Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.

Поэт заоблочных вершин

20.05.2011 0 2032

Михаил Накохов,
Черкесск

Известный в Карачаево-Черкесии и далеко за её пределами поэт, член Союза писателей и журналистов России, Азрет Акбаев, выражаясь словами Халимат Байрамуковой, принадлежит "к потерянному поколению карачаевского народа". Он родился 13 апреля 1941 года в ауле Верхняя Теберда в семье потомственного животновода. А через два года вместе с матерью, тремя несовершеннолетними братьями и двумя сестрами, как и весь карачаевский народ, был насильственно депортирован в безжизненные районы Средней Азии и Казахстана. По роковому совпадению именно в день выселения народа, 3 ноября 1943 года, в неравном бою с ненавистным врагом в одном из кровопролитных сражений Великой Отечественной войны смертью храбрых погиб отец будущего поэта - Али Акбаев. Об этом Азрет Алиевич узнал спустя полвека, уже будучи депутатом Государственной Думы России первого созыва.

О перенесенной на чужбине жгучей боли расставания с милым заоблачным краем девственных лесов и хрустальных родников, о муках и страданиях, выпавших на нелегкую долю не только карачаевского, но и других репрессированных народов бывшего СССР в середине 40-х годов прошлого века, Азрет Акбаев позже талантливо расскажет в своих трогающих душу и сердце поэмах "Расстрелянные зори" и "Элия".

Ярко и трепетно через все творчество поэта проходит тема Родины, без которой человек, словно орел без крыльев, а вечер - без лазоревого заката. Полагаю, для людей, когда-то терявших родной очаг, это понятие наполнено более осмысленным содержанием:

Край мой родной - Тебердинские дали.
Тропы, взлетевшие под небесами,
Где бы я ни был: "Вернись!" - меня звали
Неодолимой любви голоса…

пишет Азрет Акбаев в стихотворении "Мой милый край" и завершает его на высокой патетической ноте, напрочь лишенной, однако, пафоса:
В какой бы дали свою смерть я не встретил,
Меня погребите среди моих гор.

Сыновья привязанность к земле отцов рождает в поэте неустанную потребность сказать людям о самом главном и сокровенном, что должно ограждать жизнь от разрушения, мракобесия, вторжения в неё варварства и злодейства.

Принадлежа к сонму "судьбы не одолевших, но и себя не давших победить". Азрет Акбаев, пройдя нелегкими жизненными дорогами, зная не понаслышке цену миру и подлинной свободе, пишет в своем стихотворении "Живу одной мечтой" строки, которые по характеру своему иначе как набатно-призывными не назовешь. Отсюда и особая стилистическая риторика:

Я начинаю каждый новый день
С одной мечтой. Она неодолима:
Пускай не будет на земле нигде
Войны -
Ни над горами, ни в долинах.
Пусть снизойдет на землю
Вечный мир.
И голуби над каждым домом кружат.
Пусть навсегда исчезнет
Меж людьми
Потребность объяснять свой взгляд оружьем.

Азрет Акбаев имеет право так писать, так обращаться ко всем живущим рядом, ссылаясь на горький, выстраданный опыт собственной жизни. Более того, за этими словами просматривается четко выраженная гражданская позиция поэта, которая красной нитью проходит через все его многогранное творчество, творчество, обращенное к добру и свету.

Через четырнадцать лет, пережив в свои ранние годы ад геноцида, Азрет Акбаев вместе с родными возвращается на свою малую родину. И здесь, у подножия древних седых гор, застывших в тоскливом одиночестве и ожидании, он впервые возьмет перо в руки, совсем не предполагая, впрочем, что поэзия, стихосложение станут смыслом и образом его жизни, судьбой.

После окончания областной национальной школы-интерната, он поступает в Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, где знакомится и тесно общается со многими будущими известными поэтами и писателями Карачаево-Черкесии - Муссой Батчаевым, Ахматом Кубановым и многими другими. На этот же период приходится его знакомство с выдающейся поэтессой Халимат Байрамуковой, произведениями классиков родной, советской и зарубежной литературы. Разумеется, эти факторы не могли не сказаться на этапе становления молодого поэта, философии его миропонимания и осознания огромной ответственности за слово. Продолжая оттачивать до филигранности свое перо, Акбаев вбирает в орбиту своего внимания и поэтического исследования самые разные темы, аккумулируя в них многообразные аспекты общественной жизни и окружающего мира. Выражает надежды и чаяния людей, открывая им путь к понимаю и осознанию красоты и добра. И подтверждением тому прямые, как исповедь, признания поэта: "Хотел бы странствовать я вечно, чтоб людям доброе нести", "Люблю друзей. Протянут руки, в беде помогут стать сильней", "Но ласковой Родины добрые руки взошли над сиротской моей головой".

- Поэзия, - говорит Азрет Алиевич, - должна согревать сердца людей и быть правдивой. Особенно сегодня, когда мы стали свидетелями размывания многих человеческих ценностей. Когда звон монет затмевает разум, и люди порой забывают, что все в мире преходяще, а вечно только то, что идет от неустанно работающей души, от понимания быстротечности времени. И потому важно успеть сказать и сделать на этой земле что-то очень значимое для поиска и торжества подлинной истины. Не зря ведь мудро заметил в свое время Михаил Пришвин: "Поэзия - это душа подвига, обращающего красоту в добро".

Сегодня народный поэт Карачаево-Черкесии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Азрет Акбаев - автор 12 сборников стихотворений, изданных в разные годы на русском, карачаевском и казахском языках в Москве, Ставрополе, Черкесске, Алма-Ате. Его произведения в переводах известных поэтов России опубликованы в целом ряде центральных художественных журналов, известны и читателям нескольких зарубежных стран. Высокую оценку творчеству нашего известного земляка дали в свое время крупные мастера слова и ученые-литературоведы. В предисловии к сборнику стихотворений А. Акбаева "Элия", изданному в Москве в 2003 году, патриарх кавказской и российской литературы, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и многих зарубежных премий Расул Гамзатов подчеркнул важную составляющую поэтической лаборатории поэта, суть его, если так можно выразиться, художественно-эстетической доктрины: "Дыханье времени, открытие мира, отражение действительности, сопричастность к людской боли, умение сопереживать, любовь ко всему истинному, прекрасному - плоть его творчества… Азрету Акбаеву свойственна художественная афористичность мыслей, точность слова. Стихи поэта - стихи доверительности и душевной открытости".

Рецензируя первый сборник Азрета Акбаева на русском языке "С Россией говорю", известный поэт-переводчик, лауреат Государственной премии СССР Яков Козловский писал: "Душа его широко распахнута навстречу живому миру - людям, которые его окружают, родным заснеженным горам с их величественной природой, зеркальным озерам и чудным лугам, неповторимым по красоте вершинам и лесам. Удивляясь и радуясь, а потом грустя, Акбаев ненавязчиво вводит в этот мир и читателя, помогает ему стать чище, добрее душой. Все это - тема любви к Родине, тема братства наших людей, какой бы национальности они не были".

Среди тех, для кого поэзия Азрета Акбаева стала предметом заслуженного внимания и искреннего отношения к каждому написанному им слову, выведенному образу - Халимат Байрамукова, Роберт Рождественский, Михаил Долинский, Осман Хубиев, Джемаладин Лагучев, Азрет Семенов, Алла Борисова, Геннадий Фатеев, Мусса Батчаев, Виктор Потиевский и многие другие признанные деятели нашей российской литературы.

Огромен вклад Азрета Акбаева в сохранение богатого духовного наследия родного народа. Последние несколько лет вместе с супругой, народной поэтессой Карачаево-Черкесии Фатимой Байрамуковой, он скрупулезно трудился над составлением и изданием уникальной антологии карачаевской поэзии. В книгу вошли произведения 82 поэтов, начиная с конца 17 века до наших дней. Презентация антологии в торжественной обстановке состоялась в Черкесске и стала, бесспорно, большим событием в культурной и литературной жизни нашей республики.

Далеко не все в республике знают, что более 150 стихотворений Азрета Акбаева стали песнями. А музыку к ним написали и пишут как профессиональные, так и самодеятельные композиторы, обнаруживая в каждом стихотворении неповторимую гармонию мелодики и ритмичности пропущенных через капилляры сердца слов, трогающих своей задушевностью и простотой. Песни на стихи Азрета Акбаева давно вошли в постоянный репертуар популярных вокальных коллективов и широко известных исполнителей Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ставрополья…

На протяжении своей жизни, богатой событиями и знаменательными встречами, Азрет Акбаев удачно совмещал поэтическое творчество с активной общественной деятельностью. Избирался вторым и первым секретарем Урупского райкома ВЛКСМ, многие годы успешно трудился в органах власти республики, в сферах образования, культуры, средств массовой информации. Возглавлял республиканский фонд культуры, деятельность которого во многом способствовала возрождению и дальнейшему развитию уникальных духовных традиций многонациональных народов Карачаево-Черкесии. Не раз встречался с гордостью интеллектуального мира России - академиком Д.С. Лихачевым, возглавлявшим в те годы Российский фонд культуры.

Несомненно, поворотным этапом в жизни А. Акбаева стал 1993 год. На выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания России первого созыва при мощной поддержке творческой интеллигенции и всего населения республики Азрет Алиевич Акбаев одержал убедительную победу и стал первым от Карачаево-Черкесии депутатом нижней палаты парламента Российской Федерации. С первого дня своей напряженной депутатской деятельности он активно выступает на пленарных заседаниях с инициативой по разработке и принятию ряда важнейших федеральных законов. В частности, "О защите русского языка", "О сохранении и развитии родных языков малых народов", "О культурных ценностях, перемещенных в результате Второй мировой войны", "Об основах правового статуса коренных малочисленных народов России", "О реабилитации жертв политических репрессий" и других. Акбаев оказался единственным депутатом, который добился принятия постановления по увековечению в полном объеме творческого наследия великого русского поэта А.С. Есенина. Выступал по урегулированию осетино-ингушского конфликта, предупреждению эскалации напряженности в Чеченской республике, являлся руководителем российской парламентской группы по связям с парламентами Казахстана и Кыргызстана и членом Международной Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического Совета. В составе официальных парламентских делегаций посетил США, Турцию, Израиль, Египет, Тунис, Ливию, Сирию, Кувейт, принимая участие в ответственных переговорах с представителями органов законодательной власти этих стран.

Насыщенная законотворческая деятельность не помешала Азрету Алиевичу успешно завершить в эти годы обучение в Российской Академии государственной службы, окончить при этом же вузе аспирантуру и вскоре блестяще защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специалистам этой отрасли хорошо известны монографии и отдельные статьи Акбаева по проблемам осуществления прав граждан Российской Федерации на образование, совершенствования законодательства РФ о праве на образование и т.д.

Продолжительное время Азрет Алиевич являлся членом Комитета по образованию и науки Государственной Думы и заместителем председателя комитета по делам национальностей Госдумы первого созыва, одновременно исполняя обязанности секретаря правления Союза писателей России. Все годы плодотворной и напряженной жизни в столице были тесно и неразрывно связаны с родным краем - Карачаево-Черкесией. Оставаясь певцом заоблачных вершин, он прилагает максимум усилий для улучшения социально-экономического и культурного развития республики, принятия важнейших документов, непосредственно влияющих на повышение уровня благосостояния его земляков.

Государственный и общественный деятель, ученый-юрист, поэт и журналист, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный деятель искусств России, народный поэт Карачаево-Черкесии, обладатель целого ряда престижных и авторитетных премий в области литературы и общественной деятельности, удостоенный медали А.С. Пушкина - таков далеко не полный потрет Азрета Алиевича Акбаева. Человека, продолжающего беззаветно служить людям и всей своей жизненной сутью соответствовать высшему кодексу чести, совести, разума, человечности и доброты.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет