Расширенный поиск
18 Июня  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Ач уят къоймаз.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.

"Краткий очерк скотоводства Кубанской области". Екатеринодар, 1895 год

19.07.2004 0 2717

С.В.Ваганов

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

1. "На скотоводство нельзя смотреть исключительно с промышленной точки зрения, и поэтому поводу нам живо припоминается довольно удачное сравнение профессора Бажанова живого организма с фабрикой: этой фабрикой, т.е. организмом рогатого скота перерабатываются сырые продукты хозяйства: сено, мякина, солома, зерно, разного рода хозяйственного отброса в жир, мясо, кости, кожу, шерсть, молоко и др. ценные произведения". (стр.1)

2. "Обилие прекраснейшей воды Вас просто поражает вместе с отсутствием злейшего врага открытой части Кубанской области - Северо-Восточного ветра избавляет этот уголок от невыносимой летней жары и всеуничтожающих засух, одни лишь вершины седых великанов только напоминают Вам, что там творятся даже и теперь, летом, вьюги и метели. Ездя в горах, нам приходилось с закатом солнца уже надевать теплую одежду. Умеренность климата, обилие воды, отсутствие засух, горы, мешающие людям явиться и сюда с плугом - все это способствует местности этой покрываться прекрасной травой и служить лучшим пастбищем для скота и сенокоса. В июле месяце, когда в степной части назревает вопрос об уборке хлеба, там в горах, лишь только думают приступать к сенокосу. Вот почему более крупные хозяева теперь уже приобрели тысячи десятин горных угодий в области альпийских лугов, с тем, чтобы туда отправлять свой скот, своих овец, спасаться от жары и засухи, а кочующие номады-карачаевцы, издавна там привыкли выращивать свои гурты скота, воспитывать "свою овцу" и лошадей. Никто так не знает горной полосы, как карачаевцы. При всей бедности карачаевцы, обуславливаемой массой причин и между ними порожденной ленью, никто из них все-таки не пожелает оставить свой излюбленный Карачай!" (стр.8-9).

3. "Мы были приятно поражены, увидев типичную горную корову тигровой масти, на одном из приэльбрусских кошей далекого Карачая. Карачаевцы это номады, пастухи Кавказа: они и теперь занимаются лишь только животноводством. Скот, овца и лошадь - все для него. Разводят они свою карачаевскую породу скота, которая безусловно относится к типу горных пород и называется "карачаевской" породой. Типичная масть их была - муро-тигровая, но бывает серая с отмастками, палевая и редко рыжая. Ростом скот невелик, но в комок собранный, с малой, симпатичной, легкой, сухой головою, выразительными глазами, небольшими рогами, совершенно прямой спиной, пропорциональной величины шеей, высоко поставленным хвостом на низких крепких, тонких ногах - с тонкой кожей, а у коров - прекрасно развитое вымя. Вы этот скот можете встретить пасущимся и у подошвы горы, и у какого-либо ручейка, и на вершине недоступной для глаз и у крутой бездны - он всюду отыщет себе пропитание. Карачаевец подчас неделями не знает, где пасется его скот. Скот этот плодовит, относительно молочный; по крайней мере на мой вопрос, много ли эта корова дает молока - ответили: "О, наша корова дает очень много молока" и при этом показали сосуд, в котором, по нашему свободно может вместиться хорошее ведро. Карачаевцы любят молоко и его продукты. Молоко густое, превкусное. Ветиринарный врач Рыжевский засвидетельствовал, что и мясо их скота отличается прекраснейшими вкусовыми качествами, громадный недостаток карачаевского скота - это, что он необыкновенно восприимчив к чуме и погибает почти без остатка" (стр.12-13).

4. "В области господствуют повальные болезни: чума рогатого скота, кровавая моча, ящур и др., к которым только теперь население начинает приучаться смотреть как на бедствие, требующего немедленного уничтожения. Особенное влияние оказала на качественный и количественный упадок скота карачаевцев - чума. Карачаевцы, как мы видели, водят "свой скот", но он необыкновенно восприимчив к чуме, от которой погибает почти без остатка. Карачаевцы узнали, что серый степной скот более устойчив в борьбе с чумной заразой, а потому еще в 1870г. вздумали произвести обмен своего скота на серый скот казаков, кабардинцев, абазинцев и ногайцев. Обмен был крайне убыточен для карачаевцев и, кроме того, обменянный скот не мог разом приспособиться к исключительным местным условиям жизни в Карачае, а потому стал погибать, вырождаться и ко всему этому вместе с обменянным скотом внесена была в Карачай новая зараза, так как мена производилась, к сожалению, именно там, где и существовала чума, которую карачаевцы называют на своем языке "Сарам-алык". Сами карачаевцы мне говорили, что у них скота стало гораздо меньше против даже начала 80 годов и скот их теперь гораздо хуже по своим качествам.

("Краткий очерк скотоводства Кубанской области", Екатеринодар, 1895год)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет