказалось подавляющее большинство ученых. Кады Ийяд передал это от большинства". См. "аль-Маджму'" 9/229.
У большинства ученых есть несколько подходов к данному вопросу1. Решение о слабости хадиса
Пишет хафиз Ибн Раджаб: "Имам Ахмад осудил передачи Ма'кыля от Абу аз-Зубейра и сказал: "Они подобны хадисам Ибн Ляхиа". Это было исследовано, и обнаружилось, что дело обстоит так, как сказал Ахмад, да помилует его Аллах". См. "Джами' аль-'улюм уа аль-хикам" 3/1217.

Ибн Ляхиа - слабый передатчик. И в данном случае нужно обратить внимание на то, что имам Ахмад не сказал, что Ма'кыль в целом слабый передатчик, а высказался лишь о том, что Ма'кыль передавал от Абу аз-Зубейра. Что именно такие хадисы Ма'кыля слабые.

Приводится у ан-Насаи также подобный хадис с иснадом от Хаммада ибн Саляма, который передает от Абу аз-Зубейра, что он передал от Джабира, что "пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил (ар.: "наха") цену собаки и кота за исключением охотничьей собаки".

Слово "наха" (запретил) или "нахью" (запрет) в шариатских текстах имеет более широкий смысл, нежели "сделал харамом". "Наха" или "нахью" может означать совет не поступать каким-либо образом, может относиться к процессу воспитания, может означать нежелательность (макрух), может означать запрет в значении "харам", и могут быть другие значения, подобно тому, как дело обстоит с приказом в шариатских текстах, см.: https://muntaqa.info/prikaz. Какое именно подразумевается значение выясняют правоведы-муджтахиды, совмещая все имеющиеся доводы и шариатские правила, касающиеся рассматриваемого вопроса.

Пишет хафиз Ибн Раджаб об этом хадисе: "Его передал ан-Насаи и сказал: "Это отвергаемый (мункар) хадис". Также сказал: "Он не является достоверным"...
А Хаммад ибн Саляма в передаче от Абу аз-Зубейра не силён. И кто сказал, что этот хадис соответствует условиям Муслима - как посчитала группа из поздних ученых - тот ошибся. Потому что Муслим ничего не передает по пути "от Хаммада ибн Салямы от Абу аз-Зубейра". И он же разъяснил в книге "ат-Тамййиз", что его (Хаммада) передачи от многих или большинства его шейхов не являются сильными". См. "Джами' аль-'улюм уа аль-хикам" 3/1218-1219.

Передается еще несколько версий данного хадиса с более явными замечаниями к их иснадам.
И что касается передаваемого в нем текста, то в некоторых версиях этого хадиса говорится лишь о собаке, в некоторых есть исключение для охотничьей собаки, в некоторых нет исключения для охотничьей собаки, в некоторых говорится о мнении Джабира, а не пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в некоторых говорится, что Джабир передал это решение, не указав, чье оно.

Пишет хафиз Ибн Раджаб: "Сказал Ахмад: "Я не знаю об этом чего-нибудь, что бы было надежным или достоверным". И сказал: "Хадисы об этом противоречивы"». См. "Джами' аль-'улюм уа аль-хикам" 3/1220.
2. Совмещение хадиса с общими правилами шариата
В случае признания этого хадиса пригодным в качестве доказательства, как сделали многие более поздние ученые, следуя за имамом Муслимом в признании достоверности, или допуская использование хадиса с некоторой слабостью, возникает необходимость объяснения того, к чему он применяется, на что указывает. Ведь если в первые века среди ученых было широко известно, что нет греха в том, чтобы купить или продать кошку, и от саляфов передается или разрешение продавать, или нежелательность, значит дело в понимании хадиса, и этот хадис должен без проблем совмещаться с тем, что известно от ранних ученых. Так как не может быть такого, чтобы верное решение такого распространенного в быту вопроса осталось неизвестным для множества высказавшихся по нему первых имамов.
Первый вариант: в хадисе подразумевается запрет продажи диких кошек
Один из вариантов понимания хадиса - признание того, что речь в нем идет о запрете того вида продажи кошек, который не соответствует общим шариатским правилам торговли. А точнее: о продаже диких кошек, которые будут убегать от своего хозяина и из его дома.

Пишет имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии: "Наши товарищи (шафииты) приводят в доказательство (разрешенности продажи домашней, прирученной кошки) то, что она чистая, от нее есть польза, и она соответствует всем условиям продажи с правом выбора, а значит разрешено ее продавать, как разрешено продавать ослов и мулов.
А насчет хадиса есть два ответа.
Первый: ... что речь в нем идёт о диких кошках, ведь их продажа недействительна, так как от них нет пользы". См. "аль-Маджму'" 9/230.
Второй вариант: в хадисе речь идет о запрете до того, как кошки были признаны чистыми существами
Говорит имам Бурхануддин ибн Муфлих аль-Ханбали: "Или это было вначале, потому что кошку считали нечистой". См. "аль-Мубди'" 4/10.
Третий вариант: речь идет о запрете продажи кошек, владельцем которых человек не является
Говорит имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: "Хадис понимается так, что речь в нем идет о тех, которыми не владеют, или о тех, от которых нет пользы". См. "аль-Мугни" 4/193.
Четвертый вариант: в хадисе подразумевается нежелательность (макрух) продажи кошек в целом из-за их подобия диким животным
Пишет имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии: "Запрет (ар.: наха, нахью) продавать кошку объясняется так, что это является нежелательным по одной из двух причин. (Первая): потому, что она похожа на диких животных, которыми нет возможности управлять, и недействительна их передача (покупателю). Поскольку она располагает к себе людей в их домах и кружит там вокруг них, а затем может почти полностью их оставить. Она не подобна животным, которых навязывают в низинах, и не подобна птицам, которых держат в клетках. Она может одичать после того, как была ручной, и убежать, так что к ней не приблизишься и не сможешь поймать. А если покупатель задумает запереть ее в своем доме или привязать на веревку, или на цепь, то не получит от нее пользы". См. "Ма'алим ас-сунан" 3/130.
Пятый вариант: в хадисе подразумевается, что продажа котов - дело недостойное
Писал имам Абу Джа'фар ат-Тахави: "Нам передано в хадисе Джабира от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он запрещал (ар.: наха) иметь дело с ценой на кошек подобно тому, что в нем сказано о его запрете (ар.: наха, нахью) иметь дело с ценой на собак. И мы не знаем разногласия среди обладателей знания насчет того, что иметь дело с ценой кошек не является запретным (харамом), однако, это недостойно". См. "Шарх мушкиль аль-асар" 12/83.
Шестой вариант: это нежелательно, потому что препятствует укреплению братских и добрососедских отношений
Пишет имам ан-Навави: "Второй (ответ): что подразумевается нежелательность. И имеется ввиду запрет (ар.: нахью), который соответствует обычаю людей в снисходительном отношении к этому (к тому, что кошки могут ходить к другим людям). Они обычно пользовались услугами кошек друг друга при нужде". См. "аль-Маджму'" 9/230.

Пишет имам аль-Хаттаби: "И другой смыл заключается в том, что он запретил (ар.: наха) продавать их, чтобы люди не препятствовали друг другу получать пользу от их котов, чтобы одолжали друг другу тех котов, которые живут в их домах, дабы другие могли получать пользу от них, пока они у них живут. И чтобы они не устраивали тяжб, как помещики за дорогие драгоценности, если кот перейдет от одних из них к другим". См. Ма'алим ас-сунан" 3/130.

То есть, согласно любому из мнений о нежелательности, пророк, мир ему и благословение Аллаха, проявлял указанную в хадисе строгость в воспитательных целях, а не от того, что продавший кота становится грешником перед Аллахом.

И каждый из смыслов, указанных большинством ученых, подтверждается общими принципами шариата.

Источник и арабский текст

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают