Расширенный поиск
24 Февраля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Кёбге таш атма.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.

Путешествие по Сванетии и Карачаю (Часть I)

26.07.2017 0 488


"13 марта 1906 года по старому стилю (26-го по новому) навевает на меня воспоминания о дне самых страшных лишений и переживаний в моей прошлой жизни! Именно в этот день из села Бечо (Дадешкелианская Сванетия) в условиях страшной зимы и метели я и Спиридон Кедия, с шестью сванами, отправились к «Шихра» и провели ночь в сосновом бору.

Эта ночь оказалась для нас ужасной, особенно для такого молодого неопытного юноши, которым тогда являлся Спиридон. Перо бессильно, и сковывает язык, чтобы я смог описать ту адскую ночь. Мы еле избежали обморожения. Ага! И вот оно: светает! Мы ввосьмером (из Бечо меня и Спиридона сопровождали шесть сванов: 1. Михай Чарквиани, 2. Музалат Джамделани, 3. Иосиф (груз. Иосеб) Киболани, 4. Петр (груз. Петрэ) Вездени, 5. Павел (груз. Павлэ) Вездени, 6. Давид Кардава). 

Не дай Бог, такого путешествия! Дорога проходит по узкому ущелью небольшой речушки Шихра (сваны называют её – Энгурист тави (устье Ингури). Снегопад такой, что, как говорится, сыплются обломки неба.

Проводником нашим, прокладывающим путь, являлся известный тогда на всю Сванетию (1906 г.) 60-летний охотник - Михай Чарквиани. За ним идет старый Муза, воспитанный в доме моего отца. Затем - я. За мной – молодой сван Иосиф Киболани. За ним следует Спиридон и все остальные. 

Мы идем по следам Михая. Боимся, не оступиться. Часто по пути встречаются лавины, но как бы то ни было, мы спаслись, и уже темнеет, - мы приблизились к «Мания Бача», 14 марта. Пещера та носит это название потому, что в этой пещере, перед ней, утомившись в пути, уснул единственный сын сванки Мании, отправившийся в Аланию (Карачай) для того, чтобы отомстить, и сдержавший клятву. Настигли его преследователи-аланы и убили. Тело же занесли в пещеру, где и нашла его мать, которая на месте испустила дух. После этого эту пещеру стали называть «Мания Бача».

Вот в этой пещере мы ввосьмером и разместились. Из еловых веток, оставленных весной путешественниками, мы развели огонь, (но как эти ветки могли нам помочь?), и полумертвые от холода, обледенелые, где-то за два часа до рассвета мы продолжили путь к Катла-Гугубу. Сейчас наш путь свернул от ущелья, и мы поднимаемся всё выше и выше. «Катла-Гугуб» по-свански называют гору. Поднимаешься по её хребту, узкому, как куриное сердце, как конская спина. Идем я и Спиридон, ну, как идем, то плетемся, то порой ползем на животе, и после долгих мучений и испытаний поднимаемся на высшую точку Кавказских гор, которую сваны называют «Харх», а аланы – «Юсунг». Если я не ошибаюсь, то гора эта расположена на высоте 13 700 футов от уровня моря. Здесь мы должны были устроить небольшой привал, но на вершине был такой ветер, что мы – утомленные, вспотевшие, еле избежали его адской силы и вновь продолжили путь. Сейчас мы опять шли как бы по конской спине, с запада мы вновь повернули на восток. Было около 3 или 4 часов, когда вдали показалось поселение Тегенекли. Здесь следует сказать, что мои кожаные каламаны (сапоги) со сванскими стельками приказали долго жить. Затем их участь разделили вязаные теплые толстые шерстяные носки, и в этот снег и мороз я остался босым. 

Здесь в одном месте, с ледяной глыбы, замерзшей еще во времена Адама и покрытой свежим снегом, вдруг сорвался этот самый свежий снег. Я погиб бы там же, если бы меня не удержал следовавший за мной Мурза, спасший меня от неминуемой смерти. В другом месте, на крутой скале, куда снегу было не добраться, у устья реки Юсунг, я поскользнулся на обледенелом камне, но удержал равновесие, и вновь избежал гибели. Смелее меня пошел молодой революционер Спиридон Кедия. Я же, честно говоря, был слишком измождён болезнью. Всю осень, во время революционных невзгод, я провел без отдыха. Большую часть без еды, питья и сна я пребывал в ожидании поставки оружия по морю на участке Анаклия-Исорти-Гудава, которую наша партия в сопровождении Шалвы Амиреджиби и Михако Церетели выслала из Швейцарии, да и где только еще я не был. Возвращаясь назад, скажу, что мы ждали, что с нами в Бечо, а затем в Терскую область, под названием Карачай, отправятся находившиеся с нами в селе Мулахи Гига Джугели, Севериан Кипшидзе, Яков, Гуджеджиани (они отправились в Мулахи или Местию к Корнелию Джугели), но они так и не объявились, так как сваны осуществили попытку их ареста; им пришлось вступить в стычку и рассеяться. Затем их укрыл у себя Нестор Жоржолиани. Вот так, неожиданно пара сванов-хулиганов лишила нас дорогих друзей – социал-революционера Гиги Джугели и социал-федералиста Севериана Кипшидзе, память о которых неизгладима в моем сердце. Следует также сказать, что из шести сванов до Карачая с нами дошли только двое – старик Мурза и Михай Чарквиани, остальные четверо молодых сванов дошли с нами только до «Катла Гегуба» и под страхом схода лавин или по другим причинам вернулись назад. Мы вчетвером (было около 3 часов дня) еле-еле перешли мост через реку Баксан и пришли в селение Тегенекли, в дом Эльмурзы Хакилара (16 марта). Этот человек был родным сыном няни моей матери и воспитателем моего младшего брата – Отара. Я сильно постучал в дверь. Оттуда спросили: 

- Ким-дур?² 
- Конак, конак³, - ответил я. 

Дверь открыли, и меня встретила пожилая няня Отара"...

__________________

²Кимди? (карач.-балк.) - "Кто это?"
³Къонакъ (карач.-балк.) - "гость"

Бегеулов Р.М. Новые материалы из Грузии // Известия КНИИ им. А.И. Батчаева. Вып. 12. Черкесск, 2017. С. 4-21.



(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет