Расширенный поиск
17 Октября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.

Меценат

16.01.2006 1 3136

Рашид Хатуев,
Черкесск

 

В декабре 2003 г. президиум всероссийской премии "Российские созидатели" объявил, что строительная фирма "Уста" "вошла в число лучших и наиболее социально значимых предприятий отрасли" и представляется к наградам этой премии "среди награждаемых предприятий всего строительного комплекса России".

Эту фирму с нуля создал и возглавил Юсуф Атаев (так зовут его близкие, обходя паспортное "Иосиф"), много лет назад получивший специальность инженера-строителя в одном из вузов Кабардино-Балкарии.

Но - и эту деталь мало кто знает - высшее учебное заведение, куда некогда ушла его первая заявка на поступление, - это Всесоюзный госинститут кинематографии, знаменитый ВГИК.
Речь идет о такой детали, которая способна рассказать больше, чем биографический том. Первый порыв отрока почти всегда диктуется сердцем. Оно и повлекло юного Юсуфа в царство муз. И хотя волею судьбы он оказался в другом институте и в другом городе, эта устремленность в мир искусств осталась в нем навсегда. 

Смелый, зачастую - дерзкий, полет воображения, искрящийся блеск многогранной самобытности, дар к неповторимым творческим  находкам - мало, до обидного мало слов, способных передать его личностной облик.

Зодчий
Он - непримиримый враг архитектурной безвкусицы и невежества. "Доказано научно, - говорил он в одном из своих интервью, - какое кошмарное воздействие оказывает на психику людей, в особенности на детей, то, что называется негативным "архитектурным климатом" - эти давящие серой массой бетона и кирпича уродливые строения… Здесь молодежи невозможно впитать высокие помыслы и обрести духовность".

Его фирмой в столице республики выстроен почти целый квартал (в текущем году он сдал еще одну девятиэтажку, официальную церемонию показали по ТВ), объекты, возведенные им, успешно эксплуатируются в Усть-Джегуте, Карачаевске, Архызе и др. местах. 
Он говорит о том, что заезжие горе-зодчие не имеют "никакого понятия, например, о ландшафтной архитектуре - столь необходимой в кавказских условиях". У них нет представлений и о климатической специфике региона, которую зодчему и строителю необходимо учитывать всегда. В полосе Верхнекубанская котловина - Теберда - Архыз осадков меньше, чем, например, в Урупском районе, - вот сообразно этому и надо создавать проекты и подбирать стройматериалы. С горькой иронией говорит он о попытках механически перенести в горный край строительные навыки, например, с Тамбовщины.

Краевед
Краеведению Ю.Х. Атаев отдал с четверть века. Ежегодно он участвует в исследовательских проектах. Принял посильное участие в выявлении и фиксации памятников древнетюркского  рунического письма, что отмечено в публикациях  доктора филологических наук, проф. С.Я. Байчорова и турецкого специалиста Исмаила Догана.

Только за последние месяцы он принял активное участие в нескольких краеведческих экспедициях Карачаевского НИИ. В июне - в четырех из пяти исторических районов Балкарии (Черекском, Безенгиевском, Холамском, Чегемском), где были проведены беседы со старожилами, зафиксированы архитектурные и археологические памятники. В августе - в долину р. Джаганаса, где были выявлены палеонтологические экспонаты в национальный музей. В ноябре - в экспедиции в верховьях р. Ташлы-Кола 2-го (местности Ачалы Кышлык и Калачыкла).
Много лет он занимается тщательным изучением традиций местной архитектуры, впитавшей в себя тысячелетний опыт  разных эпох. Именно им была впервые высказана идея о сейсмоустойчивом характере целого ряда элементов позднесредневековых срубных жилищ (тёнгертке юй), монументальных крытых многоугольных срубных строений - арбазов (башы джабылгъан арбаз) Большого Карачая.

Такую функцию выполнял, например, шарнирный тип основания опорных столбов (багъана), благодаря подвижности которых несомая ими масса строения при подземных толчках не разрушалась, а колебалась. Аналогичную роль играли также и беджен (центральная опора арбазного перекрытия, которая делалась в виде клетки из сложенных бревен), и разномерность длины бревен, использовавшихся для стен строений, - через колебания они также помогали избежать разрушения.

Он же первым выдвинул гипотезу о двойной функциональности земляного покрытия срубных домов. Признавая, что толщина такого покрытия (около 1 м), слой дерна защищали от влаги, Юсуф Хасанович указал на то, что именно такая толщина могла частично защитить строение от вулканических каменных "бомб" и пепла в случае  извержения Эльбруса, о "взрывном" характере которого население знало по преданиям.

Атаев не ограничивается теоретическими обобщениями истории строительного дела и делает  акцент на прикладном значении своих изысканий. Апробированные веками технологии используются им при проектировании современных строений.

Благотворитель
Сейчас проводят разницу между спонсором и меценатом. Первый делает благотворительность культуре ради своего имени, а второй - ради самой культуры. Юсуф Хасанович - из второй категории.

Участвуя более полутора десятка лет в национальном движении, Ю.Х. Атаев одним из первых осознал тщетность надежд на правящие круги в преодолении последствий тех бед, которые принесла с собой депортация 1943 г. Он оказался в числе той небольшой группы патриотов, которая первой заявила о самодостаточности общественных ресурсов в деле культурной реабилитации. Его имя - в числе инициаторов и соучредителей возрожденных Карачаевского НИИ и Карачаевского национального музея. Непреходящ его вклад в восстановлении архивных и музейных хранилищ родного народа, в решении их проблем с помещениями, техническим и технологическим оснащением, содержанием персонала, обеспечения экспедиций по республике и за ее пределами и т.д.

Он постоянно берет на себя ношу материально-финансового обеспечения ученого люда, всемерно помогая им в реализации исследовательских проектов, издании монографий и научных сборников, в решении проблем диссертантов. В 1990-х - начале 2000-х гг. при его прямой поддержке издавались три республиканские просветительские газеты.


*  *  *
Увы, личности, подобные герою нашего очерка, появляются в нашей жизни  исключительно редко. Они незаменимы и неповторимы. И от умения вовремя и по достоинству ценить их, от способности чтить их благородный труд зависит отношение к нам тех поколений, которые нас сменят.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама1
    ШАТ
    15.12.2011 21:19:41
    Ёска мени сабийликден тенгимди.Джырларымы, биринчи адам болуб, ол эштгенди.Нальчикге да, биринчи кере, телевидениеге ол элтген эди.
    Керти, ийманы - дини болгъан - КЪАРАЧАЙ ДЖАШ.
    АНЫ КИМ БОЛГЪАНЫН, МЕНДЕН ИГИ БИЛГЕН, ХАЗНА АДАМ БОЛМАЗ...

    САПАР ЁЗДЕН. БАСХАНСТАН. ТУРНА АУУШ.