Расширенный поиск
16 Сентября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Баланы адам этген анады.

Военная организация

04.10.2010 0 3336

Рашид Хатуев

Данный элемент потестарно-политической системы традиционного общества карачаевцев и балкарцев до настоящего времени, к сожалению, не являлся объектом специального научного исследования. Вместе с тем, тщательное изучение его, как и военного дела в целом, позволили бы осветить целый ряд особенностей жизни рассматриваемого общества, указать на тенденции его развития. Известно, что военная организация, военное дело сыграли важную роль в процессе политогенеза многих народов. Реконструкция традиционной военной организации карачаевцев и балкарцев представляется делом довольно сложным ввиду фрагментарности письменных источников. Наиболее полные сведения мы встречаем в русских документах XIX в. Определенную информацию дают этнографические, в первую очередь - фольклорные материалы (в основном историко-героические песни), к которым мы будем не раз обращаться по ходу рассмотрения вопроса.

Г. Ю. Клапрот сообщает, что карачаевцы покупают огнестрельное и холодное оружие у соседей-черкесов и абазин, свинец и другие металлы - у ногайцев и черкесов. Речь в данном случае, очевидно, идет о реимпорте, ибо черкесы, абазины и ногайцы сами ввозили на свои земли металлы и огнестрельное оружие, в основном из Крыма, турецких портов на Черноморском побережье. Отметим, что в позднем средневековье, как указывает Е. П. Алексеева, карачаевцы "добывали руду и изготовляют изделия из железа, меди и серебра. Следы выработки имеются, например, в ущелье Сес-Кол (Карт-Джурт) ...Металлические изделия местного производства находят в могильниках".

В своем "Военно-топографическом и статистическом описании Кавказской губернии и соседних горских областей" (1812 г.) полковник А.М. Буцковский относительно карачаевцев пишет: "В обитаемых ими горах находится свинцовая и железная руда, из коих выделывают пули и плавят железо, серной золы также много находится, кою и употребляют для делания пороха... Ныне их считается до 600 дворов, кои около 1000 воинов вооружить могут, но лучших чем чегемы". Данное сообщение ценно тем, что оно документально фиксирует наличие в Карачае своего металлургического и оружейного производства.

Декабрист А. И. Якубович, проходивший в начале 1820-х гг. службу в верховьях Кубани, частично касается военной стороны жизни карачаевцев, о которых пишет: "Народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей".

Историко-этнографическими исследователями зафиксирована довольно богатая военная терминология карачаевцев и балкарцев, что позволяет сделать вывод о значении военного дела в их жизни и, в известной мере, о развитости этого дела. Комплекс вооружения карачаевцев и балкарцев в эпоху позднего средневековья включал в себя оружие трех функциональных типов: дистанционного, ближнего боя и защиты. К первому относились: ружье (шкок, къазмыч, мылтыкъ, къауал), пистолет (герох, тапанча), лук (джая) со стрелами (окъ, садакъ). Боевой топор (гида, балта) мог использоваться и в дистанционном и в ближнем бою. Нож (бычакъ), кинжал (къама), сабля (къылыч), пика (муджура), копье ( сюнгю), палица (темир токъмакъ, гебох) использовались в ближнем бою. Защитное вооружение было представлено кольчугой (кюбе), щитом (къалкъан), шлемом (такъыя). Применялись наручники и поножи.

В одном из вариантов песни "Татаркъан" говориться, что "Крымшамхалов доблестный Гилястан/ Сделал себе наручия из белого серебра". Известно об употреблении поножей из волчьей шкуры, которые назывались "истем", реже - "ачым истем". Последние, очевидно, носили и характер оберега, поскольку у карачаевцев и балкарцев, как и других тюркоязычных народов, волк был сакрализованным объектом.

Рассмотренный выше комплекс вооружения указывает на существование двух категорий войска - конницы (ат аскер) и пехоты (джаяу аскер). Первая была легкой (наличие и широкое употребление огнестрельного оружия в XVII-XVIII вв. делало существование тяжелой конницы в горах бессмысленным), а вторая в основе своей была представлена стрелками. Конница карачаевцев и балкарцев была весьма маневренной. Лошадь карачаевской породы, небольшого роста, весьма выносливая и приспособленная к условиям скалистой местности составляла основу конных отрядов. Очень высокую оценку этой породе дал в XIX в. В. В.Швецов: "Лошади их (карачаевцев, - Р. X.) считаются из лучших Кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам; шаг их верен и спокоен; вы давши свободу своему коню, можете безбоязненно пройти по такому неприступному пути, где только может уместиться копыто лошади вашей и где ни одна из других пород не может сделать ни одного шага".

Конные отряды были наиболее эффективны в двух случаях: в преследовании неприятельских отрядов (обычно угонявших скот) и военных походах - джортуул (аналог, осет. "балц"). В оборонительных действиях основная роль отводилась стрелкам (мерген) из ружей и лука. Длинноствольные ружья (мылтыкъ) отличались большой дальнобойностью, что, наряду с высоким мастерством стрелков, делало пешие отряды весьма грозным противником для конницы, терявшей в горных теснинах свои главные качества - быстроту и маневренность.

Необходимо отметить, что развитию производства огнестрельного оружия в Карачае и Балкарии способствовали природные ресурсы, богатые железом (темир), свинцом (къоргъашын), серой (кюкюрт), селитрой (отлукъ). Имеющиеся материалы позволяют сделать вывод о наличии в Карачае и Балкарии трех институтов военной организации - народного ополчения (зытчыу аскер) и дружины (мыртазакъ аскер). Есть упоминание о Ирреле Тёре (Тёре воинов или дружинников). Однако, скудость материалов не позволяет нам полностью реконструировать порядок функционирования этого органа, можно лишь предполагать, что на нем решались вопросы, связанные с военной жизнью. Войско у карачаевцев и балкарцев называлось, как по-арабски - аскер, так и по-тюркски - чериу (ср. с турецким "чери" - войско).

Продолжение темы:

  • Народное ополчение
    Ополчение горцев, являвшихся искусными стрелками, и превосходно ориентировавшихся в родной местности, представляло довольно серьезную силу для врага, даже превосходящего по численности.
  • Дружина
    Погранично-караульная служба была одной из основных функций дружинников.
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет